В пятилетнем возрасте Владик Пази побывал в Мариинском театре на опере "Руслан и Людмила". Зрелище так потрясло его, что он решил обязательно стать оперным певцом. Но петь он так и не научился, хотя вся его жизнь была связана с театром, где он ставил, в том числе, и музыкальные спектакли.
Владислав Пази родился в Ленинграде семнадцатого марта 1945 года в еврейской семье выходца из белорусского местечка обувщика Дов-Бера Нохемовича Пази и его жены Рахили Ефимовны. К слову, его прадедушка по материнской линии в девятнадцатом веке отслужил двадцать пять лет в русской армии, за что был удостоен права жить в столице.
Слава рано лишился отца и его воспитанием занимался, в основном, старший брат Юрий. Юра любил спорт, пытался приобщить к этому и младшего брата, после чего, как признавался сам Владислав, спорт он люто возненавидел. Семья жила на улице Красной связи (сейчас Виленский переулок), его дядя был администратором в театре Балтийского флота, а затем директором театра Дворца культуры имени Первой пятилетки, и Пази с братом часто ходили на спектакли, которые там проходили. Владислав пристрастился к актёрской игре и стал заниматься в Доме пионеров Смольнинского района, где театральный кружок вёл выпускник Школы-студии МХАТ Владимир Поболь, уже сыгравший к тому времени в популярном фильме "Высота".
Детство в послевоенном Ленинграде не было лёгким, но мечты о театре, сцене не покидали Владислава. Да ещё их театральная студия, где Поболь поставил "Золушку", прошёл во второй тур конкурса, который проводили педагоги театрального института. Но Поболь, что-то, видимо, разглядел в Пази и посоветовал тому поступать не на актёрский, а на режиссёрский факультет. И Владислав стал студентом Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК, сейчас Российский государственный институт сценических искусств).
Впрочем, уже после первого курса учёбу пришлось прервать - Пази призвали в армию. Он служил в войсках правительственной связи, но о театре не забывал. Именно в армии состоялся его режиссёрский дебют - он поставил спектакль-капустник, который назвал "Тысяча и один понт". В этом спектакле актёры с большим удовольствие прошлись по своим начальникам, а итогом стало то, что уже подготовленный приказ о присвоении Пази звания сержанта был заменён на ссылку на должность библиотекаря.
Это не сильно расстроило Владислава - за два года службы среди книг он прочёл множество произведений, в том числе, и пьес, которые потом ставил на сценах театров, где ему довелось работать.
После демобилизации он снова поступил в ЛГИТМиК, где его педагогом был известный режиссёр Мар Сулимов, а стажировался он у великого Товстоногова. Но после окончания ЛГИТМиКа решил, что ему необходимо набраться опыта и уехал в провинцию. Об этом решении он никогда не жалел и даже как-то сказал:
если жизнь интересна, наполнена событиями, что ж страшного в провинции?
Владислав Пази ставил спектакли на сценах театров Омска и Петрозаводска, Мурманска и Северодвинска, Таллина и Киева. Порой за сезон он ставил по четыре-пять спектаклей. А когда в начале семидесятых Пази оказался на должности главного режиссёра во Владимирском театре драмы, он познакомился здесь с актрисой Лидией Ледяйкиной, ставшей любовью всей его жизни. Режиссёр вспоминал:
Она участвовала в первом же моём спектакле по пьесе Розова "Ситуация". Меня сразу предупредили: девушка с характером, лучше не связываться. Но мне так не показалось, наоборот, работала актриса с большим энтузиазмом. Потом сыграла в одной сказке, уже главную роль. Остальное сложилось исторически...
Во Владимире Пази работал до начала восьмидесятых, когда его пригласил в Русский театр драмы имени Крупской (сейчас имени Айтматова) сокурсник Александр Бируля. Театр находился в столице Киргизии, которая в те времена называлась Фрунзе. Художественного руководителя у театра не было, как не было и зрителя. Вот этот театр и возглавил Владислав Пази. В итоге театр стал одним из самых популярных в СССР:
Мы добились, что зал был набит битком. Я там поставил три едва ли не лучших спектакля в жизни. После чего меня оттуда... выгнали, вслед за Сашей. Там началась "революция": артисты ходили по начальству с требованием меня вернуть, общественность писала в "Литературную газету". Но в конце концов пришлось уехать. И только когда началась перестройка и стало модно избирать руководителей коллективом, меня выбрала сама труппа.
К слову, когда Пази приехал в столицу Киргизии, он никак не мог понять, почему драматический театр носит имя Надежды Крупской? Ведь жена Ленина не имела абсолютно никакого отношения к театральной жизни - она даже в театр практически никогда не ходила. А когда Пази начал выяснять, то узнал забавную историю. Оказывается, в тридцатые годы во Фрунзе создали педагогический институт - специально для женщин Востока. Тогда же, в 1935 году, был образован и Русский театр. Поначалу ни институт, ни театр не носили ничьих имён. В Москве решили, что это непорядок и прислали директиву: институту присвоить имя Крупской (что, в общем, логично - к педагогике подруга вождя всё же имела отношение), а театру — имя Маяковского. Но на каком-то этапе возникла путаница, результатом которой стало то, что пединститут полвека носил имя Маяковского, а театр - Крупской.
Из Бишкека (так стала называться столица Киргизии) Пази вернулся в Ленинград в 1993 году. Он не собирался уезжать из Средней Азии, его вполне устраивало то, что он мог в Северной столице ставить спектакли, как приглашённый режиссёр. И в начале девяностых он поставил в Драматическом театре имени Комиссаржевской "Даму с камелиями":
Премьера должна была состояться через месяц. Из Бишкека надо было ехать в Алма-Ату на автобусе, оттуда лететь в Москву, потом в Ленинград. На горном перевале, через который лежал наш путь, случилась авария, пришлось долго ждать. Потом утомительный перелёт. В Москве почувствовал себя плохо: думал, что простудился, болела грудь, оказалось - инфаркт. Когда меня привезли в больницу, я только спрашивал, смогу ли через неделю быть в Питере, репетировать.
Врачи запретили Пази возвращаться в жаркую Киргизию - для его сердца среднеазиатский климат был убийственным. Он остался в Петербурге - работал сначала всё в той же Комиссаржевке, а через три года он стал директором, а потом и художественным руководителем Санкт-Петербургского академического театра имени Ленсовета. Тогдашний худрук Театра имени Ленсовета Игорь Владимиров к моменту прихода Пази уже был серьёзно болен, да и сам театр переживал кризис. Но просто убрать Владимирова никто не решался, хотя тот часто лежал в больнице. И для Пази придумали должность - "директор с правами главного режиссера на время отсутствия художественного руководителя". Так продолжалось не меньше полугода. Владимиров не видел спектаклей Пази, а скоро и вовсе перестал приходить в театр:
Он не давал мне никаких напутствий, завещаний. Его последнее появление в театре было лучше любых слов. Спектаклем "Любовь до гроба" закрывался сезон. Владимиров пришел больной и усталый. В конце спектакля он появился на сцене. Мы все обмерли: у него была болезнь, связанная с сосудами мозга, он мог заговориться. И вдруг он фантастически преобразился - молодой, лёгкий, невероятное обаяние. Около получаса разговаривал с публикой, блистательно шутил, представлял артистов на сцене, говорил о спектакле, о любви - словом, был просто неотразим. Зрители были в восторге! Вот так он завещал нам замечательную театральную элегантность, веселье, изысканный способ общения с публикой.
Возглавив Театр имени Ленсовета, Пази удалось вывести его из того кризиса, в котором театр находился несколько лет. Он смог даже вернуть Алису Фрейндлих, которая ушла в БДТ при Владимирове. И пусть возвращение Фрейндлих было довольно символическим - она играла лишь один спектакль в два месяца, но какой это был спектакль... На моноспектакль "Оскар и Розовая Дама", в котором была занята Фрейндлих, играющая сиделку-волонтера детской больницы и умирающего мальчика Оскара, билетов достать было практически невозможно. Кстати, сам Владислав Пази смотрел этот спектакль всегда, пропустив лишь однажды. Просто потому, что его в тот день не было в Петербурге. Кстати, Фрейндлих за этот спектакль в 2006 году получила Национальную театральную премию "Золотая маска".
Но, конечно же, успех новому Театру имени Ленсовета принесла не только Алиса Бруновна. Именно при Владиславе Пази в театре появились популярные сейчас актёры, как Михаил Пореченков, Андрей Зибров, Семён Стругачёв, Константин Хабенский, Анна Ковальчук, Михаил Трухин, Ирина Основина. Сам Пази был удостоен двух высших театральных премий Санкт-Петербурга "Золотой софит" - в 1995 году в категории "Лучший режиссёр драматических театров" за постановку спектакля "Самоубийство влюбленных на Острове небесных сетей" в Театре имени Комиссаржевской, а через десять лет и за спектакль "Оскар и Розовая Дама". Кстати, некоторым образом исполнилась и его детская мечта об опере - в содружестве в Валерием Гергиевым он поставил в Мариинском театре оперу Сергея Прокофьева "Обручение в монастыре". А когда Мариинка гастролировала за рубежом, то успех этой постановки был таков, что Пази был приглашён воплотить её и на сцене Оперного театра Сан-Франциско. Впрочем, это не единственная поставленная им опера. Так, к 300-летию Петербурга в Театре имени Ленсовета он поставил по мотивам романа Достоевского "Униженные и оскорблённые" спектакль "Владимирская площадь" в жанре, как он сам назвал, "оперы для драматического театра" на музыку Александра Журбина. А потом повторил постановку в Пермском драмтеатре.
Кстати, в Киргизии Пази жил в одном доме с Аскаром Акаевым, который тогда был академиком, а не президентом. Но когда Акаев, уже будучи главой Киргизии, как-то приехал в Петербург и решил отметить свой день рождения, то он вспомнил и своего друга и пригласил Владислава Пази в Константиновский дворец на приём, где собралась творческая и научная интеллигенция. У него вообще было очень много друзей.
Владислав Пази был полон творческих планов. Он вёл актёрский курс в Санкт-Петербургской Академии театрального искусства, преподавал в Гуманитарном университете профсоюзов, работал на разных сценических площадках. В мае 2006-го он поехал в Болгарию, где в Софийском театре "Слеза и смех" ставил спектакль "Игрок" по Достоевскому. Тринадцатого мая он позвонил жене в Петербург, чтобы поздравить её с днём рождения. А потом прилёг отдохнуть. И не проснулся. Сердце... В руках он держал томик Достоевского.
Он был похоронен на Литераторских мостках Волковского православного кладбища. На его могиле через год после смерти был открыт памятник работы петербургского дизайнера Сергея Вепрева.
Бог создал небо, голубую даль, но превзошел себя, создав печаль.
Омар Хайям
На кладбищах Петербурга похоронено много наших выдающихся соотечественников. Это актёры, музыканты, писатели, режиссёры, композиторы, художники...
На Южном кладбище похоронены актёры Алексей Смирнов - механик Макарыч из фильма "В бой идут одни "старики"", Николай Годовиков - Петруха из "Белого солнца пустыни" и выдающийся бард Юрий Кукин - автор бессмертного "А я еду за туманом", лучший барабанщик Ленинградского рок-клуба Александр Кондрашкин.
На Литераторских мостках Волковского православного кладбища упокоились выдающиеся советские и российские актёры: Николай Симонов, Бруно Фрейндлих, незабываемый Холстомер - Евгений Лебедев, Василий Меркурьев, Николай Трофимов, Константин Скоробогатов, Владислав Стржельчик, командир счастливой "Щуки" Пётр Вельяминов, незабвенный Хоботов - Анатолий Равикович, Андрей и Юрий Толубеевы, Ефим Копелян, Людмила Макарова, Александр Борисов - Кошачий Барин из фильма "Верные друзья", Нина Мамаева, Иван Дмитриев, Игорь Горбачёв, Анатолий Королькевич, поэтесса, голос блокадного Ленинграда Ольга Берггольц, поэт Александр Блок, композиторы Андрей Петров, Исаак Шварц, оперная певица Галина Ковалёва, певцы Николай Охотников, Борис Штоколов, пианист и шахматный гроссмейстер Марк Тайманов, балерина Алла Шелест, дирижёр Мариинского театра Виктор Федотов, поэт Всеволод Рождественский, режиссёр Рубен Агамирзян, кинорежиссёр, основатель "ленинградской школы кино" Григорий Козинцев. Здесь же похоронены мать и сёстры Владимира Ульянова (Ленина) - Мария Александровна, Ольга и Анна, вдова Сергея Кирова Мария Маркус-Кирова.
На кладбище в поселке Комарово похоронены актёры Андрей Краско, Алексей Девотченко, Никита Михайловский - Ромка из "Вам и не снилось", мама Ивана Урганта Валерия Киселёва, дядя Михаила Боярского артист Николай Боярский, Лидия Штыкан, Аркадий Шалолашвили, Нина Ургант, Владимир Гайдаров, Виктор Михайлов, композиторы Вениамин Баснер, Виктор Резников, Олег Каравайчук, Сергей Курёхин, писатели Виктор Голявкин, Вера Панова, Тамара Петкевич, Даниил Гранин, Вера Кетлинская, Виктор Курочкин, Юрий Рытхэу, Глеб Горышин, фантаст Иван Ефремов, великая Анна Ахматова, драматург и сценарист Александр Володин, кинорежиссёры Иосиф Хейфиц, Виктор Аристов, Аян Шахмалиева, Виктор Трегубович, Илья Авербах, Виктор Титов, художник-постановщик Семён Мандель, знаменитый диктор Ленинградского телевидения Михаил Быков, писатель, журналист и "Рок-дилетант" Александр Житинский, популярная эстрадная певица Мария Пахоменко, основательница группы "Atlantida Project" певица Саша Соколова, нобелевский лауреат Жорес Алфёров, академик Наталья Бехтерева, продюсер, придумавший "Ментов", Александр Капица, театровед и писатель Евгений Калмановский, балерины Инна Зубковская, Татьяна Вечеслова, театральные режиссёры Арсений Сагальчик, Давид Карасик, Зиновий Корогодский.
На Смоленском православном кладбище лежат актрисы Анна Самохина, Светлана Карпинская, режиссёры Алексей Балабанов, Валерий Огородников, эстрадные исполнители Людмила Сенчина, Бен Бенцианов и Эдуард Хиль, актёры Станислав Ландграф, Алексей Федотов, Виктор Костецкий, писатель-маринист Виктор Конецкий, основоположник российского футбола Георгий Дюперрон, олимпийский чемпион Геннадий Шатков, художник Владислав Мамышев-Монро, кинодокументалист Александр Якубовский, участник программы "Контрольная для взрослых" Илья Кочоров, самый известный фанат рок-группы "Алиса" Дмитрий Козырев ("Окорок"), барабанщик культовой группы "Кино" Георгий Гурьянов, загадочный Дедушка Петербургский, родители когда-то второго человека в СССР Алексея Косыгина. На этом кладбище установлен кенотаф в память о бас-гитаристе группы "Аквариум" Михаиле Файнштейне (Васильеве), прах которого, согласно его завещания, был развеян над Невой. И конечно же нельзя не сказать, что именно на этом кладбище упокоилась Ксения Петербургская - святая покровительница нашего города.
Серафимовское кладбище стало последним пристанищем для актёров Игоря Дмитриева, Михаила Светина, Павла и Петра Кадочниковых, Александра Демьяненко, Гликерии Богдановой-Чесноковой, Александра Хочинского, Антонины Шурановой, Николая Крюкова, Виктора Смирнова, Константина Адашевского, Валерия Матвеева, Ольги Лебзак, Валентины Кибардиной, выдающегося конферансье Григория Баскина, знаменитого артиста балета Юрия Соловьёва. Здесь же лежат великий русский художник Павел Филонов, многолетний настоятель храма Серафима Саровского отец Василий Ермаков, родители нынешнего президента России Владимира Путина. На этом кладбище похоронены кумир питерских футбольных болельщиков Владимир Казачёнок, выдающийся нападающий Лев Бурчалкин, один из лучших советских инсайдов Евгений Елисеев, легендарный игрок сборной СССР по хоккею Геннадий Цыганков, первый российский олимпийский чемпион Николай Панин-Коломенкин, спортивный комментатор Виктор Набутов, педагог Виктор Сорока-Росинский (тот самый Викниксор из Республики ШКИД), создатель самолётов "МиГ" авиаконструктор Михаил Гуревич, музыкант Юрий Морозов.
На Большеохтинском упокоилась клоунесса Ирина Асмус - Ириска из "АБВГДейки", основатель группы "Алиса" Святослав Задерий, писатель, автор "Республики ШКИД" Леонид Пантелеев, актёр и режиссёр Игорь Владимиров, актёр Константин Григорьев, актриса Зинаида Шарко.
А на Северном кладбище Санкт-Петербурга похоронены актёры Павел Луспекаев - таможенник Верещагин из "Белого солнца пустыни" и Сергей Филиппов - незабываемый Киса Воробьянинов из "Двенадцати стульев", великий баскетбольный тренер Владимир Кондрашин и баскетболист Александр Белов, принесший Советскому Союзу первое олимпийское золото в этом виде спорта, писательница Антонина Голубева, кинорежиссёр Игорь Масленников, исполнитель романсов Валерий Агафонов.
Киновеевское кладбище стало последним домом для актёра Александра Кавалерова.
На Богословском лежат актёры Кирилл Лавров, Роман Громадский, поэт и писатель Анатолий Мариенгоф и его жена - актриса Анна Никритина, драматург-сказочник Евгений Шварц, режиссёр Александр Рогожкин, поэт Глеб Горбовский. Здесь же похоронены лидер группы "Кино" Виктор Цой и его жена Марьяна, рок-музыканты Наталья Пивоварова ("Колибри"), Михаил Горшенёв "Горшок" ("Король и шут"), Александр Аксёнов "Рикошет" ("Объект насмешек"), Сергей Богаев ("Облачный край"), великий дирижёр Евгений Мравинский, умершая совсем молодой певица Лидия Клемент, знаменитый пародист Виктор Чистяков, писатель Виталий Бианки, талантливейший хоккейный вратарь Евгений Белошейкин, герой Советского Союза, личный враг Адольфа Гитлера Александр Маринеско, двукратная олимпийская чемпионка Елена Шушунова.
На кладбище Памяти жертв 9-го января похоронены актёры Галина Короткевич, умершая за две недели до своего столетия, Виктор Перевалов, Владимир Границын.
На Волковском православном кладбище нашли своё упокоение режиссёры Борис Понизовский, Сандро Товстоногов, поэтесса Серебряного века Ирина Одоевцева, основатель группы "Зоопарк" Майк Науменко, флейтист группы "Аквариум" Андрей "Дюша" Романов, аккордеонист этой же группы Сергей Щураков, жена рок-музыканта Юрия Шевчука Эльмира, актёры Сергей Бехтерев, Василий Корзун, Дмитрий Барков, Станислав Соколов, Тамара Алёшина.
На Казанском кладбище в Пушкине похоронили актёров Илью Олейникова, Михаила Волкова, писателя-фантаста Александра Беляева, писательницу Ольгу Форш.
На Ковалёвском кладбище нашёл свой покой рок-музыкант и поэт Александр Башлачёв.
На Шуваловском кладбище похоронен выдающийся писатель-постмодернист Андрей Битов.
На Новодевичьем лежат актёр Александр Анисимов, художник Михаил Врубель, родители жены Ленина Надежды Константиновны Крупской - Константин Игнатьевич и Елизавета Васильевна.
На кладбище в Зеленогорске был захоронен прах популярного певца Сергея Захарова.
На кладбище Крематория похоронили Короля подпольной песни СССР Аркадия Северного. Здесь захоронен прах Андрея Панова (Свина) - основателя панк-рока в нашей стране.
На Никольском кладбище Александро-Невской лавры упокоился художник и скульптор Михаил Микешин - автор памятника "Тысячелетие России" и многих других работ. Здесь же похоронен сын Анны Ахматовой и Николая Гумилёва историк, философ и поэт Лев Гумилёв, выдающаяся эстрадная певица Анастасия Вяльцева, бывший первый вице-премьер, которого прочили в президенты после Ельцина - Николай Аксёненко, один из первых российских лётчиков-испытателей Сергей Уточкин, депутат Госдумы России Галина Старовойтова, первый мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак, выдающийся хирург Фёдор Углов, великий волейбольный тренер Вячеслав Платонов.
В Некрополе мастеров искусств похоронены режиссёр Георгий Товстоногов, актёр Николай Черкасов.
К слову, все имена, выделенные цветом, - это активные ссылки, и вы можете перейти по ним, если будет интересно прочитать об этих великих людях.
Если вам понравился материал - поставьте, пожалуйста, "лайк". Вам это ничего не стоит, а канал вы, тем самым, поддержите. Буду рад, если вы захотите высказать своё мнение о материале, не стесняйтесь - комментируйте, благодарите (если считаете нужным), критикуйте. Возможно, в материале что-то упущено и вы знаете какие-то неизвестные детали - пожалуйста, дополняйте. Каждое ваше слово, каждый отзыв чрезвычайно важен для того, чтобы канал оставался на плаву в наше сложное время.
А лучше всего - подписывайтесь на канал "Вдоль по Питерской". Пишите, о ком вы хотели бы прочитать на этом канале. Буду всем благодарен. И ещё - почему-то на Дзене стала действовать автоматическая ОТПИСКА от каналов. Поэтому проверяйте, пожалуйста, остаётесь ли вы подписаны на канал.
Кстати, так как надо шагать в ногу с прогрессом (и не совсем понятно, что дальше будет с Дзеном), я завёл свой Телеграм-канал. Пока буду в нём дублировать материалы Дзена, но в дальнейшем планирую постепенно переходить на Телеграм. Так что, если не хотите меня потерять, подписывайтесь в Телеграме, пройдя по этой ссылке - https://t.me/+BysOkwa6-ksyMjZi