Известная советская писательница, автор множества романов, повестей и рассказов, журналист, сценарист и драматург Вера Панова окончила всего два класса гимназии и сама себя называла самоучкой. Собственно, ещё до гимназии Вера полюбила читать. Так, географию она изучала по книге Ивана Гончарова "Фрегат "Паллада"", а историю России - по романам Михаила Загоскина. И ещё в детстве она решила, что будет писателем.
Отец Веры, Фёдор Иванович Панов, происходил из знатной купеческой семьи. Правда, семья эта была практически разорившейся - бабка Веры Фёдоровны Александра после смерти мужа спустила всё состояние, и в наследство отцу будущей писательницы ничего не досталось. Впрочем, Фёдор успел получить хорошее образование - он окончил в Москве академию коммерческих наук, знал три языка, был хорош собой. Его семья - мать и сёстры - полагала, что удачная женитьба Фёдора поможет всем им решить финансовые проблемы, благо как раз в это время у ростовского коммерсанта Великанова подросла дочь. Но сердце Фёдора было занято скромной дочерью учительницы музыки гимназисткой по имени Вера. На ней он и женился, чего родные ни ему, ни его жене так и не простили.
А Фёдор так любил свою жену, что в честь неё назвал и свою дочь, сказав при этом, что сколько бы у него ни рождалось дочерей, он всех будет называть "Верами". Кстати, такое же имя получила и его яхта. Но она же стала и косвенной причиной его гибели - Фёдор утонул, не сумев выплыть, когда яхта перевернулась. С его гибелью связана мистическая история - по воспоминаниям Веры Пановой, её отцу за несколько лет до этого, ещё когда Фёдор учился в Москве, цыганка нагадала, что он умрёт в день своего тридцатилетия. И накануне своего дня рождения он со смехом вспомнил об этом предсказании. А на следующий день, посадив на яхту в качестве пассажиров двух человек - больного старичка и не умеющего плавать мальчика - он отошёл от причала. На середине Дона яхта перевернулась. Пассажиров спасли, а отлично плавающего отца Веры - нет. Через день его тело прибило к берегу, и вскрытие показало, что умер он от разрыва сердца...
Для её матери, оставшейся без мужа, когда дочери едва исполнилось пять лет, а на руках был ещё и годовалый сын Леонид, наступили тяжёлые времена. Мизерной пенсии, назначенной детям банком, в котором работал Фёдор, на жизнь не хватало. Жившая с ними вместе бабушка Веры стала давать уроки музыки, а самой матери с трудом удалось устроиться на работу в компанию по продаже парфюмерии и фармацевтических препаратов.
Но несмотря на все эти трудности, мать Веры во что бы то ни стало стремилась дать дочери хорошее образование. В 1915 году Вера начала учиться в одной из самых престижных частных гимназий Ростова-на-Дону - гимназии Любимова, но через два года начались революционные события, денег в семье не стало вовсе, и Вере пришлось бросить учёбу:
Снова водворилась дома, чтобы вольно читать, что хочу, сочинять дурацкие девчоночьи стишата и заниматься то тем, то сем, всегда, в сущности, мало продуктивным – то побренчать гаммы на рояле, то почистить в кухне морковку, делая вид, что помогаю няне готовить, то полить цветы на подоконниках.
Впрочем, она уже знала больше, чем все её более старшие подруги по гимназии. Да и теперь уже ничто не отвлекало Веру от любимого занятия - чтения. А ещё она начала сама сочинять. Сначала небольшие и наивные рассказы и стихи, а с окончательным установлением в Ростове советской власти в 1920 году пятнадцатилетней Пановой предложили работу в газете "Трудовой Дон". Правда, ей было предложено писать не под своей фамилией, а выбрать себе псевдоним. И она стала подписывать свои материалы фамилией Вельтман.
В 1925 году она вышла замуж за ответственного секретаря редакции Арсения Старосельского.
В те годы не было принято играть свадьбы, но в семье Арсения этой новомодной традиции не придерживались. Это действо так понравилось другу мужа Пановой Эммануилу Кранцбергу, что тот решил повторить его и в своей семье. Он привёл Веру к себе домой и представил её как жену своим родителям. И снова накрыли стол и поздравляли молодых. Панова писала позже:
Они не знали, что мы прежде всего идиоты, а потом молодые.
И Вере, и Арсению было по двадцать лет, но муж, считавший себя "железным коммунистом", сразу же начал перевоспитывать молодую жену. Он хотел, чтобы Вера стала просвещённой марксисткой и атеисткой. По его настоянию она читала вслух "Капитал" Маркса, а сам разъяснял то, что для неё было непонятно. Вера часто плакала от жалости к себе. Жалела она и Арсения, которому досталась такая несознательная жена. В общем, брак этот не мог просуществовать долго, и через три года супруги расстались, несмотря на то, что у них тому времени родилась дочь Наталья.
Впрочем Вера недолго оставалась одна. Практически сразу она вышла замуж за друга Арсения, спецкора газеты "Комсомольская правда" по Ростовской области Бориса Вахтина. А если уж быть совсем откровенным, то, скорее всего, Панова просто ушла к нему от своего первого мужа. И, наверное, на то были причины, помимо вышеназванных. Так, однажды у Пановой случился сильнейший приступ аппендицита, и она попала в больницу. Там она фактически умирала, но муж её даже не навестил. К слову, уникальную операцию ей провел уникальный же хирург Николай Богораз, фактически вытащив Панову с того света. О Богоразе можно написать роман, я же ограничусь лишь тем фактом, что хирургические операции он делал, не имея обеих ног. Он их потерял, сорвавшись с подножки трамвая. Такой вот вариант Маресьева в медицине. К слову, ампутацией собственных ног он руководил лично, лёжа под ножом. А операция, которую он провёл Пановой, вошла в историю медицины. А после того, как она благополучно завершилась, первым в больницу пришел Борис. И когда он сказал ей не "Товарищ Панова", а "Деточка моя", Вера поняла, что это судьба:
комната светлела, когда в неё входил этот очень высокий человек с парадоксальной смесью скандинавских и монгольских черт лица.
Но и с ним семейное счастье было недолгим - в конце 1934 года Бориса обвинили в принадлежности к "Ленинградской оппозиции", уволили с работы, а вскоре и арестовали. С работы выгнали и Панову - она в то время была журналистом в газете "Ленинские внучата". Вахтина весной 1935 года судили, дали ему десять лет лагерей и отправили на Соловки.
Через полтора года, в сентябре 1936-го, ей удалось добиться свидания с мужем. Она приехала в городок Кемь, где находилось управление Белбалтканала. Это свидание с Борисом стало их последней встречей. Расставаясь, она перекрестила ему лоб, и Борис Вахтин всегда в своих письмах ей вспоминал об этом.
Вскоре Панова получила извещение о том, что её мужа осудили вторично, и он переведён в другой лагерь. На самом деле, 15 марта 1938 года Борис Вахтин был расстрелян на полигоне Коммунарка в Подмосковье.
Борис Вахтин был реабилитирован через двадцать лет, о чём Панова тоже получила извещение:
Ведь в той бумажонке, которую они мне, в конце концов, швырнули и которая называется реабилитацией, они признались, что ни в чем ты не был виноват. И ты знаешь, что для меня это, пожалуй, самое горькое в моем горьком горе – это лёгкость, это безразличие, с каким они сознались.
Тогда же, в тридцать восьмом, Панова, получив извещение о повторном судебном процессе в отношении Вахтина, не стала дожидаться собственного ареста и уехала к родственникам мужа в деревню Шишаки Полтавской области. Вместе с ней уехали дети (у них с Вахтиным родилось двое сыновей) и её пожилая мать.
А ещё через год, после расстрела Ежова, когда репрессии временно немного ослабели, Панова решила поучаствовать в литературном конкурсе на лучшую пьесу для колхозного театра, объявление о котором она увидела в харьковской газете. К её удивлению, пьеса "Илья Косогор", которую она написала, заняла первое место в этом конкурсе. Панова даже получила за неё денежную премию - семь тысяч рублей, что было совсем не лишним в её бедственном положении.
Практически сразу же по окончании первого конкурса она приняла участие в следующем, уже всесоюзном, и сочинила пьесу "Старая Москва", которая вызвала уже профессиональный интерес у именитых режиссёров. Юрий Завадский в Театре имени Московского областного совета профессиональных союзов (сейчас театр имени Моссовета) даже начал репетировать, но тут пьесу "перехватил" известный ленинградский режиссёр, худрук Пушкинского театра Леонид Вивьен. Он пригласил Панову в Ленинград, правда, ей, как жене врага народа, в самом городе жить было запрещено, поэтому она поселилась в Пушкине. Там её и застала война.
В начале лета сорок первого года Вера Фёдоровна отправила сыновей всё в те же Шишаки, к родственникам. А когда немцы уже подходили к Ленинграду, сама хотела добраться до Полтавщины. Но не успела - немцы прорвали линию фронта и заняли Пушкин. Лишь случайно Панова смогла затесаться в ряды прибалтийцев и вместе с дочерью уехала в Нарву, где ей пришлось жить вместе с советским военнопленными и другими беженцами в помещении бывшей синагоги. А уже оттуда пешком они добрались до Полтавщины.
Здесь им пришлось пережить все ужасы оккупации. Она писала своей приятельнице, детскому драматургу Александре Бруштейн:
Всё видела своими глазами, написать есть о чём. Наш район выжжен, много людей перебито. В некоторых пунктах немцы жгли людей живьём, давили танками, травили газами. Мы – почти всё село – бежали в лес и жили там до прихода наших. Ну, это всё потом. Наши пришли 22 сентября, а сегодня у нас начала работать почта, и я спешу написать всем.
Тогда же Наталья попыталась связаться со своим отцом, который был в эвакуации в Молотове (сейчас Пермь). Как это ни удивительно, ей это удалось и Арсений Старосельский смог сделать им всем вызов на Урал.
Панова в эвакуации продолжала много писать. Ещё в Шишаках она начала пьесу о военнопленных, с которыми её свела судьба в нарвской синагоге. К слову, когда в середине 60-х пьесу " Метелица" (название напоминало о песне "Вдоль по улице метелица метёт...", которую пели хором находящиеся там беженцы и пленные) показали по телевидению, ей прислал письмо один из тех узников, который сумел выжить.
Тогда же она по заданию редакции, в которую ей удалось при помощи Старосельского устроиться, четыре месяца проработала в военно-санитарном поезде. На нём Панова совершила несколько рейсов на фронт. Результатом этой командировки стала повесть "Спутники", по праву считающейся лучшим произведением Веры Пановой. Повесть вышла в свет в 1946 году, была удостоена Сталинской премии первой степени, а впоследствии была неоднократно экранизирована. Первый фильм по этой повести был снят режиссёром Искандером Хамраевым под названием "Поезд милосердия" в 1964 году.
Когда повесть "Спутники" готовилась к публикации в журнале "Знамя", Вера Панова познакомилась с попавшим в уральский госпиталь поэтом. Он был ранен на Ленинградском фронте, и в нём Панова нашла родственную себе душу. Третьим, и последним, мужем Веры Пановой стал поэт Давид Яковлевич Рывкин, больше известный под псевдонимом Давид Дар. Кстати, после его женитьбы на Пановой по Ленинграду стала гулять беззлобная эпиграмма:
Хорошо быть Даром -
получаешь даром
каждый год по новой
повести Пановой.
В 1947 году вышел в свет ещё один роман Пановой - "Кружилиха" - за который писательница также получила Сталинскую премию, Правда, второй степени. К этому времени Панова уже вернулась в Ленинград - они с Даром жили в его крохотной квартирке на улице Моисеенко. Там ею было сочинила множество романов, повестей и рассказов, многие из которых были экранизированы. Вообще, Пановой было написано 6 романов, 6 повестей, 12 пьес и 10 сценариев, но наибольшую известность ей принесла небольшая повесть, практически рассказ, "Серёжа".
Эта же повесть, а не отмеченные премиями "Спутники", кстати, стала и первым экранизированным произведением Веры Пановой. Фильм по ней сняли молодые режиссёры Георгий Данелия и Игорь Таланкин. К слову, это был их дебютный фильм. Фильм "Серёжа" и сегодня смотрится, на мой взгляд, на одном дыхании.
Данелия рассказывал, что самой трудной была сцена со слезами, когда Серёжа узнаёт, что его не берут в Холмогоры. Суровый пятилетний Боря Бархатов никак не мог заплакать, и тогда Игорь Таланкин пригрозил, что закроет мальчика в студии, и все уйдут.
Боря разрыдался, Данелия дал отмашку: "Мотор", и сцена была снята. А Боря потом высказал режиссёру:
Таланкин, ваша фамилия от слова "талант", а вы не режиссёр, а какой-то жук навозный!
Вообще, конечно, пятилетний актер в этом фильме сыграл феноменально. Его стоит посмотреть даже ради одной фразы, им произнесённой:
Дядя Петя, ты дурак?
Картина "Серёжа" получила главный приз - Хрустальный глобус - на Международном кинофестивале в Карловых Варах, стала лучшим фильмом года по опросу журнала "Советский экран", завоевала ещё огромное количество призов на различных фестивалях. Но было и множество других фильмов, снятых по сценариям Веры Пановой. Ещё дважды экранизировалась повесть "Спутники" - в 1975 году по ней снял 4-серийный телефильм "На всю оставшуюся жизнь" режиссёр Пётр Фоменко, а в 2015 году сериал "Спутники" снял Иван Шурховецкий. К творчеству Веры Пановой обращались Татьяна Лиознова, снявшая фильмы "Евдокия" и "Рано утром" по одноимённым повестям, Анатолий Эфрос (фильм "Високосный год" по роману "Времена года"), Владимир Венгеров ("Рабочий посёлок" по одноимённой повести) и многие другие режиссёры.
Последним произведением, написанным Верой Пановой, стала автобиографическая повесть "Моё и только моё. О моей жизни, книгах и читателях", которая полностью опубликована была лишь через шестнадцать лет после смерти писательницы - в 1989 году.
В 1967 году у писательницы случился инсульт, от которого она полностью так и не оправилась. У неё отнялась рука, она лишилась возможности ходить, последние произведения она, в основном, надиктовывала. Её литературным секретарём тогда был писатель Сергей Довлатов, очень тепло впоследствии о ней отзывавшийся.
В 1986 году на доме по адресу Марсово поле, 7 была открыта мемориальная доска работы архитектора Татьяны Милорадович.
Вера Фёдоровна Панова умерла 3 марта 1973 года. Она была похоронена на Комаровском кладбище.
Ни по какой педагогике нельзя отчитывать парня за то, что он дурака назвал дураком.
На кладбищах Петербурга похоронено много наших выдающихся соотечественников. Это актёры, музыканты, писатели, режиссёры, композиторы, художники...
На Южном кладбище похоронены актёры Алексей Смирнов - механик Макарыч из фильма "В бой идут одни "старики"", Николай Годовиков - Петруха из "Белого солнца пустыни" и выдающийся бард Юрий Кукин - автор бессмертного "А я еду за туманом".
На Литераторских мостках Волковского православного кладбища упокоились выдающиеся советские и российские актёры: Николай Симонов, Бруно Фрейндлих, незабываемый Холстомер - Евгений Лебедев, Василий Меркурьев, Николай Трофимов, Владислав Стржельчик, командир счастливой "Щуки" Пётр Вельяминов, незабвенный Хоботов - Анатолий Равикович, Андрей и Юрий Толубеевы, Ефим Копелян, Людмила Макарова, Александр Борисов - Кошачий Барин из фильма "Верные друзья", Нина Мамаева, поэтесса, голос блокадного Ленинграда Ольга Берггольц, поэт Александр Блок, композитор Андрей Петров, пианист и композитор Марк Тайманов, балерина Алла Шелест. Здесь же похоронены мать и сёстры Владимира Ульянова (Ленина) - Мария Александровна, Ольга и Анна.
На кладбище в поселке Комарово похоронены актёры Андрей Краско, Алексей Девотченко, Никита Михайловский - Ромка из "Вам и не снилось", мама Ивана Урганта Валерия Киселёва, дядя Михаила Боярского артист Николай Боярский и его жена актриса Лидия Штыкан, композиторы Вениамин Баснер, Виктор Резников, Олег Каравайчук, Сергей Курёхин, писатель Виктор Голявкин, фантаст Иван Ефремов, великая Анна Ахматова, драматург и сценарист Александр Володин, кинорежиссёр Иосиф Хейфиц, популярная эстрадная певица Мария Пахоменко, основательница группы "Atlantida Project" певица Саша Соколова, нобелевский лауреат Жорес Алфёров, академик Наталья Бехтерева.
На Смоленском кладбище лежат актриса Анна Самохина, режиссёры Алексей Балабанов, Валерий Огородников, актёр Виктор Костецкий, эстрадные исполнители Людмила Сенчина, Бен Бенцианов и Эдуард Хиль, актёр Станислав Ландграф, писатель-маринист Виктор Конецкий.
Серафимовское кладбище стало последним пристанищем для актёров Игоря Дмитриева, Михаила Светина, Павла и Петра Кадочниковых, Александра Демьяненко, Гликерии Богдановой-Чесноковой, Александра Хочинского, Николая Крюкова, Виктора Смирнова, Константина Адашевского, Валерия Матвеева. Здесь же лежат великий русский художник Павел Филонов, многолетний настоятель храма Серафима Саровского отец Василий Ермаков, родители нынешнего президента России Владимира Путина. На этом кладбище похоронены кумир питерских футбольных болельщиков Владимир Казачёнок, выдающийся нападающий Лев Бурчалкин, легендарный игрок сборной СССР по хоккею Геннадий Цыганков, первый российский олимпийский чемпион Николай Панин-Коломенкин.
На Большеохтинском упокоилась клоунесса Ирина Асмус - Ириска из "АБВГДейки", основатель группы "Алиса" Святослав Задерий, писатель, автор "Республики ШКИД" Леонид Пантелеев, актёр и режиссёр Игорь Владимиров.
А на Северном кладбище Санкт-Петербурга похоронены Павел Луспекаев - таможенник Верещагин из "Белого солнца пустыни" и Сергей Филиппов - незабываемый Киса Воробьянинов из "Двенадцати стульев", великий баскетбольный тренер Владимир Кондрашин и баскетболист Александр Белов, принесший Советскому Союзу первое олимпийское золото в этом виде спорта.
Киновеевское кладбище стало последним домом для актёра Александра Кавалерова.
На Богословском лежат актёры Кирилл Лавров, Роман Громадский, драматург-сказочник Евгений Шварц, режиссёр Александр Рогожкин. Здесь же похоронены лидер группы "Кино" Виктор Цой и его жена Марьяна, рок-музыканты Наталья Пивоварова ("Колибри"), Сергей Богаев ("Облачный край"), Михаил Горшенёв "Горшок" ("Король и шут"), Александр Аксёнов "Рикошет" ("Объект насмешек"), великий дирижёр Евгений Мравинский, умершая совсем молодой певица Лидия Клемент, знаменитый пародист Виктор Чистяков, писатель Виталий Бианки, талантливейший хоккейный вратарь Евгений Белошейкин, герой Советского Союза, личный враг Адольфа Гитлера Александр Маринеско, двукратная олимпийская чемпионка Елена Шушунова.
На кладбище Памяти жертв 9-го января похоронили актрису Галину Короткевич, умершую за две недели до своего столетия.
На Волковском православном кладбище нашли своё упокоение режиссёр Борис Понизовский, поэтесса Серебряного века Ирина Одоевцева, основатель группы "Зоопарк" Майк Науменко, флейтист группы "Аквариум" Андрей "Дюша" Романов, аккордеонист этой же группы Сергей Щураков, жена рок-музыканта Юрия Шевчука Эльмира, актёры Сергей Бехтерев, Василий Корзун, Дмитрий Барков, Станислав Соколов.
На Казанском кладбище в Пушкине похоронили актёра Илью Олейникова, писателя-фантаста Александра Беляева.
На Шуваловском кладбище похоронен выдающийся писатель-постмодернист Андрей Битов.
На Новодевичьем лежат актёр Александр Анисимов, художник Михаил Врубель, родители жены Ленина Надежды Константиновны Крупской - Константин Игнатьевич и Елизавета Васильевна.
На кладбище в Зеленогорске был захоронен прах популярного певца Сергея Захарова.
На кладбище Крематория похоронили Короля подпольной песни СССР Аркадия Северного.
На Никольском кладбище Александро-Невской лавры упокоился художник и скульптор Михаил Микешин - автор памятника "Тысячелетие России" и многих других работ. Здесь же похоронен сын Анны Ахматовой и Николая Гумилёва историк, философ и поэт Лев Гумилёв, выдающаяся эстрадная певица Анастасия Вяльцева, бывший первый вице-премьер, которого прочили в президенты после Ельцина - Николай Аксёненко, один из первых российских лётчиков-испытателей Сергей Уточкин, депутат Госдумы России Галина Старовойтова, первый мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак, выдающийся хирург Фёдор Углов.
К слову, все имена, выделенные синим цветом, - это активные ссылки, и вы можете перейти по ним, если будет интересно прочитать об этих великих людях.
Многие подписчики пишут мне в комментариях, что материала на канале уже хватает на хорошую книгу о великих петербуржцах, что можно даже что-то вроде справочника-путеводителя по питерским кладбищам издать. Но удовольствие это не из дешёвых, в одиночку я просто не потяну. Поэтому решил провести такой вот эксперимент - попытаюсь собрать деньги на издание такой книги. Если это действительно востребовано, то мы вместе её сможем напечатать. Если же кто-то считает это не этичным, напишите, пожалуйста - если таковых отзывов будет много, то я завершу этот эксперимент. Буду благодарен за любую обратную связь.