В июне 1946 года великая Анна Ахматова написала небольшое стихотворение "Надпись на портрете":
Дымное исчадье полнолунья,
Белый мрамор в сумраке аллей,
Роковая девочка, плясунья,
Лучшая из всех камей.
От таких и погибали люди.
За такой Чингиз послал посла,
И такая на кровавом блюде
Голову Крестителя несла.
Оно было посвящено балерине, солистке Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова Татьяне Вечесловой, которую Анна Ахматова небезосновательно считала лучшей. Эти стихи Ахматова написала под впечатлением от увиденного ею балета "Дон Кихот", в котором Вечеслова танцевала партию Китри. После спектакля, уже ночью, Ахматова позвонила балерине и прочла эти стихи. А затем она своей рукой записала их на куске картона, на который наклеила фотографию. А на фото была обнаженная по пояс Татьяна Вечеслова. Сама Вячеслова вспоминала, как эта фотография вообще появилась - тогда всё же нравы были более пуританские, нежели сейчас:
Я заставила фотографа поставить свет, аппаратуру, а потом приказала вышвырнуться из гримуборной. Он очень сопротивлялся, но я заставила. Лишь потом скинула халатик и встала перед камерой. А на затвор нажала Галя Уланова.
Поэтому, собственно, и называется это стихотворение "Надпись на портрете". К сожалению, драгоценную реликвию, хранившуюся в семье сына Вечесловой Андрея, однажды украли...
Но вот попроси сейчас человека, от балета далёкого, бывающего на спектаклях раз в год-полтора, назвать фамилии известных советских танцовщиц, то скорее всего список ограничится Майей Плисецкой и Галиной Улановой. Кто-то, быть может, вспомнит Ольгу Лепешинскую. И, пожалуй, всё. Наверное, это историческая несправедливость, ведь многие современники Татьяны Вечесловой ставили её талант выше, чем даже талант её подруги Улановой. Впрочем, разумеется, это всё субъективно. Но, как бы то ни было, я хочу сегодня немного рассказать об этой замечательной балерине.
Татьяна Вечеслова родилась 12 (25) февраля 1910 года в Петербурге в семье потомственного дворянина, капитана 145-го пехотного Новочеркасского полка Михаила Вечеслова и корифейки балета Императорского Мариинского театра Евгении Снетковой-Вечесловой. Для тех, кто далёк от искусства классического балета - корифейками в Мариинке называли балерин, не являющихся солистками, но танцующих впереди кордебалета с небольшими соло или вариациями. После революции Евгения Петровна преподавала Петрограде классический танец в частных студиях и в Школе русского балета Акима Волынского. С 1920 по 1951 год работала педагогом младших классов Ленинградского хореографического училища. Её учениками, в частности, были Наталья Дудинская, Константин Сергеев, Габриэла Комлева и другие известные артисты балета.
Дворянский род отца будущей звезды отечественного балета был нетитулованным, но очень древним. Предки Вечесловой владели поместьями в Новгородской земле ещё в пятнадцатом веке. Герб дворянского рода Вечесловых был описан в Гербовнике Анисима Титовича Князева ("Собрание фамильных гербов, означающих отличия благородных родов обширной Российской Империи: частно-снятое с печатей и приведенное в алфавитный порядок"):
Щит разделён на четыре части, из них в первой и четвёртой частях, в голубом поле, изображено по одному золотому кресту. Во второй и третьей частях в золотом поле находятся два чёрные орла с распростёртыми крыльями, держащие в лапах шпагу.
Щит увенчан дворянскими шлемом и короной. Нашлемник: две ветви, крестообразно проходящие сквозь красное сердце. Намёт на щите голубой, подложенный золотом. Щитодержатели: два чёрные орла.
К слову, одна из прапрапрабабушек Татьяны Вечесловой по линии отца - Жане Лайон (Jane Lyon) была дочерью лепного мастера Уильяма Лайона (William Lyon), приглашённого в Россию из Шотландии Екатериной Великой (точнее, её придворным зодчим Камероном) для работ в Царском Селе. Жане было тогда тринадцать лет. А весной 1794 года Жане, ставшая к тому времени Евгенией Васильевной, сопровождала в Варшаву супругу драгунского полковника Чичерина. В Польше в это время полыхало восстание, войска Тадеуша Костюшко громили русские отряды. Шестого апреля Чичерина и Лайон были захвачены в плен и помещены под замок в здание арсенала. Присутствия духа Евгения в плену не теряла, хотя отчаяться было из-за чего - как-то прямо у них перед окнами повесили за преданность России князя Четвертинского, а с ним ещё восемнадцать поляков. Освободили их лишь в конце октября, когда русские войска под командованием Суворова овладели Варшавой. О решительности и смелости мисс Лайон было доложено императрице и та назначила шотландку в штат прислуги недавно родившегося августейшего внука Николая.
Николай очень привязался к своей няне, и когда в 1803 году им пришлось расстаться - будущему императору исполнилось семь лет, и у него должны были появиться новые воспитатели - он очень по этому поводу переживал. И не забыл её, даже когда взошёл на престол, и часто навещал - Евгении Васильевне была отведена квартира в Аничковом дворце, где та и жила до самой своей смерти.
Среди предков Татьяны Вечесловой по материнской линии, к слову, тоже было немало примечательных личностей. Так, к примеру, её прабабушка Адель Снеткова (урождённая Фидлер) учила играть на рояле будущего великого композитора Игоря Стравинского, а бабушка Феодосия Снеткова играла в Александринском театре, где стала первой в столице исполнительницей роли Катерины в пьесе "Гроза" Александра Островского.
В общем, наверное, понятно, что с таким набором генов - от прапрапрабабушки, которую император Николай Первый звал "Моя няня-львица" до музыкальной учительницы Стравинского - Татьяна Вечеслова не могла быть ординарной личностью. Танцевать Татьяна начала едва ли не раньше, чем ходить. Позже она вспоминала:
Я ощущала танец как что-то очаровательное и лёгкое, чему никогда не надо учиться, над чем не надо трудиться… Мне казалось невозможным не попасть в такт музыке - под неё легче было шагать, веселее жить.
В восемь лет она стала ученицей единой трудовой школы, так теперь назывался бывший Павловский институт благородных девиц. Здесь артистические способности девочки проявились в полной мере. А через год мать привела её в Петроградское театральное училище, которое сама когда-то окончила. К удивлению будущей звезды балета, поступить в это училище ей оказалось не так просто:
Я поступила в училище совсем не так легко и просто, как ожидала. Худенькая, бледная, с остриженной под машинку головой, так что нельзя было завязать даже банта, выглядела я довольно непривлекательно. Да и ноги мои не вполне соответствовали требованиям приёма.
Члены приёмной комиссии отнеслись к Вечесловой довольно скептически, и помогла лишь настойчивость балетного педагога Марии Фёдоровны Романовой - Татьяну взяли в училище с полугодичным испытательным сроком. А с дочкой Марии Фёдоровны Татьяна Вечеслова потом училась в одном классе и дружила всю свою жизнь. Звали её Галина Уланова. Впрочем, подружились Таня и Галя, когда обеим было по пять лет. И, возможно, именно эта детская дружба и сыграла огромную роль в том, что Вечеслову всё-таки приняли в училище.
Мария Романова была педагогом у Вечесловой (как и у своей дочери Галины) первые пять лет её обучения в хореографическом техникуме - так стала называться балетная часть бывшего театрального училища. А вторую половину обучения её педагогом была Агриппина Ваганова.
После окончания техникума в 1928 году обе подруги вошли в труппу Ленинградского театра оперы и балета - бывшего Мариинского театра. Дебютной ролью Вечесловой должно была стать партия Тао Хоа в балете Рейнгольда Глиэра "Красный мак". Но на сцену ей пришлось выйти раньше и совсем в другом спектакле. В дело, как это часто бывает, вмешался случай - во время репетиции балета "Корсар" у руководителя балетной труппы театра Фёдора Лопухова произошел конфликт с исполнительницей партии Гюльнары. Разгневанный хореограф отстранил балерину от участия в спектакле и сказал, что играть будет Татьяна Вечеслова. И той, при помощи Вагановой, пришлось всего за два дня освоить очень сложную сольную партию. И дебют получился успешным:
...Итак, я стояла за кулисами перед выходом на сцену первый раз в своей актёрской жизни.
— Ни пуха, ни пера,— услышала я сразу несколько голосов стоящих рядом со мной товарищей и, не успев ответить традиционным "к чёрту", выскочила на сцену.
Неожиданно меня встретили аплодисментами. Зал был огромный, манящий, таинственный. Впереди, за сверкающим краем рампы, за оркестром возвышалось подсвеченное снизу лицо дирижёра. Я сделала один шаг, другой. И вдруг услышала музыку — ясно, совсем близко. Она повела меня, и я слушала теперь только её...
Не помню подробностей, как я танцевала. Было это, очевидно, далеко не совершенно. Но всё время на протяжении спектакля я находилась в состоянии приподнятости и творческого запала. Ф. В. Лопухов и А. Я. Ваганова остались довольны мною. Роль Гюльнары прочно вошла в мой репертуар.
Скоро Татьяна Вечеслова стала примой театра. Каждый год знаменовался её премьерой. Уже в следующем, 1929 году, она всё же вышла на сцену в "Красном маке", а в 1931-м у неё исполнилась заветная мечта - она станцевала Эсмеральду. Надо сказать, что много лет Эсмеральду танцевали в Кировском лишь Ольга Спесивцева и Елена Люком. А Вечесловой оставалось лишь мечтать:
Я знала все танцы, все дуэты, все сцены Эсмеральды. Я полюбила этот образ, он стал мне близким. Казалось, что я смогу выйти на сцену и отдать зрителю всё, что накопилось в душе и в мыслях, что полюбилось и стало своим.
И однажды Худсовет театра всё же решил дать ей попробовать разучить эту роль - на всякий случай, для подстраховки. Но состоялась лишь одна репетиция, и дело снова застопорилось. Но, как обычно бывает на Руси - не было бы счастья, да несчастье помогло.
В конце марта 1931 года в Кировском должен был состояться показ балета "Дон Кихот". Но за день до представления вдруг выяснилось, что не могут танцевать обе исполнительницы - одна заболела, а её дублёрша уехала на концерт в Москву. Но представление должно было состояться, так как спектакль был выкуплен организацией. И тогда управляющая труппой Ольга Левич вызвала Вечеслову и предложила той выбрать - в каком спектакле балерина сможет танцевать без репетиций - в "Лебедином озере" или "Красном маке". Вечеслова ответила, что, конечно, в "Маке", но тут выяснилось, что организация, выкупившая все билеты на спектакль, видела уже и "Лебединое", и "Красный мак". И единственное, что их интересует в качестве замены "Дон Кихота" - это "Эсмеральда". Вечеслова вспоминала:
Зажав трубку рукой, она сообщила мне об этом, взволнованно спросив:
— Что же делать?
И тут у меня мелькнула смелая, почти безумная мысль, которую я робко высказала ей:
— Я станцую вам завтра Эсмеральду, если вы доверяете мне.
— Но ты же не знаешь спектакля,— возразила мне Ольга Семеновна.
— Нет, я знаю и не подведу вас, — сказала я уже более решительным голосом.
— Я согласна,— шёпотом ответила мне Левич,— сейчас я спрошу.
И объяснив в телефон, что спектакль пойдет с новой исполнительницей, она назвала мою фамилию. Ей ответили утвердительно.
— Ну вот, всё в порядке, ты так мечтала об этом. Видишь, судьба за тебя, хотя ты, правда, безумная!
И после единственной репетиции Вечеслова выступила блестяще. Свою "любимую цыганку" - как называла Эсмеральду Татьяна Вечеслова, балерина позже танцевала в разных редакциях. Эсмеральда стала её коронной ролью.
Но были ещё и Зарема в "Бахчисарайском фонтане" (а Марию в этом спектакле танцевала Галина Уланова), и Коралли в "Утраченных иллюзиях", и Паскуала в "Лауренсии", и Одетта в "Лебедином озере", и множество других, замечательно исполненных партий. На дуэт Вечесловой и Улановой в "Бахчисарайском фонтане", признанным одним из лучших дуэтов в отечественном балете, публика приезжала из других городов. Театровед Николай Волков писал:
Вечеслова обладает иной палитрой чувств, чем Уланова. Она умеет не только любить, но и ненавидеть. Вряд ли можно представить себе клинок Заремы в руках Улановой. И как естественно сжимает рукоять кинжала Вечеслова! У неё все краски сгущены, ярки, интенсивны. Это не акварель, а "масло"...
В 1948 году Ленинградский театр оперы и балета имени Кирова устроил для Вечесловой и Улановой юбилейные торжества по случаю их двадцатилетия творческой деятельности. Уланова к тому времени уже танцевала в Большом театре в Москве, но, разумеется, на юбилей в Ленинград приехала. Балерины сидели на двух тронах, стоявших на сцене и утопавших в цветах. Уланова и Вечеслова опять были вместе. А через пять лет, 24 июня 1953 года, Татьяна Вечеслова провела свой прощальный спектакль. Она покинула сцену в самом расцвете своих сил, но из балета не ушла. С 1952-го по 1954 год Вечеслова была художественным руководителем своей альма-матер - Ленинградского хореографического училища, пятнадцать лет работала педагогом-репетитором театра оперы и балета (нынешней Мариинки). Среди её учеников Михаил Барышников, Инна Зубковская, Наталья Макарова, Алла Осипенко и множество других великолепных артистов.
У Татьяны Вечесловой всегда было много друзей. В её квартиру сначала на Бородинскую, а потом и на Гороховую приходили Фаина Раневская, Ольга Андровская, Булат Окуджава, Евгений Мравинский и, конечно же, одна из лучших её подруг - Анна Ахматова.
Кстати ведь Вечеслова была не только гениальной танцовщицей, но и прекрасным поэтом. И, да, она, как и Ахматова, ненавидела слово "поэтесса".
А я уже жила в любимой сказке,
Поверив в мрачные, фальшивые холсты.
О милой, беззащитной замарашке
И день и ночь тревожили мечты.
Но счастье не бывает вечным,
Его никто из смертных не сберёг.
И я, как Золушка, поверила сердечно
В свой найденный хрустальный туфелёк.
И вот, как в сказке: миг… и всё пропало,
Оркестр умолк. Ни света, ни огня.
И вместо туфельки, которая сияла,
Осталась я… не Золушка, а… я…
Как-то уже после войны Вечеслова зашла в гости к Ахматовой и увидела у той на столе книгу. Ахматова протянула её гостье и сказала, что вот - вышла долгожданная. До этого Ахматову не печатали много лет. Вечеслова, которая собиралась поехать в санаторий, попросила у Ахматовой эту книгу, сказав, что лечиться - ужасно скучно и тоскливо. И хотя это был сигнальный экземпляр, и Ахматова очень не хотела с ним расставаться, Вечеслова уговорила её. Анна Андреевна вздохнула, взяла книжку и, надписав её: "Первый экземпляр этой книги самой Тане. А. Ахматова", отдала Вечесловой. А спустя несколько дней весь уже отпечатанный тираж был уничтожен - как раз вышло то людоедское постановление Оргбюро ЦК ВКБ(б) "О журналах "Звезда" и "Ленинград"", в котором Анна Ахматова и Михаил Зощенко назывались "подонками и пошляками". Сохранился лишь этот, сигнальный, экземпляр, который Ахматова подарила Вечесловой.
Кто-то из знакомых Анны Андреевны потом спросил её:
– Неужели Вечеслова не вернула вам эту уникальную книгу?
На что она спокойно ответила:
– Если бы она это сделала – я оскорбилась бы.
Татьяна Михайловна Вечеслова умерла 11 июля 1991 года. Она была похоронена неподалёку от своей подруги Анны Ахматовой в Комаровском некрополе.
На обратной стороне её могильного камня высечены стихи:
Мне жизнь дала такое право
Уметь мечтать, уметь творить.
Брать жизнь не нотой, а октавой.
И коль любить... так уж любить
Бокал был общим, но удел
Нам разный под конец достался.
Ты выпить свой бокал успел,
А мой недопитым остался.
Я не допью и не сцежу
Вина последних горьких капель.
Зима на подступах. Слежу
По небу бегство белых цапель.
На кладбищах Петербурга похоронено много наших выдающихся соотечественников. Это актёры, музыканты, писатели, режиссёры, композиторы, художники...
На Южном кладбище похоронены актёры Алексей Смирнов - механик Макарыч из фильма "В бой идут одни "старики"", Николай Годовиков - Петруха из "Белого солнца пустыни" и выдающийся бард Юрий Кукин - автор бессмертного "А я еду за туманом", лучший барабанщик Ленинградского рок-клуба Александр Кондрашкин.
На Литераторских мостках Волковского православного кладбища упокоились выдающиеся советские и российские актёры: Николай Симонов, Бруно Фрейндлих, незабываемый Холстомер - Евгений Лебедев, Василий Меркурьев, Николай Трофимов, Владислав Стржельчик, командир счастливой "Щуки" Пётр Вельяминов, незабвенный Хоботов - Анатолий Равикович, Андрей и Юрий Толубеевы, Ефим Копелян, Людмила Макарова, Александр Борисов - Кошачий Барин из фильма "Верные друзья", Нина Мамаева, Иван Дмитриев, Игорь Горбачёв, поэтесса, голос блокадного Ленинграда Ольга Берггольц, поэт Александр Блок, композиторы Андрей Петров, Исаак Шварц, оперная певица Галина Ковалёва, певцы Николай Охотников, Борис Штоколов, пианист и шахматный гроссмейстер Марк Тайманов, балерина Алла Шелест, дирижёр Мариинского театра Виктор Федотов, поэт Всеволод Рождественский, режиссёр Рубен Агамирзян, кинорежиссёр, основатель "ленинградской школы кино" Григорий Козинцев. Здесь же похоронены мать и сёстры Владимира Ульянова (Ленина) - Мария Александровна, Ольга и Анна, вдова Сергея Кирова Мария Маркус-Кирова.
На кладбище в поселке Комарово похоронены актёры Андрей Краско, Алексей Девотченко, Никита Михайловский - Ромка из "Вам и не снилось", мама Ивана Урганта Валерия Киселёва, дядя Михаила Боярского артист Николай Боярский, Лидия Штыкан, Аркадий Шалолашвили, Нина Ургант, Владимир Гайдаров, Виктор Михайлов, композиторы Вениамин Баснер, Виктор Резников, Олег Каравайчук, Сергей Курёхин, писатели Виктор Голявкин, Вера Панова, Тамара Петкевич, Даниил Гранин, Вера Кетлинская, Виктор Курочкин, фантаст Иван Ефремов, великая Анна Ахматова, драматург и сценарист Александр Володин, кинорежиссёры Иосиф Хейфиц, Виктор Аристов, Аян Шахмалиева, Виктор Трегубович, Илья Авербах, художник-постановщик Семён Мандель, знаменитый диктор Ленинградского телевидения Михаил Быков, писатель, журналист и "Рок-дилетант" Александр Житинский, популярная эстрадная певица Мария Пахоменко, основательница группы "Atlantida Project" певица Саша Соколова, нобелевский лауреат Жорес Алфёров, академик Наталья Бехтерева, продюсер, придумавший "Ментов", Александр Капица, театровед и писатель Евгений Калмановский, балерина Инна Зубковская, театральный режиссёр Арсений Сагальчик.
На Смоленском православном кладбище лежат актрисы Анна Самохина, Светлана Карпинская, режиссёры Алексей Балабанов, Валерий Огородников, актёр Виктор Костецкий, эстрадные исполнители Людмила Сенчина, Бен Бенцианов и Эдуард Хиль, актёр Станислав Ландграф, писатель-маринист Виктор Конецкий, основоположник российского футбола Георгий Дюперрон, олимпийский чемпион Геннадий Шатков, художник Владислав Мамышев-Монро, кинодокументалист Александр Якубовский.
Серафимовское кладбище стало последним пристанищем для актёров Игоря Дмитриева, Михаила Светина, Павла и Петра Кадочниковых, Александра Демьяненко, Гликерии Богдановой-Чесноковой, Александра Хочинского, Антонины Шурановой, Николая Крюкова, Виктора Смирнова, Константина Адашевского, Валерия Матвеева, Ольги Лебзак. Здесь же лежат великий русский художник Павел Филонов, многолетний настоятель храма Серафима Саровского отец Василий Ермаков, родители нынешнего президента России Владимира Путина. На этом кладбище похоронены кумир питерских футбольных болельщиков Владимир Казачёнок, выдающийся нападающий Лев Бурчалкин, один из лучших советских инсайдов Евгений Елисеев, легендарный игрок сборной СССР по хоккею Геннадий Цыганков, первый российский олимпийский чемпион Николай Панин-Коломенкин, спортивный комментатор Виктор Набутов, педагог Виктор Сорока-Росинский (тот самый Викниксор из Республики ШКИД).
На Большеохтинском упокоилась клоунесса Ирина Асмус - Ириска из "АБВГДейки", основатель группы "Алиса" Святослав Задерий, писатель, автор "Республики ШКИД" Леонид Пантелеев, актёр и режиссёр Игорь Владимиров, актёр Константин Григорьев.
А на Северном кладбище Санкт-Петербурга похоронены актёры Павел Луспекаев - таможенник Верещагин из "Белого солнца пустыни" и Сергей Филиппов - незабываемый Киса Воробьянинов из "Двенадцати стульев", великий баскетбольный тренер Владимир Кондрашин и баскетболист Александр Белов, принесший Советскому Союзу первое олимпийское золото в этом виде спорта, писательница Антонина Голубева.
Киновеевское кладбище стало последним домом для актёра Александра Кавалерова.
На Богословском лежат актёры Кирилл Лавров, Роман Громадский, актриса, жена писателя и поэта Анатолия Мариенгофа Анна Никритина, драматург-сказочник Евгений Шварц, режиссёр Александр Рогожкин, поэт Глеб Горбовский. Здесь же похоронены лидер группы "Кино" Виктор Цой и его жена Марьяна, рок-музыканты Наталья Пивоварова ("Колибри"), Михаил Горшенёв "Горшок" ("Король и шут"), Александр Аксёнов "Рикошет" ("Объект насмешек"), Сергей Богаев ("Облачный край"), великий дирижёр Евгений Мравинский, умершая совсем молодой певица Лидия Клемент, знаменитый пародист Виктор Чистяков, писатель Виталий Бианки, талантливейший хоккейный вратарь Евгений Белошейкин, герой Советского Союза, личный враг Адольфа Гитлера Александр Маринеско, двукратная олимпийская чемпионка Елена Шушунова.
На кладбище Памяти жертв 9-го января похоронили актрису Галину Короткевич, умершую за две недели до своего столетия, актёр Виктор Перевалов.
На Волковском православном кладбище нашли своё упокоение режиссёры Борис Понизовский, поэтесса Серебряного века Ирина Одоевцева, основатель группы "Зоопарк" Майк Науменко, флейтист группы "Аквариум" Андрей "Дюша" Романов, аккордеонист этой же группы Сергей Щураков, жена рок-музыканта Юрия Шевчука Эльмира, актёры Сергей Бехтерев, Василий Корзун, Дмитрий Барков, Станислав Соколов, Тамара Алёшина.
На Казанском кладбище в Пушкине похоронили актёра Илью Олейникова, писателя-фантаста Александра Беляева, писательницу Ольгу Форш.
На Шуваловском кладбище похоронен выдающийся писатель-постмодернист Андрей Битов.
На Новодевичьем лежат актёр Александр Анисимов, художник Михаил Врубель, родители жены Ленина Надежды Константиновны Крупской - Константин Игнатьевич и Елизавета Васильевна.
На кладбище в Зеленогорске был захоронен прах популярного певца Сергея Захарова.
На кладбище Крематория похоронили Короля подпольной песни СССР Аркадия Северного. Здесь захоронен прах Андрея Панова (Свина) - основателя панк-рока в нашей стране.
На Никольском кладбище Александро-Невской лавры упокоился художник и скульптор Михаил Микешин - автор памятника "Тысячелетие России" и многих других работ. Здесь же похоронен сын Анны Ахматовой и Николая Гумилёва историк, философ и поэт Лев Гумилёв, выдающаяся эстрадная певица Анастасия Вяльцева, бывший первый вице-премьер, которого прочили в президенты после Ельцина - Николай Аксёненко, один из первых российских лётчиков-испытателей Сергей Уточкин, депутат Госдумы России Галина Старовойтова, первый мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак, выдающийся хирург Фёдор Углов.
В Некрополе мастеров искусств похоронены режиссёр Георгий Товстоногов, актёр Николай Черкасов.
К слову, все имена, выделенные цветом, - это активные ссылки, и вы можете перейти по ним, если будет интересно прочитать об этих великих людях.
Если вам понравился материал - поставьте, пожалуйста, "лайк". Вам это ничего не стоит, а канал вы, тем самым, поддержите. Буду рад, если вы захотите высказать своё мнение о материале, не стесняйтесь - комментируйте, благодарите (если считаете нужным), критикуйте. Возможно, в материале что-то упущено и вы знаете какие-то неизвестные детали - пожалуйста, дополняйте. Каждое ваше слово, каждый отзыв чрезвычайно важен для того, чтобы канал оставался на плаву в наше сложное время.