Трудно, наверное, было бы найти в Советском Союзе подростка, не читавшего фантастику. Кто-то, может, и не очень любил ее, но "Голову профессора Доуэля" или "Остров погибших кораблей" пересказать мог каждый. И уж совершенно точно, все обожали прекрасный фильм "Человек-амфибия" с неповторимыми Владимиром Кореневым, Анастасией Вертинской и Михаилом Козаковым в главных ролях.
Его можно было пересматривать сколько угодно раз, и он не переставал нравиться.
Но прекрасно зная содержание книг, мало кто знал хоть какие-то подробности о трагичной судьбе автора этих произведений. И в преддверии восьмидесятилетия его смерти, хотелось бы вспомнить о нем - великом советском писателе-фантасте Александре Беляеве.
Как это часто бывает, Александр Беляев стал писателем вообще и фантастом, в частности, совершенно случайно. Его отец, Роман Петрович, был православным священником, настоятелем храма Смоленской иконы Божией Матери, и его сыновей, старшего - Василия и младшего - Александра, ждала та же жизненная стезя. В десять лет Саша был отдан отцом в Смоленское духовное училище, а по окончании его поступил в местную семинарию, из которой вышел, как это ни странно, убежденным атеистом.
Разумеется, ни о какой карьере священнослужителя уже речи идти не могло. Он полюбил чтение светской литературы - особенно его увлекали приключенческие романы. В семнадцать лет он уже начал зарабатывать первые деньги, подписав контракт со Смоленским театром и в течение полугода играл различные роли классического репертуара на местной сцене. Говорят, что когда в Смоленске оказался знаменитый режиссер Константин Станиславский, то игра Беляева так ему понравилась, что он предложил Александру перейти к нему в Московский художественный театр.
Но актерство было лишь одним из многочисленных увлечений будущего гения фантастики. Помимо игры на сцене, Беляев освоил игру на скрипке, художественную фотографию, самостоятельно изучил язык эсперанто. Но когда все же встал вопрос о профессии, которой он бы хотел зарабатывать себе на жизнь, Александр выбрал юриспруденцию. Быть присяжным поверенным или адвокатом было в то время и престижно, и выгодно. И хотя отец по-прежнему видел в своем сыне продолжателя своего дела, Александр пошел наперекор воле своего отца и в 1904 году поступил в Ярославле в Демидовский юридический лицей - одно из лучших тогда российских высших учебных заведений в области правоведения.
Окончив Демидовский лицей, Александр вернулся из Ярославля на родину, в Смоленск и стал быстро расти в своей профессиональной области. У него появилась своя клиентура, он стал получать значительные гонорары в качестве адвоката. У Беляева появилась богато обставленная квартира, он собрал очень хорошую библиотеку, смог попутешествовать по Европе. Одновременно его увлекла журналистская деятельность, он печатался в местной газете "Смоленский вестник", его путевые очерки о жизни во Франции, Швейцарии, Австрии и Италии с были интересом восприняты читателями. Он даже на время оставил адвокатскую практику ради должности редактора, но вскоре он серьезно заболел - сказалось давнее падение на спину с крыши сарая. Несколько лет ему пришлось провести в постели, будучи практически парализованным. У него распался второй брак (первый раз он женился еще будучи студентом, но совместная жизнь супругов продлилась лишь несколько месяцев), и Беляев вместе со своей матерью вынужден был уехать на лечение в Ялту. В Крыму его и застала революция.
Хотя лечение постепенно стало давать свои плоды, и Беляев начал вставать с постели, об окончательном выздоровлении речи не шло. Чтобы заработать на жизнь, он начал писать стихи и небольшие рассказы, в основном, переводные, которые публиковались в местных, тогда белогвардейских газетах. Тогда же он познакомился с Маргаритой Магнушевской, ставшей его третьей, и последней, женой. Она работала в местной библиотеке, а Беляев прочитывал огромное количество книг, причем не только на русском языке. В конце 1922 года они обвенчались в церкви (она-то атеисткой не была), а в мае 1923 года узаконили свои отношения, расписавшись в местном ЗАГСе.
В том же, 1923 году, семья Беляевых переехала в Москву, где Александр Романович поступил на службу в наркомат почт и телеграфов. В Москве, в газете "Гудок" он опубликовал свой первый фантастический рассказ - "Голова профессора Доуэля", задуманный им еще в Ялте. Позже он этот рассказ переделал сначала в повесть, а потом на его основе написал полноценный роман, который впервые был напечатан в ленинградской газете "Смена" в 1937 году.
В Москве Беляевы прожили до конца 1928 года, а в декабре переехали в Ленинград. Здесь Александр Романович окончательно стал профессиональным писателем. Но у Беляева вновь наступило обострение болезни и, прожив на берегах Невы чуть более полугода, он со всей семьей (а к тому времени у них с Маргаритой родилось две дочери - Людмила и Светлана) уехал в Киев. На на Украине в то время принимали в печать рассказы лишь на украинском языке, который Александр Беляев, в отличие от французского, немецкого и английского, знал плохо. Пришлось Беляевым вернуться в Ленинград. Они поселились сначала в Щемиловке недалеко от фарфорового завода, а затем переехали в Детское село (ныне г. Пушкин), где климат был все же более подходящим для Беляева.
Беляев продолжил писать фантастические произведения, но как раз в это время фантастика была объявлена чуждой советскому реализму, рассказы и повести Беляева нигде не публиковали, и писатель был вынужден вспомнить свою первую профессию - в 1932 году он завербовался в мурманскую рыболовецкую компанию "Севтралтрест" и уехал в Заполярье на должность юрисконсульта. Правда, на Севере он продержался меньше года и вернулся в Ленинград. Он стал писать для детских журналов, встретился в гостинице "Астория" вместе с группой советских писателей с приехавшим в СССР Гербертом Уэллсом. Великий британский фантаст так отозвался о творчестве Беляева: "Я с удовольствием, господин Беляев, прочитал Ваши чудесные романы "Голова профессора Доуэля" и "Человек-амфибия". О! Они весьма выгодно отличаются от западных книг. Я даже немного завидую их успеху. В современной научно-фантастической литературе на Западе невероятно много фантастики и столь же невероятно мало науки..."
После такого отзыва от писателя-фантаста, которого ценил в свое время сам Ленин, Беляева пригласили в ленинградский журнал "Вокруг света", где он стал штатным сотрудником. Фантастика вышла из "подполья". Начиная с 1934 года, романы Александра Беляева были опубликованы в журнале "Вокруг света" ("Воздушный корабль", "Звезда КЭЦ", "Лаборатория Дубльвэ"), отдельными изданиями были напечатаны "Прыжок в ничто", "Чудесное око", "Человек, нашедший свое лицо", "Ариэль".
Беляевым даже была выделена квартира на Петроградской стороне (две комнаты в бывшей квартире писателя Бориса Житкова). Впрочем, в новом жилье Беляевы оставались недолго - все-таки климат Петроградской стороны не был полезен ни самому писателю, ни его младшей дочери Светлане - и в 1938 году Беляеву удалось обменять эти две комнаты на Петроградке на пятикомнатную квартиру в Детском Селе, ставшим городом Пушкиным.
В мае 1941 года Беляев перенес очередную операцию, и когда началась Великая отечественная война, состояние его здоровья не позволило ему эвакуироваться. Город Пушкин был оккупирован фашистами. Беляев тяжело болел, голодал. Великий советский писатель-фантаст скончался 6 января 1942 года. Неизвестно точное место его захоронения. По некоторым данным, его похоронили в общей могиле на Казанском кладбище города Пушкина. Сейчас на этом кладбище установлен памятник. Стелу установила жена писателя Маргарита Константиновна в 1968 году на месте, неподалеку от которого было обнаружено захоронение знакомого их семьи историка Сергея Чернова, про которого было известно, что он похоронен в одной общей могиле с Беляевым. А в 1982 году здесь же упокоилась и сама Маргарита Беляева.
Александр Беляев в своих произведениях предсказал множество изобретений, воплощенных в жизнь уже в наше время. В "Звезде КЭЦ" он предвосхитил космические орбитальные станции, в "Голове профессора Доуэля" и "Человеке-амфибии" - трансплантологию, в "Вечном хлебе" - генетику и биохимию. А еще беспилотники, психотропное оружие, развитие аквакультуры, пластическую хирургию... Пожалуй, лишь Жюль Верну удалось что-то подобное - столь же подробно предвидеть будущее. И при этом книги Беляева не теряют актуальности и до сих пор с интересом читаются. И не только подростками. Как и фильмы, снятые по его произведениям, смотрятся с огромным интересом, хотя в них нет, к примеру, компьютерных чудес и графики. И вдвойне жаль и обидно, что у писателя нет "своей" могилы...
На кладбищах Петербурга похоронено много выдающихся представителей отечественного искусства. Это актеры, писатели, режиссеры, композиторы...
На Южном кладбище похоронены актеры Алексей Смирнов - Федя из "Операции Ы", Николай Годовиков - Петруха из "Белого солнца пустыни" и выдающийся бард Юрий Кукин - автор бессмертного "А я еду за туманом". На Литераторских мостках Волковского православного кладбища упокоились выдающиеся советские и российские актеры Василий Меркурьев, Николай Трофимов, Владислав Стржельчик, командир счастливой "Щуки" Петр Вельяминов, незабвенный Хоботов - Анатолий Равикович, Андрей и Юрий Толубеевы, Ефим Копелян, поэтесса, голос блокадного Ленинграда Ольга Берггольц, поэт Александр Блок, композитор Андрей Петров, балерина Алла Шелест. На кладбище в поселке Комарово похоронены актеры Андрей Краско, Никита Михайловский - Ромка из "Вам и не снилось", мама Ивана Урганта Валерия Киселева, дядя Михаила Боярского артист Николай Боярский, композиторы Вениамин Баснер, Олег Каравайчук, Сергей Курехин, писатели Виктор Голявкин, фантаст Иван Ефремов. На Смоленском кладбище лежат актриса Анна Самохина, режиссер Алексей Балабанов, эстрадные исполнители Людмила Сенчина и Эдуард Хиль, писатель-маринист Виктор Конецкий. Серафимовское кладбище стало последним пристанищем для Игоря Дмитриева, Михаила Светина, Павла и Петра Кадочниковых, Александра Демьяненко, Гликерии Богдановой-Чесноковой, Александра Хочинского. На Большеохтинском упокоилась Ириска - Ирина Асмус из "АБВГДейки", основатель группы "Алиса" Святослав Задерий, писатель, автор "Республики ШКИД" Леонид Пантелеев. А на Северном кладбище Санкт-Петербурга похоронены Павел Луспекаев - таможенник Верещагин из "Белого солнца пустыни" (также сыгравший в "Республике ШКИД") и Сергей Филиппов - незабываемый Киса Воробьянинов из "Двенадцати стульев". Киновеевское кладбище стало последним домом для Александра Кавалерова. На Богословском лежит великий Кирилл Лавров. Здесь же похоронены лидер группы "Кино" Виктор Цой и его жена Марьяна, рок-музыканты Наталья Пивоварова ("Колибри"), Сергей Богаев ("Облачный край"), Михаил Горшенёв "Горшок" ("Король и шут"), Александр Аксенов "Рикошет" ("Объект насмешек"), великий дирижер Евгений Мравинский. На кладбище Памяти жертв 9-го января недавно похоронили актрису Галину Короткевич, умершую за две недели до своего столетия. На Волковском кладбище нашли свое упокоение режиссер Борис Понизовский, поэтесса Серебряного века Ирина Одоевцева, основатель группы "Зоопарк" Майк Науменко. На Казанском кладбище в Пушкине похоронили Илью Олейникова. К слову, все имена, выделенные синим цветом, - это активные ссылки, и вы можете перейти по ним, если будет интересно прочитать об этих великих людях.
Если вам понравился материал - поставьте, пожалуйста, "лайк". Вам это ничего не стоит, а канал вы, тем самым, поддержите. Буду рад, если вы захотите высказать своё мнение о материале, не стесняйтесь - комментируйте, благодарите (если считаете нужным), критикуйте. Возможно, в материале что-то упущено и вы знаете какие-то неизвестные детали - пожалуйста, дополняйте. Каждое ваше слово, каждый отзыв чрезвычайно важен для того, чтобы канал оставался на плаву в наше сложное время.
А лучше всего - подписывайтесь на канал "Вдоль по Питерской". Пишите, о ком вы хотели бы прочитать на этом канале. Буду всем благодарен. И ещё - почему-то на Дзене стала действовать автоматическая ОТПИСКА от каналов. Поэтому проверяйте, пожалуйста, остаётесь ли вы подписаны на канал.
Многие подписчики пишут мне в комментариях, что материала на канале уже хватает на хорошую книгу о великих петербуржцах, что можно даже что-то вроде справочника-путеводителя по питерским кладбищам издать. Но удовольствие это не из дешёвых, в одиночку я просто не потяну. Поэтому решил провести такой вот эксперимент - попытаюсь собрать деньги на такую книгу. Если это действительно востребовано, то мы вместе её сможем напечатать. Если же кто-то считает это не этичным, напишите, пожалуйста - если таковых отзывов будет много, то я завершу этот эксперимент. Буду благодарен за любую обратную связь.