"А почему нельзя съесть стадо? А кто пробовал съесть стадо?", - я не знаю, кто придумал эту фразу для Толстого Волка в фильме "Про Красную Шапочку". Может быть, режиссер Леонид Нечаев, может, автор сценария Инна Веткина. Хотя я уверен, что это выдумка самого Толстого Волка - Николая Трофимова.
Вообще, он очень часто импровизировал на съемочной площадке. В "Бриллиантовой руке", например, ставшего знаменитым диалога между героями Станислава Чекана (Михаил Иванович) и Николая Трофимова (полковник милиции) изначально в сценарии не было. А после первого же показа фильма этот диалог практически полностью ушел в народ - на цитаты:
– Наверное, мне бы надо…
– Не надо.
– А что если…
– Не стоит.
– Тогда, может быть, нужно…
– Не нужно.
– Разрешите хотя бы…
– А вот это попробуйте!
К слову, история этого диалога корнями уходит в первое время работы Трофимова в Большом драматическом театре. Когда Николай Николаевич принял предложение Товстоногова и ушел из Театра Комедии в БДТ, то первой же ролью у него стал Чебутыкин в "Трех сестрах". Трофимову казалось, что его герой в основном на сцене читает газету, а действия и текста слишком мало. И чтоб зрителям не стало скучно, Трофимов пытался привнести что-то такое, что вызывало бы смех. Но Товстоногов постоянно был против этих новшеств: "- Стоп! Николай Николаевич, это не Театр комедии. - Ну тогда, может, попробовать… – снова начинает Трофимов. - Не надо. - А если так… - Нет, нет, спасибо," – опять не дает режиссер досказать. Так и вошел через несколько лет этот диалог практически без купюр во всенародно любимую комедию.
Порой импровизации на сцене еще были связаны и с тем, что Николай Николаевич частенько забывал слова своей роли. Товстоногов как-то даже не выдержал и сказал актеру, что знает индийский способ запоминания текста и готов поделиться им с артистом. Обрадованный актер приготовился слушать. "Слова учить надо!", - повысив голос сказал великий режиссер. Но этот недостаток не помешал стать Николаю Трофимову великим актером. Французы называли его русским Бурвилем и звали играть в "Комеди Франсез" ("Comedie-Française"), американцы видели в нем Чарли Чаплина, часто его сравнивали с Игорем Ильинским. . А он смущался, когда его узнавали на улицах Парижа или Ленинграда. И скромно жил в небольшой квартире на Ржевке, не имея даже дачи. Он двадцать лет носил костюм, купленный по случаю в Польше. И ничего никогда для себя не просил. И никогда не отказывался даже от самых маленьких ролей, играя их просто блистательно.
А роль Толстого Волка в детском фильме "Про Красную шапочку", мне кажется, очень органично отражает суть Николая Николаевича - трагичного комика-философа. Хотя, откровенно говоря, "Про Красную шапочку" - фильм далеко не детский. К слову, главная героиня меня лично, особенно в первой половине картины, своей наивностью, в основном, раздражает. Радует, что к концу фильма она все же меняется и взрослеет. Фильм ведь, на самом деле, весьма философский. Фильм-притча. Фильм о мести. Матери - за сына, сына - за отца, брата - за брата. Но это я стал понимать уже тогда, когда и сам повзрослел.
Сам же Николай Трофимов всю жизнь мечтал сыграть великого философа Сократа, но, к сожалению, так и не дождался этой роли - ни в кино, ни в театре. К философии и философам Трофимов всегда относился очень серьезно. Он читал Платона и Аристотеля. Как-то на гастролях в Калининграде он решил найти могилу Иммануила Канта. А никто из местных не мог ему в этом помочь. Был 1947 год, бывший Кенигсберг был основательно разрушен во время войны и было еще не до восстановления могилы великого философа. Но Трофимов решил во что бы то ни стало ее найти. Первый день был потрачен впустую. Трофимов не сдался и на следующее утро вновь отправился на поиски, взяв в помощники актера Льва Золотухина. И ему удалось найти. Состояние могилы было удручающее, но Трофимов с Золотухиным привели ее в божеский вид, убрали мусор, подлатали. К слову, могила Канта лишь в 1960 году была признана "объектом культурного значения" и впервые отреставрирована. И еще об исторических могилах. Однажды на гастролях в Риме Трофимова позвали на задний двор театра. Там археологи вели раскопки и обнаружили древний саркофаг без крышки, сделанный из цельного куска мрамора. Изумленный актер прочел на боковой стенке: "Nicola Trofimo – actor".
Николай Николаевич Трофимов последний раз вышел на сцену БДТ в спектакле "Пиквикский клуб" в день своего юбилея - 21 января 2005 года. Ему исполнилось 85 лет. Большому драматическому театру он отдал более сорока лет своей жизни и сыграл более трех десятков ролей в спектаклях, ставших театральными легендами: Чебутыкин в "Трех сестрах", Лебедев в "Идиоте", Перчихин в "Мещанах", Фил Хоген в "Луне для пасынков судьбы", Майор в "Тоот, другие и майор", Акоп в "Хануме", Пантелей Мелихов в "Тихом Доне", Телегин в "Дяде Ване", Расплюев в "Смерти Тарелкина", Голутвин в "На всякого мудреца довольно простоты", Пиквик в "Пиквикском клубе"... Его обожали зрители. Причем, не только отечественные. Как-то в Японии БДТ играл "Дядю Ваню". Трофимов в этом спектакле - Вафля, приживал. И по окончании последнего представления к сцене подошла молодая японка с большой белой сумкой и протянула эту увесистую сумку Трофимову. Когда он за кулисами ее открыл, то увидел, что она заполнена до отказа виноградом, грушами, яблоками, орехами и разными японскими угощениями. Как рассказывал Трофимов: "И понял я, что она, наверное, накануне смотрела наш спектакль и проснулась в ней жалость к бедному Вафле. Вот и взяла она над ним шефство".
А еще у Николая Николаевича больше сотни больших и маленьких ролей в кино и на телевидении. И каждая его роль оставляла след в сердцах зрителей.
Осенью того же 2005-го, уже предчувствуя свой уход, он попросил, чтобы во время его похорон звучал не траурный марш, а его любимая песня – "Журавли" в исполнении Марка Бернеса. В ночь на седьмое ноября 2005 года Николай Трофимов скончался в Александровской больнице Санкт-Петербурга. Леонид Неведомский его просьбу выполнил и принес на панихиду в театр запись песни. Как вспоминал сам Неведомский, когда на панихиде звучала песня "Журавли", казалось, что Николай Николаевич слышит. Слезы удержать было невозможно...
Настанет день, и с журавлиной стаей Я поплыву в такой же сизой мгле,
Из-под небес по-птичьи окликая Всех вас, кого оставил на земле.
Прощание с Николаем Трофимовым прошло утром 14 ноября в БДТ. Проститься с великим артистом пришли его поклонники, актеры из других театров, губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, полпред президента Илья Клебанов. Николая Трофимова похоронили в тот же день на Литераторских мостках Волковского православного кладбища.
Если вам понравился материал - поставьте, пожалуйста, "лайк". Вам это ничего не стоит, а канал вы, тем самым, поддержите. Буду рад, если вы захотите высказать своё мнение о материале, не стесняйтесь - комментируйте, благодарите (если считаете нужным), критикуйте. Возможно, в материале что-то упущено и вы знаете какие-то неизвестные детали - пожалуйста, дополняйте. Каждое ваше слово, каждый отзыв чрезвычайно важен для того, чтобы канал оставался на плаву в наше сложное время.
А лучше всего - подписывайтесь на канал "Вдоль по Питерской". Пишите, о ком вы хотели бы прочитать на этом канале. Буду всем благодарен. И ещё - почему-то на Дзене стала действовать автоматическая ОТПИСКА от каналов. Поэтому проверяйте, пожалуйста, остаётесь ли вы подписаны на канал.
Многие подписчики пишут мне в комментариях, что материала на канале уже хватает на хорошую книгу о великих петербуржцах, что можно даже что-то вроде справочника-путеводителя по питерским кладбищам издать. Но удовольствие это не из дешёвых, в одиночку я просто не потяну. Поэтому решил провести такой вот эксперимент - попытаюсь собрать деньги на такую книгу. Если это действительно востребовано, то мы вместе её сможем напечатать. Если же кто-то считает это не этичным, напишите, пожалуйста - если таковых отзывов будет много, то я завершу этот эксперимент. Буду благодарен за любую обратную связь.