На всякий случай, сразу оговорюсь, что цитата, вынесенная в заголовок, принадлежит американскому критику Александру Вулкотту. Смысл её, думаю, понятен без объяснения. Но я её привел немного в другом контексте. Когда мы смотрим какой-то захватывающий фильм или театральное представление, то, в первую очередь мы, безусловно, обращаем внимание на игру актёров. И это понятно, ведь именно они доносят смысл и идеи, заложенные автором в фильме или спектакле. Более продвинутые зрители, несомненно, видят какие-то режиссёрские находки, интересные ходы. И уж совсем отчаянные синефилы могут рассуждать о работе оператора. Но есть еще одна категория создателей кино и спектакля, о которых мы практически ничего не знаем и обычно даже не обращаем внимания на их фамилии в титрах. А на афишах её вообще, как правило, не указывают. А ведь от них зависит тоже очень много. Я говорю о художниках-постановщиках театра и кино. И сегодня хочу немного рассказать об одном из них - Семёне Соломоновиче Манделе.
Семён Мандель родился в небольшом городке Жмеринка Винницкого уезда Подольской губернии 14 (27) октября 1907 года. Когда Семёну было тринадцать лет, семья переехала в Винницу. Позже он поступил в техникум, а одновременно учился театральному дизайну и живописи. Уже в шестнадцать лет он создал оформление и костюмы для балета "Конёк-Горбунок".
После окончания техникума Семён уехал в Киев, где учился в Киевском художественном институте - сначала на отделении живописи, а позже на сценографическом. Ректором института был известный украинский художник Фёдор Кричевский, а преподавателем у Манделя - знаменитый художник-авангардист, архитектор, родоначальник конструктивизма Владимир Татлин.
Кстати, именно тогда Татлин работал над проектом памятника Третьему Интернационалу. Памятник должен был представлять собой наклонную башню (угол отклонения от вертикали 23,5 градуса), состоящую из множества зданий, входящих в систему двух спиралей. При этом здания должны были ещё и вращаться вокруг своей оси - каждое со своей скоростью, а установленные на крыше прожекторы должны были проецировать разнообразные тексты на облака питерского неба. Предполагалось, что высота этого сооружения будет 400 метров - чуть ниже нынешнего "Лахта-центра". Да, располагаться это великолепие должно было в центральной части Петрограда. Проект этот осуществлён не был, но её идеи вошли в архитектурный образ строящейся сейчас "СКА-арены".
Но вернёмся к Семёну Манделю. После получения диплома по специальности "Кино и сценография" он стал работать на Киевской кинофабрике "Украинфильм" - будущей киностудии имени Довженко. Он занимался художественным оформлением фильмов "Возможно завтра" Дмитрия Дальского и Людмилы Снежинской, "Вместе с отцами" Лазаря Френкеля, "Враг один" ("Негр из Шеридана") Павла Коломойцева, "Последняя ночь" Михаила Капчинского. Кроме того, он разрабатывал сценографию для киевских театров, цирка, эстрады. Тогда же он женился на своей сокурснице по художественному институту Людмиле Путиевской.
В 1933 году они переехали в Ленинград. Через два года у них родилась дочь Татьяна. Но брак долго не просуществовал - супруги развелись, и Людмила уехала в Москву. К слову, там она вышла замуж за известного писателя и драматурга Александра Штейна, а Татьяна стала впоследствии женой известного актёра Игоря Кваши.
Для Семёна Манделя тридцатые годы были очень плодотворными. Он создавал костюмы для кино и театра, участвовал в подготовках городских праздников, наконец, был одним из основателей ленинградского Мюзик-холла. А когда началась война, Мандель стал солдатом. Правда, он не воевал на передовой - его оружием были агитационные плакаты, листовки, газеты, поддерживающие жителей Москвы и Ленинграда в то трудное время. Но и основную свою профессию он не оставил, ведь даже во время войны ставились спектакли и снималось кино. Так, Семён Мандель разрабатывал декорации и эскизы костюмов к спектаклям Ленинградского дома Красной Армии "Фронт" и "Русские люди". Правда, были сложности с материалом для декораций и костюмов, поэтому ему порой приходилось использовать ткань с обшивки заградительных аэростатов.
Летом 1945-го Семён Мандель уехал на Дальний Восток, где война продолжалась. Здесь старший лейтенант Мандель разрабатывал агитматериалы для войск и населения противника. И, надо полагать, воздействие этих материалов на японцев было очень сильным, ведь именно на Дальневосточном фронте Мандель был награждён орденом Красной Звезды.
После окончания войны Семён Соломонович вернулся в Ленинград и решил посвятить себя практически исключительно театру. И если до 1945 года он был художником на более чем двадцати кинокартинах, то после войны принял участие лишь в десяти, самый известный из которых "Укротительница тигров".
Зато количество спектаклей в ленинградских театрах, в которых Семён Мандель был сценографом, не поддаётся исчислению. Ежегодно он разрабатывал костюмы и декорации для пяти-шести представлений. Порой он одновременно был художником-постановщиком балета в театре оперы и балета имени Кирова, спектаклей в драматическом театре имени Пушкина, БДТ имени Горького и, на десерт, Театре имени Ленинского комсомола. Огромное количество спектаклей, ставших явлением в театральной жизни Ленинграда, возможно, не стали бы таковыми без деятельного участия в них Семёна Манделя. Это и "Помпадуры и помпадурши" в Театре комедии, и "Фабричная девчонка" в Ленинградском Ленкоме, и "Иркутская история" в БДТ, и множество других.
Он работал с Георгием Товстоноговым, Сергеем Юрским, Игорем Владимировым, Сергеем Герасимовым, создал три программы для Театра миниатюр Аркадия Райкина и три постановки для Ленинградского Мюзик-холла.
Еще в 1949 году он женился второй раз - на Марианне Сафоновой, тогда актрисе Ленинградского театра музыкальной комедии. В 1956-м у них родилась дочь Алиса. И она тоже пошла по стопам отца - стала театральным художником.
Алиса Мандель в 1990 году по приглашению друзей уехала на работу в Соединённые Штаты Америки, вышла там замуж и осталась на постоянное жительство. Позже к ней переехала и Марианна Николаевна. Вдова Семёна Манделя умерла в Вашингтоне ровно год назад - первого марта 2021-го.
Семён Мандель скончался 19 сентября 1974 года в Ленинграде во время работы над постановкой Мюзик-холла “От сердца к сердцу”. Он был похоронен на Комаровском кладбище.
На кладбище в поселке Комарово похоронено немало выдающихся ленинградцев и петербуржцев. Здесь упокоились актёры Андрей Краско, Алексей Девотченко, Никита Михайловский - Ромка из "Вам и не снилось", мама Ивана Урганта Валерия Киселёва, дядя Михаила Боярского артист Николай Боярский, композиторы Вениамин Баснер, Виктор Резников, Олег Каравайчук, Сергей Курёхин, писатель Виктор Голявкин, фантаст Иван Ефремов, великая Анна Ахматова, драматург и сценарист Александр Володин, кинорежиссёр Иосиф Хейфиц, популярная эстрадная певица Мария Пахоменко, основательница группы "Atlantida Project" певица Саша Соколова, нобелевский лауреат Жорес Алфёров, академик Наталья Бехтерева, продюсер Александр Капица.
К слову, все имена, выделенные синим цветом, - это активные ссылки, и вы можете перейти по ним, если будет интересно прочитать об этих великих людях.
Многие подписчики пишут мне в комментариях, что материала на канале уже хватает на хорошую книгу о великих петербуржцах, что можно даже что-то вроде справочника-путеводителя по питерским кладбищам издать. Но удовольствие это не из дешёвых, в одиночку я просто не потяну. Поэтому решил провести такой вот эксперимент - попытаюсь собрать деньги на издание такой книги. Если это действительно востребовано, то мы вместе её сможем напечатать. Если же кто-то считает это не этичным, напишите, пожалуйста - если таковых отзывов будет много, то я завершу этот эксперимент. Буду благодарен за любую обратную связь.