Найти в Дзене
Вдоль по Питерской

Декорации спектакля были превосходны, к сожалению, их заслоняли актеры. Могила художника Семёна Манделя в Комаровском некрополе

Оглавление

На всякий случай, сразу оговорюсь, что цитата, вынесенная в заголовок, принадлежит американскому критику Александру Вулкотту. Смысл её, думаю, понятен без объяснения. Но я её привел немного в другом контексте. Когда мы смотрим какой-то захватывающий фильм или театральное представление, то, в первую очередь мы, безусловно, обращаем внимание на игру актёров. И это понятно, ведь именно они доносят смысл и идеи, заложенные автором в фильме или спектакле. Более продвинутые зрители, несомненно, видят какие-то режиссёрские находки, интересные ходы. И уж совсем отчаянные синефилы могут рассуждать о работе оператора. Но есть еще одна категория создателей кино и спектакля, о которых мы практически ничего не знаем и обычно даже не обращаем внимания на их фамилии в титрах. А на афишах её вообще, как правило, не указывают. А ведь от них зависит тоже очень много. Я говорю о художниках-постановщиках театра и кино. И сегодня хочу немного рассказать об одном из них - Семёне Соломоновиче Манделе.

Семён Мандель. Фото Государственный центральный музей кино
Семён Мандель. Фото Государственный центральный музей кино

Семён Мандель родился в небольшом городке Жмеринка Винницкого уезда Подольской губернии 14 (27) октября 1907 года. Когда Семёну было тринадцать лет, семья переехала в Винницу. Позже он поступил в техникум, а одновременно учился театральному дизайну и живописи. Уже в шестнадцать лет он создал оформление и костюмы для балета "Конёк-Горбунок".

После окончания техникума Семён уехал в Киев, где учился в Киевском художественном институте - сначала на отделении живописи, а позже на сценографическом. Ректором института был известный украинский художник Фёдор Кричевский, а преподавателем у Манделя - знаменитый художник-авангардист, архитектор, родоначальник конструктивизма Владимир Татлин.

Владимир Татлин. Фото ria.ru
Владимир Татлин. Фото ria.ru

Кстати, именно тогда Татлин работал над проектом памятника Третьему Интернационалу. Памятник должен был представлять собой наклонную башню (угол отклонения от вертикали 23,5 градуса), состоящую из множества зданий, входящих в систему двух спиралей. При этом здания должны были ещё и вращаться вокруг своей оси - каждое со своей скоростью, а установленные на крыше прожекторы должны были проецировать разнообразные тексты на облака питерского неба. Предполагалось, что высота этого сооружения будет 400 метров - чуть ниже нынешнего "Лахта-центра". Да, располагаться это великолепие должно было в центральной части Петрограда. Проект этот осуществлён не был, но её идеи вошли в архитектурный образ строящейся сейчас "СКА-арены".

Проект памятника Третьему Интернационалу. Фото aerodizain.com
Проект памятника Третьему Интернационалу. Фото aerodizain.com

Но вернёмся к Семёну Манделю. После получения диплома по специальности "Кино и сценография" он стал работать на Киевской кинофабрике "Украинфильм" - будущей киностудии имени Довженко. Он занимался художественным оформлением фильмов "Возможно завтра" Дмитрия Дальского и Людмилы Снежинской, "Вместе с отцами" Лазаря Френкеля, "Враг один" ("Негр из Шеридана") Павла Коломойцева, "Последняя ночь" Михаила Капчинского. Кроме того, он разрабатывал сценографию для киевских театров, цирка, эстрады. Тогда же он женился на своей сокурснице по художественному институту Людмиле Путиевской.

Плакат работы Семёна Манделя для Киевского цирка. Фото my-ussr.ru
Плакат работы Семёна Манделя для Киевского цирка. Фото my-ussr.ru

В 1933 году они переехали в Ленинград. Через два года у них родилась дочь Татьяна. Но брак долго не просуществовал - супруги развелись, и Людмила уехала в Москву. К слову, там она вышла замуж за известного писателя и драматурга Александра Штейна, а Татьяна стала впоследствии женой известного актёра Игоря Кваши.

Для Семёна Манделя тридцатые годы были очень плодотворными. Он создавал костюмы для кино и театра, участвовал в подготовках городских праздников, наконец, был одним из основателей ленинградского Мюзик-холла. А когда началась война, Мандель стал солдатом. Правда, он не воевал на передовой - его оружием были агитационные плакаты, листовки, газеты, поддерживающие жителей Москвы и Ленинграда в то трудное время. Но и основную свою профессию он не оставил, ведь даже во время войны ставились спектакли и снималось кино. Так, Семён Мандель разрабатывал декорации и эскизы костюмов к спектаклям Ленинградского дома Красной Армии "Фронт" и "Русские люди". Правда, были сложности с материалом для декораций и костюмов, поэтому ему порой приходилось использовать ткань с обшивки заградительных аэростатов.

Заградительные аэростаты в небе над Ленинградом. Фото worldwariimbym.com
Заградительные аэростаты в небе над Ленинградом. Фото worldwariimbym.com

Летом 1945-го Семён Мандель уехал на Дальний Восток, где война продолжалась. Здесь старший лейтенант Мандель разрабатывал агитматериалы для войск и населения противника. И, надо полагать, воздействие этих материалов на японцев было очень сильным, ведь именно на Дальневосточном фронте Мандель был награждён орденом Красной Звезды.

Выписка из представления к ордену Красной Звезды Семёна Манделя. Фото pamyat-naroda.su
Выписка из представления к ордену Красной Звезды Семёна Манделя. Фото pamyat-naroda.su

После окончания войны Семён Соломонович вернулся в Ленинград и решил посвятить себя практически исключительно театру. И если до 1945 года он был художником на более чем двадцати кинокартинах, то после войны принял участие лишь в десяти, самый известный из которых "Укротительница тигров".

Кадр из фильма "Укротительница тигров", 1954 г. Ермолаев - Павел Кадочников, Воронцова - Людмила Касаткина
Кадр из фильма "Укротительница тигров", 1954 г. Ермолаев - Павел Кадочников, Воронцова - Людмила Касаткина

Зато количество спектаклей в ленинградских театрах, в которых Семён Мандель был сценографом, не поддаётся исчислению. Ежегодно он разрабатывал костюмы и декорации для пяти-шести представлений. Порой он одновременно был художником-постановщиком балета в театре оперы и балета имени Кирова, спектаклей в драматическом театре имени Пушкина, БДТ имени Горького и, на десерт, Театре имени Ленинского комсомола. Огромное количество спектаклей, ставших явлением в театральной жизни Ленинграда, возможно, не стали бы таковыми без деятельного участия в них Семёна Манделя. Это и "Помпадуры и помпадурши" в Театре комедии, и "Фабричная девчонка" в Ленинградском Ленкоме, и "Иркутская история" в БДТ, и множество других.

Эскиз мужских костюмов к спектаклю "Помпадуры и помпадурши". Фото Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства
Эскиз мужских костюмов к спектаклю "Помпадуры и помпадурши". Фото Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства

Он работал с Георгием Товстоноговым, Сергеем Юрским, Игорем Владимировым, Сергеем Герасимовым, создал три программы для Театра миниатюр Аркадия Райкина и три постановки для Ленинградского Мюзик-холла.

Еще в 1949 году он женился второй раз - на Марианне Сафоновой, тогда актрисе Ленинградского театра музыкальной комедии. В 1956-м у них родилась дочь Алиса. И она тоже пошла по стопам отца - стала театральным художником.

Марианна Сафонова. Фото kino-teatr.ru
Марианна Сафонова. Фото kino-teatr.ru

Алиса Мандель в 1990 году по приглашению друзей уехала на работу в Соединённые Штаты Америки, вышла там замуж и осталась на постоянное жительство. Позже к ней переехала и Марианна Николаевна. Вдова Семёна Манделя умерла в Вашингтоне ровно год назад - первого марта 2021-го.

Семён Мандель в Разливе. Фото spbarchives.ru
Семён Мандель в Разливе. Фото spbarchives.ru

Семён Мандель скончался 19 сентября 1974 года в Ленинграде во время работы над постановкой Мюзик-холла “От сердца к сердцу”. Он был похоронен на Комаровском кладбище.

Могила Семёна Манделя в Комаровском некрополе
Могила Семёна Манделя в Комаровском некрополе

На кладбище в поселке Комарово похоронено немало выдающихся ленинградцев и петербуржцев. Здесь упокоились актёры Андрей Краско,  Алексей ДевотченкоНикита Михайловский - Ромка из "Вам и не снилось", мама Ивана Урганта Валерия Киселёвадядя Михаила Боярского артист Николай Боярский, композиторы Вениамин БаснерВиктор РезниковОлег КаравайчукСергей Курёхин, писатель Виктор Голявкин,  фантаст Иван Ефремоввеликая Анна Ахматовадраматург и сценарист Александр Володин, кинорежиссёр Иосиф Хейфиц, популярная эстрадная певица Мария Пахоменко, основательница группы "Atlantida Project" певица Саша Соколова, нобелевский лауреат Жорес Алфёров, академик Наталья Бехтерева, продюсер Александр Капица.

К слову, все имена, выделенные синим цветом, - это активные ссылки, и вы можете перейти по ним, если будет интересно прочитать об этих великих людях.

Многие подписчики пишут мне в комментариях, что материала на канале уже хватает на хорошую книгу о великих петербуржцах, что можно даже что-то вроде справочника-путеводителя по питерским кладбищам издать. Но удовольствие это не из дешёвых, в одиночку я просто не потяну. Поэтому решил провести такой вот эксперимент - попытаюсь собрать деньги на издание такой книги. Если это действительно востребовано, то мы вместе её сможем напечатать. Если же кто-то считает это не этичным, напишите, пожалуйста - если таковых отзывов будет много, то я завершу этот эксперимент. Буду благодарен за любую обратную связь.

Если вам понравился материал - поставьте, пожалуйста, "лайк". Вам это ничего не стоит, а канал вы, тем самым, поддержите. Буду рад, если вы захотите высказать своё мнение о материале, не стесняйтесь - комментируйте, благодарите (если считаете нужным), критикуйте. Возможно, в материале что-то упущено и вы знаете какие-то неизвестные детали - пожалуйста, дополняйте. Каждое ваше слово, каждый отзыв чрезвычайно важен для того, чтобы канал оставался на плаву в наше сложное время.

А лучше всего - подписывайтесь на канал "Вдоль по Питерской". Пишите, о ком вы хотели бы прочитать на этом канале. Буду всем благодарен. И ещё - почему-то на Дзене стала действовать автоматическая ОТПИСКА от каналов. Поэтому проверяйте, пожалуйста, остаётесь ли вы подписаны на канал.