Долгое время в Советском Союзе не было принято вспоминать самого эффективного подводника Великой Отечественной войны. Уж очень неоднозначная биография была у героя. Ну а официальное замалчивание, впрочем, приводило лишь к тому, что его имя все больше окутывалось легендами.
Вообще, будущий герой-подводник таковым стать и не мечтал. Нет, моряком он хотел быть - а кто ж из одесских мальчишек не хочет быть им - но моряком флота торгового, чтоб ходить по Черному морю, а лучше - по Атлантике, бывать в иностранных портах и, чего греха таить, привозить из-за границы не только впечатления. Море его так к себе манило, что он даже сбежал из своей обычной, как тогда называлось, "трудовой", школы после окончания шестого класса и в тринадцать лет стал учеником матроса на пароходе "Севастополь". Причем, в работе проявил такое рвение, что капитан направил его в школу юнг, которую Александр успешно окончил и стал матросом первого класса на пароходе "Ильич" (к слову, бывший "Император Николай II"). А в семнадцать Маринеско (кстати, на самом деле у Александра Ивановича румынская фамилия - Маринеску) поступил в Одесский мореходный техникум и вышел из него через три года с красным дипломом в руках. И сразу же стал третьим помощником капитана парохода "Красный флот". Детская мечта практически сбылась - впереди были моря, океаны, иностранные порты.
Но карьера моряка торгового флота у Маринеско быстро прервалась - он был направлен на спецкурсы командного состава Рабоче-Крестьянского красного флота. Формально - по комсомольской путевке, фактически - мобилизован. Так перспектива стать вольным капитаном дальнего плавания плавно превратилась в карьеру военного моряка, беспрекословно выполняющего приказы начальства. По окончании курсов Маринеско был назначен штурманом на подводною лодку Щ-306 "Пикша", незадолго до этого спущенной на воду и базировавшуюся на Балтийском флоте - в Кронштадте.
После вольной и теплой Одессы в суровом и холодном Кронштадте Маринеско себя чувствовал не очень хорошо, порой впадал в депрессию, из которой выходил традиционно русским методом. Часто был агрессивен, порой не соблюдал субординацию и вступал в перепалки с начальством - в общем, нарывался на увольнение в запас. Однако, как говорится, мастерство не пропьешь - как командир штурманского сектора, он был одним из тех, кто обеспечил победу "Пикше" в соревновании "стахановских" походов. Это соревнование развернулось среди советских подлодок после того, как тихоокеанская Щ-117 провела поход с перекрытием проектной автономности в два раза. А в конце лета - начале осени 1936 года Щ-306 совершила 45-суточный поход, перекрыв рекорд тихоокеанцев на пять суток, в чем была немалая заслуга и Александра Маринеско.
Командир БЧ-1 ПЛ "Пикша" оставался до ноября 1937 года. А потом лодка ушла на капитальный ремонт, а Маринеско внезапно уволили из РККФ с формулировкой "в аттестационном порядке по служебному несоответствию" - в отделе кадров вдруг выяснили, что по происхождению он - румын. Впрочем, уже через три недели его восстановили и направили на курсы переподготовки при Краснознамённом учебном отряде подводного плавания имени Кирова, по окончании которых в ноябре 1938 он уже в звании старшего лейтенанта был назначен помощником командира подлодки Л-1.
Через полгода - в мае 1939-го - Маринеско принимает командование ПЛ М-96. А уже в 1940 году экипаж этой лодки по итогам боевой и политической подготовки занял первое место на флоте, а командир получил первую свою награду - золотые часы и повышен в звании до капитан-лейтенанта. Кстати, экипаж М-96 установил рекорд скорости погружений – 19,5 секунды при нормативе 35 секунд.
В начале Великой Отечественной войны подлодка М-96 под командованием Маринеско была перебазирована в Рижский залив. Никакого участия в военных действиях лодка не принимала, Маринеско снова стал пить, организовал в дивизионе азартные карточные игры. За это его исключили из кандидатов в члены ВКП (б) и это еще ему повезло - комиссара этого дивизиона за распущенность личного состава осудили на десять лет лагерей. Правда, приговор отсрочили, а комиссара отправили на передовую. А зимой в подлодку Маринеско попал артиллерийский снаряд, и лодка вынужденно стала на ремонт, который продлился полгода. И лишь в августе 1942 года М-96 вышла в свой первый боевой поход и успешно атаковала немецкую тяжелую плавбатарею SAT-4 "Хелене". Маринеско доложил, что корабль противника был потоплен и, кстати, за этот поход получил высшую награду СССР - орден Ленина. Правда, в 1946 году "потопленный" корабль был передан Балтийскому флоту в счет репараций. Возвращаясь из этого похода раньше намеченного срока, Маринеско не сообщил об этом командованию, и его лодка была принята за немецкую из-за камуфляжной краски на бортах. Лодку попытались обстрелять наши же катера, и лишь выдержка и смекалка командира помогла избежать трагедии. Маринеско поставил подлодку между двух катеров, и те не могли начать огонь, так как неминуемо попали бы друг в друга.
Столь же хладнокровен Маринеско был и в ноябре 1942-го в Нарвском заливе, когда прямо под носом у немцев его лодка высадила группу разведчиков, которые должны были захватить у врага шифровальную машину "Энигма". И хотя "Энигмы" в штабе не оказалось, разведчики смогли добыть огромное количество важнейших немецких документов. За эту операцию Маринеско было присвоено звание капитана третьего ранга. И его опять приняли кандидатом в члены ВКП (б). Правда, в боевой характеристике за 1942 год командир дивизиона капитан 3-го ранга Сидоренко все же отметил, что его подчиненный "на берегу склонен к частым выпивкам".
В апреле 1943 года Александр Маринеско был назначен командиром ПЛ С-13. На ней он и прослужил до конца войны. И именно на ней совершил свои самые значительные подвиги, вписавшие его имя в историю.
С-13 простояла без участия в боях почти полтора года. И лишь 9 октября 1944 года вышла в свой первый боевой поход. И в первые же сутки похода Маринеско обнаружил в море немецкий вооруженный транспорт "Зигфрид" и атаковал его. Но атака четырьмя торпедами не удалась. И Маринеско принял решение догнать противника в надводном подложении и обстрелять его артиллерией. По донесению Маринеско, "Зигфрид" получил серьезное повреждение и начал быстро погружаться в воду. В действительности, поврежденный германский транспорт был позднее отбуксирован противником в Данциг. За этот поход командир С-13 был награжден своим первым орденом Красного Знамени.
Перед Новым годом С-13 была переведена в финский порт Турку. Финляндия к тому времени из войны уже вышла и ее базы использовались СССР. Маринеско решил отпраздновать Новый год, а заодно и свои боевые успехи, с размахом и на двое суток с лодки пропал. Команда, оставшаяся без командира, устроила массовую драку с местным населением, да и сам Маринеско за двое суток загула успел выяснить отношения даже с женихом хозяйки местной таверны, у которой он и провел эти два дня. Командующий Балтийским флотом адмирал Владимир Трибуц уже готовился отдать Маринеско под трибунал, но решил все же сделать это после боевого похода С-13, назначенного на январь. И именно этот поход - пятый для Маринеско - принес наибольшую славу советскому подводнику.
Почти месяц С-13 патрулировала в указанном Маринеско квадрате. Но ни одного немецкого корабля туда так и не зашло. И тогда командир принял решение самовольно изменить квадрат патрулирования. Из штаба его попытались остановить, но Маринеско вопреки приказу пошел в сторону Кенигсберга. И 30 января 1945 года С-13 атаковала и утопила бывший океанский лайнер "Вильгельм Густлофф" ("Wilhelm Gustloff"), на котором находилось свыше 8 000 человек. Официальное количество жертв - 5 348 человек, но по оценкам историков, реальные потери могли составлять от 8 000 до 9 000 с лишним жертв. С кораблём погибли 1 300 подводников, среди которых находились полностью сформированные экипажи подводных лодок и их командиры. Погибших немецких подводников хватило бы для укомплектования 70 подводных лодок среднего тоннажа. "Вильгельм Густлофф" полностью затонул примерно через час после атаки. Спущенный на воду в 1937 году "Вильгельм Густлофф" был крупнейшим по тоннажу немецким теплоходом, потопленным советскими подводниками. Длина судна – 208 метров, ширина – 23. А в высоту он был в два раза больше "Титаника" - 56 метров. "Вильгельм Густлофф", служивший морским символом Третьего рейха, был особо любим Адольфом Гитлером, который даже присутствовал при его спуске на воду в 1937 году. Лайнер был флагманом круизного флота нацистской Германии, а потом стал плавучей казармой и учебным судном учебной дивизии подводного плавания. У фюрера, кстати, там была устроена роскошнейшая спецкаюта. По легенде, узнав о гибели лайнера, Гитлер объявил Маринеско своим личным врагом.
А вечером 9 февраля 1945 года, в районе Данцингской бухты уже практически перед возвращением на базу С-13 обнаружила и начала преследование санитарного транспорта "Штойбен" ("Steuben"), на котором находилось более 4 тысяч раненых и беженцев. В час ночи 10 февраля корабль был атакован двумя торпедами и в течение 15 минут затонул. Правда, Маринеско был уверен, что он утопил крейсер "Эмден". О том, что это не так, он узнал по возвращении на базу из местных газет.
Только эти два утопленных корабля сделали Маринеско рекордсменом среди командиров-подводников Советского Союза по уничтоженному тоннажу противника и по человеческим жертвам.
Маринеско был полностью прощен. Его даже собирались представить к званию Героя Советского Союза но "что-то пошло не так" - вместо Звезды Героя он получил свой второй орден Красного Знамени. А следующий, шестой, поход - с 20 апреля по 13 мая 1945 года - стал для Маринеско последним в должности командира подводной лодки. Вместе с Маринеско в походе находился командующий подводным флотом контр-адмирал Стеценко. Шестнадцать раз С-13 подвергалась бомбардировкам с воздуха, а также атакам немецких подлодок. После похода контр-адмирал единственный из экипажа получил награду - орден Нахимова, а на Маринеско написали уничтожающую характеристику. По мнению командира бригады ПЛ капитана 1 ранга Курникова, Маринеско "имел много случаев обнаружения транспортов и конвоев противника, но в результате неправильного маневрирования и нерешительности сблизиться для атаки не смог…"
Война закончилась, и на пьянство и прочие прегрешения Маринеско, перестали смотреть сквозь пальцы. 14 сентября 1945 года вышел приказ № 01979 наркома ВМФ адмирала флота Николая Кузнецова, где говорилось: "За халатное отношение к служебным обязанностям, систематическое пьянство и бытовую распущенность командира Краснознаменной подводной лодки С-13 Краснознаменной бригады подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота капитана 3 ранга Маринеско Александра Ивановича отстранить от занимаемой должности, понизить в воинском звании до старшего лейтенанта и зачислить в распоряжение военного совета этого же флота". Этот приказ о разжаловании был отменен лишь в 1960 году - за три года до смерти Маринеско.
Еще два месяца после приказа Маринеско оставался на флоте - в должности командира тральщика Т-34 2-го дивизиона тральщиков 1-й Краснознаменной бригады траления Краснознаменного Балтийского флота (Таллинский морской оборонительный район). А 20 ноября 1945 года по приказу наркома ВМФ № 02521 старший лейтенант Маринеско А. И. уволен в запас.
После демобилизации Маринеско работал помощником капитана, капитаном на судах Балтийского морского пароходства (1946 – 1948), завхозом НИИ по переливанию крови в Ленинграде (1948 – 1949).
В 1949 году суд признал его виновным в хищении и приговорил к трем годам лишения свободы. Оговорил бывшего моряка директор этого института некто Викентий Кухарчик, которого самого впоследствии осудили за хищения, в которых Маринеско участвовать отказался. А Маринеско вменили в вину, что он развез списанный бесхозный торф из институтского двора по домам сотрудников (с разрешения, кстати, директора), а себе взял с чердака списанную кровать. Сам Маринеско объяснял, что у него в семье был маленький ребенок, которому негде было спать, кровать он взял временно и потом намеревался вернуть.
При судебном разбирательстве прокурор отказался от обвинения, а народные заседатели написали особое мнение. Тем не менее, дело рассмотрел другой состав суда и Маринеско отправили на три года на Колыму. В эшелоне он вместе с другими военными моряками дрался с уголовниками и бывшими полицаями. К счастью, для себя, в Магадан Маринеско не попал. Выручили морские навыки. Сначала работал бригадиром грузчиков в Ванинском порту, потом вплоть до освобождения помощником директора рыбзавода. 10 октября 1951 года был досрочно освобожден. В 1953 году, на основании бериевского акта амнистии от 27 марта, с него сняли судимость. После освобождения работал грузчиком, затем топографом в Онежско-Ладожской экспедиции (октябрь 1951 – июль 1953), в отделе снабжения на ленинградском заводе "Мезон" (июль 1953 – конец 1962).
Александр Маринеско умер от рака пищевода 25 ноября 1963 года в возрасте 50 лет. Похоронен на Богословском кладбище (Санкт-Петербург).
Во времена перестройки благодаря тогдашнему генсеку Михаилу Горбачеву, имя Маринеско вернулось из забвения. 5 мая 1990 года Президиум Верховного Совета СССР присвоил Александру Ивановичу Маринеско звание Героя Советского Союза (посмертно).
Если вам понравился материал - поставьте, пожалуйста, "лайк". Вам это ничего не стоит, а канал вы, тем самым, поддержите. Буду рад, если вы захотите высказать своё мнение о материале, не стесняйтесь - комментируйте, благодарите (если считаете нужным), критикуйте. Возможно, в материале что-то упущено и вы знаете какие-то неизвестные детали - пожалуйста, дополняйте. Каждое ваше слово, каждый отзыв чрезвычайно важен для того, чтобы канал оставался на плаву в наше сложное время.
А лучше всего - подписывайтесь на канал "Вдоль по Питерской". Пишите, о ком вы хотели бы прочитать на этом канале. Буду всем благодарен. И ещё - почему-то на Дзене стала действовать автоматическая ОТПИСКА от каналов. Поэтому проверяйте, пожалуйста, остаётесь ли вы подписаны на канал.
Многие подписчики пишут мне в комментариях, что материала на канале уже хватает на хорошую книгу о великих петербуржцах, что можно даже что-то вроде справочника-путеводителя по питерским кладбищам издать. Но удовольствие это не из дешёвых, в одиночку я просто не потяну. Поэтому решил провести такой вот эксперимент - попытаюсь собрать деньги на такую книгу. Если это действительно востребовано, то мы вместе её сможем напечатать. Если же кто-то считает это не этичным, напишите, пожалуйста - если таковых отзывов будет много, то я завершу этот эксперимент. Буду благодарен за любую обратную связь.