Совсем скоро, 4 декабря, исполняется 120 лет со дня рождения великого советского актера Николая Симонова. Несколько десятилетий он был ведущим артистом Ленинградского театра драмы имени Пушкина и одним из самых востребованных киноактеров - ведь сниматься в кино он начал еще в эпоху "великого немого".
К Николаю Симонову, как ни к кому другому, точно подходит поговорка про талантливого человека, который талантлив во всем. Он великолепно рисовал. И даже был принят в Академию художеств в Петрограде, которая тогда называлась Государственные свободные художественно-учебные мастерские. Его учителями в искусстве живописи были выдающийся портретист того времени Осип Браз, чьи работы хранятся во множестве музеев нашей страны, включая Русский музей и Третьяковскую галерею, пейзажист, академик живописи Аркадий Рылов, великий живописец и теоретик искусства Кузьма Петров-Водкин. Все они отмечали несомненный талант Симонова и предрекали ему большое будущее как художнику.
Но уже через год после приезда в Петроград из родной Самары Николаем овладела давняя детская мечта - он решил стать артистом. Вообще, он еще в детстве вместе со своими родными - братом, сестрой, родителями - устраивал домашние спектакли, на которые даже приглашались зрители. А когда Николай учился в Самарской гимназии, то он часто участвовал в представлениях, которые организовывал гимназический драмкружок. В Петрограде, где разнообразных театров было значительно больше, чем в провинциальной Самаре, он старался попасть на как можно большее число спектаклей. Театр увлекал его все больше и больше. И в конце концов Симонов, продолжая учиться на курсах живописи, поступил еще и Петроградский институт сценических искусств (сейчас Российский государственный институт сценических искусств (РГИСИ)), причем сразу на второй курс. И здесь его основным наставником стал выдающийся режиссер и театральный педагог Леонид Вивьен.
Правда, поначалу Симонов пытался совмещать занятия актерским мастерством с обучением живописи, но вскоре понял, что это невозможно и сосредоточился исключительно на театре, прекратив обучаться живописи.
В 1924 году Симонов окончил Институт сценических искусств. Тогда же его педагог Леонид Вивьен стал режиссером Ленинградского театра драмы (ныне Александринский театр) и пригласил Николая, обладающего очень фактурной внешностью, в труппу этого театра. Правда, в том же году Симонова призвали в Красную армию, и актером он стал лишь через год.
Симонов прослужил в этом театре семь лет. За это время он сыграл множество ролей, в том числе большое количество главных. Это и Братишка в спектакле "Штиль" по пьесе Владимира Билль-Белоцерковского, и Вершинин в спектакле "Бронепоезд 14-69" режиссера Николая Петрова, и Павел в спектакле по пьесе Лидии Сейфулиной "Виринея". Тогда же кинорежиссеры его начали приглашать сниматься в кино. За семь лет Симонов снялся в полутора десятках немых кинофильмов, часто также играя главные роли, как, например, в постановке Владимира Гардина "Кастусь Калиновский", где Симонов сыграл роль вожака крестьянского восстания.
В 1931 году Николая Симонова пригласили возглавить театр на его родине - в Самаре. В Самарском краевом драматическом театре Симонов проработал около трех лет, а в труппе, им возглавляемой, тогда играли Юрий Толубеев, Василий Меркурьев и другие известные актеры.
Но в 1934 году Симонов принял решение вернуться в Ленинград. Первая же роль, которую он получил после возвращения в Ленинградский театр драмы, - роль Бориса Годунова в одноименной пьесе Пушкина - стала триумфальной для Симонова. И больше он этот театр не покидал. В том же 1934 году к нему пришла и всесоюзная слава. После выхода на экраны фильма братьев Васильевых "Чапаев" Симонов проснулся знаменитым. И хотя роль комвзвода Жихарева, которого играл Симонов, не была главной, сыграл он ее так ярко, что запомнился всем зрителям. К слову, в Ленинграде "Чапаев" шел в кинотеатре "Сатурн" ежедневно на протяжении двух лет, и каждый сеанс зал был полностью заполнен.
Вернувшись в Ленинград, Николай Константинович реализовал себя и в качестве режиссёра. В 1936 году он поставил пьесу Александра Островского "Бесприданница", а в 1938-1940 годах спектакли "Очная ставка" (по пьесе братьев Тур и Льва Шейнина) и "Зыковы" (по пьесе Максима Горького).
А через четыре года - новый пик славы Симонова. Режиссер Владимир Петров снял один из лучших довоенных фильмов - "Петр Первый" с Николаем Симоновым в главной роли.
Первая серия этой картины, которую показали отдельным фильмом на выставке в Париже в 1937 году, получила там приз. А в 1941 году исполнители главных ролей - Симонов и Михаил Жаров, сыгравший светлейшего князя Меншикова, а также режиссер Владимир Петров стали лауреатами Сталинской премии первой степени. Кроме того, после выхода "Петра Первого" на киноэкраны, Симонов был награжден орденом Ленина и получил звание народного артиста РСФСР.
Вообще, конечно, Николай Симонов не был обделен наградами. Только Сталинскими премиями он награждался трижды. Помимо "Петра Первого", этой премией была отмечена его работа в фильме "Сталинградская битва" в 1950 году, где он сыграл генерала Чуйкова, а также роль генерала Муравьева в спектакле "Победители" по пьесе Бориса Чирскова. Правда, в последнем случае, это была премия второй степени.
Кроме того, Симонов еще дважды, в 1967 и 1971 годах, был награжден высшей государственной наградой СССР - орденом Ленина, в 1950 году ему было присвоено звание народного артиста СССР, а в 1966-м за исполнение ролей Маттиаса Клаузена и Сальери в спектаклях "Перед заходом солнца" Герхарта Гауптмана и "Маленькие трагедии" Пушкина Симонов был награжден Государственной премией РСФСР имени Станиславского. Наконец, в честь его семидесятилетия в декабре 1971 года Николай Симонов был награжден медалью "Золотая Звезда" и ему было присвоено звание "Героя социалистического труда".
В пятидесятые-шестидесятые годы Симонов продолжал сниматься в кино. Особенно запомнились зрителям его роли в фильме Александра Файнциммера "Овод" (1956 г.), где Симонов сыграл кардинала Лоренцо Монтанелли - отца Артура Бертона (Овода), доктора Сальватора в "Человеке-амфибии" (1961 г.) Геннадия Казанского и Владимира Чеботарева, комиссара Ганса Берлаха в фильме Василия Левина "Последнее дело комиссара Берлаха" (1971 г.).
Работа в "Последнем деле..." стала последней киноролью Николая Симонова.
Николай Константинович Симонов скончался 20 апреля 1973 года. Похоронен на "Литераторских мостках" Волковского православного кладбища. В 1980 году на его могиле был установлен памятник работы скульптора Светланы Аванесовой.
На кладбищах Петербурга похоронено много выдающихся представителей отечественного искусства. Это актеры, писатели, режиссеры, композиторы...
На Южном кладбище похоронены актеры Алексей Смирнов - механик Макарыч из "В бой идут одни "старики"", Николай Годовиков - Петруха из "Белого солнца пустыни" и выдающийся бард Юрий Кукин - автор бессмертного "А я еду за туманом". На Литераторских мостках Волковского православного кладбища упокоились выдающиеся советские и российские актеры: Бруно Фрейндлих, незабываемый Холстомер - Евгений Лебедев, Василий Меркурьев, Николай Трофимов, Владислав Стржельчик, командир счастливой "Щуки" Петр Вельяминов, незабвенный Хоботов - Анатолий Равикович, Андрей и Юрий Толубеевы, Ефим Копелян, Александр Борисов - Кошачий Барин из фильма "Верные друзья", Нина Мамаева, поэтесса, голос блокадного Ленинграда Ольга Берггольц, поэт Александр Блок, композитор Андрей Петров, балерина Алла Шелест. На кладбище в поселке Комарово похоронены актеры Андрей Краско, Алексей Девотченко, Никита Михайловский - Ромка из "Вам и не снилось", мама Ивана Урганта Валерия Киселева, дядя Михаила Боярского артист Николай Боярский, композиторы Вениамин Баснер, Виктор Резников, Олег Каравайчук, Сергей Курехин, писатель Виктор Голявкин, фантаст Иван Ефремов, великая Анна Ахматова. На Смоленском кладбище лежат актриса Анна Самохина, режиссер Алексей Балабанов, актер Виктор Костецкий, эстрадные исполнители Людмила Сенчина и Эдуард Хиль, актер Станислав Ландграф, писатель-маринист Виктор Конецкий. Серафимовское кладбище стало последним пристанищем для актеров Игоря Дмитриева, Михаила Светина, Павла и Петра Кадочниковых, Александра Демьяненко, Гликерии Богдановой-Чесноковой, Александра Хочинского, Николая Крюкова. На Большеохтинском упокоилась клоунесса Ирина Асмус -Ириска из "АБВГДейки", основатель группы "Алиса" Святослав Задерий, писатель, автор "Республики ШКИД" Леонид Пантелеев. А на Северном кладбище Санкт-Петербурга похоронены Павел Луспекаев - таможенник Верещагин из "Белого солнца пустыни" и Сергей Филиппов - незабываемый Киса Воробьянинов из "Двенадцати стульев". Киновеевское кладбище стало последним домом для Александра Кавалерова. На Богословском лежат актеры Кирилл Лавров, Роман Громадский, драматург-сказочник Евгений Шварц, режиссер Александр Рогожкин. Здесь же похоронены лидер группы "Кино" Виктор Цой и его жена Марьяна, рок-музыканты Наталья Пивоварова ("Колибри"), Сергей Богаев ("Облачный край"), Михаил Горшенёв "Горшок" ("Король и шут"), Александр Аксенов "Рикошет" ("Объект насмешек"), великий дирижер Евгений Мравинский, умершая совсем молодой певица Лидия Клемент. На кладбище Памяти жертв 9-го января недавно похоронили актрису Галину Короткевич, умершую за две недели до своего столетия. На Волковском кладбище нашли свое упокоение режиссер Борис Понизовский, поэтесса Серебряного века Ирина Одоевцева, основатель группы "Зоопарк" Майк Науменко, флейтист группы "Аквариум" Андрей "Дюша" Романов, аккордеонист этой же группы Сергей Щураков. На Казанском кладбище в Пушкине похоронили актера Илью Олейникова, писателя-фантаста Александра Беляева. На Шуваловском кладбище похоронен писатель-постмодернист Андрей Битов. К слову, все имена, выделенные синим цветом, - это активные ссылки, и вы можете перейти по ним, если будет интересно прочитать об этих великих людях.
Если вам понравился материал - поставьте, пожалуйста, "лайк". Вам это ничего не стоит, а канал вы, тем самым, поддержите. Буду рад, если вы захотите высказать своё мнение о материале, не стесняйтесь - комментируйте, благодарите (если считаете нужным), критикуйте. Возможно, в материале что-то упущено и вы знаете какие-то неизвестные детали - пожалуйста, дополняйте. Каждое ваше слово, каждый отзыв чрезвычайно важен для того, чтобы канал оставался на плаву в наше сложное время.
А лучше всего - подписывайтесь на канал "Вдоль по Питерской". Пишите, о ком вы хотели бы прочитать на этом канале. Буду всем благодарен. И ещё - почему-то на Дзене стала действовать автоматическая ОТПИСКА от каналов. Поэтому проверяйте, пожалуйста, остаётесь ли вы подписаны на канал.
Многие подписчики пишут мне в комментариях, что материала на канале уже хватает на хорошую книгу о великих петербуржцах, что можно даже что-то вроде справочника-путеводителя по питерским кладбищам издать. Но удовольствие это не из дешёвых, в одиночку я просто не потяну. Поэтому решил провести такой вот эксперимент - попытаюсь собрать деньги на такую книгу. Если это действительно востребовано, то мы вместе её сможем напечатать. Если же кто-то считает это не этичным, напишите, пожалуйста - если таковых отзывов будет много, то я завершу этот эксперимент. Буду благодарен за любую обратную связь.