Найти тему
Вдоль по Питерской

Режиссура — не профессия. Это образ жизни. Давид Карасик похоронен в Комарово

Когда-то в детстве мне очень нравилась повесть Льва Кассиля "Вратарь республики". Позже я и фильм посмотрел, на основе которого и написана эта книга. Да, так тоже бывает - сначала выходит фильм, а потом на основе его сценария пишется книга. Возможно вы удивитесь, но, например, Аркадий Гайдар сначала, весной 1940 года, написал сценарий к фильму "Тимур и его команда", который поставил режиссёр Александр Разумный, а уже потом, осенью того же года, Гайдар опубликовал одноимённую повесть. Так же произошло и с "Полосатым рейсом" - фильм по сценарию Виктора Конецкого вышел в 1961 году, а книга, написанная им по мотивам сценария, увидела свет больше чем через тридцать лет - в 1994-м. Примерно то же самое случилось и с фильмом "Москва слезам не верит", снятом Владимиром Меньшовым по сценарию Валентина Черных - премьера фильма состоялась в 1979 году, а роман по мотивам сценария Черных опубликовал в 1994-м. Вообще для этого - переделки сценария в полноценную повесть или даже роман - существует даже термин. Называется это "новеллизация". Развито это больше на Западе, но и в Советском Союзе и нынешней России, как видите, примеров достаточно.

Кадр из фильма "Вратарь" (1936 г.). Валежная - Людмила Глазова, Карасик - Анатолий Горюнов, врач - Константин Гибшман, Груша - Татьяна Гурецкая
Кадр из фильма "Вратарь" (1936 г.). Валежная - Людмила Глазова, Карасик - Анатолий Горюнов, врач - Константин Гибшман, Груша - Татьяна Гурецкая

Собственно, это лирическое отступление понадобилось мне лишь для того, чтобы подвести вас к фамилии человека, о котором я сегодня буду рассказывать. Именно такую - смешную и очень уютную фамилию - и носил один из главных героев книги "Вратарь республики". К слову, я не сразу вспомнил точную фамилию основного главного героя, о котором и идёт речь в книге, но вот инженер Карасик остался в моей памяти, похоже, навсегда. Итак, мой рассказ о Карасике. Правда, не об инженере, а о режиссёре, и звали его не Анатолий, как героя фильма, а Давид Исаакович.

Давид Карасик. Фото ptj.spb.ru
Давид Карасик. Фото ptj.spb.ru

Написать о нём я решил после того, как в очередной раз побывал на кладбище посёлка Комарово и увидел памятник вот с этой фамилией. Собственно, на самом памятнике не было фамилии. Как и имени, и дат рождения и смерти, и фотографии. Лишь какой-то странный автограф, состоящий из двух букв: "ДК". И только на самой могильной плите можно было разглядеть: Давид Исаакович Карасик 1919-1999. К слову, ученик Давида Карасика, петербургский режиссёр-документалист Александр Кривонос как-то очень тонко заметил:

Подпись зачастую говорит о человеке не меньше, чем фотография в паспорте.
Автограф Карасика – похож на след лесной птички, оставленный на снегу.
Д и К – два инициала, соединённые этой птицей.

И этот автограф, и славная фамилия - "родом из детства" - разумеется, меня заинтересовали. К своему стыду, раньше я ничего не слышал об этом человеке, а ведь он очень много сделал для советского и российского театра, кино и, особенно, ленинградского телевидения. Он был вторым педагогом на курсах Бориса Зона (к слову, сам он учился у легендарного Бориса Вульфовича и даже был его любимчиком), Татьяны Сойниковой, Сергея Гиппиуса. Среди его студентов были Лев Додин, Леонид Мозговой, Наталья Тенякова, Ольга Антонова, Владимир Тыкке и еще множество, ставших потом известными, актёров и режиссёров.

Кадр из фильма "Любовь и голуби" (1984 г.). Баба Шура - Наталья Тенякова
Кадр из фильма "Любовь и голуби" (1984 г.). Баба Шура - Наталья Тенякова

А когда в 1963 году в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК, сейчас Российский государственный институт сценических искусств) появилась первая в СССР кафедра телевизионной режиссуры, то её заведующим на многие годы стал Давид Карасик, подготовивший сотни режиссёров для центральных и региональных студий телевидения страны. Именно ему принадлежит заслуга в том, что на телевидении появился Литературный театр - он основал его вместе со Львом Цуцульковским и Александром Белинским. Долгое время Давид Карасик был главным режиссёром литературно-драматической редакции Ленинградской студии телевидения.

Давид Карасик родился в Ленинграде 19 февраля 1919 года. Когда началась война, он оставался в Ленинграде. А в июле 1942-го его призвали в армию. Карасик был направлен в Москву в школу кремлёвских курсантов, как неофициально называлось располагавшееся в Кремле Московское командное училище имени Верховного Совета РСФСР. Да, готовили тогда там парней не для парадов и торжественной смены караула - после краткосрочных курсов Красных командиров в марте сорок третьего Давида Карасика направили на фронт. В том же 1943-м он получил первое ранение, а в 1944 - второе в правое плечо. После этого его комиссовали и он вернулся домой в Ленинград. А последствия ранения остались с ним на всю жизнь. Даже здоровался он левой рукой, так как правая практически не действовала.

Давид Карасик
Давид Карасик

Он пошёл работать в школу военруком, а на следующий год поступил в театральный институт - в мастерскую того самого Бориса Зона. В 1950 году он окончил институт и с дипломом "Режиссёр театра" был направлен в Ленинградский театр музыкальной комедии. Главрежем в то время там был Иван Фёдорович Ермаков - легендарная в театральных кругах Ленинграда личность. Ермаков с юности увлекался театром, в Гражданскую воевал в 25-й (Чапаевской) дивизии, после демобилизации поступил в театральный институт и выучился на режиссёра-постановщика. В 1939 году он поставил первый художественный телеспектакль "Нахлебник" в недавно открытом Ленинградском телевизионном центре. И хотя он долгое время служил в театрах, телевидение было его мечтой. И в конце пятидесятых он свою мечту осуществил. Кстати, я не знаю, был ли знаком с Ермаковым автор сценария уже упоминавшегося мною фильма "Москва слезам не верит" Валентин Черных, но именно главный режиссер Ленинградской студии телевидения провидчески заявил ещё в 1956 году:

Всё сожрёт телевизор! У народа не будет ни кино, ни театра, ни газет, ни радио! Люди незримыми цепями будут прикованы к телеэкранам!

Ермаков, к слову довольно продолжительное время совмещал руководство Музкомедией с работой главным режиссёром ленинградского телецентра. И в конце концов он уговорил Карасика перейти из театра на телевидение.

Сначала телецентр располагался на улице академика Павлова в деревянном доме под № 13 - бывшей "Даче Громова" в Лопухинском саду, и в нём была лишь одна камера, закреплённая неподвижно. Позже появилась вторая камера, которую можно было на тележке приблизить к объекту съёмки и, тем самым, сделать крупный план. Естественно, всё шло в прямом эфире - никаких ошибок и "косяков" исправить было нельзя. Лишь через пять лет после прихода Карасика на телевидение был построен новый телецентр - на улице Чапыгина. К слову, самый большой в СССР.

"Дача Громова" в Лопухинском саду.
"Дача Громова" в Лопухинском саду.

Правда, ставить там те самые "фильмы-спектакли" по-прежнему было довольно сложно, так как дорогие декорации телестудия себе позволить не могла. Но как-то обходились весьма условными - актёры сидели на фанерных кубиках, а натянутые блестящие ленты создавали эффект морского бриза. Именно отсюда и пошёл "литературный театр", чьим отцом-основателем и стал Давид Карасик.

Но помимо сложностей с декорациями были и проблемы кадровые, ведь на телевидение в те времена шли те актёры и режиссёры, кто не состоялся на театральной сцене. Но нужны были творческие личности, "заточенные" именно под ТВ. Для этого и была открыта в 1963 году в ЛГИТМиК первая в нашей стране кафедра телевизионной режиссуры. Учились студенты заочно и бесплатно, но принимали лишь тех, кто до поступления отработал на телестудии не менее двух лет. И поступить учиться можно было только по направлениям от телестудий. Конкурс был огромный, на приёмных испытаниях абитуриенты писали сценарии будущих фильмов, делали раскадровку, придумывали по заданным сюжетам кульминации и развязки. Но те, кто эти испытания проходил, получали гораздо больше, чем просто знания и умения.

Когда Давид Карасик ставил свои фильмы-спектакли, то он не просто переносил действие с театральной сцены на черно-белый тогда ещё экран, а создавал действительно фильмы, пусть и с уточнением - спектакли.

Кстати, пусть никого не вводит в заблуждение перечень фильмов- спектаклей, представленный в Википедии. Там их меньше десяти. Сайт Кино-театр.ру более информативен - на нём упоминается сорок работ режиссёра. Но на самом деле, всего Давидом Исааковичем было поставлено более шестидесяти фильмов-спектаклей. И это не считая ещё более трёх сотен телепередач. К счастью, многие поставленные Карасиком работы и сейчас можно найти в интернете.

Кадр из фильма-спектакля "Кориолан" (1968 г.). Кай Марций Кориолан - Сергей Юрский
Кадр из фильма-спектакля "Кориолан" (1968 г.). Кай Марций Кориолан - Сергей Юрский

Сложно выделить какие-то его фильмы-спектакли - практически в каждом зритель может найти что-то новое и интересное для себя. Но если навскидку, то о даровании Карасика как режиссёра можно судить, например, по таким работам, как "Коллеги", поставленные им в 1961 году по повести Василия Аксёнова с молодыми Кириллом Лавровым, Ефимом Копеляном и Борисом Лёскиным в главных ролях; "Ещё раз о Шерлоке Холмсе" с Сергеем Юрским в роли Холмса и Михаилом Даниловым в роли доктора Ватсона; "Старосветские помещики" с Николаем Трофимовым и Людмилой Жуковой. Хотя, конечно, фильмы-спектакли, действительно, играются в очень условных декорациях и они, конечно же, не для всех.

Кадр из фильма-спектакля "Старосветские помещики" (1979 г.). Пульхерия Ивановна - Людмила Жукова, Афанасий Иванович - Николай Трофимов
Кадр из фильма-спектакля "Старосветские помещики" (1979 г.). Пульхерия Ивановна - Людмила Жукова, Афанасий Иванович - Николай Трофимов

В феврале 1999 года на Чапыгина собрались многочисленные выпускники театрального института, обучавшиеся у Давида Карасика - отмечали его 80-летие. А через три месяца режиссёра не стало.

Давид Исаакович Карасик скончался 26 мая 1999 года. Ему было 80 лет. Он похоронен на кладбище посёлка Комарово.

Могила Давида Карасика на Комаровском кладбище
Могила Давида Карасика на Комаровском кладбище
Скульптура на памятнике
Скульптура на памятнике
Я всё время помню праздник его 80-летия, того живого, яркого, весёлого, искреннего человека, каким он обнаружился для меня в день юбилея. И поток прессы в его адрес, и его поведение, и всё, что было сказано, — без преувеличения, достоверно, адекватно — вот это всё мне помнится, несмотря на то, что мы простились с ним навсегда. И мне кажется, что он таким и останется — не в печальном и траурном ореоле, а в венце славы и всеобщего признания, ведь не только Санкт-Петербург, весь мир отозвался на его юбилей. И хочется, чтобы так было — чтобы остался он в памяти в празднике своём, заслуженном удивительной жизнью — скромной, трудолюбивой, принципиальной.
Зиновий Корогодский

Если вам понравился материал - поставьте, пожалуйста, "лайк". Вам это ничего не стоит, а канал вы, тем самым, поддержите. Буду рад, если вы захотите высказать своё мнение о материале, не стесняйтесь - комментируйте, благодарите (если считаете нужным), критикуйте. Возможно, в материале что-то упущено и вы знаете какие-то неизвестные детали - пожалуйста, дополняйте. Каждое ваше слово, каждый отзыв чрезвычайно важен для того, чтобы канал оставался на плаву в наше сложное время.

А лучше всего - подписывайтесь на канал "Вдоль по Питерской". Пишите, о ком вы хотели бы прочитать на этом канале. Буду всем благодарен. И ещё - почему-то на Дзене стала действовать автоматическая ОТПИСКА от каналов. Поэтому проверяйте, пожалуйста, остаётесь ли вы подписаны на канал.