Когда-то в детстве мне очень нравилась повесть Льва Кассиля "Вратарь республики". Позже я и фильм посмотрел, на основе которого и написана эта книга. Да, так тоже бывает - сначала выходит фильм, а потом на основе его сценария пишется книга. Возможно вы удивитесь, но, например, Аркадий Гайдар сначала, весной 1940 года, написал сценарий к фильму "Тимур и его команда", который поставил режиссёр Александр Разумный, а уже потом, осенью того же года, Гайдар опубликовал одноимённую повесть. Так же произошло и с "Полосатым рейсом" - фильм по сценарию Виктора Конецкого вышел в 1961 году, а книга, написанная им по мотивам сценария, увидела свет больше чем через тридцать лет - в 1994-м. Примерно то же самое случилось и с фильмом "Москва слезам не верит", снятом Владимиром Меньшовым по сценарию Валентина Черных - премьера фильма состоялась в 1979 году, а роман по мотивам сценария Черных опубликовал в 1994-м. Вообще для этого - переделки сценария в полноценную повесть или даже роман - существует даже термин. Называется это "новеллизация". Развито это больше на Западе, но и в Советском Союзе и нынешней России, как видите, примеров достаточно.
Собственно, это лирическое отступление понадобилось мне лишь для того, чтобы подвести вас к фамилии человека, о котором я сегодня буду рассказывать. Именно такую - смешную и очень уютную фамилию - и носил один из главных героев книги "Вратарь республики". К слову, я не сразу вспомнил точную фамилию основного главного героя, о котором и идёт речь в книге, но вот инженер Карасик остался в моей памяти, похоже, навсегда. Итак, мой рассказ о Карасике. Правда, не об инженере, а о режиссёре, и звали его не Анатолий, как героя фильма, а Давид Исаакович.
Написать о нём я решил после того, как в очередной раз побывал на кладбище посёлка Комарово и увидел памятник вот с этой фамилией. Собственно, на самом памятнике не было фамилии. Как и имени, и дат рождения и смерти, и фотографии. Лишь какой-то странный автограф, состоящий из двух букв: "ДК". И только на самой могильной плите можно было разглядеть: Давид Исаакович Карасик 1919-1999. К слову, ученик Давида Карасика, петербургский режиссёр-документалист Александр Кривонос как-то очень тонко заметил:
Подпись зачастую говорит о человеке не меньше, чем фотография в паспорте.
Автограф Карасика – похож на след лесной птички, оставленный на снегу.
Д и К – два инициала, соединённые этой птицей.
И этот автограф, и славная фамилия - "родом из детства" - разумеется, меня заинтересовали. К своему стыду, раньше я ничего не слышал об этом человеке, а ведь он очень много сделал для советского и российского театра, кино и, особенно, ленинградского телевидения. Он был вторым педагогом на курсах Бориса Зона (к слову, сам он учился у легендарного Бориса Вульфовича и даже был его любимчиком), Татьяны Сойниковой, Сергея Гиппиуса. Среди его студентов были Лев Додин, Леонид Мозговой, Наталья Тенякова, Ольга Антонова, Владимир Тыкке и еще множество, ставших потом известными, актёров и режиссёров.
А когда в 1963 году в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК, сейчас Российский государственный институт сценических искусств) появилась первая в СССР кафедра телевизионной режиссуры, то её заведующим на многие годы стал Давид Карасик, подготовивший сотни режиссёров для центральных и региональных студий телевидения страны. Именно ему принадлежит заслуга в том, что на телевидении появился Литературный театр - он основал его вместе со Львом Цуцульковским и Александром Белинским. Долгое время Давид Карасик был главным режиссёром литературно-драматической редакции Ленинградской студии телевидения.
Давид Карасик родился в Ленинграде 19 февраля 1919 года. Когда началась война, он оставался в Ленинграде. А в июле 1942-го его призвали в армию. Карасик был направлен в Москву в школу кремлёвских курсантов, как неофициально называлось располагавшееся в Кремле Московское командное училище имени Верховного Совета РСФСР. Да, готовили тогда там парней не для парадов и торжественной смены караула - после краткосрочных курсов Красных командиров в марте сорок третьего Давида Карасика направили на фронт. В том же 1943-м он получил первое ранение, а в 1944 - второе в правое плечо. После этого его комиссовали и он вернулся домой в Ленинград. А последствия ранения остались с ним на всю жизнь. Даже здоровался он левой рукой, так как правая практически не действовала.
Он пошёл работать в школу военруком, а на следующий год поступил в театральный институт - в мастерскую того самого Бориса Зона. В 1950 году он окончил институт и с дипломом "Режиссёр театра" был направлен в Ленинградский театр музыкальной комедии. Главрежем в то время там был Иван Фёдорович Ермаков - легендарная в театральных кругах Ленинграда личность. Ермаков с юности увлекался театром, в Гражданскую воевал в 25-й (Чапаевской) дивизии, после демобилизации поступил в театральный институт и выучился на режиссёра-постановщика. В 1939 году он поставил первый художественный телеспектакль "Нахлебник" в недавно открытом Ленинградском телевизионном центре. И хотя он долгое время служил в театрах, телевидение было его мечтой. И в конце пятидесятых он свою мечту осуществил. Кстати, я не знаю, был ли знаком с Ермаковым автор сценария уже упоминавшегося мною фильма "Москва слезам не верит" Валентин Черных, но именно главный режиссер Ленинградской студии телевидения провидчески заявил ещё в 1956 году:
Всё сожрёт телевизор! У народа не будет ни кино, ни театра, ни газет, ни радио! Люди незримыми цепями будут прикованы к телеэкранам!
Ермаков, к слову довольно продолжительное время совмещал руководство Музкомедией с работой главным режиссёром ленинградского телецентра. И в конце концов он уговорил Карасика перейти из театра на телевидение.
Сначала телецентр располагался на улице академика Павлова в деревянном доме под № 13 - бывшей "Даче Громова" в Лопухинском саду, и в нём была лишь одна камера, закреплённая неподвижно. Позже появилась вторая камера, которую можно было на тележке приблизить к объекту съёмки и, тем самым, сделать крупный план. Естественно, всё шло в прямом эфире - никаких ошибок и "косяков" исправить было нельзя. Лишь через пять лет после прихода Карасика на телевидение был построен новый телецентр - на улице Чапыгина. К слову, самый большой в СССР.
Правда, ставить там те самые "фильмы-спектакли" по-прежнему было довольно сложно, так как дорогие декорации телестудия себе позволить не могла. Но как-то обходились весьма условными - актёры сидели на фанерных кубиках, а натянутые блестящие ленты создавали эффект морского бриза. Именно отсюда и пошёл "литературный театр", чьим отцом-основателем и стал Давид Карасик.
Но помимо сложностей с декорациями были и проблемы кадровые, ведь на телевидение в те времена шли те актёры и режиссёры, кто не состоялся на театральной сцене. Но нужны были творческие личности, "заточенные" именно под ТВ. Для этого и была открыта в 1963 году в ЛГИТМиК первая в нашей стране кафедра телевизионной режиссуры. Учились студенты заочно и бесплатно, но принимали лишь тех, кто до поступления отработал на телестудии не менее двух лет. И поступить учиться можно было только по направлениям от телестудий. Конкурс был огромный, на приёмных испытаниях абитуриенты писали сценарии будущих фильмов, делали раскадровку, придумывали по заданным сюжетам кульминации и развязки. Но те, кто эти испытания проходил, получали гораздо больше, чем просто знания и умения.
Когда Давид Карасик ставил свои фильмы-спектакли, то он не просто переносил действие с театральной сцены на черно-белый тогда ещё экран, а создавал действительно фильмы, пусть и с уточнением - спектакли.
Кстати, пусть никого не вводит в заблуждение перечень фильмов- спектаклей, представленный в Википедии. Там их меньше десяти. Сайт Кино-театр.ру более информативен - на нём упоминается сорок работ режиссёра. Но на самом деле, всего Давидом Исааковичем было поставлено более шестидесяти фильмов-спектаклей. И это не считая ещё более трёх сотен телепередач. К счастью, многие поставленные Карасиком работы и сейчас можно найти в интернете.
Сложно выделить какие-то его фильмы-спектакли - практически в каждом зритель может найти что-то новое и интересное для себя. Но если навскидку, то о даровании Карасика как режиссёра можно судить, например, по таким работам, как "Коллеги", поставленные им в 1961 году по повести Василия Аксёнова с молодыми Кириллом Лавровым, Ефимом Копеляном и Борисом Лёскиным в главных ролях; "Ещё раз о Шерлоке Холмсе" с Сергеем Юрским в роли Холмса и Михаилом Даниловым в роли доктора Ватсона; "Старосветские помещики" с Николаем Трофимовым и Людмилой Жуковой. Хотя, конечно, фильмы-спектакли, действительно, играются в очень условных декорациях и они, конечно же, не для всех.
В феврале 1999 года на Чапыгина собрались многочисленные выпускники театрального института, обучавшиеся у Давида Карасика - отмечали его 80-летие. А через три месяца режиссёра не стало.
Давид Исаакович Карасик скончался 26 мая 1999 года. Ему было 80 лет. Он похоронен на кладбище посёлка Комарово.
Я всё время помню праздник его 80-летия, того живого, яркого, весёлого, искреннего человека, каким он обнаружился для меня в день юбилея. И поток прессы в его адрес, и его поведение, и всё, что было сказано, — без преувеличения, достоверно, адекватно — вот это всё мне помнится, несмотря на то, что мы простились с ним навсегда. И мне кажется, что он таким и останется — не в печальном и траурном ореоле, а в венце славы и всеобщего признания, ведь не только Санкт-Петербург, весь мир отозвался на его юбилей. И хочется, чтобы так было — чтобы остался он в памяти в празднике своём, заслуженном удивительной жизнью — скромной, трудолюбивой, принципиальной.
Зиновий Корогодский
Если вам понравился материал - поставьте, пожалуйста, "лайк". Вам это ничего не стоит, а канал вы, тем самым, поддержите. Буду рад, если вы захотите высказать своё мнение о материале, не стесняйтесь - комментируйте, благодарите (если считаете нужным), критикуйте. Возможно, в материале что-то упущено и вы знаете какие-то неизвестные детали - пожалуйста, дополняйте. Каждое ваше слово, каждый отзыв чрезвычайно важен для того, чтобы канал оставался на плаву в наше сложное время.