Ровно четверть века назад - третьего сентября 1996 года - в поселке Репино под Санкт-Петербургом скончался композитор Вениамин Баснер.
Как-то стали заезженными в последнее время определения "великий", "гениальный", но Вениамин Ефимович был именно таким - великим и гениальным музыкантом, и, как он сам говорил, "русским композитором, евреем по национальности". Он сочинил множество самых различных музыкальных произведений - от опер до сонат и от мюзиклов до романсов. Нет, пожалуй, в нашей стране человека, который хотя бы раз не напел какую-нибудь его песню или, как минимум, не слышал его музыки. Показательный случай произошел с ним в Москве. Баснер рассказал о нем Василию Соловьеву-Седому: "Стоим мы с Мишей Матусовским в Москве на стоянке такси, ждем машину. Примерно через полчаса подъезжает. Но только мы в нее собрались сесть, как откуда ни возьмись три мужика в сильном подпитии. Отталкивают нас — "пошли отсюда, жидовские морды", влезают в машину, а потом как грянут: "Нас оставалось только трое из восемнадцати ребят!" Нашу с Мишей песню из только что вышедшего тогда на экраны фильма "Тишина"". Соловьев-Седой констатировал: "Ну, Веня, теперь тебя и вправду можно назвать народным композитором".
Музыку и песни он слышал с самого раннего детства. Его дедушка, сапожник Хирш, всегда напевал еврейские песни во время работы. Играть на скрипке и пытаться сочинять музыку он начал еще в детстве. Как-то его мама Роза Григорьевна зашла вместе с ним в магазин, и Веня, которому не было еще и трех лет, увидел на витрине маленькую, практически игрушечную, скрипку. Он был так поражен, что уйти из магазина смог только после того, как мама эту скрипку ему купила.
Разумеется, как только он подрос, он сразу же пошел учиться в ярославскую музыкальную школу имени Собинова. Лучший ученик, чтобы не мешать домашним и соседям, играл на скрипке, поднявшись по пожарной лестнице на крышу дома, где жил. Еще когда он учился, в 1938 году, ему довелось побывать на концерте, где исполнялась Пятая симфония Шостаковича. После этого Шостакович стал сначала его кумиром, а потом учителем и другом. А после получения Баснером музыкального образования, его пригласили на работу в Ярославскую филармонию. Но уже шла война, и едва Баснеру исполнилось 18 лет, он был призван в армию. На фронт его не отправили - службу он проходил в Костроме - в артиллерийском училище его готовили стать офицером. Но однажды начальник училища генерал Стенягин случайно услышал, как курсант Баснер играет на скрипке, и Вениамин был отправлен в музыкальный взвод. Начальник училища предложил им даже поставить сцену из оперы Чайковского "Евгений Онегин" . Баснер позже вспоминал: "Представляете, идет война, еще грохочут пушки, а будущие офицеры-артиллеристы учат партии из оперы Чайковского!"
В 1944 году его демобилизовали. Баснер уехал в Ленинград, поступил в Консерваторию имени Римского-Корсакова по классу скрипки и композиции. Композицию, кстати, ему преподавал сам Дмитрий Шостакович. С того времени и завязалась дружба между великими композиторами.
В 1955 году его Второй струнный квартет получил премию Международного конкурса в Варшаве, а Баснер был принят в Союз композиторов СССР. А на следующий год вышел первый фильм с музыкой Баснера - "Бессмертный гарнизон". Потом Баснер написал музыку почти к полусотне фильмов. И сейчас невозможно представить, что в кинокартинах "Дни Турбиных", "Щит и меч" или "Тишина" звучит какая-то другая музыка. А ведь еще были оперы, оперетты, сочинения для оркестра, вокально-симфонические и камерно-вокальные сочинения. И даже музыку к балету "Три мушкетера", который успешно шел во многих театрах страны, он написал.
Многие его песни сейчас живут самостоятельной жизнью. Например, "На безымянной высоте", записанная для фильма "Тишина", "Целую ночь соловей нам насвистывал ("Дни Турбиных"), "С чего начинается Родина" ("Щит и меч"), "Березовый сок" ("Мировой парень"). Его песни пели популярнейшие исполнители: Марк Бернес, Эдуард Хиль, "Песняры" и многие другие.
Кстати, "На безымянной высоте" написана на основе реального боя восемнадцати советских солдат 8-й роты 718-го полка 139-й стрелковой дивизии 10-й армии Западного фронта под командованием лейтенанта Евгения Порошина против двухсот немецких солдат в ночь с 13 на 14 сентября 1943 года. Вениамин Баснер вспоминал, что долго не мог написать музыку к этой песне - режиссер Владимир Басов браковал вариант за вариантом. Баснер уже отчаялся и хотел вообще отказаться от этой работы, но Басов уговорил его попробовать еще. И когда Баснер возвращался из Москвы в Ленинград, в поезде ему в голову вдруг пришла та музыка, которую мы все сейчас знаем. Баснеру нечем и не на чем было ее записать - поэтому всю дорогу он пел про себя, чтобы не забыть ее. Интересно, что однажды, когда композитор был на отдыхе в Кисловодске, его соседка, бывшая фронтовичка, долго его убеждала, что "На безымянной высоте" - фронтовая песня, и что они пели ее на фронте. И очень обижалась, когда Баснер пытался ей доказать, что он сочинил эту песню в 1962 году.
Вениамин Баснер никогда не стыдился своих еврейских корней. Он мечтал открыть в Петербурге еврейский театр, и в 1994 году мечта осуществилась - театр "Симха" ("Радость") начал свою работу. На первом представлении сам Баснер исполнил партию скрипки.
Он любил джаз и переживал, что его глушат, болел за ранний советский рок-н-ролл, не понимал, как можно запрещать молодых музыкантов.
Вениамин Баснер скончался третьего сентября 1996 года в Репино.
Двадцать пятого мая 2005 года на доме по адресу набережная Мойки, 16, была открыта мемориальная доска со строчкой из песни, написанной почерком композитора, "С чего начинается Родина".
Великого композитора похоронили в Комаровском некрополе.
На Комаровском кладбище нашли свой покой многие известные ленинградцы и петербуржцы. Здесь похоронены актеры Андрей Краско, Никита Михайловский - Ромка из "Вам и не снилось", Николай Боярский, мама Ивана Урганта Валерия Киселева, академик Наталья Бехтерева, нобелевский лауреат Жорес Алферов, музыкант Сергей Курехин, композитор Олег Каравайчук, геолог-палеонтолог и писатель-фантаст Иван Ефремов и многие другие.
Если вам понравился материал - поставьте, пожалуйста, "лайк". Вам это ничего не стоит, а канал вы, тем самым, поддержите. Буду рад, если вы захотите высказать своё мнение о материале, не стесняйтесь - комментируйте, благодарите (если считаете нужным), критикуйте. Возможно, в материале что-то упущено и вы знаете какие-то неизвестные детали - пожалуйста, дополняйте. Каждое ваше слово, каждый отзыв чрезвычайно важен для того, чтобы канал оставался на плаву в наше сложное время.
А лучше всего - подписывайтесь на канал "Вдоль по Питерской". Пишите, о ком вы хотели бы прочитать на этом канале. Буду всем благодарен. И ещё - почему-то на Дзене стала действовать автоматическая ОТПИСКА от каналов. Поэтому проверяйте, пожалуйста, остаётесь ли вы подписаны на канал.
Многие подписчики пишут мне в комментариях, что материала на канале уже хватает на хорошую книгу о великих петербуржцах, что можно даже что-то вроде справочника-путеводителя по питерским кладбищам издать. Но удовольствие это не из дешёвых, в одиночку я просто не потяну. Поэтому решил провести такой вот эксперимент - попытаюсь собрать деньги на такую книгу. Если это действительно востребовано, то мы вместе её сможем напечатать. Если же кто-то считает это не этичным, напишите, пожалуйста - если таковых отзывов будет много, то я завершу этот эксперимент. Буду благодарен за любую обратную связь.