Анекдот из советской эпохи: Штирлиц в буденовке, в шароварах с лампасами, с шашкой наголо, шел по коридорам управления РСХА, волоча за собой деревянную кобуру с маузером. Голос за кадром произносит: "Никогда он еще не был так близок к провалу..." И наверное, никому не надо объяснять, чей именно голос произносит эти слова. Разумеется, для полноты картины, для полного понимания юмора этого анекдота, голос должен быть только Ефима Копеляна. Его сдержанный, приглушенный баритон - пожалуй, чуть ли не половина успеха "Семнадцати мгновений весны". И как сложно представить кого-то другого, кроме Вячеслава Тихонова, в роли Штирлица, так и невозможно даже подумать о другом голосе, читающим закадровый авторский текст, кроме голоса Копеляна.
А ведь мало кто знает, что изначально именно Ефиму Захаровичу обещала главную роль в сериале "Семнадцать мгновений весны" Татьяна Лиознова. Но тогдашнее киношное начальство буквально встало на дыбы, узнав, что гениального русского разведчика будет играть еврей. И был утвержден Тихонов, что, разумеется, нисколько не испортило фильм. Но голос Ефима Копеляна, озвучивающий мысли разведчика Исаева - это удачнейшая находка режиссера.
Между прочим, Ефим Копелян, сыгравший около ста восьмидесяти ролей в театре, кино и на телевидении, а также озвучивший под шесть десятков киногероев, которых играли другие актеры, сам актером стал совершенно случайно.
Ефим Копелян родился 30 марта (по старому стилю) 1912 года в зажиточной еврейской семье в городе Речица (ныне Белоруссия). Его дед по материнской линии Мордух Френкель владел полудюжиной домов в Речице, а также лесопильным заводом и поставлял древесину для нужд армии. Впрочем, к тому моменту, когда в конце двадцатых годов Ефим окончил "семилетку" в Речице и уехал в Ленинград, все семейное недвижимое имущество было национализировано. В одном доме, например, разместился детский сад, а другой (в котором и жили родители Ефима и его братья) отдали под партийные нужды - в нем поселился местный секретарь ВКП (б). А Копеляны ушли на съемную квартиру. К слову, всего в семье Копелянов было шестеро детей - и все мальчики: Михаил, Абрам, Евгений, Исаак, Ефим и Григорий. Абрам и Евгений погибли на фронте в сорок пятом, Григорий умер в 1936, а вот Михаил и Исаак прожили долгую жизнь - Михаил скончался в 1984 году в возрасте 83 лет, а Исаак стал знаменитым художником-оформителем, заведовал отделом в Лениздате, был заместителем председателя Ленинградского отделения союза художников, инициатором создания издательства "Художник РСФСР". Он умер в январе 2001-го, в возрасте 91 года.
Именно к своему старшему брату Исааку и отправился семнадцатилетний Ефим. Исаак тогда уже работал художником в Западном Полиграфтресте и учился в Ленинградской академии художеств. В эту же Академию, которая к тому времени стала называться Институт пролетарского изобразительного искусства, на архитектурный факультет поступил и Ефим. Правда, окончить ее ему не довелось. На втором курсе он, решив заработать немного денег, направился в БДТ - кто-то из друзей сказал ему, что там требуются для массовки парни с его внешностью. Ефима сразу же взяли в массовку, а некоторое время спустя тогдашний худрук и главный режиссер театра Константин Тверской пригласил его к себе в студию - он преподавал актерское мастерство в театральном училище при БДТ. Копелян бросил учебу на архитектурном факультете и целиком отдался сцене.
Он перестал быть актером исключительно массовки. Еще учась в студии, он получил роль лорда Грея в последнем спектакле своего учителя Константина Тверского по пьесе Шекспира "Жизнь и смерть короля Ричарда III". Вскоре после премьеры Константин Тверской попал в "Кировский поток" - его выселили из Ленинграда в связи с убийством Кирова, а в 1937 году расстреляли в Саратове. Но в начале 1935 года он еще худрук БДТ, и 27 февраля успешно прошла премьера его новой постановки. Кстати, на премьере произошел забавный случай - Ефим так разволновался, что вошел на сцену не через дверь, а через декорацию, изображающую окно. Ричард Третий, которого играл народный артист РСФСР Николай Монахов, остался в недоумении, но сцену спас. Однако, когда после спектакля Ефим отправился извиняться, то Монахов, выслушав его объяснения, спросил: "А больше ты ничего не заметил, Копелян? Ты ведь, голубчик, мало того, что вошел через окно, ты ведь вышел-то… через камин!" Впрочем, этот эпизод не помешал Копеляну и дальше получать значительные роли в постановках БДТ. Так, в том же 1935 году он сыграл кинооператора Бурко в пьесе Сергея Семенова "Не сдадимся", рассказывающей о знаменитом дрейфе "Челюскина". Он получает роли в "Каменном госте", "Человеке с ружьем", "Дачниках". Наконец, в 1941 году он успешно играет Эдмунда в пьесе Шекспира "Король Лир".
Премьера "Короля Лира" прошла в марте 1941 года, а в мае Копелян женился на Людмиле Макаровой. Это был его второй брак, первой женой была Татьяна Певцова, но они расстались за год до того, как Копелян встретил тогда еще студентку все того же театрального училища при БДТ. Копелян и Макарова играли в спектакле "Кубанцы", который поставил знаменитый Борис Бабочкин. У Макаровой это был дебют на сцене, и умудренный Копелян часто ей подсказывал.
Так благодаря Чапаю-Бабочкину и образовался этот союз, просуществовавший до конца жизни Копеляна. У них родился сын Кирилл, также ставший актером. Кстати, Кирилл учился в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии вместе с Михаилом Боярским. Позднее Кирилл Копелян работал в Ленинградском театре драмы и комедии.
Когда началась Великая Отечественная война, Ефим Копелян, как и многие его коллеги, записался в Народное ополчение. Пока он проходил военное обучение, Николай Черкасов организовал в Ленинграде Театр Народного ополчения. Было сформировано четыре концертные бригады, участник которых отправлялись поднимать настроение бойцам на передовую. Артистам пришлось осваивать "смежные профессии" - и Копелян стал барабанщиком.
В июле 1943-го БДТ стал первым из эвакуированных театров, вернувшимся в Ленинград. У Копеляна было много ролей, но сам театр постоянно лихорадило, один режиссер сменялся другим, какой-то определенности не было. Наконец, в 1956 году БДТ возглавил Георгий Товстоногов, который увидел в Копеляне не только актера, умеющего играть лишь отрицательные роли разных проходимцев и темных личностей, но разглядел в нем звезду первой величины. У Копеляна главные роли в спектаклях "Синьор Марио пишет комедию" по пьесе Альдо Николаи, "Пять вечеров" Александра Володина, "Гибель эскадры" Корнейчука и множестве других.
Его начинают активно приглашать в кино. Во второй половине пятидесятых Копелян сыграл около десятка ролей в кино, а в шестидесятые счет его киноролям идет на десятки. Всесоюзный успех ему приносят роли атамана Бурнаша в эпопее про неуловимых мстителей Эдмонд Кеосаяна. Кстати, Кеосаян собирался дать ему роль Сидора Лютого, но он был так выразителен в пробах, что ему досталась роль батьки Бурнаша. И много лет после выхода "Неуловимых" на киноэкраны Копеляна дразнили дети: "Бурнаш, Бурнаш..." и кидали в него снежками.
Не все роли в кино нравились самому Копеляну. Он говорил: "Я не могу сказать, что все сыгранное в кино доставило мне удовольствие. Скорее наоборот. Таких ролей очень немного, в их числе - роли в фильмах "Преступление и наказание", "Николай Бауман" и "Даурия"". За роль Саввы Морозова в фильме "Николай Бауман" Копелян получил премию "За лучшее исполнение мужской роли" на Всесоюзном кинофестивале в 1968 году.
Особой строкой надо отметить работы Копеляна по озвучиванию фильмов. Почти в шести десятках кинокартин Копелян не появляется в кадре, а лишь звучит его голос. Сам он, смеясь, говорил, что теперь его надо называть не "Ефим Захарович", а "Ефим Закадрович". Дублировать фильмы он начал в 1957 году, но вершины его закадровый голос достиг в "Семнадцати мгновениях весны" Татьяны Лиозновой. Без его голоса просто невозможно представить этот телесериал.
С легкой руки Товстоногова Копеляна начали называть русским Жаном Габеном. А Зинаида Шарко как-то сказала: "Копеляна иногда называли "нашим Жаном Габеном", находя, что он похож на французского актера и внешне, и масштабом личности. А я бы сказала: "Жан Габен – это их Фима Копелян!"
Ефим Захарович Копелян умер от второго инфаркта 6 марта 1975 года. Похоронен на Литераторских мостках Волковского православного кладбища. В октябре 2005-го рядом с ним был захоронен прах его сына Кирилла.
В БДТ Копелян проработал сорок три года. Товстоногов после смерти Ефима Захаровича сказал: "Из театра ушла совесть..."
На Литераторских мостках Волковского православного кладбища нашли свое упокоение многие выдающиеся жители Петербурга и Ленинграда. Здесь находятся могилы родственников Владимира Ульянова (Ленина) - его матери Марии Александровны, сестер Ольги и Анны, зятя Ленина Марка Елизарова. На этом кладбище похоронены выдающиеся советские и российские актеры Василий Меркурьев, Николай Трофимов, Владислав Стржельчик, командир счастливой "Щуки" Петр Вельяминов, незабвенный Хоботов - Анатолий Равикович, балерина Алла Шелест, певец Борис Штоколов, выдающийся шахматист и пианист Марк Тайманов, Андрей и Юрий Толубеевы и многие другие.
Если вам понравился материал - поставьте, пожалуйста, "лайк". Вам это ничего не стоит, а канал вы, тем самым, поддержите. Буду рад, если вы захотите высказать своё мнение о материале, не стесняйтесь - комментируйте, благодарите (если считаете нужным), критикуйте. Возможно, в материале что-то упущено и вы знаете какие-то неизвестные детали - пожалуйста, дополняйте. Каждое ваше слово, каждый отзыв чрезвычайно важен для того, чтобы канал оставался на плаву в наше сложное время.
А лучше всего - подписывайтесь на канал "Вдоль по Питерской". Пишите, о ком вы хотели бы прочитать на этом канале. Буду всем благодарен. И ещё - почему-то на Дзене стала действовать автоматическая ОТПИСКА от каналов. Поэтому проверяйте, пожалуйста, остаётесь ли вы подписаны на канал.
Многие подписчики пишут мне в комментариях, что материала на канале уже хватает на хорошую книгу о великих петербуржцах, что можно даже что-то вроде справочника-путеводителя по питерским кладбищам издать. Но удовольствие это не из дешёвых, в одиночку я просто не потяну. Поэтому решил провести такой вот эксперимент - попытаюсь собрать деньги на такую книгу. Если это действительно востребовано, то мы вместе её сможем напечатать. Если же кто-то считает это не этичным, напишите, пожалуйста - если таковых отзывов будет много, то я завершу этот эксперимент. Буду благодарен за любую обратную связь.