Вряд ли можно найти в нашей стране человека, не слышавшего песен композитора Исаака Шварца. А большинство хоть раз в жизни и сами их пели. Ну разве есть хоть кто-то, ни разу в жизни не спевший:
Ваше благородие, госпожа удача,
Для кого ты добрая, а кому иначе.
Девять граммов в сердце постой не зови…
Не везёт мне в смерти повезёт в любви!
Да, для большинства из нас это песня Булата Окуджавы. Но на самом деле, это песня Исаака Шварца на стихи Булата Окуджавы. Как и, например:
Кавалергарда век недолог,
И потому так сладок он.
Труба трубит, откинут полог,
И где-то слышен сабель звон.
из фильма "Звезда пленительного счастья" и ещё три десятка песен, слова к которым написаны великим Окуджавой, но музыка - Шварцем. Это и:
Женюсь, женюсь, какие могут быть игpушки,
И буду счастлив я вполне.
Hо вы, но вы, мои вчеpашние подpужки,
Мои вчеpашние подpужки,
Напpасно плачете по мне.
из кинофильма Леонида Квинихидзе "Соломенная шляпка" (как, впрочем, и остальные песни в этой картине), и:
Ещё он не сшит, твой наряд подвенечный,
И хор в нашу честь не споёт...
А время торопит - возница беспечный, -
И просятся кони в полёт.
И просятся кони в полёт.
из фильма "Нас венчали не в церкви" Бориса Токарева, и:
Эта женщина в окне в платье розового цвета
Утверждает, что в разлуке невозможно жить без слёз.
Потому что перед ней две дороги - та и эта.
Та прекрасна, но напрасна. Эта, видимо, всерьёз.
из "Законного брака" режиссёра Альберта Мкртчяна, и множество-множество других...
Исаак Шварц родился 13 мая 1923 года в городе Ромны тогда Полтавской губернии. Он был болезненным ребёнком, питерский климат - а именно здесь обосновались его родители со старшими детьми - ему был не очень полезен и до семи лет он жил у дедушки с бабушкой в Ромнах. Семью деда нельзя было назвать бедной, но и особых богатств у него не было: лошадь, две коровы, мелкий скот и птица. Но в 1929 году семью деда пришли раскулачивать. Пришедшие вспарывали перины - искали золото и драгоценности, увели скот, арестовали и самого деда. И тогда родители от греха подальше решили увезти Исаака в Ленинград. К слову, позже родители Исаака в Ленинград перевезли и деда - после того, как его выпустили, и он всего лишился. Впрочем, переезд в Ленинград деду особо не помог - его в Ленинграде вновь арестовали в 1931 году, посадили в тюрьму по знаменитому адресу Дзержинского, дом 2 (ныне улица Гороховая) - бывшая ВЧК и требовали отдать накопленное золото, которого, разумеется, у деда не было. Ко всеобщему удивлению, его вновь быстро отпустили, и умер он уже в годы войны...
Семья жила в Поварском переулке, недалеко от Невского проспекта. Сёстры учились в музыкальной школе, к ним в гости часто приходили, впоследствии известные композиторы Николай Ган, Василий Соловьёв ( тогда ещё не Седой), Иван Дзержинский. В доме постоянно звучала музыка. Но в семье как-то само собой считалось, что вот Софья и, особенно, Мария, талантливые музыканты. А на юного Исаака в этом плане даже и внимания особо никто не обращал. Но однажды друг и сокурсник Софьи по консерватории научил подбирать песенки на рояле одним пальцем. Первой мелодией, которую он смог подобрать сам - сначала одним пальцем, а затем и "в октаву" - была любимая им с детства "Эй, ухнем!", которую он часто слышал в исполнении Фёдора Шаляпина по граммофону. А вскоре начал заниматься музыкой в Ленинградском Доме художественного воспитания детей, который находился неподалёку - на улице Чайковского. А в 1935 году он уже принял участие в концерте молодых дарований в Большом зале Ленинградской филармонии – в сопровождении оркестра филармонии блестяще исполнил 1-ю часть Первого концерта Шопена и был замечен известным пианистом, педагогом, профессором Ленинградской консерватории Леонидом Николаевым. А дирижировал тогда этим оркестром Александр Гаук - именно он, спустя много лет, будет дирижировать Симфонией Исаака Шварца). А Леонид Николаев предложил Шварцу заниматься у него.
Но спокойное течение жизни семьи Шварцев было прервано - девятого декабря 1936 года был арестован его отец Иосиф Евсеевич. Суд определил ему пять лет лишения свободы. Он был сослан в Магадан, а там состоялся новый суд - 4 апреля 1938 года он был вновь приговорён тройкой при УНКВД по Дальстрою и 11 апреля расстрелян. На всю жизнь для Исаака Иосифовича день 9 декабря был траурным. Он никогда в этот день не принимал гостей, а в кабинете на рояле в этот день всегда стояли семь горящих свечей...
А семью в 1937-м выслали из Ленинграда в Среднюю Азию - в столицу Киргизии город Фрунзе. Им дали три дня на сборы, разрешив взять с собой только самое необходимое - по 16 килограмм на человека.
Во Фрунзе Шварц и начал сочинять музыку и там же слушал очень много музыки. Как вспоминал сам композитор:
Километрах в пяти от нашего дома была почта, а перед ней на столбе висел громкоговоритель-"колокольчик". Разница с Москвой по времени была три часа: в Москве 9 - у нас 12. Я приходил туда, и по нескольку часов кряду слушал по радио концерты - Первый концерт Хачатуряна услышал там, Пятую симфонию Шостаковича, много другой классики.
Денег семье катастрофически не хватало. Исаак начал давать уроки игры на фортепьяно. При этом он ещё и сам учился в обычной школе, а также ухитрялся находить время для самостоятельных занятий музыкой. Ещё он подрабатывал тапёром в местном кинотеатре, где его однажды услышал и предрёк юноше большое будущее популярный в двадцатые-тридцатые годы киноактёр Иван Коваль-Самборский. Там же он познакомился с сестрой Дмитрия Шостаковича Марией, которая также была сослана в Среднюю Азию.
В 1941-м Исаака мобилизовали. Он воевал в сапёрной роте, причём сначала ему, как сыну "врага народа" даже не доверили оружие, но к весне 1942 года положение на фронте стало таким, что и он получил "трёхлинейку". А вскоре его контузило. Его отправили в госпиталь в Алма-Ату. После восстановления его оставили в Средней Азии - руководить Красноармейским ансамблем песни и пляски Фрунзенского военного округа. А в 1945-м он узнал, что срок их ссылки давно закончился. И Исаак Шварц смог вернуться в Ленинград. По рекомендации Марии Шостакович его принял её брат Дмитрий. Шварц стал учиться в Консерватории. К слову, высшее образование в те годы было платным, но с Исаака Шварца денег почему-то не брали. Много лет спустя ректор Ленинградской консерватории Павел Серебряков рассказал ему, что всю плату внёс за него Шостакович.
Первый успех к Шварцу пришёл после "Симфонии фа минор", премьера которой состоялась 6 ноября 1954 года. И вскоре Шварца приняли в Союз композиторов СССР.
Потом было множество произведений. Георгий Товстоногов попросил его написать музыку к спектаклю "Идиот" по роману Фёдора Достоевского, затем - к "Горю от ума" Грибоедова, а ещё были балеты, поставленные Леонидом Якобсоном в Кировском театре. Правда, балетная "карьера" у Шварца получилась не очень продолжительная. Сначала он написал музыку к балету "Накануне", поставленного по мотивам романа Тургенева. Как вспоминал Шварц:
Постановщик на сцене показал бой между турками и болгарами. А как отобразить, что побеждают болгары? Очень просто - надо сорвать турецкое знамя и символически сжечь. И нашим великим дипломатам из обкома партии, знатокам из отдела искусства не пришло в голову ничего остроумней, как пригласить на спектакль супругу посла Турецкой Республики. Мадам увидела, что топчут знамя ее страны - и упала от негодования в обморок. Все! Сгорел спектакль.
Не повезло Шварцу и со вторым спектаклем, поставленным тем же Якобсоном - "Страна чудес" - исполнявшие главные партии Наталья Макарова и Валерий Панов эмигрировали. И постепенно балет сняли.
После того, как Шварц написал музыку для спектаклей БДТ, он на всю жизнь подружился с Иннокентием Смоктуновским, Ефимом Копеляном, Павлом Луспекаевым, Кириллом Лавровым, Евгением Лебедевым. А вальс, написанный им для спектакля "Горе от ума", до сих пор является визитной карточкой БДТ. Но главным для широкой публики стала музыка для кинофильмов, написанная Шварцем. В общей сложности он написал музыку к 125 кинофильмам.
Первой картиной стала драма Владимира Шределя "Неоплаченный долг", которую тот снял в 1958 году. Но больше всего Шварц работал с режиссёром Сергеем Соловьёвым. "От нечего делать", "Предложение", "Егор Булычов и другие", "Станционный смотритель", "Сто дней после детства", "Мелодии белой ночи", "Спасатель", "Наследница по прямой" - ко всем этим фильмам Соловьёва музыку написал Исаак Шварц. А своим любимым фильмом он называл кинокартину "Звезда пленительного счастья" режиссёра Владимира Мотыля.
Кстати, сам он себя считал именно кинокомпозитором. Он писал музыку к фильмам Ивана Пырьева, Михаила Ромма, Иосифа Хейфица, Сергея Микаэляна, Владимира Венгерова, Михаила Швейцера, Юрия Карасика, Владимира Мотыля, Сергея Соловьева, Николая Губенко, Григория Аронова, Алексея Германа, Петра Тодоровского, Родиона Нахапетова, Павла Лунгина, Владимира Бортко - и это далеко не полный список. К слову, мало кто знает, но Исаак Шварц не только писал музыку к кино, но и однажды сам снялся - в картине "Концерт Бетховена" Владимира Шмитдгофа 1936 года. Между прочим, именно в этом фильме впервые прозвучала песня "Эх, хорошо в стране Советской жить!.."
Когда Акира Куросава искал композитора для своего фильма "Дерсу Узала", то после того, как он посмотрел "Станционного смотрителя", попросил, чтобы ему показали фильм, действие которого происходит ближе по времени к событиям, описываемым Владимиром Арсеньевым. И после просмотра "Белого солнца пустыни" сомнений у него не осталось - именно Шварц должен был стать автором музыки для этой картины:
Мы очень долго выбирали композитора. Я просмотрел много фильмов, чтобы познакомиться с работой тех, кого мне рекомендовали, пока, наконец, не увидел "Станционного смотрителя", экранизацию Пушкина. Там была замечательная музыка. Мы попросили её автора Исаака Шварца, стать композитором нашей картины. По-моему, мы не промахнулись в своем выборе... Для начала мы целый вечер посвятили разговору о музыке – не только в связи с конкретными задачами нашего фильма, но вообще о киномузыке. Наши мнения по большинству вопросов совпали, мы легко нашли общий язык, общий подход и, судя по всему, очень понравились друг другу.
И великий японский режиссёр не ошибся - возможно, во многом благодаря музыке, "Дерсу Узала" получил в 1976 году премию "Оскар" как лучший фильм на иностранном языке. К слову, музыку к этому кинематографическому шедевру Шварц сочинил буквально за несколько часов.
А в 2000-м году композитор самое сильное, по мнению многих музыкальных критиков, произведение - Концерт для оркестра "Жёлтые звёзды" (или "Пуримшпиль в гетто"), посвященное Раулю Валленбергу и евреям в период Второй мировой войны. В аннотации к этому Концерту Шварц писал, что замысел произведения возник у него под впечатлением рассказа одной из узниц Каунасского гетто об отмечавшемся там весёлом празднике Пурим, ставшем "праздником с верёвкой на шее". А когда этот Концерт исполнялся в Киеве, в ходе церемонии в память жертв Бабьего Яра, то многие слушали его стоя - от начала до конца, больше часа. А поэт Борис Кушнер так сказал об этой Поминальной Симфонии:
Я не вижу в мировой симфонической литературе произведений на еврейскую тему, которые можно было бы поставить рядом по грандиозности конструкции и более всего по уровню симфонической разработки музыкального языка культуры Идиш.
С 1964 года Исаак Шварц жил в своём доме в посёлке Сиверский Гатчинского района, лишь изредка приезжая в свою однокомнатную квартиру на Чёрной речке. Друзья даже прозвали его "сиверским отшельником". Именно здесь, у Оредежа он написал главные свои произведения.
Но отшельником он отнюдь не был. К нему приезжали Елена Камбурова и Андрей Миронов, Владимир Высоцкий и Иннокентий Смоктуновский, Павел Луспекаев и Иосиф Бродский. За последнего, к слову, Шварц немало хлопотал - после того, как Бродский вернулся в Ленинград из ссылки. И конечно же, частым гостем был здесь Булат Окуджава. Шварц и Окуджава дружили, у них было много общего в биографии - у обоих были репрессированы отцы, оба воевали, оба получили ранения. Их доброе сотрудничество началось с фильма "Женя, Женечка и "Катюша"", к которому Шварц написал музыку, в том числе и песню на слова Окуджавы "Капли датского короля":
Капли датского короля
или королевы —
это крепче, чем вино,
слаще карамели
и сильнее клеветы,
страха и холеры…
Капли датского короля
пейте, кавалеры!
Окуджава вообще подолгу жил у Шварца в Сиверском - ему в распоряжение отдавался целиком небольшой флигель, где бард мог жить и творить. Окуджава говорил:
Я слишком избалован его деликатностью и тактичностью по отношению к моим стихам: он никогда не позволит себе написать к ним музыку вообще, даже очень удачную музыку, — он поволнуется, помучается, но найдёт способ извлечь музыку из самого стихотворения, ту самую, единственную, которая только и существует для каждой строчки.
Шварц был дважды женат. Согласно официальной версии, первый раз он женился ещё в 1943 году, когда жил в Средней Азии. Его избранницей стала подруга детства, пианистка Соня Полонская. С ней он и вернулся Ленинград после окончания срока ссылки. Правда, Сергей Соловьёв несколько иначе рассказывал об этом со слов самого Исаака Иосифовича:
Когда Исаак Иосифович вернулся из Фрунзе в Ленинград и поступил в консерваторию, первой, кому он об этом сообщил в письме, была Соня. Как рассказывал Исаак Иосифович, она появилась с чемоданом на пороге без приглашения. Дескать, раз он переехал из Фрунзе в Ленинград, то и она вслед за ним. Изя не ожидал такого поворота, и ему в юном возрасте пришлось жениться. Особой любви к Соне у него не было, поэтому, думаю, их брак, несмотря на дочь Галину, распался. Он мне часто говорил: "Моя первая жена, Сонечка, мать ее душу так и разэтак".
Как бы то ни было, этот брак просуществовал довольно долго - до середины шестидесятых годов. А в 1979 году в жизни композитора появилась двадцатилетняя Тоня. Сначала она просто присматривала за хозяйством, когда Исаак Иосифович уезжал в Москву на запись, а потом стала его женой. А когда Шварц умер, она организовала в память о нём музей в Сиверском. Антонина Владимировна вспоминала:
С первого мгновения меня покорили его серо-зеленые глаза с длиннющими черными ресницами - мечтой всех девушек. Притяжение оказалось взаимным. Некоторое время я приезжала к нему на выходные, потом - произошло это как-то естественно - переехала в Сиверскую, как оказалось, на 30 коротких лет. Хотя у нас с Исааком и была большая разница в возрасте, мои родители нормально отреагировали на наш союз.
Исаак Иосифович Шварц умер во сне - он прилёг отдохнуть после работы за роялем. Это произошло 27 декабря 2009 года. Он был похоронен на Литераторских мостках Волковского православного кладбища. Похороны, согласно его воле, прошли по иудейскому обычаю - Кадиш (поминальную молитву) над гробом Шварца прочитал раввин Санкт-Петербургской синагоги. А 13 мая 2011 года - в день его рождения - на могиле был открыт памятник работы петербургского художника Сергея Вепрева. Семь органных труб из черного габбро устремлены вверх. Между этими символическими трубами должны быть расположены небольшие колокольчики, но сейчас их нет. А идея памятника заключалась ещё и в том, чтобы эти колокольчики звучали на ветру. Ну, во всяком случае, я не увидел никаких колокольчиков и не услышал перезвона. Хотя небольшие перекладинки можно заметить. Возможно, эти колокольчики просто убрали... А ещё на постаменте памятника лежит нотный лист. Жаль, что я не музыкант и не могу читать нотную грамоту, но, может, кто-то сможет сказать, какое же произведение увековечено на могиле великого композитора?
Hе плачьте, сеpдце pаня,
Смахните слезы с глаз,
Я говоpю вам "до свиданья",
Я говоpю вам "До свиданья"
А пpощанья не для нас.
На кладбищах Петербурга похоронено много наших выдающихся соотечественников. Это актёры, музыканты, писатели, режиссёры, композиторы, художники...
На Южном кладбище похоронены актёры Алексей Смирнов - механик Макарыч из фильма "В бой идут одни "старики"", Николай Годовиков - Петруха из "Белого солнца пустыни" и выдающийся бард Юрий Кукин - автор бессмертного "А я еду за туманом", лучший барабанщик Ленинградского рок-клуба Александр Кондрашкин.
На Литераторских мостках Волковского православного кладбища упокоились выдающиеся советские и российские актёры: Николай Симонов, Бруно Фрейндлих, незабываемый Холстомер - Евгений Лебедев, Василий Меркурьев, Николай Трофимов, Владислав Стржельчик, командир счастливой "Щуки" Пётр Вельяминов, незабвенный Хоботов - Анатолий Равикович, Андрей и Юрий Толубеевы, Ефим Копелян, Людмила Макарова, Александр Борисов - Кошачий Барин из фильма "Верные друзья", Нина Мамаева, Иван Дмитриев, поэтесса, голос блокадного Ленинграда Ольга Берггольц, поэт Александр Блок, композитор Андрей Петров, оперная певица Галина Ковалёва, певцы Николай Охотников, Борис Штоколов, пианист и шахматный гроссмейстер Марк Тайманов, балерина Алла Шелест, дирижёр Мариинского театра Виктор Федотов, поэт Всеволод Рождественский, режиссёр Рубен Агамирзян, кинорежиссёр, основатель "ленинградской школы кино" Григорий Козинцев. Здесь же похоронены мать и сёстры Владимира Ульянова (Ленина) - Мария Александровна, Ольга и Анна.
На кладбище в поселке Комарово похоронены актёры Аркадий Шалолашвили, Андрей Краско, Алексей Девотченко, Никита Михайловский - Ромка из "Вам и не снилось", мама Ивана Урганта Валерия Киселёва, дядя Михаила Боярского артист Николай Боярский, Аркадий Шалолашвили, композиторы Вениамин Баснер, Виктор Резников, Олег Каравайчук, Сергей Курёхин, писатели Виктор Голявкин, Вера Панова, Тамара Петкевич, Даниил Гранин, фантаст Иван Ефремов, великая Анна Ахматова, драматург и сценарист Александр Володин, кинорежиссёры Иосиф Хейфиц, Виктор Аристов, художник-постановщик Семён Мандель, популярная эстрадная певица Мария Пахоменко, основательница группы "Atlantida Project" певица Саша Соколова, нобелевский лауреат Жорес Алфёров, академик Наталья Бехтерева, продюсер, придумавший "Ментов", Александр Капица, театровед и писатель Евгений Калмановский, балерина Инна Зубковская, театральный режиссёр Арсений Сагальчик.
На Смоленском кладбище лежат актрисы Анна Самохина, Светлана Карпинская, режиссёры Алексей Балабанов, Валерий Огородников, актёр Виктор Костецкий, эстрадные исполнители Людмила Сенчина, Бен Бенцианов и Эдуард Хиль, актёр Станислав Ландграф, писатель-маринист Виктор Конецкий, основоположник российского футбола Георгий Дюперрон.
Серафимовское кладбище стало последним пристанищем для актёров Игоря Дмитриева, Михаила Светина, Павла и Петра Кадочниковых, Александра Демьяненко, Гликерии Богдановой-Чесноковой, Александра Хочинского, Николая Крюкова, Виктора Смирнова, Константина Адашевского, Валерия Матвеева, Ольги Лебзак. Здесь же лежат великий русский художник Павел Филонов, многолетний настоятель храма Серафима Саровского отец Василий Ермаков, родители нынешнего президента России Владимира Путина. На этом кладбище похоронены кумир питерских футбольных болельщиков Владимир Казачёнок, выдающийся нападающий Лев Бурчалкин, один из лучших советских инсайдов Евгений Елисеев, легендарный игрок сборной СССР по хоккею Геннадий Цыганков, первый российский олимпийский чемпион Николай Панин-Коломенкин, спортивный комментатор Виктор Набутов.
На Большеохтинском упокоилась клоунесса Ирина Асмус - Ириска из "АБВГДейки", основатель группы "Алиса" Святослав Задерий, писатель, автор "Республики ШКИД" Леонид Пантелеев, актёр и режиссёр Игорь Владимиров.
А на Северном кладбище Санкт-Петербурга похоронены Павел Луспекаев - таможенник Верещагин из "Белого солнца пустыни" и Сергей Филиппов - незабываемый Киса Воробьянинов из "Двенадцати стульев", великий баскетбольный тренер Владимир Кондрашин и баскетболист Александр Белов, принесший Советскому Союзу первое олимпийское золото в этом виде спорта.
Киновеевское кладбище стало последним домом для актёра Александра Кавалерова.
На Богословском лежат актёры Кирилл Лавров, Роман Громадский, актриса, жена писателя и поэта Анатолия Мариенгофа Анна Никритина, драматург-сказочник Евгений Шварц, режиссёр Александр Рогожкин, поэт Глеб Горбовский. Здесь же похоронены лидер группы "Кино" Виктор Цой и его жена Марьяна, рок-музыканты Наталья Пивоварова ("Колибри"), Михаил Горшенёв "Горшок" ("Король и шут"), Александр Аксёнов "Рикошет" ("Объект насмешек"), Сергей Богаев ("Облачный край"), великий дирижёр Евгений Мравинский, умершая совсем молодой певица Лидия Клемент, знаменитый пародист Виктор Чистяков, писатель Виталий Бианки, талантливейший хоккейный вратарь Евгений Белошейкин, герой Советского Союза, личный враг Адольфа Гитлера Александр Маринеско, двукратная олимпийская чемпионка Елена Шушунова.
На кладбище Памяти жертв 9-го января похоронили актрису Галину Короткевич, умершую за две недели до своего столетия.
На Волковском православном кладбище нашли своё упокоение режиссёр Борис Понизовский, поэтесса Серебряного века Ирина Одоевцева, основатель группы "Зоопарк" Майк Науменко, флейтист группы "Аквариум" Андрей "Дюша" Романов, аккордеонист этой же группы Сергей Щураков, жена рок-музыканта Юрия Шевчука Эльмира, актёры Сергей Бехтерев, Василий Корзун, Дмитрий Барков, Станислав Соколов.
На Казанском кладбище в Пушкине похоронили актёра Илью Олейникова, писателя-фантаста Александра Беляева, писательницу Ольгу Форш.
На Шуваловском кладбище похоронен выдающийся писатель-постмодернист Андрей Битов.
На Новодевичьем лежат актёр Александр Анисимов, художник Михаил Врубель, родители жены Ленина Надежды Константиновны Крупской - Константин Игнатьевич и Елизавета Васильевна.
На кладбище в Зеленогорске был захоронен прах популярного певца Сергея Захарова.
На кладбище Крематория похоронили Короля подпольной песни СССР Аркадия Северного.
На Никольском кладбище Александро-Невской лавры упокоился художник и скульптор Михаил Микешин - автор памятника "Тысячелетие России" и многих других работ. Здесь же похоронен сын Анны Ахматовой и Николая Гумилёва историк, философ и поэт Лев Гумилёв, выдающаяся эстрадная певица Анастасия Вяльцева, бывший первый вице-премьер, которого прочили в президенты после Ельцина - Николай Аксёненко, один из первых российских лётчиков-испытателей Сергей Уточкин, депутат Госдумы России Галина Старовойтова, первый мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак, выдающийся хирург Фёдор Углов.
К слову, все имена, выделенные цветом, - это активные ссылки, и вы можете перейти по ним, если будет интересно прочитать об этих великих людях.
Многие подписчики пишут мне в комментариях, что материала на канале уже хватает на хорошую книгу о великих петербуржцах, что можно даже что-то вроде справочника-путеводителя по питерским кладбищам издать. Но удовольствие это не из дешёвых, в одиночку я просто не потяну. Поэтому решил провести такой вот эксперимент - попытаюсь собрать деньги на издание такой книги.
Если это действительно востребовано, то мы вместе её сможем напечатать. Буду благодарен за любую обратную связь.
Если вам понравился материал - поставьте, пожалуйста, "лайк". Вам это ничего не стоит, а канал вы, тем самым, поддержите. Буду рад, если вы захотите высказать своё мнение о материале, не стесняйтесь - комментируйте, благодарите (если считаете нужным), критикуйте. Возможно, в материале что-то упущено и вы знаете какие-то неизвестные детали - пожалуйста, дополняйте. Каждое ваше слово, каждый отзыв чрезвычайно важен для того, чтобы канал оставался на плаву в наше сложное время.