Октябрь 2021 года дважды юбилейный для великого драматурга Евгения Шварца. Во-первых, 21 октября 1896 года по новому стилю (девятого по старому), то есть ровно 125 лет назад, в семье студента-медика Льва Шварца и его жены, слушательницы акушерских курсов, Марии родился сын, которого назвали Женей.
Произошло это событие в Казани, где оба родителя будущего драматурга, поэта и писателя учились врачебному мастерству. Лев Борисович, еврей по происхождению, незадолго до женитьбы принял православие. К слову, дед Евгения по отцу, Берка Шварц, и его жена Хая-Бейла Гершевна за несколько лет до рождения внука тоже перешли в православие и стали, соответственно, Борис Лукич и Бальбина Григорьевна. Поэтому, кстати, Евгений Шварц никогда не относил на свой счет никаких антисемитских высказываний. Он считал себя русским и православным, да оно так и было.
Впрочем, он вообще ровно относился к религии. Например, когда он собрался жениться на армянке Гаянэ Халайджиевой, то легко принял предложение ее семьи креститься в Армянской апостольской церкви.
Евгений Шварц мечтал стать писателем с самого раннего детства. Уже в пять лет на вопрос мамы, кем он хочет стать, Женя отвечал: "Романистом". Правда, родные его не очень-то поддерживали в этих мечтах. Мать, по воспоминаниям самого Шварца, много раз говорила ему, что вырастет он неудачником. Маленький Женя раздражал всех окружающих - родителей, учителей. Он плохо учился, часто пропускал занятия, но все же окончил Майкопское реальное училище (ныне 5-я гимназия) и смог поступить на юридический факультет Московского городского народного университета имени Шанявского.
Больших усилий для поступления в этот университет не требовалось - хотя это и было высшее учебное заведение, но принимали туда всех желающих, не требуя никаких аттестатов и документов, кроме удостоверения личности. Правда, за посещение лекций надо было платить, но размер платы был вполне демократичен - от 30 рублей в год. При этом для студентов не было обязательных дисциплин, и они сами решали, какие именно лекции хотели бы прослушать. Кстати, в этом же университете в одно время со Шварцем учился и Сергей Есенин.
Знания этот университет давал в большом объеме и очень качественные, ведь в нем читали лекции многие преподаватели, ушедшие из Императорского Московского университета из-за конфликта с министром народного просвещения Львом Кассо, но был один существенный минус - никаких дипломов или каких-либо иных документов этот вуз своим выпускникам не выдавал. А вскоре и учиться в нем Евгению надоело, к тому же шла Первая мировая война, и осенью 1916-го он был призван в армию.
Сначала Шварц был рядовым в полку в Царицыне, затем его, как студента, перевели в военное училище в Москву и он стал юнкером, а по окончании училища, в октябре 1917 года, Евгению Шварцу было присвоено звание "прапорщик".
Октябрьскую революцию он, как говорится, "не принял" и пошел воевать против большевиков - сначала в составе отряда Кубанской рады под командованием штабс-капитана Виктора Покровского, а с конца марта 1918-го - в Добровольческой армии генерала Корнилова. При штурме Добрармией Екатеринодара (сейчас Краснодар) Корнилов был убит, командование Добровольческой армией взял на себя Деникин (так что Шварцу довелось послужить под началом обоих белых генералов), а через день Шварц был тяжело контужен и отправлен в госпиталь. После госпиталя, в котором он провел несколько месяцев, он был демобилизован и поступил в университет - на сей раз в Ростове-на-Дону. Там же, в Ростове, он начал работать в "Театральной мастерской" режиссера Павла Вейсбрема, где и познакомился со своей будущей женой Гаянэ Халайджиевой, игравшей на сцене под псевдонимом Холодова.
Сам Шварц тоже немного выступал - он играл в пьесах Пушкина, Велимира Хлебникова, Николая Гумилева, Алексея Ремизова. Тогда же Евгений и Гаянэ поженились. Причем, Шварцу мало того, что пришлось уступить требованиям будущих родственников и креститься в Армянской церкви, так он еще и в паспорте исправил графу национальность на "армянин". И оставался "армянином" до 1929 года, пока не распался его брак с Гаянэ, и он снова не поменял паспорт. Правда, тогда тоже случился казус - девушка, задавшая вопрос о национальности, не расслышала ответа Шварца, который сказал, что он "иудей" и в новом паспорте в пятой графе стало значиться "индей".
Когда части Красной армии заняли Ростов-на-Дону, Шварца снова мобилизовали, и он некоторое время работал в Политотделе Кавказского фронта РККА театральным инструктором. Но в через год его демобилизовали, и он вернулся в труппу Вейсбрема. К тому времени стало ясно, что театральным искусством на разоренном войной юге много не заработаешь. Артисты отправились по совету Николая Гумилева в Петроград. И это сейчас второй юбилейный повод, ведь в Петроград Евгений Шварц приехал ровно сто лет назад - в октябре 1921 года. А в начале 1922 года "Театральная мастерская", ставшая к тому времени Литературным театром при Петроградском Союзе поэтов дала первое представление. Но особым успехом у публики спектакли не пользовались, и весной 1922 года труппа распалась. Шварц с женой остались в Петрограде, играли в небольших театрах, Евгений подрабатывал продавцом в книжном магазине, потом устроился секретарем к Чуковскому. Через год на лето Шварц уехал на Донбасс, где познакомился с поэтом Николаем Олейниковым. Там, в городе Бахмуте, выходила газета "Всероссийская кочегарка", с которой он и начал сотрудничать. Он писал фельетоны, обрабатывал письма читателей, даже выпускал литературное приложение к этой газете под названием "Забой".
А вернувшись в Петроград, ставший к тому времени Ленинградом, Евгений Шварц в альманахе "Воробей" опубликовал свое первое произведение для детей. Это был "Рассказ старой балалайки". После этой публикации Шварца пригласили на постоянную работу в журнал "Ленинград", а затем Самуил Маршак взял его на работу в детский отдел Госиздата.
С 1925 года в детских журналах "Чиж" и "Ёж" постоянно публиковались его рассказы. Многие из них были изданы отдельными книжками. А к 1929 году к нему пришло понимание, что он драматург и должен писать пьесы. Это понимание пришло к нему после премьеры спектакля, поставленного по его первой пьесе "Ундервуд".
Тогда же распался и его брак с Гаянэ. Шварц ушел к Екатерине Обух, с которой и прожил до конца своих дней. И у него начался творческий взлет. За несколько лет по его пьесам было поставлено больше десятка спектаклей, по его сценариям было снято полдюжины художественных фильмов, в том числе "Айболит", "Леночка и виноград", "На отдыхе". В 1934 году Евгения Шварца приняли в Союз писателей. А когда началась война, Шварц пришел в военкомат записываться в ополчение в числе первых. Но последствия контузии, полученной еще на Гражданской - сильнейший тремор рук - были столь очевидны, что военком, сказав, что с такими руками стрелять просто невозможно, отправил его обратно.
До декабря 1941 года Шварц оставался в блокадном Ленинграде. Он выступал на радио, дежурил на крыше "писательского" дома на канале Грибоедова, для театра комедии в соавторстве с Михаилом Зощенко написал антифашистскую пьесу "Под крышами Берлина". Он долго отказывался эвакуироваться, и дело дошло даже до исполкома Ленсовета, который принял решение об эвакуации Евгения Шварца и его жены Екатерины Ивановны. В эвакуации он продолжал работать, написал несколько пьес. А когда Ленинградский театр комедии был эвакуирован в Сталинабад (сейчас Душанбе), то Шварц приехал туда и стал заведовать в этом театре литературной частью. А иногда, когда Николай Акимов уезжал в командировки, даже исполнял обязанности художественного руководителя.
В мае 1944 года театр из эвакуации приехал в Москву. В этом же году в театре была поставлена пьеса Шварца "Дракон". Премьерный показ оказался и последним - спектакль запретили. Уж очень очевидные аллюзии он вызывал. И больше при жизни Шварца ни один театр Советского Союза эту пьесу не ставил. Запрет был снят лишь в 1962 году - через четыре года после смерти ее автора. К слову, это не единственная пьеса Евгения Шварца, подвергнутая запретам. Так, ни разу при его жизни не была поставлена написанная им в 1934 году пьеса "Голый король", а спектакль "Тень", шедший с неизменным аншлагом в Ленинградском театре комедии, через несколько месяцев был также запрещен.
После войны Евгений Шварц написал еще несколько пьес и сценариев. В разных театрах страны были поставлены спектакли "Сто друзей", "Два клена" и, конечно же, "Обыкновенное чудо". Последнюю пьесу Шварц посвятил своей жене Екатерине. А по его сценариям было снято несколько прекрасных фильмов. Особенно полюбили зрители его "Золушку" с Яниной Жеймо, Эрастом Гариным и Фаиной Раневской в главных ролях. Кстати, первая жена Шварца Гаянэ иногда говорила, что в Мачехе порой узнает себя.
Пьесы и сценарии Евгения Шварца остаются актуальными и по сей день. В Петербургском Театре Комедии имени Акимова уже много лет с неизменным успехом идут спектакли по пьесам Шварца "Дракон", "Тень", "Золушка". Спектакли по его пьесам ставились и ставятся в Ленинградском, Львовском и Московском ТЮЗах, "Современнике" (Москва), Московском театре киноактера, Московском драматическом театре имени Станиславского, Пензенском областном драматическом театре имени Луначарского, МХТ имени Чехова и множестве других. Николай Акимов как-то сказал:
"У пьес Евгения Шварца, в каком бы театре они ни ставились, такая же судьба, как у цветов, морского прибоя и других даров природы: их любят все, независимо от возраста".
Отечественный (и не только) кинематограф очень часто обращается к наследию Евгения Шварца. В СССР по его сценариям были сняты фильмы "Зимняя сказка", "Золушка", "Первоклассница", "Дон Кихот", "Марья-искуссница", "Каин VIII"Сказка о потерянном времени", "Снежная королева", "Тень", Обыкновенное чудо", "Убить дракона"/ И все они смотрятся и сейчас на одном дыхании.
Евгений Львович Шварц скончался 15 января 1958 года. Он был похоронен на Богословском кладбище Ленинграда. Через пять лет рядом упокоилась его жена Екатерина Ивановна.
На кладбищах Петербурга похоронено много выдающихся представителей отечественного искусства. Это актеры, писатели, режиссеры, композиторы...
На Южном кладбище похоронены актеры Алексей Смирнов - механик Макарыч из "В бой идут одни "старики"", Николай Годовиков - Петруха из "Белого солнца пустыни" и выдающийся бард Юрий Кукин - автор бессмертного "А я еду за туманом". На Литераторских мостках Волковского православного кладбища упокоились выдающиеся советские и российские актеры: незабываемый Холстомер - Евгений Лебедев, Василий Меркурьев, Николай Трофимов, Владислав Стржельчик, командир счастливой "Щуки" Петр Вельяминов, незабвенный Хоботов - Анатолий Равикович, Андрей и Юрий Толубеевы, Ефим Копелян, Нина Мамаева, поэтесса, голос блокадного Ленинграда Ольга Берггольц, поэт Александр Блок, композитор Андрей Петров, балерина Алла Шелест. На кладбище в поселке Комарово похоронены актеры Андрей Краско, Алексей Девотченко, Никита Михайловский - Ромка из "Вам и не снилось", мама Ивана Урганта Валерия Киселева, дядя Михаила Боярского артист Николай Боярский, композиторы Вениамин Баснер, Олег Каравайчук, Сергей Курехин, писатель Виктор Голявкин, фантаст Иван Ефремов. На Смоленском кладбище лежат актриса Анна Самохина, режиссер Алексей Балабанов, эстрадные исполнители Людмила Сенчина и Эдуард Хиль, актер Станислав Ландграф, писатель-маринист Виктор Конецкий. Серафимовское кладбище стало последним пристанищем для актеров Игоря Дмитриева, Михаила Светина, Павла и Петра Кадочниковых, Александра Демьяненко, Гликерии Богдановой-Чесноковой, Александра Хочинского, Николая Крюкова. На Большеохтинском упокоилась клоунесса Ирина Асмус -Ириска из "АБВГДейки", основатель группы "Алиса" Святослав Задерий, писатель, автор "Республики ШКИД" Леонид Пантелеев. А на Северном кладбище Санкт-Петербурга похоронены Павел Луспекаев - таможенник Верещагин из "Белого солнца пустыни" и Сергей Филиппов - незабываемый Киса Воробьянинов из "Двенадцати стульев". Киновеевское кладбище стало последним домом для Александра Кавалерова. На Богословском лежат актеры Кирилл Лавров, Роман Громадский. Здесь же похоронены лидер группы "Кино" Виктор Цой и его жена Марьяна, рок-музыканты Наталья Пивоварова ("Колибри"), Сергей Богаев ("Облачный край"), Михаил Горшенёв "Горшок" ("Король и шут"), Александр Аксенов "Рикошет" ("Объект насмешек"), великий дирижер Евгений Мравинский. На кладбище Памяти жертв 9-го января недавно похоронили актрису Галину Короткевич, умершую за две недели до своего столетия. На Волковском кладбище нашли свое упокоение режиссер Борис Понизовский, поэтесса Серебряного века Ирина Одоевцева, основатель группы "Зоопарк" Майк Науменко, флейтист группы "Аквариум" Андрей "Дюша" Романов, аккордеонист этой же группы Сергей Щураков. На Казанском кладбище в Пушкине похоронили актера Илью Олейникова, писателя-фантаста Александра Беляева. К слову, все имена, выделенные синим цветом, - это активные ссылки, и вы можете перейти по ним, если будет интересно прочитать об этих великих людях.
Если вам понравился материал - поставьте, пожалуйста, "лайк". Вам это ничего не стоит, а канал вы, тем самым, поддержите. Буду рад, если вы захотите высказать своё мнение о материале, не стесняйтесь - комментируйте, благодарите (если считаете нужным), критикуйте. Возможно, в материале что-то упущено и вы знаете какие-то неизвестные детали - пожалуйста, дополняйте. Каждое ваше слово, каждый отзыв чрезвычайно важен для того, чтобы канал оставался на плаву в наше сложное время.
А лучше всего - подписывайтесь на канал "Вдоль по Питерской". Пишите, о ком вы хотели бы прочитать на этом канале. Буду всем благодарен. И ещё - почему-то на Дзене стала действовать автоматическая ОТПИСКА от каналов. Поэтому проверяйте, пожалуйста, остаётесь ли вы подписаны на канал.
Многие подписчики пишут мне в комментариях, что материала на канале уже хватает на хорошую книгу о великих петербуржцах, что можно даже что-то вроде справочника-путеводителя по питерским кладбищам издать. Но удовольствие это не из дешёвых, в одиночку я просто не потяну. Поэтому решил провести такой вот эксперимент - попытаюсь собрать деньги на такую книгу. Если это действительно востребовано, то мы вместе её сможем напечатать. Если же кто-то считает это не этичным, напишите, пожалуйста - если таковых отзывов будет много, то я завершу этот эксперимент. Буду благодарен за любую обратную связь.