На первом участке Серафимовского кладбища, что находится в Приморском районе Санкт-Петербурга, нашел свое вечное упокоение последний аристократ отечественного кинематографа, великий Игорь Борисович Дмитриев. Аристократом он был не только на театральной сцене и на киноэкране - он и по жизни всегда был элегантен, имел отменный вкус, чувство стиля, гордую осанку.
Его происхождение угадывалось и во внешности, поэтому Игорю Борисовичу очень часто предлагали роли аристократов и белых офицеров. Он иногда шутил: "Белых, сыгранных мною в кино, так много, что, наверное, хватило бы, чтобы сформировать целый офицерский батальон".
Игорь Дмитриев сыграл в более чем полутора сотнях фильмов. Плюс - несколько десятков "озвучек". Его голосом говорит герой Ива Винсента - полковник полиции - во французской комедии "Жандарм женится", Генри Гудбоди в "Больших гонках", Уилсон в югославском вестерне "Ульзана" и еще примерно полсотни зарубежных актеров в отечественном дубляже говорят голосом Дмитриева. А ведь еще было почти пятнадцать лет работы на радио в качестве неизменного ведущего музыкальной передачи "Ритмы планеты", озвучивание мультфильмов, работа в двух десятках телеспектаклей. Наконец, он являлся одним из ведущих театральных актеров - правда, с некоторыми перерывами. Он двадцать лет работал в Ленинградском драматическом театре имени Веры Комиссаржевской, почти столько же - в Санкт-Петербургском театре комедии имени Акимова, а также сотрудничал с театром "Русская антреприза" имени Андрея Миронова, БДТ имени Товстоногова и театром "Приют комедианта". К сожалению, в его огромнейшем списке работ в кино, на телевидении и в театре нет "Войны и мира". А ведь в этом романе Льва Толстого упоминается прапрабабушка Игоря Дмитриева - фрейлина императрицы Марии Федоровны Анна Шерер. Та самая, хозяйка самого модного великосветского салона в Петербурге. В её салоне часто обсуждались политические новости страны, а посещать этот салон считалось хорошим тоном.
Сам Игорь Борисович так рассказывал о своих корнях: "Как-то летом в родовом имении Шерер произошла судьбоносная встреча Адама Христиановича, сына Анны Павловны, и дворовой девушки Авдотьи. История умалчивает, где именно это случилось: в поле средь ромашек, в скирде сена под луной или у речки – на эту тему можно лишь фантазировать, но через положенное время родился мальчик. Дворовая девка получила вольную с одним условием: родившийся в грехе младенец останется в семье Шерер. Так решила Анна Павловна, и Авдотья, глотая слезы, согласилась, понимая, что отдает дитя в хорошие руки. Вот таким образом мои корни и уходят в салон Анны Шерер... Раньше я писал в анкетах, будто происхожу из крепостных, теперь же могу спокойно утверждать, что из дворян". Мальчика назвали Адольфом, а его дочь и будущая бабушка Игоря - Александра Адольфовна - унаследовала англосаксонское происхождение Шереров. Потом она вышла замуж за офицера — Петра Артамоновича Дмитриева, служившего в царской кавалерии. Игорь Борисович всегда знал о своем происхождении. Он рассказывал: "Мой дедушка когда-то был царским офицером и много со мной общался. Например, приводил на кладбище царских лошадей и собак. Для него это было очень важно, поскольку он служил в кавалерии. А я не рвался играть сталеваров и секретарей райкомов. Среди 120 картин, в которых я снялся, было только две партийные роли - Бонч-Бруевич в фильме "Доверие", где Лавров играл Ленина. И вторая роль в фильме "Обратная связь" - там я был секретарь парткома".
Его приглашали в свои фильмы выдающиеся отечественные режиссеры. Он снимался у Григория Козинцева, Яна Фрида, Леонида Быкова, Эмиля Лотяну, Евгения Татарского, Геннадия Полоки... Но его актерский талант был оценен не только на родине. Он был одним из немногих советских актеров, востребованных кинематографистами западных стран. Помимо близких по духу социалистических - Венгрии, Германской Демократической Республики, Польши - Дмитриев снимался в США, Марокко, Алжире. Ему посчастливилось сыграть с Элизабет Тейлор, Эвой Гарднер, Беатой Тышкевич, Уго Тоньяцци.
Игорь Борисович обожал разыгрывать своих друзей. Его жертвами, как правило, становились его друзья - Олег Белов, Алиса Фрейндлих, Нина Ургант. Однажды, на одном из концертов Нине Ургант благодарные зрители передали из зала 50 рублей. Нина Николаевна вернула их обратно, но узнавший об этом случае Дмитриев позвонил ей и, назвавшись милиционером, сказал, что за получение взятки на концерте актриса будет на трое суток арестована. В другой раз Дмитриев позвонил Белову и попросил срочно к нему приехать. Когда Олег Александрович вошел в квартиру, он увидел за столом чернокожую женщину с дочкой. Дмитриев сказал, что это режиссер из Занзибара, ищущая для своего проекта русского актера, умеющего играть на гармошке и петь частушки. А так как Белов до театрального института несколько лет танцевал на сцене как характерный танцовщик, и в плясовой группе Сибирского народного хора, и в военном ансамбле песни и пляски, и в Театре оперетты, и бил чечётку на эстраде, то все это он решил продемонстрировать. И в этот момент женщина обратилась к Дмитриеву на чистейшем русском языке: "Как приятно, что ваши друзья – такие непосредственные люди и столь преданы своей профессии. Так выпьем же за творческих людей!". Только тут Белов понял, что его разыграли - гостьями были Елена Ханга с мамой.
Дмитриев очень любил Петербург. Правда, однажды попал впросак. Он вспоминал: "Много лет назад, когда я был молодым артистом Театра имени Комиссаржевской, Виталий Яковлевич Виленкин позвонил мне и сказал: "Игорь, очень попрошу вас, Святослав Рихтер едет в Петербург, не могли бы вы показать ему город". Я встретил великого пианиста, отвез его в гостиницу, и чуть позже мы вышли на прогулку. Не успели отойти от "Астории", Рихтер обратился ко мне: "Видите балкон, вот на нем когда-то стоял Достоевский, в эту квартиру писатель приходил одолжить денег, когда проигрался". В тот день Рихтер провел удивительную экскурсию для меня. Я почувствовал себя совершенным незнайкой и сгорал от стыда. Мне — коренному ленинградцу, Рихтер рассказал, кто в каком доме жил и что написал". Впрочем, это , скорее, исключение - Дмитриев отлично знал историю родного города. Возвращаясь в Петербург с гастролей или съемок, испытывал постоянный восторг. Он говорил: "Когда ранним утром с Марсова поля въезжаю на Троицкий мост и почти в графическом изображении вижу фонари, переплетение проводов. Вокруг еще малолюдно, и от этой картины я погружаюсь в эйфорию. Вот тогда я ощущаю себя петербуржцем и понимаю, что этот город не променяю ни на какой другой".
Последние несколько лет до смерти Игорь Дмитриев снимался крайне мало. Но даже будучи больным, он участвовал в съемках сериалов "Романовы. Венценосная семья", где сыграл барона Фредерикса и "Бедная Настя", где исполнил роль старого друга барона Корфа Сергея Степановича Оболенского. А незадолго до рокового второго инсульта он снялся в "Золотом теленке" режиссера Ульяны Шилкиной, сыграв монархиста Федора Хворобьева.
Еще в 2006 году актер пережил первый инсульт, от последствий которого так до конца и не оправился. Вечером 25 января 2008 года Игорю Борисовичу внезапно стало плохо. Врачи "Скорой" констатировали повторный инсульт. Дмитриева госпитализировали во 2-ю городскую больницу, но в 23 часа 55 минут сердце Игоря Борисовича остановилось… На гражданской панихиде, прошедшей в Театре комедии, Евгений Татарский сказал: "У нас полно тех, кто может сыграть бандитов, но теперь совсем не осталось тех, кто может играть аристократов". На прощание с актером пришли сотни его поклонников, хотя к этому времени он уже практически не снимался. По желанию самого Игоря Борисовича, его похоронили на Серафимовском кладбище, рядом с мамой Еленой Ильиничной Таубер и бабушкой Татьяной Соломоновной. Его могила расположена на первом участке - ближайшем ко входу на кладбище со стороны улицы Заусадебной.
Если вам понравился материал - поставьте, пожалуйста, "лайк". Вам это ничего не стоит, а канал вы, тем самым, поддержите. Буду рад, если вы захотите высказать своё мнение о материале, не стесняйтесь - комментируйте, благодарите (если считаете нужным), критикуйте. Возможно, в материале что-то упущено и вы знаете какие-то неизвестные детали - пожалуйста, дополняйте. Каждое ваше слово, каждый отзыв чрезвычайно важен для того, чтобы канал оставался на плаву в наше сложное время.
А лучше всего - подписывайтесь на канал "Вдоль по Питерской". Пишите, о ком вы хотели бы прочитать на этом канале. Буду всем благодарен. И ещё - почему-то на Дзене стала действовать автоматическая ОТПИСКА от каналов. Поэтому проверяйте, пожалуйста, остаётесь ли вы подписаны на канал.
Многие подписчики пишут мне в комментариях, что материала на канале уже хватает на хорошую книгу о великих петербуржцах, что можно даже что-то вроде справочника-путеводителя по питерским кладбищам издать. Но удовольствие это не из дешёвых, в одиночку я просто не потяну. Поэтому решил провести такой вот эксперимент - попытаюсь собрать деньги на такую книгу. Если это действительно востребовано, то мы вместе её сможем напечатать. Если же кто-то считает это не этичным, напишите, пожалуйста - если таковых отзывов будет много, то я завершу этот эксперимент. Буду благодарен за любую обратную связь.