Мало кто знает, что автором слов популярнейшей в шестидесятых годах песни "Дождь на Неве", слова которой я вынес в заголовок, является актёр Константин Григорьев. Когда-то её спела Лидия Клемент, и она стала практически неофициальным гимном Ленинграда. Интересно, что на художественном совете, который должен был рекомендовать эту песню к исполнению, её сначала хотели запретить. Кому-то не понравилось, что "голубоглазые в большинстве", но Григорьев обвёл рукой зал и сказал: "А вы на себя посмотрите". И оказалось, что у всех членов худсовета были голубые глаза.
Таланта Григорьеву было отмеряно с лихвой. Я даже пока не говорю о его актёрском даровании. Но помимо стихов, он писал сценарии, прекрасно рисовал картины маслом, публиковал рассказы, играл на гитаре и банджо, на его либретто композитором Григорием Портновым была написана оперетта "Верка и алые паруса", которая с успехом шла во многих театрах страны. А кроме того, он вырезал фигурки из дерева, делал ювелирные изделия из серебра и даже умел вязать на спицах. Но, разумеется, главной его ипостасью было актёрство.
Константин актёром мечтал быть с детства. Он даже вёл в школе драмкружок. А по окончании школы подал документы в театральный институт. Но не прошёл творческий конкурс. Успел подать документы в архитектурно-строительный и поступил туда. Но любовь к театру взяла своё - институт он так и не окончил. Григорьев начал заниматься в студии Выборгского Дворца культуры, там же играл в народном театре "На Выборгской стороне". И подрабатывал здесь же кочегаром. Как-то увидел объявление о наборе в школу-студию при театре имени Ленсовета, и хотя ему было уже далеко за двадцать, начал в ней учиться. Постепенно ему стали доверять небольшие роли - он сыграл в спектаклях "Первый встречный" Юзефа Принцева, "Таня" Алексея Арбузова, "Опасный возраст" Семёна Нариньяни. А после того, как он окончил школу-студию, его пригласили в театр имени Комиссаржевской. Здесь у брутального, но при этом пластичного и артистичного актёра было множество ролей, в том числе и главных. Он был занят практически во всех популярных спектаклях. "Амнистия", "Люди и мыши", "Влюблённый лев", "Принц и нищий" - тогдашний художественный руководитель театра Рубен Агамирзян не давал ему скучать. Но именно конфликт с Агамирзяном, произошедший в начале семидесятых и привёл к тому, что Григорьев ушёл из театра имени Комиссаржевской и вообще уехал из Ленинграда в Москву. Сейчас есть разные версии причин этого конфликта. По одной из них, однажды на спектакль в изрядном подпитии пришёл актёр Сергей Боярский - отец нашего "Д'Артаньяна всея Руси". Агамирзяну, разумеется, это не понравилось, и он резко высказался в адрес актёра. За Боярского заступился Григорьев, и в итоге просто обматерил главрежа. Актёр Сергей Надпорожский вспоминал:
Константин Константинович резко выразился в адрес худрука, за что Григорьева тут же со скандалом выгнали из театра, вручив на прощание "волчий билет". С такой характеристикой Константину была заказана дорога в любой ленинградский театр.
В столице талант Григорьева также был востребован - уже в 1973 году Григорьев стал ведущим актёром театра имени Пушкина. Перед спектаклем "Легенда о Паганини" с его участием лишний билетик спрашивать начинали от метро. А в 1981 году Константина Григорьева пригласил во МХАТ сам Олег Ефремов. Причём сразу предложил ему играть главные роли. Впрочем, это было и не удивительно, ведь к тому времени Григорьев стал уже настоящей звездой киноэкрана.
Первым фильмом, в котором снялся Константин Григорьев, Википедия называет картину режиссёра Льва Цуцульковского "Я - шофёр такси", вышедшую в 1963 году. Впрочем, ни в каких других источниках подтверждения этой информации нет - везде исполнителями ролей в этом фильме названы Ефим Копелян, Ольга Волкова и Георгий Жжёнов. К сожалению, сейчас уже невозможно установить истину, так как этот дебютный фильм молодого режиссёра чем-то не понравился тогдашнему партийному руководству, и по приказу первого секретаря Ленинградского обкома КПСС Василия Толстикова все копии были сожжены и даже смыт негатив. Поэтому, пожалуй, будет всё же правильным считать первым фильмом Григорьева военную драму "Война под крышами", поставленную режиссёром Виктором Туровым в 1967 году. Константин Григорьев сыграл эпизодическую роль командира взвода.
А в 1969 году Туров снял продолжение "Войны под крышами" - "Сыновья уходят в бой", в котором роль комзвода Пинчука стала одной из главных. Кстати, несмотря на то, что два этих фильма были сняты с интервалом в два года, их премьерный показ в виде дилогии прошёл в один день - 29 ноября 1971 года.
Вообще, Константин Григорьев не отказывался ни от каких, даже самых незначительных ролей. И хотя за семнадцать лет активной творческой деятельности он снялся в почти трёх десятках кинокартин, главных было совсем немного. Но даже в эпизодах он всегда был ярок. Так, зрители помнят его Глашатая в "Двенадцати месяцах" режиссёра Анатолия Граника, начальника контрразведки капитана Федотова в "Рабе любви" Никиты Михалкова, матроса Чугая в "Хождении по мукам" Василия Ордынского и других.
Вообще до того, как мало кому известного актёра пригласил в свою картину "Раба любви" Никита Михалков, ему в кино практически не предлагали сколь либо значимых ролей. Но зато после выхода "Рабы любви" отбоя от предложений у Григорьева не было.
И со второй половины семидесятых до середины восьмидесятых он снимался в нескольких фильмах ежегодно. Никита Михалков рассказывал о Григорьеве:
Сущность его артистической натуры составляет острая, подвижная характерность. Григорьев очень тонко чувствует пластику характера и любому сюжетному ходу, любому режиссёрскому предложению находит мгновенное внутреннее оправдание и точные психологические повороты. Это настоящий актёр русской театральной школы переживания… Это актёр, о котором всегда мечтают режиссёры, и я, в частности.
Тогда и появились в фильмографии Константина Григорьева яркие главные роли. Такие, например, как главарь банды Серый в приключенческом детективе "Трактир на Пятницкой" Александра Файнциммера, капитан шхуны "Испаньола" Александр Смоллет в телевизионном фильме "Остров сокровищ" Владимира Воробьёва, начальник смены зимовщиков Семёнов в "Антарктической повести" Сергея Тарасова и, конечно же, начальник оперативного отряда (НачОперОт) в "Зелёном фургоне" Александра Павловского. Последний, впрочем, не главная роль, но запоминается не меньше, чем роль Дмитрия Харатьяна.
Сам же Григорьев своей любимой ролью считал роль журналиста Шнайдера в боевике казахского режиссёра Эльдора Уразбаева "Транссибирский экспресс".
Уразбаев позже вспоминал:
Встреча с таким актёром, как Константин Григорьев — это школа мастерства и накопления опыта. Мне было интересно работать с ним, потому что я постоянно испытывал чувство настоящего творчества.
Кстати сцену драки Шнайдера с телохранителем японца Сайто Исидо, которого играл актёр Олег Ли, они полностью придумали сами.
Я никому до сих пор не рассказывал, а ведь сцену драки мы поставили с ним сами, потому что оба серьёзно занимались спортом, он - боксом, я - борьбой. Случилось так, что на съёмки не приехали постановщики трюков. А время шло, и тогда мы предложили Эльдору свой вариант драки. Эльдор показал отснятый материал особистам, те одобрили, сказав, что драка получилась "профессиональная".
Последним фильмом, в котором снялся Константин Григорьев, стала криминальная фантастическая трагикомедия "По Таганке ходят танки". Григорьев сыграл пациента психбольницы - шизофреника, считающего себя Миклухо-Маклаем. Режиссёр Александр Соловьёв снял эту картину в 1991 году - премьера состоялась буквально за две недели до августовского путча. К слову, этот фильм был для Соловьёва дебютным и так и остался единственным. Константин Григорьев снимался, уже практически не разговаривая, поэтому его роль озвучил актёр Алексей Борзунов - известный мастер дубляжа. Его голосом, например, говорит чуть ли ни половина мужских персонажей в знаменитом "мыльном" сериале "Богатые тоже плачут", включая Луиса Альберто и Диего.
А причиной того, что в этом фильме герой Григорьева говорит не его голосом, как и того, что с 1984 года Константина Григорьева перестали снимать, был трагический случай, произошедший с актёром накануне его дня рождения. Семнадцатого февраля 1984 года он со своим другом, тоже актёром Борисом Борисовым, в ресторане ВТО праздновал свой грядущий день рождения - Григорьев как раз получил зарплату. За соседним столиком сидело двое мужчин, которые в какой-то момент, как-то "не так" посмотрели на Григорьева. Тот вообще был довольно не сдержан, а находясь в лёгком подпитии, ему было достаточно полунамёка, чтобы он вспыхнул. Григорьев посчитал тех своих соседей "людьми нетрадиционной ориентации", высказал им это, а когда пошёл через пять минут покурить, то его ударили сзади по голове чем-то тяжёлым и сбросили с лестницы. Его, истекающего кровью, нашли друзья. После этого он две недели провёл в коме, ему было сделано восемь операций, но работу левого полушария мозга так и не удалось восстановить. Диагноз "тотальная афазия" поставил крест на его дальнейшей карьере актёра. В больнице он провёл около полугода, но вышел из неё постаревшим на десять лет. А преступников так и не нашли, хотя многие пытались это сделать. Борис Борисов пять лет проводил собственное расследование, но так ничего и не добился. Хотя ресторан ВТО закрыт для посторонних, и просто так туда в те годы было не попасть...
К чести Олега Ефремова, он не уволил Григорьева из театра. Григорьев играл небольшие роли без слов - например, Герасима в детском спектакле "Муму". Пытался задействовать Ефремов его в массовых сценах, но Григорьев начал теряться, путал мизансцены, другим актёрам приходилось под него подстраиваться. А однажды Григорьев, получая зарплату, спросил, почему так мало? И услышав ответ от бухгалтера: "Работать надо больше, Костенька!", уволился из театра сам.
Он продал свою московскую квартиру и вернулся в Ленинград. Здесь Григорьев со своей женой Ольгой (это был его четвёртый официальный брак) поселился в трёхкомнатной "хрущёвке" на улице Васи Алексеева - практически на окраине города. Впрочем, и эта жена (по слухам, внебрачная дочь Смоктуновского) от него ушла.
Жил он затворником, в нищете и грязи, с журналистами не общался, Андрея - своего сына от первого брака, когда тот приехал познакомить Константина с внучкой, выставил за дверь. Начал пить со случайными собутыльниками. А как-то его ограбили - отобрали только что полученную пенсию и документы. С тех пор он практически перестал выходить из квартиры. А потом обострились все его болячки. И была обнаружена онкология - рак почки.
Константин Константинович Григорьев скончался 26 февраля 2007 года - через неделю после своего семидесятилетнего юбилея. Он похоронен на Большеохтинском кладбище Петербурга рядом со своей матерью. На похоронах было меньше десяти человек. Деньги на похороны передал Никита Михалков.
Ветер лихой расчесал ковыль
На косой пробор.
Ветер-бродяга в ушах звенит,
Зовет с собой.
Взял и зачем-то состарил море
Сетью морщин.
А просто у моря - вечное горе:
Ветер всегда один.
Может быть, это не просто ветер,
А ветер времени.
А может быть совсем не ветер,
А очищение.
Константин Григорьев
На кладбищах Петербурга похоронено много наших выдающихся соотечественников. Это актёры, музыканты, писатели, режиссёры, композиторы, художники...
На Южном кладбище похоронены актёры Алексей Смирнов - механик Макарыч из фильма "В бой идут одни "старики"", Николай Годовиков - Петруха из "Белого солнца пустыни" и выдающийся бард Юрий Кукин - автор бессмертного "А я еду за туманом", лучший барабанщик Ленинградского рок-клуба Александр Кондрашкин.
На Литераторских мостках Волковского православного кладбища упокоились выдающиеся советские и российские актёры: Николай Симонов, Бруно Фрейндлих, незабываемый Холстомер - Евгений Лебедев, Василий Меркурьев, Николай Трофимов, Владислав Стржельчик, командир счастливой "Щуки" Пётр Вельяминов, незабвенный Хоботов - Анатолий Равикович, Андрей и Юрий Толубеевы, Ефим Копелян, Людмила Макарова, Александр Борисов - Кошачий Барин из фильма "Верные друзья", Нина Мамаева, Иван Дмитриев, Игорь Горбачёв, поэтесса, голос блокадного Ленинграда Ольга Берггольц, поэт Александр Блок, композиторы Андрей Петров, Исаак Шварц, оперная певица Галина Ковалёва, певцы Николай Охотников, Борис Штоколов, пианист и шахматный гроссмейстер Марк Тайманов, балерина Алла Шелест, дирижёр Мариинского театра Виктор Федотов, поэт Всеволод Рождественский, режиссёр Рубен Агамирзян, кинорежиссёр, основатель "ленинградской школы кино" Григорий Козинцев. Здесь же похоронены мать и сёстры Владимира Ульянова (Ленина) - Мария Александровна, Ольга и Анна, вдова Сергея Кирова Мария Маркус-Кирова.
На кладбище в поселке Комарово похоронены актёры Андрей Краско, Алексей Девотченко, Никита Михайловский - Ромка из "Вам и не снилось", мама Ивана Урганта Валерия Киселёва, дядя Михаила Боярского артист Николай Боярский, Лидия Штыкан, Аркадий Шалолашвили, Нина Ургант, Владимир Гайдаров, композиторы Вениамин Баснер, Виктор Резников, Олег Каравайчук, Сергей Курёхин, писатели Виктор Голявкин, Вера Панова, Тамара Петкевич, Даниил Гранин, Вера Кетлинская, Виктор Курочкин, фантаст Иван Ефремов, великая Анна Ахматова, драматург и сценарист Александр Володин, кинорежиссёры Иосиф Хейфиц, Виктор Аристов, Аян Шахмалиева, Виктор Трегубович, Илья Авербах, художник-постановщик Семён Мандель, знаменитый диктор Ленинградского телевидения Михаил Быков, писатель, журналист и "Рок-дилетант" Александр Житинский, популярная эстрадная певица Мария Пахоменко, основательница группы "Atlantida Project" певица Саша Соколова, нобелевский лауреат Жорес Алфёров, академик Наталья Бехтерева, продюсер, придумавший "Ментов", Александр Капица, театровед и писатель Евгений Калмановский, балерина Инна Зубковская, театральный режиссёр Арсений Сагальчик.
На Смоленском православном кладбище лежат актрисы Анна Самохина, Светлана Карпинская, режиссёры Алексей Балабанов, Валерий Огородников, актёр Виктор Костецкий, эстрадные исполнители Людмила Сенчина, Бен Бенцианов и Эдуард Хиль, актёр Станислав Ландграф, писатель-маринист Виктор Конецкий, основоположник российского футбола Георгий Дюперрон, олимпийский чемпион Геннадий Шатков, художник Владислав Мамышев-Монро, кинодокументалист Александр Якубовский.
Серафимовское кладбище стало последним пристанищем для актёров Игоря Дмитриева, Михаила Светина, Павла и Петра Кадочниковых, Александра Демьяненко, Гликерии Богдановой-Чесноковой, Александра Хочинского, Николая Крюкова, Виктора Смирнова, Константина Адашевского, Валерия Матвеева, Ольги Лебзак. Здесь же лежат великий русский художник Павел Филонов, многолетний настоятель храма Серафима Саровского отец Василий Ермаков, родители нынешнего президента России Владимира Путина. На этом кладбище похоронены кумир питерских футбольных болельщиков Владимир Казачёнок, выдающийся нападающий Лев Бурчалкин, один из лучших советских инсайдов Евгений Елисеев, легендарный игрок сборной СССР по хоккею Геннадий Цыганков, первый российский олимпийский чемпион Николай Панин-Коломенкин, спортивный комментатор Виктор Набутов, педагог Виктор Сорока-Росинский (тот самый Викниксор из Республики ШКИД).
На Большеохтинском упокоилась клоунесса Ирина Асмус - Ириска из "АБВГДейки", основатель группы "Алиса" Святослав Задерий, писатель, автор "Республики ШКИД" Леонид Пантелеев, актёр и режиссёр Игорь Владимиров.
А на Северном кладбище Санкт-Петербурга похоронены актёры Павел Луспекаев - таможенник Верещагин из "Белого солнца пустыни" и Сергей Филиппов - незабываемый Киса Воробьянинов из "Двенадцати стульев", великий баскетбольный тренер Владимир Кондрашин и баскетболист Александр Белов, принесший Советскому Союзу первое олимпийское золото в этом виде спорта, писательница Антонина Голубева.
Киновеевское кладбище стало последним домом для актёра Александра Кавалерова.
На Богословском лежат актёры Кирилл Лавров, Роман Громадский, актриса, жена писателя и поэта Анатолия Мариенгофа Анна Никритина, драматург-сказочник Евгений Шварц, режиссёр Александр Рогожкин, поэт Глеб Горбовский. Здесь же похоронены лидер группы "Кино" Виктор Цой и его жена Марьяна, рок-музыканты Наталья Пивоварова ("Колибри"), Михаил Горшенёв "Горшок" ("Король и шут"), Александр Аксёнов "Рикошет" ("Объект насмешек"), Сергей Богаев ("Облачный край"), великий дирижёр Евгений Мравинский, умершая совсем молодой певица Лидия Клемент, знаменитый пародист Виктор Чистяков, писатель Виталий Бианки, талантливейший хоккейный вратарь Евгений Белошейкин, герой Советского Союза, личный враг Адольфа Гитлера Александр Маринеско, двукратная олимпийская чемпионка Елена Шушунова.
На кладбище Памяти жертв 9-го января похоронили актрису Галину Короткевич, умершую за две недели до своего столетия. Здесь же упокоился актёр Виктор Перевалов.
На Волковском православном кладбище нашли своё упокоение режиссёр Борис Понизовский, поэтесса Серебряного века Ирина Одоевцева, основатель группы "Зоопарк" Майк Науменко, флейтист группы "Аквариум" Андрей "Дюша" Романов, аккордеонист этой же группы Сергей Щураков, жена рок-музыканта Юрия Шевчука Эльмира, актёры Сергей Бехтерев, Василий Корзун, Дмитрий Барков, Станислав Соколов, Тамара Алёшина.
На Казанском кладбище в Пушкине похоронили актёра Илью Олейникова, писателя-фантаста Александра Беляева, писательницу Ольгу Форш.
На Шуваловском кладбище похоронен выдающийся писатель-постмодернист Андрей Битов.
На Новодевичьем лежат актёр Александр Анисимов, художник Михаил Врубель, родители жены Ленина Надежды Константиновны Крупской - Константин Игнатьевич и Елизавета Васильевна.
На кладбище в Зеленогорске был захоронен прах популярного певца Сергея Захарова.
На кладбище Крематория похоронили Короля подпольной песни СССР Аркадия Северного.
На Никольском кладбище Александро-Невской лавры упокоился художник и скульптор Михаил Микешин - автор памятника "Тысячелетие России" и многих других работ. Здесь же похоронен сын Анны Ахматовой и Николая Гумилёва историк, философ и поэт Лев Гумилёв, выдающаяся эстрадная певица Анастасия Вяльцева, бывший первый вице-премьер, которого прочили в президенты после Ельцина - Николай Аксёненко, один из первых российских лётчиков-испытателей Сергей Уточкин, депутат Госдумы России Галина Старовойтова, первый мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак, выдающийся хирург Фёдор Углов.
К слову, все имена, выделенные цветом, - это активные ссылки, и вы можете перейти по ним, если будет интересно прочитать об этих великих людях.
Если вам понравился материал - поставьте, пожалуйста, "лайк". Вам это ничего не стоит, а канал вы, тем самым, поддержите. Буду рад, если вы захотите высказать своё мнение о материале, не стесняйтесь - комментируйте, благодарите (если считаете нужным), критикуйте. Возможно, в материале что-то упущено и вы знаете какие-то неизвестные детали - пожалуйста, дополняйте. Каждое ваше слово, каждый отзыв чрезвычайно важен для того, чтобы канал оставался на плаву в наше сложное время.
А лучше всего - подписывайтесь на канал "Вдоль по Питерской". Пишите, о ком вы хотели бы прочитать на этом канале. Буду всем благодарен. И ещё - почему-то на Дзене стала действовать автоматическая ОТПИСКА от каналов. Поэтому проверяйте, пожалуйста, остаётесь ли вы подписаны на канал.
Кстати, так как надо шагать в ногу с прогрессом (и не совсем понятно, что дальше будет с Дзеном), я завёл свой Телеграм-канал. Пока буду в нём дублировать материалы Дзена, но в дальнейшем планирую постепенно переходить на Телеграм. Так что, если не хотите меня потерять, подписывайтесь в Телеграме, пройдя по этой ссылке - Телеграм-канал "Вдоль по Питерской"