Иван Дмитриев родился 17 июля (30-го по новому стилю) 1915 года в небольшом городке Вышний Волочёк в Тверской губернии. Сюда его родители, Пётр Алексеевич и Наталья Васильевна, перебрались в поисках работы из Владимирской губернии. Впрочем, в интернете можно найти упоминание, что актер появился на свет на Северном Кавказе - в городе Грозном и что даже в трёхлетнем возрасте выступал на сцене местного драмтеатра, но никакого более-менее внятного подтверждения этому я не видел. Как бы то ни было, именно в Вышнем Волочке в 1923 году будущий актёр пошёл в школу-семилетку, там же её и окончил.
Ещё когда Дмитриев учился в школе, он увлёкся театром, а уже в пятом классе стал играть в школьном драмкружке. Иногда юные артисты выступали на сцене городского театра и даже получали гонорары. В итоге Ваню приметили и пригласили работать в Вышневолоцкий драмтеатр ещё задолго до того, как он окончил школу. Он был суфлёром, бутафором, помощником режиссёра и даже иногда выходил на сцену как актёр вспомогательного состава. Но однажды он попал на представление заезжего цирка-шапито и...решил стать акробатом. Он научился делать сальто-мортале, флик-фляк, мог минуту стоять на одной руке в стойке на руках, в качестве опоры используя ручку угольного утюга. Он уволился из драмтеатра и в 1932 году отправился в Ленинград - поступать в цирковое училище. Известный уже тогда актёр Борис Тенин, сам очень любивший цирк (одно время он даже выступал на манеже Московского цирка в качестве клоуна), дал ему рекомендательное письмо к инспектору манежа Ленинградского цирка, и Дмитриев стал униформистом. Но однажды, гуляя по Ленинграду, он увидел объявление о дополнительном наборе студентов в Ленинградский техникум сценических искусств (сейчас Российский государственный институт сценических искусств (РГИСИ)) на курс заслуженной артистки РСФСР Надежды Комаровской. Дмитриев, уже немного разочаровавшись в цирковом искусстве (особенно его поразило, что цирковые артисты уходят на пенсию в тридцать лет - он не собирался так рано становиться пенсионером), решил подать документы.
Он прошёл конкурс, был принят. На занятия часто приходил друг Комаровской Юрий Юрьев, бывший тогда режиссёром Ленинградского театра драмы имени Пушкина. Игра Дмитриева в учебных спектаклях так понравилась Юрьеву, что тот предложил задействовать молодого актёра в возобновляемом в Пушкинском театре спектакле "Маскарад" по пьесе Михаила Лермонтова, который ставил Всеволод Мейерхольд. И студента Дмитриева режиссёр Ленинградского академического театра драмы (сейчас Александринский театр) Борис Сушкевич пригласил на небольшую роль молодого гусара. А когда Дмитриев получил диплом, то Сушкевич предложил ему войти в состав труппы. Но Дмитриев отказался, посчитав, что ему ещё не хватает мастерства для работы на одной сцене с корифеями. Сам Дмитриев вспоминал:
У меня было предложение в Александринский театр, я отказался. Потому что я рядом с этими актерами буду годами выносить поднос, я не достоин, я еще ничего не умею. Нет, я должен где-то сам наиграться, набить руку, чтобы я был все время занят, играл роли. Вот так мудро рассудил.
И он пошёл работать в Театр комедии к Николаю Акимову, который совсем недавно был сюда назначен главрежем. Николай Павлович ценил Дмитриева, давал ему довольно много ролей, но однажды Иван решил попробовать себя в кино - он давно мечтал об этом. А Акимов был категорически против того, чтобы актёры, играющие в "его" театре, снимались в кино. Режиссёр считал, что кино развращает актёра. Но Дмитриев решил всё же попробовать себя, даже прошёл кинопробы, но съёмки в итоге сорвались, а Акимов не захотел принимать актёра обратно.
Впрочем, к этому моменту Дмитриев получил повестку в армию и отправился служить - сначала на торпедный катер, а потом он оказался в Драматическом театре Балтийского флота. Этот театр был создан в 1930 году по прямому указанию тогдашнего наркома по военным и морским делам маршала Ворошилова. Театр располагался в Кронштадте, труппа его к 1938 году составляла порядка ста человек, а руководил всем известный режиссёр Александр Пергамент.
В этом театре Дмитриев познакомился с актрисой Александрой Дэльвин, ставшей через два года его женой. Она позже вспоминала:
Иван Дмитриев, как он хотел, чтобы я его заметила: глотал шарики от пинг-понга, делал стойку на лестнице! Он был такой хулиган, а на губе он читал лекции о Пушкине. Его хотели списать из театра, я сказала начальнику театра А.Ф. Гитцовичу, что беру Ваню на поруки. Мы поженились… а наутро погрузились всем театром на линкор "Октябрьская революция" с декорациями спектакля "Цветет сирень" и пошли в Таллин. Такое у нас было свадебное путешествие.
К слову, за Дэльвин тогда же начал ухаживать и известный писатель Всеволод Вишневский, принимавший деятельное участие в становлении театра Балтийского флота. По воспоминаниям Александры Владимировны, однажды Дмитриев даже подрался с писателем, несмотря на то, что последний был на пятнадцать лет старше его.
Когда в 1940 году началась война с Финляндией, Дмитриев, как и все актёры, принимал участие в представлениях, которые театр давал на передовой. Тогда сами артисты стали называть свой театр "блиндажно-окопно-палубный" - по расположению своих тогдашних "подмостков". А во время Великой Отечественной труппа потеряла почти половину своего состава. На фронте погибло сорок четыре человека. Порой фронтовые бригады, состоящие обычно из пяти человек, гибли в полном составе. Часто актёрам и самим приходилось брать в руки оружие. Так, Иван Дмитриев участвовал в обороне полуострова Ханко и за проявленное там мужество был награждён орденом Красной Звезды.
Я прекрасно помню, как выступал во время войны для наших солдат. Для того, чтобы быть понятым, услышанным необходимо было найти такую искренность, такие чувства душевные, чтобы иметь право выходить к этим людям, каждый из которых сидит полный собой, своим горем. Их нужно было расшевелить, вызвать доверие, заставить себя слушать, чтобы человек выпрямился, чтобы он улыбнулся, а, может быть, и заплакал. Страна была в большой опасности, и все чувствовали то, о чем так гениально говорил Симонов. Его героиня в пьесе "Русские люди" рассуждает, что "все говорят Родина, Родина, а для меня Родина - дом, где я родилась, тропинка, по которой ходила в лес, колодец, речка, мама, братья". Об этом мы и пытались говорить на фронтах, на заводах блокадного Ленинграда, где работали дети, мальчишки, помогавшие, как могли, своим отцам, ушедшим на фронт.
Дмитриев на сцене выкладывался на все сто. Иногда это даже шло ему во вред. Так, однажды его даже вызвали в партком:
...я играл в "Сорок первом" Лавренёва Говоруху-Отрока. В финале я, белогвардейский офицер, вижу в море парус и кричу: "Наши, наши. Господа - сюда, сюда!". В этом месте зал всегда мне аплодировал. И вскоре меня вызвали в партийное управление за то, что я неправильно трактую образ, объяснили, что эту роль надо играть так, чтобы зрители не аплодировали белому офицеру, не сочувствовали моему герою.
Во время блокады умерла дочь Дмитриевых - четырёхмесячная Наташа. Иван Петрович очень переживал, а однажды на улице встретил четырёхлетнего мальчика - беспризорника Колю, у которого умерли родители, а старшие братья были на фронте и о них ничего не было известно. И Дмитриевы его усыновили. А в сорок пятом у них родилась ещё одна дочь - Ксения. Но после войны вдруг нашлись родственники Коли и забрали его к себе в Ташкент. Александра Владимировна вспоминала:
Мы выходили Колю. Усыновление оформили документально: был Коля Мареев, а стал Николай Иванович Дмитриев. Нас он называл мамой и папой. А в 45-м родилась Ксюша. И вдруг в 47-м году, когда Коле было уже восемь лет, объявляется муж его сестры и заявляет: "Мы забираем Колю к себе в Ташкент". Ах, как Ваня переживал! Кричал: "Не отдам!" Я успокаивала: "Вань, мы не можем не отдать". — "Ага! Ты родила Ксюшку, а я родил Кольку!.."
По окончании войны Иван Дмитриев вместе с Александрой ушёл из театра Балтийского флота - их пригласили в Ленинградский драматический театр, позже получивший имя Комиссаржевской. Здесь Дмитриев работал четверть века - до 1973 года. Дмитриев считал, что нашёл "свой" театр:
…мне показалось, что это мой театр, что я нашёл свой дом.
За четверть века в "Комиссаржевке" он сыграл множество ролей, стал ведущим актёром этого театра. Сам он выделял Алексея в "Детях Ванюшина" Сергея Найдёнова, Свидригайлова в "Преступлении и наказании" Достоевского, Паратова в "Бесприданнице" Александра Островского. А ещё были Иван Земнухов в "Молодой гвардии" по роману Фадеева, Гарри Смит в "Русском вопросе" Симонова, князь Шуйский в спектакле "Царь Фёдор Иоаннович" Алексея Толстого и множество других. Он даже сыграл в этом театре Остапа Бендера - в спектакле "Горестная жизнь плута" по "Двенадцати стульям" и "Золотому телёнку" Ильфа и Петрова. При этом Дмитриев много снимался в кино. Впервые он появился на киноэкране ещё в 1939 году - в роли командира эпроновцев в фильме Виктора Эйсымонта "Четвёртый перископ" Потом было участие в трёх, как сейчас сказали бы, байопиках: "Академик Иван Павлов" Григория Рошаля, его же "Мусоргский" и "Белинский" Григория Козинцева. Но все эти роли были совсем небольшие, эпизодические, порой его герои даже не имели имён. А Дмитриев хотел сыграть что-то значительное. Наконец, режиссёр Сергей Самсонов пригласил Дмитриева на главную роль в свою комедию "За витриной универмага". К слову, сам актёр считал, что его не приглашали на большие роли...из-за его торчащих ушей. Так Самсонов нашёл выход - уши актёра перед каждой съёмкой приклеивались в голове, чтобы лицо выглядело красивым. Это было довольно мучительно, но Дмитриев всё вытерпел и, как оказалось, не зря - эта его роль сделала актёра знаменитым.
Кстати, после этого к Дмитриеву практически одновременно обратились два режиссёра - Василий Пронин искал актёра на главную роль в фильме "Хождение за три моря", а Ефим Дзиган хотел снимать Дмитриева в главной роли в драме "Ветер с Востока" (известном также как "В едином строю"). И выбирая между советско-индийским "Хождением..." и вторым проектом - советско-китайским, Дмитриев выбрал "Ветер...". О чём потом много лет жалел, ведь роль Афанасия Никитина в "Хождении за три моря" стала звёздной для её исполнителя Олега Стриженова, а фильм этот до сих пор довольно часто показывает отечественное телевидение. С Китаем же вскоре отношения разладились и "Ветер с Востока" практически не демонстрировался на экранах.
Кстати, даже сейчас "Ветер с Востока" в интернете можно найти лишь в китайской озвучке. Во всяком случае, у меня найти русский вариант картины не удалось. А ещё на съёмках в Китае произошел трагикомичный случай. Китайские товарищи решили приготовить для советских друзей собачатину. Разумеется, Иван Петрович наотрез отказался даже пробовать, но хитрые "восточные братья" всё-таки подсунули ему это блюдо, не сказав, какое именно там мясо. Когда Дмитриев узнал про обман, с ним чуть не случился удар...
Но, безусловно, настоящая слава пришла к Дмитриеву после выхода на экраны комедии Владимира Фетина "Полосатый рейс". Старший помощник капитана Олег Петрович влюбил в себя всех женщин Советского Союза. Понятия "секс-символ" тогда не существовало, но если бы было, то, пожалуй, Дмитриев стал бы главным претендентом на это звание. Ну разве можно было устоять перед такими глазами?..
А ещё он сам стал по сути дрессировщиком. Шимпанзе по кличке Пират, которого взяли для съёмок в Киевском зоопарке, узнавал Дмитриева даже через несколько лет после выхода фильма на экраны. Да это и не мудрено, ведь каждое утро Иван Петрович готовил ему кашку и учил есть ложечкой. Фильм стал лидером советского кинопроката 1961 года - его посмотрело в СССР более 45 миллионов кинозрителей. Интересно, что в 1973 году картина получила "Серебряный приз" международного кинофестиваля ДЕТСКИХ (!) фильмов в Калькутте. Между прочим, сюжет фильма основан практически на реальных событиях, свидетелем которых был один из авторов сценария писатель Виктор Конецкий.
Вот как вспоминал об этом писатель:
Мы везли с острова Врангеля трёх медведей. Для цирка в Мурманске. Один выбрался из клетки и стал метаться по пароходу. Зверюги эти очень страшные. Кое-как, вооружившись пожарными шлангами, загнали его обратно.
В сценарии медведей заменили на тигров и львов, и получилась вот такая комедия.
Кстати, Дмитриев хотел все трюки с хищниками исполнять сам. Но ему запретил это делать муж исполнительницы главной роли Маргариты Назаровой и одновременно режиссёр-дрессировщик Константин Константиновский. После чего отношения актёра с дрессировщиком стали весьма натянутыми. Зато с Назаровой всё было прекрасно, что породило множество слухов.
Всего Иван Дмитриев снялся более чем в шестидесяти фильмах. И хотя его принято считать больше театральным актёром, список его киноролей очень внушителен. Не всегда, конечно, это были главные роли, но практически всегда - запоминающиеся. Его снимали Григорий Аронов и Анатолий Граник, Владимир Петров и Илья Авербах, Валерий Исаков и Иосиф Хейфиц, и множество других замечательных мастеров. Он играл во многих известных картинах: "Рождённая революцией", "Любовь Яровая", "Последние дни Помпеи", "Сибириада", "Государственная граница"...
Но в 1983 году - после фильма "Ювелирное дело" - Дмитриев решил уйти из кино и сосредоточиться на театре. К тому времени он уже десять лет служил в Ленинградском академическом театре драмы имени А. С. Пушкина - в том самом, в который его приглашали ещё в 1936-м. В нынешнюю Александринку из Театра имени Комиссаржевской Дмитриев перешёл в 1973 году. Причём сначала он не планировал уходить из "Комиссаржевки" - Владимир Эренберг позвал Дмитриева лишь заменить умершего Николая Симонова в горьковской пьесе "На дне". Но, сыграв Сатина, Дмитриев остался в этом театре. Теперь уже навсегда. К слову, Дмитриева в Пушкинский театр приглашал еще Вивьен. Иван Дмитриев рассказывал:
В театр Леонид Сергеевич Вивьен приглашал меня два раза. В первый раз произошел смешной случай: секретарша перепутала и позвонила Игорю Борисовичу Дмитриеву. И вот он сидит и ждет приема, ждет довольно долго, и только когда Вивьен, проходя мимо, увидел его, ошибка разъяснилась.
Я играл совершенно иначе, чем Симонов. Как мне говорили - мягче, лиричнее, но все отмечали, что там, где обычно аплодировали Симонову, аплодировали и мне. Можно сказать, что моего Сатина приняла и публика, и коллеги-актёры.
После роли Сатина Дмитриев сыграл в пьесе Александра Штейна "Ночь без звёзд" подводника капитана второго ранга Егорьева.
И после этой роли я окончательно почувствовал, что я "свой" в Александринском театре. Мне шла военная форма, да и сам персонаж был близок.
Он сыграл в этом театре великое множество ролей - от Ноздрёва в "Похождениях Чичикова" до Брабанцио в шекспировском "Отелло".
Дмитриев обладал совершенной культурой речи:
После "Зимней сказки" ко мне часто подходили и говорили, что, видя мою игру, люди поражаются уникальной культуре слова, когда всё, что произносится на сцене, слышно совершенно отчётливо.
За свою долгую театральную жизнь на подмостках Иван Дмитриев сыграл более двухсот ролей. В 1980 году он был удостоен звания Народный артист СССР. А в 2000-м он получил премию "Золотой софит" с формулировкой "За творческое долголетие и уникальный вклад в театральную культуру Санкт-Петербурга".
В 1949-м Дмитриев расстался с Александрой Владимировной Дэльвин и через несколько лет женился второй раз. У пары родился сын Антон. Со своей второй женой Галиной он прожил до её последних дней - она умерла 15 июня 2000 года. А через две недели в возрасте сорока двух лет от сердечной недостаточности умер и Антон. Эти события подорвали здоровье Ивана Петровича. У него было выявлено онкологическое заболевание.
Иван Петрович Дмитриев скончался 23 октября 2003 года. Он похоронен на Литераторских мостках Волковского православного кладбища.
Нам снится не то, что хочется нам, —
Нам снится то, что хочется снам.
На нас до сих пор военные сны,
Как пулеметы, наведены.
И снятся пожары тем, кто ослеп,
И сытому снится блокадный хлеб.
Вадим Шефнер
На кладбищах Петербурга похоронено много наших выдающихся соотечественников. Это актёры, музыканты, писатели, режиссёры, композиторы, художники...
На Южном кладбище похоронены актёры Алексей Смирнов - механик Макарыч из фильма "В бой идут одни "старики"", Николай Годовиков - Петруха из "Белого солнца пустыни" и выдающийся бард Юрий Кукин - автор бессмертного "А я еду за туманом", лучший барабанщик Ленинградского рок-клуба Александр Кондрашкин.
На Литераторских мостках Волковского православного кладбища упокоились выдающиеся советские и российские актёры: Николай Симонов, Бруно Фрейндлих, незабываемый Холстомер - Евгений Лебедев, Василий Меркурьев, Николай Трофимов, Владислав Стржельчик, командир счастливой "Щуки" Пётр Вельяминов, незабвенный Хоботов - Анатолий Равикович, Андрей и Юрий Толубеевы, Ефим Копелян, Людмила Макарова, Александр Борисов - Кошачий Барин из фильма "Верные друзья", Нина Мамаева, поэтесса, голос блокадного Ленинграда Ольга Берггольц, поэт Александр Блок, композитор Андрей Петров, оперная певица Галина Ковалёва, певцы Николай Охотников, Борис Штоколов, пианист и шахматный гроссмейстер Марк Тайманов, балерина Алла Шелест, дирижёр Мариинского театра Виктор Федотов, поэт Всеволод Рождественский, режиссёр Рубен Агамирзян, кинорежиссёр, основатель "ленинградской школы кино" Григорий Козинцев. Здесь же похоронены мать и сёстры Владимира Ульянова (Ленина) - Мария Александровна, Ольга и Анна.
На кладбище в поселке Комарово похоронены актёры Аркадий Шалолашвили, Андрей Краско, Алексей Девотченко, Никита Михайловский - Ромка из "Вам и не снилось", мама Ивана Урганта Валерия Киселёва, дядя Михаила Боярского артист Николай Боярский, композиторы Вениамин Баснер, Виктор Резников, Олег Каравайчук, Сергей Курёхин, писатели Виктор Голявкин, Вера Панова, Тамара Петкевич, Даниил Гранин, фантаст Иван Ефремов, великая Анна Ахматова, драматург и сценарист Александр Володин, кинорежиссёр Иосиф Хейфиц, художник-постановщик Семён Мандель, популярная эстрадная певица Мария Пахоменко, основательница группы "Atlantida Project" певица Саша Соколова, нобелевский лауреат Жорес Алфёров, академик Наталья Бехтерева, продюсер, придумавший "Ментов", Александр Капица, театровед и писатель Евгений Калмановский, балерина Инна Зубковская, театральный режиссёр Арсений Сагальчик.
На Смоленском кладбище лежат актриса Анна Самохина, режиссёры Алексей Балабанов, Валерий Огородников, актёр Виктор Костецкий, эстрадные исполнители Людмила Сенчина, Бен Бенцианов и Эдуард Хиль, актёр Станислав Ландграф, писатель-маринист Виктор Конецкий, основоположник российского футбола Георгий Дюперрон.
Серафимовское кладбище стало последним пристанищем для актёров Игоря Дмитриева, Михаила Светина, Павла и Петра Кадочниковых, Александра Демьяненко, Гликерии Богдановой-Чесноковой, Александра Хочинского, Николая Крюкова, Виктора Смирнова, Константина Адашевского, Валерия Матвеева, Ольги Лебзак. Здесь же лежат великий русский художник Павел Филонов, многолетний настоятель храма Серафима Саровского отец Василий Ермаков, родители нынешнего президента России Владимира Путина. На этом кладбище похоронены кумир питерских футбольных болельщиков Владимир Казачёнок, выдающийся нападающий Лев Бурчалкин, один из лучших советских инсайдов Евгений Елисеев, легендарный игрок сборной СССР по хоккею Геннадий Цыганков, первый российский олимпийский чемпион Николай Панин-Коломенкин, спортивный комментатор Виктор Набутов.
На Большеохтинском упокоилась клоунесса Ирина Асмус - Ириска из "АБВГДейки", основатель группы "Алиса" Святослав Задерий, писатель, автор "Республики ШКИД" Леонид Пантелеев, актёр и режиссёр Игорь Владимиров.
А на Северном кладбище Санкт-Петербурга похоронены Павел Луспекаев - таможенник Верещагин из "Белого солнца пустыни" и Сергей Филиппов - незабываемый Киса Воробьянинов из "Двенадцати стульев", великий баскетбольный тренер Владимир Кондрашин и баскетболист Александр Белов, принесший Советскому Союзу первое олимпийское золото в этом виде спорта.
Киновеевское кладбище стало последним домом для актёра Александра Кавалерова.
На Богословском лежат актёры Кирилл Лавров, Роман Громадский, актриса, жена писателя и поэта Анатолия Мариенгофа Анна Никритина, драматург-сказочник Евгений Шварц, режиссёр Александр Рогожкин. Здесь же похоронены лидер группы "Кино" Виктор Цой и его жена Марьяна, рок-музыканты Наталья Пивоварова ("Колибри"), Сергей Богаев ("Облачный край"), Михаил Горшенёв "Горшок" ("Король и шут"), Александр Аксёнов "Рикошет" ("Объект насмешек"), великий дирижёр Евгений Мравинский, умершая совсем молодой певица Лидия Клемент, знаменитый пародист Виктор Чистяков, писатель Виталий Бианки, талантливейший хоккейный вратарь Евгений Белошейкин, герой Советского Союза, личный враг Адольфа Гитлера Александр Маринеско, двукратная олимпийская чемпионка Елена Шушунова.
На кладбище Памяти жертв 9-го января похоронили актрису Галину Короткевич, умершую за две недели до своего столетия.
На Волковском православном кладбище нашли своё упокоение режиссёр Борис Понизовский, поэтесса Серебряного века Ирина Одоевцева, основатель группы "Зоопарк" Майк Науменко, флейтист группы "Аквариум" Андрей "Дюша" Романов, аккордеонист этой же группы Сергей Щураков, жена рок-музыканта Юрия Шевчука Эльмира, актёры Сергей Бехтерев, Василий Корзун, Дмитрий Барков.
На Казанском кладбище в Пушкине похоронили актёра Илью Олейникова, писателя-фантаста Александра Беляева.
На Шуваловском кладбище похоронен выдающийся писатель-постмодернист Андрей Битов.
На Новодевичьем лежат актёр Александр Анисимов, художник Михаил Врубель, родители жены Ленина Надежды Константиновны Крупской - Константин Игнатьевич и Елизавета Васильевна.
На кладбище в Зеленогорске был захоронен прах популярного певца Сергея Захарова.
На кладбище Крематория похоронили Короля подпольной песни СССР Аркадия Северного.
На Никольском кладбище Александро-Невской лавры упокоился художник и скульптор Михаил Микешин - автор памятника "Тысячелетие России" и многих других работ. Здесь же похоронен сын Анны Ахматовой и Николая Гумилёва историк, философ и поэт Лев Гумилёв, выдающаяся эстрадная певица Анастасия Вяльцева, бывший первый вице-премьер, которого прочили в президенты после Ельцина - Николай Аксёненко, один из первых российских лётчиков-испытателей Сергей Уточкин, депутат Госдумы России Галина Старовойтова, первый мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак, выдающийся хирург Фёдор Углов.
К слову, все имена, выделенные цветом, - это активные ссылки, и вы можете перейти по ним, если будет интересно прочитать об этих великих людях.
Многие подписчики пишут мне в комментариях, что материала на канале уже хватает на хорошую книгу о великих петербуржцах, что можно даже что-то вроде справочника-путеводителя по питерским кладбищам издать. Но удовольствие это не из дешёвых, в одиночку я просто не потяну. Поэтому решил провести такой вот эксперимент - попытаюсь собрать деньги на издание такой книги.
Если это действительно востребовано, то мы вместе её сможем напечатать. Буду благодарен за любую обратную связь.
Если вам понравился материал - поставьте, пожалуйста, "лайк". Вам это ничего не стоит, а канал вы, тем самым, поддержите. Буду рад, если вы захотите высказать своё мнение о материале, не стесняйтесь - комментируйте, благодарите (если считаете нужным), критикуйте. Возможно, в материале что-то упущено и вы знаете какие-то неизвестные детали - пожалуйста, дополняйте. Каждое ваше слово, каждый отзыв чрезвычайно важен для того, чтобы канал оставался на плаву в наше сложное время.