Найти тему
Вдоль по Питерской

Алла Шелест - самая романтическая балерина русского балета, исполнявшая "батман" в валенках. Ее могила на Литераторских мостках

Оглавление

Если попросить человека, далекого от мира балета, назвать самых известных русских балерин, то наверняка он назовет Галину Уланову, очевидно - Майю Плисецкую, кто-то из знающих историю - может быть - Матильду Кшесинскую и Анну Павлову. И почему-то совсем мало кто назовет имя Аллы Шелест - одной из величайших танцовщиц двадцатого века, ученицы Елизаветы Гердт и великой Агриппины Вагановой, больше четверти века бывшей примой знаменитого Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова (ныне Мариинский). Кстати, к Вагановой Шелест попала совершенно случайно - просто Елизавета Гердт уехала из Ленинграда в Москву и Аллу, проучившуюся в Ленинградском хореографическом училище шесть лет у Гердт, перевели в класс Агриппины Яковлевны. При этом Ваганова никогда не хвалила Аллу, как бы та хорошо себя ни показывала.

Алла Шелест. Фото с сайта musicseasons.org
Алла Шелест. Фото с сайта musicseasons.org

Сразу по окончании ЛХУ в 1937 году Аллу пригласили в Кировский театр оперы и балета. Конкуренция там была дикая. И то сказать, в это время на сцене театра блистали Наталья Дудинская, Татьяна Вечеслова и, конечно, Галина Уланова. Но это не смутило юную балерину. И хотя ей редко доставались ведущие партии, еще до войны у нее появились в Ленинграде, как сейчас сказали бы, свои фанаты. До войны она успела исполнить роли Феи Сирени в "Спящей красавице", Лауренсии и Хасинты в "Лауренсии", Оксаны в "Тарасе Бульбе" и Мирты в "Жизели". Публика шла в театр на ее имя.

В июне 1941 года в театре планировалось празднование пятидесятилетнего юбилея известной тогда балерины Елены Люком. На 23-е число были запланированы разные публичные мероприятия и концерт, в котором должна была принимать участие и Шелест. Поэтому 22 июня, сразу после того, как Алла Шелест прослушала новости по радио, она пошла в репетиционный зал. Как потом она вспоминала: "Мы были не уверены, состоится спектакль или нет, но выяснилось, что отменяется только публичное чествование. Люком танцевала Китри в полную силу, легко, весело, под бурю аплодисментов, Хорошо танцевала Дудинская Уличную. Подруг исполняли Вечеслова и Иордан. Словом, что ни выход, то и овации. Черкасов – Дон Кихот изумителен был в менуэте: сколько грации!.. Первый акт "Жизели" я не смотрела, так как одевалась для гран па в "Пахите", где участвовали Люком и Чабукиани, пять балерин с вариациями и три солистки без вариаций – Мунгалова, Железнова и я. Прошло на большом подъеме, но торопились кончить спектакль к одиннадцати тридцати по распоряжению и царило какое-то смятение".

Алла Шелест - Одетта, "Лебединое озеро", 1938 год. Фото с сайта peoplelife.ru
Алла Шелест - Одетта, "Лебединое озеро", 1938 год. Фото с сайта peoplelife.ru

До конца сезона у нее оставалось еще два спектакля. Оба они прошли при аншлаге. А в августе сорок первого театр эвакуировался в Пермь. Основная часть труппы уехала девятнадцатого. Но из-за скорых сборов, волнений и страха с мамой Аллы, как писала в своих дневниках сама Шелест, случился "сердечный припадок", и этим эшелоном они не уехали. Вторая очередь труппы должна была уехать двадцать шестого, но двадцать пятого были разбомблены железнодорожные пути и они остались в Ленинграде. А вскоре началась блокада.

Но город продолжал жить. Шелест танцевала в филармонии. Как-то ей предложили концерт в госпитале, и она согласилась. Ей было страшно оставлять маму одну дома и на концерт они пошли вместе. В дороге их застала воздушная тревога и они одновременно решили, что вернуться домой не смогут. И были правы - два соседних с их домом здания оказались разбомблены, а в их доме появилась трещина до самого фундамента. Поэтому они стали жить у подруги мамы в ее десятиметровой комнатке. Во время бомбежек прятались в подвале. Но в какой-то момент почувствовали, что и здесь опасно и переехали к маминому брату. Буквально на следующий день после отъезда в тот дом, откуда они съехали, попала бомба и пробила его насквозь до того самого подвала. Все, кто там были, погибли.

В конце концов они поселились в госпитале, где тогда работал отец Аллы. Госпиталь размещался в Инженерном замке. И уже там они узнали, что и в дом, где находилась квартира брата мамы, попала бомба.

Однажды ноябрьским утром Шелест с Вагановой вместе шли на улицу Росси, где Агриппина Яковлевна давала уроки оставшимся артистам. В это время начался артобстрел. На каждый разрыв снаряда Алла реагировала "по-балерински" - то одна, то другая нога у нее взлетала в "батмане". Учитывая, что на ногах у нее были отцовские валенки 44-го размера, выглядело это, по меньшей мере, странно. Даже Ваганова не выдержала и попыталась остановить Аллу. Но на каждый грохот ноги вскидывались сами, - так и прошли остаток пути с причитаниями и батманами…

В феврале сорок второго у мамы Аллы случился второй сердечный приступ. И они все-таки решились эвакуироваться по "Дороге жизни". Удалось это сделать лишь первого апреля - последней машиной той зимы. Вместе с ними уехала и Ваганова. После их отъезда в Инженерный замок попало три авиабомбы...

Из эвакуации Алла вернулась с большими надеждами. Какое-то время ее семья прожила в доме на Литейном, трещина в котором так и не была ликвидирована. Поэтому в 1956 году они переехали во вновь построенный дом номер 5 на улице Куйбышева - прямо напротив знаменитого дома Кшесинской на Петроградской стороне. Кстати, портреты Аллы Шелест, как и в свое время портреты Кшесинской, видевшие в ней идеал женственности, вечной красоты и гармонии, писали художники.

Виктор Орешников. Портрет балерины А.Я. Шелест. 1947.
Виктор Орешников. Портрет балерины А.Я. Шелест. 1947.

Но не всем надеждам суждено было осуществиться. Далеко не всегда она, при всем своем таланте, выходила в премьерных составах на сцену. И хотя ей удалось создать целую галерею образов в классических и современных балетах - от Одетты и Одиллии в "Лебедином озере" Чайковского до Эгины в "Спартаке" Арама Хачатуряна, полностью раскрыть свой потенциал она так и не смогла.

Особое место в ее творческой жизни занимали партии Катерины и Хозяйки Медной горы в "Каменном цветке" Сергея Прокофьева и Мехменэ Бану в "Легенде о любви" Арифа Меликова - балетах, поставленных Юрием Григоровичем, который фактически стал ее первым мужем.

А в 1953 году Алла первой из советских балерин выехала на гастроли в Великобританию. И там ее танец стал настоящей сенсацией. Вскоре уже делегация Королевского балета Англии побывала с визитом в Ленинграде и Алла Шелест познакомилась с английской примой Марго Фонтейн. Великие балерины обменялись подарками - Шелест преподнесла Марго золотую брошь, а Фонтейн подарила ей дефицитные в СССР капроновые чулки. Следующий гастрольный тур советского балета по Европе должен был состояться в 1961 году, но Шелест на него уже не пригласили.

Еще в 1950 году балетмейстер Кировского театра Леонид Якобсон поставил в театре балет «Шурале» на музыку Фарида Яруллина, в котором женский образ Сюимбике он ставил специально для Аллы Шелест. А в 1956 году вновь пришедший на должность балетмейстера Кировского театра Леонид Якобсон специально для нее создал партию Эгины в "Спартаке". А затем поставил миниатюры "Вечный идол" и "Слепая". И Алла смогла наконец-то забыть о своей невостребованности.

Алла Шелест и Игорь Чернышев в миниатюре "Вечный идол". Фото с сайта parkgagarina.info
Алла Шелест и Игорь Чернышев в миниатюре "Вечный идол". Фото с сайта parkgagarina.info

Но короток век балерины - в 44 года Алла Яковлевна узнала, подойдя к доске приказов театра, что она уволена в связи с уходом на пенсию. Уход со сцены ей дался очень тяжело, и ей пришлось полностью перейти на педагогическую стезю. В разные годы Шелест была педагогом Ленинградского хореографического училища имени Вагановой, балетмейстером-репетитором Мариинского театра, преподавала балетмейстерское мастерство в Петербургской консерватории. Затем был творческий подъем во время ее своеобразной командировки в Куйбышев (ныне Самара). Здесь, на сцене местного театра оперы и балета, Алла Яковлевна поставила в 1966 году балет "Дон Кихот", а впоследствии три года - с 1970-го по 1973-й - занимала должность главного балетмейстера этого театра. За эти три года она вместе с балетмейстером Рафаилом Вагабовым поставила "Лебединое озеро", "Семь красавиц", "Тщетную предосторожность", "Жизель". Здесь же, в Куйбышеве, они стали мужем и женой. А благодаря ей самарская труппа пополнилась выпускниками Санкт-Петербургского хореографического училища.

В Самаре родился и проходит балетный фестиваль, посвященный Алле Шелест. Интересно, что великую Анну Павлову чествуют в Лондоне, а Аллу Шелест - в Самаре, в то время как обе они выросли в Мариинском театре, но Санкт-Петербург почему-то остается в стороне.

Галина Уланова так отзывалась о ней: "Шелест – балерина трагическая и вдохновенная, ее всегда можно узнать по совершенству рисунка, эмоциональности и самозабвенности...ее выступления потрясают смелостью и новизной трактовки каждой из ролей". А другая великая балерина - Майя Плисецкая - говорила: "Многие роли Шелест не могу забыть. Жизель, Эгина, та же Зарема. "Слепая" в постановке Якобсона заставляла меня плакать. У Шелест был дар необыкновенного перевоплощения. На сцене она была немыслимо красива. Божественно красива!"

Умерла Алла Яковлевна у себя дома 7 декабря 1998 года. Она не дожила до своего восьмидесятилетия меньше трех месяцев. Похоронена она на Литераторских мостках Волковского кладбища, неподалеку от своей великой наставницы - Агриппины Вагановой. В 2000-м году на ее могиле установили памятник в виде беломраморной скульптуры скорбящей обнаженной женщины работы скульптора Анатолия Дема и архитектора Сергея Михайлова.

Памятник на могиле Аллы Шелест
Памятник на могиле Аллы Шелест

Если вам понравился материал - поставьте, пожалуйста, "лайк". Вам это ничего не стоит, а канал вы, тем самым, поддержите. Буду рад, если вы захотите высказать своё мнение о материале, не стесняйтесь - комментируйте, благодарите (если считаете нужным), критикуйте. Возможно, в материале что-то упущено и вы знаете какие-то неизвестные детали - пожалуйста, дополняйте. Каждое ваше слово, каждый отзыв чрезвычайно важен для того, чтобы канал оставался на плаву в наше сложное время.

А лучше всего - подписывайтесь на канал "Вдоль по Питерской". Пишите, о ком вы хотели бы прочитать на этом канале. Буду всем благодарен. И ещё - почему-то на Дзене стала действовать автоматическая ОТПИСКА от каналов. Поэтому проверяйте, пожалуйста, остаётесь ли вы подписаны на канал.

Многие подписчики пишут мне в комментариях, что материала на канале уже хватает на хорошую книгу о великих петербуржцах, что можно даже что-то вроде справочника-путеводителя по питерским кладбищам издать. Но удовольствие это не из дешёвых, в одиночку я просто не потяну. Поэтому решил провести такой вот эксперимент - попытаюсь собрать деньги на такую книгу. Если это действительно востребовано, то мы вместе её сможем напечатать. Если же кто-то считает это не этичным, напишите, пожалуйста - если таковых отзывов будет много, то я завершу этот эксперимент. Буду благодарен за любую обратную связь.