Найти в Дзене
Вдоль по Питерской

Я говорил ему, а он: "Коктейль, коктейль!" Хиппи лохматый! "Горестного плута" Александра Володина похоронили в Комарово

Оглавление

Сейчас невозможно представить советский/российский театр второй половины двадцатого века без пьес Александра Володина. Хотя написал он всего дюжину произведений для театра, а поставлено их при его жизни было и того меньше.

Александр Володин. Фото kino-teatr.ru
Александр Володин. Фото kino-teatr.ru

Будущий классик родился в Минске 10 февраля 1919 года. Саше не было ещё и шести лет, когда у него умерла мама. Его отец, Моисей Лифшиц, через недолгое время женился второй раз. Но его новая жена поставила условие, что замуж выйдет за него, но не за его детей. Младший брат Саши Лазарь вскоре умер от скарлатины, а самого Александра отец отправил жить в Москву к своему брату. Семья брата жила на Сретенке возле Сухаревского рынка, там же Саша и пошёл в школу.

Его дядя был довольно обеспеченным человеком - он работал врачом, но никогда не давал Саше карманных денег. Даже когда его класс ходил в кино, то ему на билет скидывались по десять копеек его одноклассники. А после того, как в полную негодность пришли его ботинки, девочки из класса организовали сбор денег ему на новую обувь.

Дядя постоянно демонстрировал Саше свое недовольство им, поэтому тот старался бывать дома как можно реже. Он сдружился с местными беспризорниками и воришками, частенько проводил с ними время на чердаках домов Мещанских улиц, порой даже оставался там ночевать.

На лето дядя старался отправить Александра в пионерский лагерь за город. И однажды, когда Саша окончил пятый класс, его из пионерлагеря выгнали. К тому времени мальчик увлёкся театром, часто ходил на репетиции в студию Алексея Дикого, известного тогда актёра и режиссёра, где занимался его старший двоюродный брат, которого тоже, кстати, звали Александр. Чтобы их отличать друг от друга, старшего в семье звали Шура, а младшего - Шурик. И это "Шурик" так и осталось с Володиным до конца его жизни.

Алексей Дикий. Фото m.fotostrana.ru
Алексей Дикий. Фото m.fotostrana.ru

В отличие от маленького, тщедушного и некрасивого Саши, его кузен был высокий, стройный, артистичный. Он приводил Сашу на репетиции, давал ему читать Есенина и Пастернака, добывал для него контрамарки и вообще во многом определил его дальнейшую судьбу.

Однажды класс Саши Лифшица повели в филиал Малого театра на спектакль "Без вины виноватые" по пьесе Александра Островского. И Саша увидел в Григории Незнамове свою собственную сиротскую жизнь. Он прорыдал всё действие, а потом ходил ещё три раза на этот спектакль и каждый раз заливался слезами.

Он полюбил театр, его кумиром стал известный актёр Василий Качалов. И именно открытку с его портретом повесил Саша над своей кроватью в пионерском лагере.

Василий Качалов. Фото career.mgimo.ru
Василий Качалов. Фото career.mgimo.ru

Когда вожатый увидел, что образцом для подражания для пионера Лифшица является не Будённый или Ворошилов, он сразу же доложил об этом начальнику лагеря. Решение того было скорым и жёстким - он организовал мальчику настоящую гражданскую казнь. Лагерь выстроили на линейку, с Саши сорвали пионерский галстук, и под крик директора: "Мы таких в девятнадцатом расстреливали!" провели мимо рядов "настоящих" пионеров, ничем себя не запятнавших. Саша уехал в город, но домой идти опасался и оставшиеся две недели лагерного срока провёл со сретенскими беспризорниками.

Саша мечтал покинуть не очень гостеприимную семью своего дяди. Как он сам говорил:

Я, при богатых родственниках, влачил ничтожное существование прохиндея. Мои родственники даже не знали, есть у меня день рождения или нет.

И когда окончил школу, он сразу поступил в Московский авиационный институт - там давали общежитие. Но через полгода понял, что профессия авиаконструктора - не его и из института ушел. Уехал в Серпухов, работал там разнорабочим и одновременно учился на учительских курсах.

Александр Володин. Фото ptj.spb.ru
Александр Володин. Фото ptj.spb.ru

Окончив курсы, не раздумывая уехал в подмосковную деревню преподавать русский язык и литературу, Но в школе оказалось немногим лучше, чем в семье у дяди. Завуч и директор воевали друг с другом, и каждый пытался привлечь к себе в союзники молодого учителя. Остальные учителя писали друг на друга кляузы, а когда узнали, что Александр вместо одобренной программной литературы на уроках читает стихи полузапрещённого Есенина, то донос написали и на него. И Саша уже третий раз в жизни был исключён - после семьи и пионеров его исключили и из комсомола. Это переполнило его чашу, и из деревни он уже уехал сам.

Было лето, он решил поступить в театральный институт. К его удивлению, получилось у него довольно легко, и он стал студентом театроведческого факультета ГИТИСа. Но проучился не долго. Уже осенью ему пришла повестка - пока он работал в сельской школе, у него была бронь - и в 1939 году он стал рядовым Красной армии.

За несколько дней до призыва Александр познакомился с девушкой по имени Фрида. Она была не очень красивой, тёмненькой, невысокого роста и совсем не отвечала его идеалу женщины. На его проводах она не проронила ни слезинки, а уже когда тот сидел в кузове грузовика, увозившего призывников, крикнула: "Вот видишь какая у тебя бесчувственная жена будет!" Но ни о какой женитьбе тогда Александр не думал. А прожили они потом вместе почти шестьдесят лет - до самой смерти драматурга.

Александр Володин и Фрида Лифшиц. Фото kakprosto.ru
Александр Володин и Фрида Лифшиц. Фото kakprosto.ru

Формально срок службы в армии тогда был два года. Но страна готовилась к войне, и на дембель в сорок первом Александр Лифшиц не был отпущен.

Казарма, красноармейская служба.
Мальчишки, виновные без вины.
Уставы, учения, чистка оружья.
Почётные лагерники страны.
Служили, служили, служили, служили...
Бессрочное рабство. Шинели — ливреи.
Несметная армия в мирное время.
Эпоха нежизни, года-миражи

Александр встретил войну в белорусском Полоцке. Как он потом вспоминал, 22 июня 1941 года стал самым счастливым днём в его жизни. И не только его, но и всех однополчан. Они обнимались, пели песни, громко радовались и с непониманием смотрели на плачущих женщин, стоящих на тротуарах. Ведь с началом войны появилась определённость - кончилась опостылевшая казарменная жизнь, да и службе вообще скоро конец. Через две-три недели Красная армия войдёт в Берлин, а потом всех бойцов распустят по домам. Огорчало лишь то, что можно не успеть влиться в победоносную армию Будённого, и взятие Берлина пройдет без них...

До Дня Победы Александр Лифшиц не довоевал. После второго серьёзного ранения (первое было подо Ржевом в 1943-м, и хотя врач не смогла вытащить осколок у него из груди, и он навсегда остался с ним, после него он вернулся в полк) его отправили в госпиталь в тыл, а потом предоставили отпуск на полгода. Было это в самом конце сорок четвёртого, и война вскоре закончилась. Александр вернулся в Москву, женился на своей "бесчувственной" Фриде. Правда, свадьбы как таковой не было. Они зашли в ЗАГС по дороге в керосиновую лавку с жестяным бидончиком в руках, расписались и прожили потом вместе до самой его смерти. Он снова пошёл учиться. Впрочем, в ГИТИСе он восстанавливаться не стал - поступил во ВГИК на сценарный факультет в мастерскую Евгения Габриловича.

Александр Володин. Фото www.souzveche.ru
Александр Володин. Фото www.souzveche.ru

Окончил ВГИК он в 1949 году - в самый разгар борьбы с космополитизмом. Найти работу Лифшицу в Москве было нереально, и он решил уехать в Ленинград, где порядки были всё же не столь людоедские. Он устроился на студию "Леннаучфильм", где проработал до 1956 года - сначала редактором, а потом и сценаристом научно-популярных фильмов для воинов Советской армии.

Жила семья Лифшицев очень скудно. Ютились втроём - уже родился сын, которого они назвали Владимиром - в семиметровой комнате в полуподвальной коммуналке на улице Восстания. Когда приехавший в Ленинград известный поэт Назым Хикмет зашёл к нему в гости, то, ужаснувшись, сказал, что у него в турецкой тюрьме камера была комфортабельнее.

Назым Хикмет. Фото 1kommunist.ru
Назым Хикмет. Фото 1kommunist.ru

Денег им не хватало. Порой даже покупка бутылки водки (а без неё Володин после войны уже не мог) пробивала существенную брешь в семейном бюджете. Впрочем, даже когда Володин стал зарабатывать - в СССР сценаристам платили восемь процентов от сборов за поставленные пьесы - с деньгами у него так отношения и не сложились. Его добротой пользовались все, кому не лень, брали взаймы и не отдавали, часто он попадал в лапы к мошенникам. В Петербурге даже ходили слухи, что полученные в 1999 году за премию "Триумф" пятьдесят тысяч долларов, у него выманили напёрсточники на вокзале, прикинувшиеся семьёй беженцев. Правда, сто пятьдесят рублей на билет до Петербурга они ему дали. На самом деле, как вспоминала главный редактор "Петербургского театрального журнала" Марина Дмитревская, получив "Триумф", большую часть его Володин отдал Марьям — медсестре, замечательной женщине "мусульманского вероисповедания", которая ухаживала за ним и его женой долгие годы, чтобы она смогла выехать из коммуналки.

Тогда же, в 1953-м, в альманахе "Молодой Ленинград" был опубликован его первый рассказ, а через год вышла целая книга рассказов. Правда, фамилия автора была уже не Лифшиц. Ещё редактор "Молодого Ленинграда", куда Александр зашёл со своим шестилетним сыном, предложила ему взять псевдоним. И, обратившись к мальчику, спросила, как того зовут. "Володя, - смущаясь ответил тот. - Вот и прекрасно, - сказала редактор Лифшицу. - Будете Володиным".

Александр Володин. Фото stuki-druki.com
Александр Володин. Фото stuki-druki.com

А в 1956 году Александр Володин написал свою первую пьесу. "Фабричная девчонка" настолько выбивалась из того, что ставили тогда театры СССР, что режиссёры чуть ли ни в очередь встали на её постановку. Но Володин предложил ее Георгию Товстоногову. А того внезапно вызвали в обком КПСС и сказали, что в "городе трёх революций" такой спектакль невозможен. В итоге своеобразное "право первой ночи" досталось Ставропольскому драматическому театру имени Лермонтова. Потом пьесу поставили в Центральном театре Советской армии, а уже через год она шла в четырёх десятках театров Советского Союза.

В следующую его пьесу - "Пять вечеров" вошла фраза, которую сказала ему на проводах в армию Фрида о бесчувственности будущей жены. У Володина вообще все его пьесы и сценарии в той или иной степени автобиографичны. И "Фабричная девчонка", и "Моя старшая сестра", и даже "Горестная жизнь плута", по которому великий Данелия снял культовый советский фильм "Осенний марафон". Как говорил сам Володин:

Все мужчины в моих пьесах — это я. История "Пяти вечеров" — моя собственная. И "Осенний марафон" про меня. Бузыкин, который мечется между двумя женщинами, который делает что-то для бездарной Варвары, потому что не может ей отказать, увы, тоже я...

Да, Володин и не скрывал, что "плут" - он сам. Он метался между женой и любимой женщиной и никак не мог сделать выбор. Вторая была младше его (и Фриды) на двадцать лет, работала помощником режиссёра в театре на Литейном. Она тоже, как и киношная Алла, хотела ребёнка от любимого, но, в отличие от героини Неёловой, Елена этого ребенка родила. О связи её с Володиным знали все (Ленинград - город маленький...). А потом у неё выявился врождённый порок сердца. Алёше было шесть лет, когда она умерла. Отец забрал мальчика в свою семью, но Фрида фактически так его и не приняла.

К слову, Данелия тоже как-то признался, что "Бузыкин - это он". И Галина Волчек увидела в фильме свою жизнь. То же самое говорила и Наталья Гундарева. И лишь примерный семьянин Басилашвили никак не мог понять, в чём же суть этой картины. К слову, продвинутые любители конспирологии заметили, что у главного героя фильма и композитора Петрова, написавшего к нему музыку, одинаковые имя и отчество - Андрей Павлович. К тому же супругу Петрова звали Наталия Ефимовна, среди друзей - "Эн-Е". Как и жену Бузыкина. Впрочем, любовницы по имени Алла в окружении Петрова так и не удалось обнаружить.

Георгий Данелия. Фото showbizdaily.ru
Георгий Данелия. Фото showbizdaily.ru

Вообще Данелия этот фильм случайно снял. Сначала, когда Володин принёс ему сценарий, режиссёр, руководивший тогда объединением комедийных и музыкальных фильмов, решил отдать сценарий молодым Юрию Кушнерёву и Валерию Харченко. Но Александр Калягин, который, по задумке Володина, должен был играть Бузыкина, сказал, что не будет сниматься у неопытных режиссёров. Тогда Данелия предложил снять фильм Павлу Арсенову - уже довольно известному режиссёру. Но Калягин, после встречи с Арсеновым, отбраковал и его, так как, по мнению актёра, сценарий будущего постановщика совершенно не волнует. В итоге Володин решил переделать киносценарий под постановку в театре, но тут уже возмутился Данелия. И решил снимать сам. Правда, его не устраивал Калягин в роли Бузыкина. И, по его словам, он просмотрел "артистическую сборную Советского Союза". Но ни Леонид Куравлёв, ни Станислав Любшин, ни Николай Губенко, ни Анатолий Кузнецов режиссёра не устроили. А Олега Басилашвили он даже просматривать не собирался, хотя его ассистент по актёрам Елена Чудакова предлагала именно его. Но Елена сама вызвала из Ленинграда Басилашвили, и Данелия сдался. И, надо полагать, ни разу об этом не пожалел. Фильм стал сверхуспешным. Он собрал множество призов на кинофестивалях:

Кинофестиваль в Сан-Себастьяне (1979) — главный приз "Золотая раковина" и премия ФИПРЕССИ;

Венецианский кинофестиваль (1979) — премия итальянских журналистов за лучшую мужскую роль (Евгений Леонов) и премия ФИПРЕССИ;

Всесоюзный кинофестиваль в Душанбе (1980) — главный приз;

МКФ комедийных фильмов в Шамрусе (1980) — главный приз;

Берлинский кинофестиваль (1980) — приз международного евангелического жюри — специальная рекомендация (программа "Форум");

МКФ комедийных фильмов в Габрове (1981) — специальный приз;

Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1981).

А если бы не рухнувшая после ввода советских войск в Афганистан репутация СССР, то этот фильм был бы одним из основных претендентов на "Оскар".

Кадр из фильма "Осенний марафон", 1979 г. Василий Игнатьевич - Евгений Леонов, Хансен - Норберт Кухинке, Бузыкин - Олег Басилашвили
Кадр из фильма "Осенний марафон", 1979 г. Василий Игнатьевич - Евгений Леонов, Хансен - Норберт Кухинке, Бузыкин - Олег Басилашвили

Но "Осенний марафон" состоялся в конце семидесятых. А за четверть века до него вся страна говорила о спектаклях, поставленных, по пьесам Володина. После "Фабричной девчонки" оглушительный успех выпал на долю уже упоминавшихся "Пяти вечеров". Володин писал пьесу специально для БДТ, но долго не отдавал её Товстоногову, считая сырой, незавершенной, бездарной. Завлит БДТ Дина Шварц, не единожды приходившая за пьесой к Володину, никак не могла её получить. И лишь применённая ею хитрость - однажды она зашла к драматургу сразу после зубного врача, с распухшей и перевязанной щекой - ей помогла. Володин пожалел её и рукопись отдал.

Премьера состоялась 6 марта 1959 года. Поставленный Товстоноговым спектакль произвёл фурор. Он вошёл в учебники. В Ленинград специально приезжали театралы из Москвы и других городов. Главные роли в нём сыграли Ефим Копелян и Зинаида Шарко. Для обоих это стали и одними из главных ролей в театре.

Ефим Копелян и Зинаида Шарко в спектакле "Пять вечеров". Фото bdt.spb.ru
Ефим Копелян и Зинаида Шарко в спектакле "Пять вечеров". Фото bdt.spb.ru

Анатолий Эфрос вспоминал:

Я как-то не думал раньше, что из-за спектакля можно специально поехать в другой город. Но все приезжающие из Ленинграда, и ленинградцы, и москвичи, с такой восторженностью и с таким негодованием (были и такие) рассказывали о спектакле "Пять вечеров" у Товстоногова, что просто нельзя было не поехать…

А потом пьесу поставил Олег Ефремов в "Современнике" и сам сыграл главную роль. Вообще, "Пять вечеров" стали самой репертуарной пьесой Александра Володина. И её до сих пор с неизменным успехом ставят на театральных подмостках страны - от Калининграда до Владивостока.

Евгения Симонова и Сергей Гармаш в спектакле "Пять вечеров". Режиссёр Александр Огарёв, 2006 г. Фото sovremennik.ru
Евгения Симонова и Сергей Гармаш в спектакле "Пять вечеров". Режиссёр Александр Огарёв, 2006 г. Фото sovremennik.ru

Следующие пьесы Володина уже не вызывали взрыва в обществе, подобного двум предыдущим. Впрочем, все они были успешны и порой, как, например, постановка "С любимыми не расставайтесь" на сцене Ленинградского театра имени Ленинского Комсомола или "Назначение" в том же "Современнике", становились громкими событиями в театральном мире. Но некоторые пьесы вообще запрещали к постановке. И Володин решил уйти из театральных сценаристов и заняться, собственно, тем, чему он учился - кино.

Первый же полнометражный фильм, снятый по его сценарию режиссёром Александром Миттой в 1965 году - "Звонят, откройте дверь" - стал обладателем Большого приза "Лев святого Марка" на международном кинофестивале детских фильмов в Венеции на XVIII МКФ в 1966 году. В этом фильме, кстати, дебютировала двенадцатилетняя Елена Проклова.

Кадр из фильма "Звонят, откройте дверь", 1965 г. Таня - Елена Проклова
Кадр из фильма "Звонят, откройте дверь", 1965 г. Таня - Елена Проклова

Правда, второй фильм, снятый по сценарию Александра Володина Элемом Климовым в том же 1965 году - "Похождения зубного врача" - сначала вышел в ограниченный прокат, а затем был положен на полку и увидел свет лишь через двадцать лет.

Затем в 1966 году кинорежиссёр Георгий Натансон экранизировал его пьесу "Моя старшая сестра", а в 1978-м Никита Михалков" снял "Пять вечеров" с Людмилой Гурченко и Станиславом Любшиным в главных ролях.

Кадр из фильма "Пять вечеров", 1978 г. Ильин - Станислав Любшин, Тома - Людмила Гурченко, Слава - Игорь Нефёдов
Кадр из фильма "Пять вечеров", 1978 г. Ильин - Станислав Любшин, Тома - Людмила Гурченко, Слава - Игорь Нефёдов

Тогда же, в 1979 году, Володин отдал своеобразный долг режиссёру Павлу Арсенову за "Осенний марафон" - тот снял по его сценарию драму "С любимыми не расставайтесь".

Кадр из фильма "С любимыми не расставайтесь", 1979 г. Митя - Александр Абдулов, Ира - Людмила Дребнёва
Кадр из фильма "С любимыми не расставайтесь", 1979 г. Митя - Александр Абдулов, Ира - Людмила Дребнёва

Всего по сценариям Александра Володина было снято более двадцати фильмов, и практически все они вошли в золотой фонд отечественного кинематографа.

Независимость воспеваю.
Я не буду зависеть от
разгильдяев, от негодяев,
от несчётных дневных забот,
от нелюбящих, нелюбимых,
уважающих нас и не
уважающих — мимо, мимо!
Я от этого в стороне.

За свою деятельность в искусстве Александр Моисеевич удостоился множества премий и наград. Но вообще он к ним довольно равнодушно относился. Даже свою единственную медаль "За отвагу", полученную на фронте, он умудрился потерять (когда вытряхивал вшей из гимнастёрки, как он сам вспоминал). О премии "Триумф", я уже говорил. А ещё он получил два ордена: в 1985 году к юбилею Победы - Отечественной войны I степени и в 1999-м "за заслуги перед государством, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами, многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства" - "За заслуги перед Отечеством" III степени. Также была премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 1999 года, Царскосельская художественная премия, "Золотая маска" в номинации "Честь и достоинство", международная премия имени Станиславского, титул "Живая легенда Санкт-Петербурга" и полдюжины прочих. Но, повторюсь, к признанию от власти он относился равнодушно, если не сказать иначе:

Мы, разумеется, уже не увидим, как наша страна станет не воровской, не бандитской, достойной. Генералы еще не отдадут свои особняки под казармы. Олигархи еще не отдадут свои особняки — бездомным. При нас власти еще не станут честны перед своим народом. Не увидим этого. Надо просить наших взрослых детей, чтоб рождали нам внуков, может быть, им суждено

Александр Моисеевич Володин скончался 17 декабря 2001 года. Он был похоронен в Комаровском некрополе. В 2003 году рядом с ним упокоилась Фрида Лифшиц.

Могилы Александра Володина и Фриды Лифшиц на кладбище в Комарово
Могилы Александра Володина и Фриды Лифшиц на кладбище в Комарово

В феврале 2004 года на стене дома 44 на Большой Пушкарской улице по инициативе и по ходатайству режиссёра Александра Болонина и писателя Ильи Штемлера была открыта мемориальная доска (авторы — скульптор Григорий Ястребенецкий и архитектор Татьяна Милорадович).

Мемориальная доска на доме, где жил Александр Володин
Мемориальная доска на доме, где жил Александр Володин
Простите, простите, простите меня!
И я вас прощаю, и я вас прощаю.
Я зла не держу, это вам обещаю.
Но только вы тоже простите меня!
Забудьте, забудьте, забудьте меня!
И я вас забуду, и я вас забуду.
Я вам обещаю: вас помнить не буду.
Но только вы тоже забудьте меня!
Как будто мы жители разных планет.
На вашей планете я не проживаю.
Я вас уважаю, я вас уважаю,
Но я на другой проживаю. Привет!

На кладбищах Петербурга похоронено много выдающихся представителей отечественного искусства. Это актёры, музыканты, писатели, режиссёры, композиторы, художники...

На Южном кладбище похоронены актёры Алексей Смирнов - механик Макарыч из фильма "В бой идут одни "старики"", Николай Годовиков - Петруха из "Белого солнца пустыни" и выдающийся бард Юрий Кукин - автор бессмертного "А я еду за туманом".

На Литераторских мостках Волковского православного кладбища упокоились выдающиеся советские и российские актёры: Николай СимоновБруно Фрейндлихнезабываемый Холстомер - Евгений ЛебедевВасилий МеркурьевНиколай ТрофимовВладислав Стржельчиккомандир счастливой "Щуки" Пётр Вельяминовнезабвенный Хоботов - Анатолий РавиковичАндрей и Юрий ТолубеевыЕфим КопелянЛюдмила МакароваАлександр Борисов - Кошачий Барин из фильма "Верные друзья"Нина Мамаевапоэтесса, голос блокадного Ленинграда Ольга Берггольцпоэт Александр Блоккомпозитор Андрей Петровбалерина Алла Шелест.

На кладбище в поселке Комарово похоронены актёры Андрей КраскоАлексей ДевотченкоНикита Михайловский - Ромка из "Вам и не снилось", мама Ивана Урганта Валерия Киселёвадядя Михаила Боярского артист Николай Боярский, композиторы Вениамин БаснерВиктор РезниковОлег КаравайчукСергей Курёхин, писатель Виктор Голявкинфантаст Иван Ефремоввеликая Анна Ахматова.

На Смоленском кладбище лежат актриса Анна Самохинарежиссёр Алексей Балабановактёр Виктор Костецкий, эстрадные исполнители  Людмила СенчинаБен Бенцианов  и Эдуард Хильактёр Станислав Ландграфписатель-маринист Виктор Конецкий.

Серафимовское кладбище стало последним пристанищем для актёров Игоря ДмитриеваМихаила Светина, Павла и Петра КадочниковыхАлександра ДемьяненкоГликерии Богдановой-ЧесноковойАлександра ХочинскогоНиколая Крюкова, Виктора Смирнова. Здесь же лежит великий русский художник Павел Филонов.

На Большеохтинском упокоилась клоунесса Ирина Асмус - Ириска из "АБВГДейки"основатель группы "Алиса" Святослав Задерийписатель, автор "Республики ШКИД" Леонид Пантелеев,  актёр и режиссёр Игорь Владимиров.

А на Северном кладбище Санкт-Петербурга похоронены Павел Луспекаев - таможенник Верещагин из "Белого солнца пустыни" и Сергей Филиппов - незабываемый Киса Воробьянинов из "Двенадцати стульев".

Киновеевское кладбище стало последним домом для актёра  Александра Кавалерова.

На Богословском лежат актёры Кирилл ЛавровРоман Громадскийдраматург-сказочник Евгений Шварцрежиссёр Александр Рогожкин. Здесь же похоронены лидер группы "Кино" Виктор Цой и его жена Марьяна, рок-музыканты  Наталья Пивоварова ("Колибри"), Сергей Богаев ("Облачный край"), Михаил Горшенёв "Горшок" ("Король и шут")Александр Аксёнов "Рикошет" ("Объект насмешек")великий дирижёр Евгений Мравинский, умершая совсем молодой певица Лидия Клемент.

На кладбище Памяти жертв 9-го января похоронили актрису Галину Короткевич, умершую за две недели до своего столетия.

На Волковском православном кладбище нашли своё упокоение режиссёр Борис Понизовскийпоэтесса Серебряного века Ирина Одоевцеваоснователь группы "Зоопарк" Майк Науменкофлейтист группы "Аквариум" Андрей "Дюша" Романоваккордеонист этой же группы Сергей Щураков.

На Казанском кладбище в Пушкине похоронили актёра Илью Олейникова,  писателя-фантаста Александра Беляева.

На Шуваловском кладбище похоронен выдающийся писатель-постмодернист Андрей Битов.

На Новодевичьем лежит актёр  Александр Анисимов, художник Михаил Врубель.

На кладбище Крематория похоронили Короля подпольной песни СССР Аркадия Северного.

К слову, все имена, выделенные синим цветом, - это активные ссылки, и вы можете перейти по ним, если будет интересно прочитать об этих великих людях.

Если вам понравился материал - поставьте, пожалуйста, "лайк". Вам это ничего не стоит, а канал вы, тем самым, поддержите. Буду рад, если вы захотите высказать своё мнение о материале, не стесняйтесь - комментируйте, благодарите (если считаете нужным), критикуйте. Возможно, в материале что-то упущено и вы знаете какие-то неизвестные детали - пожалуйста, дополняйте. Каждое ваше слово, каждый отзыв чрезвычайно важен для того, чтобы канал оставался на плаву в наше сложное время.

А лучше всего - подписывайтесь на канал "Вдоль по Питерской". Пишите, о ком вы хотели бы прочитать на этом канале. Буду всем благодарен. И ещё - почему-то на Дзене стала действовать автоматическая ОТПИСКА от каналов. Поэтому проверяйте, пожалуйста, остаётесь ли вы подписаны на канал.

Многие подписчики пишут мне в комментариях, что материала на канале уже хватает на хорошую книгу о великих петербуржцах, что можно даже что-то вроде справочника-путеводителя по питерским кладбищам издать. Но удовольствие это не из дешёвых, в одиночку я просто не потяну. Поэтому решил провести такой вот эксперимент - попытаюсь собрать деньги на такую книгу. Если это действительно востребовано, то мы вместе её сможем напечатать. Если же кто-то считает это не этичным, напишите, пожалуйста - если таковых отзывов будет много, то я завершу этот эксперимент. Буду благодарен за любую обратную связь.