Найти тему
Вдоль по Питерской

Ириска, дарившая людям радость. Могила первой клоунессы Ирины Асмус на Большеохтинском кладбище Петербурга

Оглавление

Весной нынешнего года исполнилось 80 лет со дня рождения самой, пожалуй, известной в СССР женщины-клоуна - Ирины Асмус или, как все её знали, Ириски. Да, той самой Ириске из "АБВГДейки" было бы в 2021 году 80. И хотя её нет с нами уже много лет - судьба отмерила ей всего лишь 44 года - дети шестидесятых-семидесятых до сих пор её вспоминают. Ведь многие именно от неё, а не из букварей, узнавали, как выглядят буквы, как из них составлять слова, как они произносятся.

Ирина Асмус - Ириска. Фото с сайта progomel.by
Ирина Асмус - Ириска. Фото с сайта progomel.by

Советские дети не были избалованы обилием телепередач. Да, собственно, и не дети тоже. В середине семидесятых в СССР благополучно вещали два телеканала, да и то не до каждого населённого пункта доходил телевизионный сигнал. Программа "АБВГДейка", впервые вышедшая в эфир в январе 1975 года, сразу же стала сверхпопулярной среди дошкольников. Да и младшие школьники с большим удовольствием смотрели, как учатся читать и писать ученики-клоуны. К слову, таковыми были уже известные актёры Семён Фарада (Сеня), Александр Филиппенко (Саня), Татьяна Непомнящая (Таня), а также Владимир Точилин, игравший роль клоуна Владимира Ивановича. Учительницей у этой компании, а по совместительству и ведущей программы, стала Татьяна Черняева - Татьяна Кирилловна. Название для передачи придумал Эдуард Успенский, он же писал сценарии первых десяти выпусков, а также был режиссёром.

Первый состав "АБВГДейки" - Семён Фарада, Александр Филиппенко, Татьяна Непомнящая, Владимир Точилин. Фото с сайта kino-teatr.ru
Первый состав "АБВГДейки" - Семён Фарада, Александр Филиппенко, Татьяна Непомнящая, Владимир Точилин. Фото с сайта kino-teatr.ru

После первого же выпуска на телевидение мешками пошли письма. Всего после первой программы пришло сорок восемь тысяч писем и бандеролей. Чтобы их только рассортировать, на помощь позвали студентов. В письмах юные телезрители присылали свои рисунки, поделки, аппликации. Всего же за два года было создано двадцать выпусков программы, которые шли в эфире Центрального телевидения почти три года.

Но в 1977 году съёмки передачи были прекращены. Официальная версия - занятость актёров в своих театрах. У Филиппенко был плотный график в театре Вахтангова, Фарада работал в театре на Таганке, а ведь актёры ещё и снимались в кино. Но есть и неофициальные версии. Например, что телевизионное руководство не очень устраивал независимый и свободолюбивый Успенский. Не все также были в восторге от явно семитской внешности Семёна Фарады. А ко всему прочему, в ЦК КПСС поступило письмо, в котором бдительный зритель усмотрел антисоветские нотки в антипедагогичной программе, скопированной с американской "Улицы Сезам".

Заставка передачи "АБВГДейка"
Заставка передачи "АБВГДейка"

Впрочем, через некоторое время передача возобновилась, но уже с другими участниками. Прежней осталась лишь учительница и ведущая Татьяна Кирилловна, а вот клоуны все сменились. И почти десять лет в "АБВГДейке" играла Ириска. Именно эта роль и принесла наибольшую славу актрисе Ирине Асмус. Хотя у неё до участия в программе уже были съёмки в кино. Она ещё в 1958 году, будучи студенткой Государственного училища циркового и эстрадного искусства, сыграла сразу две роли - девочки Клавы и Черной пешки - в фильме-сказке Александра Роу "Новые похождения кота в сапогах". Ещё Ирина сыграла роль Лизы Калачевой в телеспектакле "12 стульев", где её партнёрами были Николай Боярский, Алиса Фрейндлих, Гликерия Богданова-Чеснокова и другие популярные актёры. Была и небольшая роль в популярном советском телесериале "Старая крепость".

Ирина Асмус в фильме "Новые похождения Кота в сапогах"
Ирина Асмус в фильме "Новые похождения Кота в сапогах"

А ещё карьера акробатки-эквилибристки в цирке, которая, правда, была не очень продолжительной - Ирина на одной из репетиций сорвалась с высоты и получила серьёзное сотрясение мозга, после чего врачи запретили ей работать на першах. И из цирка она ушла в театр. Сначала в Ленинградский театр юного зрителя, где играла, в основном, травести - зайчиков, лисичек и маленьких мальчиков. А вскоре её пригласили в драматический театр имени Комиссаржевской, откуда уходила Алиса Фрейндлих и практически все её роли передали Асмус. И вскоре она стала одной из ведущих актрис театра - она играла Золушку, Джульетту, принцессу Елизавету в "Принце и нищем", Раймонду в "Романтике для взрослых". Впрочем, цирк продолжал её манить. Порой она после спектакля в театре неслась в цирк на Фонтанке - благо, это не очень далеко - и участвовала в представлениях для детей, играя Незнайку, Шапокляк или Вольку ибн Алешу из "Старика Хоттабыча". В конце концов, цирк победил, и Ирина Асмус вернулась из театра на постоянную работу в цирк. С лёгкой руки известного канатоходца Владимира Волжанского она стала первой советской клоунессой - до неё клоунами были исключительно мужчины.

Ирина Асмус. Фото с сайта kak2z.ru
Ирина Асмус. Фото с сайта kak2z.ru

Разумеется, традиционно-мужские клоунские номера в её исполнении вряд ли были бы интересны зрителю, поэтому она попросила известного конферансье и артиста, выпускника режиссёрского факультета ГИТИСа Сергея Дитятева помочь ей с программой. Тот просьбу выполнил и поставил ей такую программу, в которой номера были не только смешными, но очень трогательными и жизнеутверждающими. Например, он придумал ей номер "Да будет свет!". Этот номер не был смешным, а, скорее, драматическим. Клоунесса, как расшалившийся ребенок, бегала по манежу и "задувала" прожекторы. Лампы одна за другой гасли, зал погружался в темноту и, наконец, оставалась одна горевшая свеча, в свете которой едва виднелась маленькая съёжившаяся фигурка Ириски. Начинал завывать ветер, огонёк свечи постепенно уменьшался и казалось, что сейчас случится что-то непоправимое. И она начинала согревать огонёк своим дыханием, и от её дыхания потихоньку оживали огни цирка. А Ириска уходила за кулисы, бережно держа в руках символ света - горящую свечу... Этот номер прочно вошел в её репертуар. И, главное, её участие всегда обеспечивало аншлаг, где бы ни находился на гастролях цирк - поклонники её просто боготворили.

И именно из цирка её пригласили в "АБВГДейку", где решили, что клоунов должны играть не актёры, а самые настоящие клоуны. Таким образом и появился самый звёздный и популярный состав учеников у Татьяны Кирилловны - Ириска, Клёпа, Юра и Лёвушкин.

Ириска и Клёпа. "АБВГДейка" образца 1977 года. Фото с сайта newsland.com
Ириска и Клёпа. "АБВГДейка" образца 1977 года. Фото с сайта newsland.com

Этот состав просуществовал до 1985 года. А потом Ириску заменили на более молодую артистку. Возможно, что дело всё-таки было не в возрасте, а в банальной зависти. Ириска стала очень популярной, при этом она вела себя очень независимо, а образ своей героини она буквально продавливала, несмотря ни на какие-либо возражения со стороны режиссёров. Дети при этом её просто обожали. Было несколько случаев, когда она в шутку говорила, что общаться будет только с теми, кто хорошо учится, так те ей сразу же протягивали открытые дневники с оценками.

После того, как её вычеркнули из "АБВГДейки", она продолжила работать в цирке. Ей совсем немного не хватало стажа работы для получения цирковой пенсии, как артистке, выполняющей опасные трюки. И она решила возобновить свой старый номер "Старушка на абажуре". Этот номер предполагал вращение Ириски с помощью специального устройства практически под куполом цирка. Перед вращением Асмус всегда отстегивала страховку, так как та ей мешала. Так она сделала и на гастролях в Гомеле в тот роковой день 15 марта 1986 года. И почти сразу же упала на арену. Врачи "Скорой помощи" оказались бессильны. Было расследование, состоялся суд. Циркового инженера и инспектора манежа осудили на два и полтора года условно.

В Гомельском цирке была устроена гражданская панихида для артистов и работников цирка, гроб с телом Ириски установили на манеже. Обычных зрителей, которые хотели проститься с клоунессой, не пустили. Гомельский цирк выделил машину, и на ней сын, приехавший из авиагородка в деревне Зябровка, где он служил, увёз тело матери в Ленинград.

Таким был памятник на могиле Ирины Асмус несколько лет назад. Фото с сайта padolski.livejournal.com
Таким был памятник на могиле Ирины Асмус несколько лет назад. Фото с сайта padolski.livejournal.com

Ирину Павловну Асмус похоронили на Большеохтинском кладбище. К сожалению, несколько лет назад скульптура на памятнике на могиле Ирины Асмус была уничтожена. И сейчас памятник имеет незавершённый вид.

А так памятник на могиле Ирины Асмус выглядит сейчас - в июле 2021 года.
А так памятник на могиле Ирины Асмус выглядит сейчас - в июле 2021 года.

Но если все зовут меня Ириской,
Не значит, что мечтаю сладко жить.
Моя мечта — войти в манеж артисткой
И людям радость жизни подарить!..

Если вам понравился материал - поставьте, пожалуйста, "лайк". Вам это ничего не стоит, а канал вы, тем самым, поддержите. Буду рад, если вы захотите высказать своё мнение о материале, не стесняйтесь - комментируйте, благодарите (если считаете нужным), критикуйте. Возможно, в материале что-то упущено и вы знаете какие-то неизвестные детали - пожалуйста, дополняйте. Каждое ваше слово, каждый отзыв чрезвычайно важен для того, чтобы канал оставался на плаву в наше сложное время.

А лучше всего - подписывайтесь на канал "Вдоль по Питерской". Пишите, о ком вы хотели бы прочитать на этом канале. Буду всем благодарен. И ещё - почему-то на Дзене стала действовать автоматическая ОТПИСКА от каналов. Поэтому проверяйте, пожалуйста, остаётесь ли вы подписаны на канал.

Многие подписчики пишут мне в комментариях, что материала на канале уже хватает на хорошую книгу о великих петербуржцах, что можно даже что-то вроде справочника-путеводителя по питерским кладбищам издать. Но удовольствие это не из дешёвых, в одиночку я просто не потяну. Поэтому решил провести такой вот эксперимент - попытаюсь собрать деньги на такую книгу. Если это действительно востребовано, то мы вместе её сможем напечатать. Если же кто-то считает это не этичным, напишите, пожалуйста - если таковых отзывов будет много, то я завершу этот эксперимент. Буду благодарен за любую обратную связь.