Весной нынешнего года исполнилось 80 лет со дня рождения самой, пожалуй, известной в СССР женщины-клоуна - Ирины Асмус или, как все её знали, Ириски. Да, той самой Ириске из "АБВГДейки" было бы в 2021 году 80. И хотя её нет с нами уже много лет - судьба отмерила ей всего лишь 44 года - дети шестидесятых-семидесятых до сих пор её вспоминают. Ведь многие именно от неё, а не из букварей, узнавали, как выглядят буквы, как из них составлять слова, как они произносятся.
Советские дети не были избалованы обилием телепередач. Да, собственно, и не дети тоже. В середине семидесятых в СССР благополучно вещали два телеканала, да и то не до каждого населённого пункта доходил телевизионный сигнал. Программа "АБВГДейка", впервые вышедшая в эфир в январе 1975 года, сразу же стала сверхпопулярной среди дошкольников. Да и младшие школьники с большим удовольствием смотрели, как учатся читать и писать ученики-клоуны. К слову, таковыми были уже известные актёры Семён Фарада (Сеня), Александр Филиппенко (Саня), Татьяна Непомнящая (Таня), а также Владимир Точилин, игравший роль клоуна Владимира Ивановича. Учительницей у этой компании, а по совместительству и ведущей программы, стала Татьяна Черняева - Татьяна Кирилловна. Название для передачи придумал Эдуард Успенский, он же писал сценарии первых десяти выпусков, а также был режиссёром.
После первого же выпуска на телевидение мешками пошли письма. Всего после первой программы пришло сорок восемь тысяч писем и бандеролей. Чтобы их только рассортировать, на помощь позвали студентов. В письмах юные телезрители присылали свои рисунки, поделки, аппликации. Всего же за два года было создано двадцать выпусков программы, которые шли в эфире Центрального телевидения почти три года.
Но в 1977 году съёмки передачи были прекращены. Официальная версия - занятость актёров в своих театрах. У Филиппенко был плотный график в театре Вахтангова, Фарада работал в театре на Таганке, а ведь актёры ещё и снимались в кино. Но есть и неофициальные версии. Например, что телевизионное руководство не очень устраивал независимый и свободолюбивый Успенский. Не все также были в восторге от явно семитской внешности Семёна Фарады. А ко всему прочему, в ЦК КПСС поступило письмо, в котором бдительный зритель усмотрел антисоветские нотки в антипедагогичной программе, скопированной с американской "Улицы Сезам".
Впрочем, через некоторое время передача возобновилась, но уже с другими участниками. Прежней осталась лишь учительница и ведущая Татьяна Кирилловна, а вот клоуны все сменились. И почти десять лет в "АБВГДейке" играла Ириска. Именно эта роль и принесла наибольшую славу актрисе Ирине Асмус. Хотя у неё до участия в программе уже были съёмки в кино. Она ещё в 1958 году, будучи студенткой Государственного училища циркового и эстрадного искусства, сыграла сразу две роли - девочки Клавы и Черной пешки - в фильме-сказке Александра Роу "Новые похождения кота в сапогах". Ещё Ирина сыграла роль Лизы Калачевой в телеспектакле "12 стульев", где её партнёрами были Николай Боярский, Алиса Фрейндлих, Гликерия Богданова-Чеснокова и другие популярные актёры. Была и небольшая роль в популярном советском телесериале "Старая крепость".
А ещё карьера акробатки-эквилибристки в цирке, которая, правда, была не очень продолжительной - Ирина на одной из репетиций сорвалась с высоты и получила серьёзное сотрясение мозга, после чего врачи запретили ей работать на першах. И из цирка она ушла в театр. Сначала в Ленинградский театр юного зрителя, где играла, в основном, травести - зайчиков, лисичек и маленьких мальчиков. А вскоре её пригласили в драматический театр имени Комиссаржевской, откуда уходила Алиса Фрейндлих и практически все её роли передали Асмус. И вскоре она стала одной из ведущих актрис театра - она играла Золушку, Джульетту, принцессу Елизавету в "Принце и нищем", Раймонду в "Романтике для взрослых". Впрочем, цирк продолжал её манить. Порой она после спектакля в театре неслась в цирк на Фонтанке - благо, это не очень далеко - и участвовала в представлениях для детей, играя Незнайку, Шапокляк или Вольку ибн Алешу из "Старика Хоттабыча". В конце концов, цирк победил, и Ирина Асмус вернулась из театра на постоянную работу в цирк. С лёгкой руки известного канатоходца Владимира Волжанского она стала первой советской клоунессой - до неё клоунами были исключительно мужчины.
Разумеется, традиционно-мужские клоунские номера в её исполнении вряд ли были бы интересны зрителю, поэтому она попросила известного конферансье и артиста, выпускника режиссёрского факультета ГИТИСа Сергея Дитятева помочь ей с программой. Тот просьбу выполнил и поставил ей такую программу, в которой номера были не только смешными, но очень трогательными и жизнеутверждающими. Например, он придумал ей номер "Да будет свет!". Этот номер не был смешным, а, скорее, драматическим. Клоунесса, как расшалившийся ребенок, бегала по манежу и "задувала" прожекторы. Лампы одна за другой гасли, зал погружался в темноту и, наконец, оставалась одна горевшая свеча, в свете которой едва виднелась маленькая съёжившаяся фигурка Ириски. Начинал завывать ветер, огонёк свечи постепенно уменьшался и казалось, что сейчас случится что-то непоправимое. И она начинала согревать огонёк своим дыханием, и от её дыхания потихоньку оживали огни цирка. А Ириска уходила за кулисы, бережно держа в руках символ света - горящую свечу... Этот номер прочно вошел в её репертуар. И, главное, её участие всегда обеспечивало аншлаг, где бы ни находился на гастролях цирк - поклонники её просто боготворили.
И именно из цирка её пригласили в "АБВГДейку", где решили, что клоунов должны играть не актёры, а самые настоящие клоуны. Таким образом и появился самый звёздный и популярный состав учеников у Татьяны Кирилловны - Ириска, Клёпа, Юра и Лёвушкин.
Этот состав просуществовал до 1985 года. А потом Ириску заменили на более молодую артистку. Возможно, что дело всё-таки было не в возрасте, а в банальной зависти. Ириска стала очень популярной, при этом она вела себя очень независимо, а образ своей героини она буквально продавливала, несмотря ни на какие-либо возражения со стороны режиссёров. Дети при этом её просто обожали. Было несколько случаев, когда она в шутку говорила, что общаться будет только с теми, кто хорошо учится, так те ей сразу же протягивали открытые дневники с оценками.
После того, как её вычеркнули из "АБВГДейки", она продолжила работать в цирке. Ей совсем немного не хватало стажа работы для получения цирковой пенсии, как артистке, выполняющей опасные трюки. И она решила возобновить свой старый номер "Старушка на абажуре". Этот номер предполагал вращение Ириски с помощью специального устройства практически под куполом цирка. Перед вращением Асмус всегда отстегивала страховку, так как та ей мешала. Так она сделала и на гастролях в Гомеле в тот роковой день 15 марта 1986 года. И почти сразу же упала на арену. Врачи "Скорой помощи" оказались бессильны. Было расследование, состоялся суд. Циркового инженера и инспектора манежа осудили на два и полтора года условно.
В Гомельском цирке была устроена гражданская панихида для артистов и работников цирка, гроб с телом Ириски установили на манеже. Обычных зрителей, которые хотели проститься с клоунессой, не пустили. Гомельский цирк выделил машину, и на ней сын, приехавший из авиагородка в деревне Зябровка, где он служил, увёз тело матери в Ленинград.
Ирину Павловну Асмус похоронили на Большеохтинском кладбище. К сожалению, несколько лет назад скульптура на памятнике на могиле Ирины Асмус была уничтожена. И сейчас памятник имеет незавершённый вид.
Но если все зовут меня Ириской,
Не значит, что мечтаю сладко жить.
Моя мечта — войти в манеж артисткой
И людям радость жизни подарить!..
Если вам понравился материал - поставьте, пожалуйста, "лайк". Вам это ничего не стоит, а канал вы, тем самым, поддержите. Буду рад, если вы захотите высказать своё мнение о материале, не стесняйтесь - комментируйте, благодарите (если считаете нужным), критикуйте. Возможно, в материале что-то упущено и вы знаете какие-то неизвестные детали - пожалуйста, дополняйте. Каждое ваше слово, каждый отзыв чрезвычайно важен для того, чтобы канал оставался на плаву в наше сложное время.
А лучше всего - подписывайтесь на канал "Вдоль по Питерской". Пишите, о ком вы хотели бы прочитать на этом канале. Буду всем благодарен. И ещё - почему-то на Дзене стала действовать автоматическая ОТПИСКА от каналов. Поэтому проверяйте, пожалуйста, остаётесь ли вы подписаны на канал.
Многие подписчики пишут мне в комментариях, что материала на канале уже хватает на хорошую книгу о великих петербуржцах, что можно даже что-то вроде справочника-путеводителя по питерским кладбищам издать. Но удовольствие это не из дешёвых, в одиночку я просто не потяну. Поэтому решил провести такой вот эксперимент - попытаюсь собрать деньги на такую книгу. Если это действительно востребовано, то мы вместе её сможем напечатать. Если же кто-то считает это не этичным, напишите, пожалуйста - если таковых отзывов будет много, то я завершу этот эксперимент. Буду благодарен за любую обратную связь.