Ровно семь лет назад - шестого ноября 2014 года - в Петербурге скончался актер Виктор Костецкий. Замечательный актер запомнился кинозрителям и любителям театрального искусства десятками ролей, воплощенных артистом на сцене и экране.
Всего им было сыграно под семь десятков ролей на киноэкране, немногим меньше - на сценах Ленинградского театра имени Ленинского комсомола (сейчас театр-фестиваль "Балтийский дом"), Ленинградского театра музыкальной комедии, Ленинградского государственного академического театра драмы имени Пушкина (сейчас Александринский театр), а также на подмостках театра "Комедианты". Ну и конечно же нельзя не упомянуть более семидесяти озвученных им персонажей зарубежного кино. Его голосом говорит капитан Барбосса (Джефри Раш) во всех сериях культовых "Пиратов Карибского моря".
А еще Винсент Ламарка (Роберт Де Ниро) в "Последнем деле Ламарки", Анж Леони (Жан Рено) в "Корсиканце" и множество других зарубежных кинозвезд - от Дональда Сазерленда до Малкольма Макдауэлла и от Питера Фонды до Робина Уильямса на русском говорят голосом Костецкого. А если к этому добавить персонажей мультипликационных, коих в фильмографии Костецкого насчитывается почти два десятка, то счет его ролей пойдет уже на сотни.
Виктор еще в детстве удивлял своих близких талантом артиста. Еще когда маленький Витя с мамой и братом ехал в товарном вагоне в эвакуацию, он уже тогда выполнял свою актерскую миссию. Позже Виктор Александрович вспоминал: "Все вокруг хмурые, мама меня развернет, а я сияю, улыбаюсь, гули-гули делаю. Люди смотрели на меня и оттаивали, сами начинали улыбаться". Эвакуировались они на Волгу, в Куйбышев (сейчас Самара), причем жить первое время пришлось в помещении школы, а постель для будущего артиста была устроена прямо в парте.
В родную Жмеринку они вернулись уже после окончания войны. Время было суровое, игрушек у детей не было. Но Витя никогда не унывал. Так, он использовал печную заслонку в качестве гармошки и пел песни, размахивая куском автомата ППШ, с которым он тоже играл.
Но в Жмеринке Костецкие надолго не задержались. Отец Виктора был военным, поэтому его часто отправляли служить в разные точки Советского Союза. Кстати, именно от отца Виктор с детства впитал уважение к военной форме. "У меня к погонам отношение особенное - трепетное, - говорил он. - Ведь вся мужская часть моей семьи - потомственные военные". И когда впоследствии он играл военных, все обязательно замечали, как идет ему форма.
Несмотря на постоянные переезды, мама Виктора привила ему любовь к театру. В какие бы "тьмутаракани" не забрасывало их, она умудрялась выбираться с детьми в театр, часто читала детям пьесы Пушкина, Шекспира, Лермонтова. А сам Витя, когда подрос, порой надевал отцовскую форму и пел в солдатском хоре и даже был запевалой.
К окончанию школы ответ на вопрос "Кем быть?" у него был однозначный - только артистом. Он решил поступать в Ленинградский театральный институт. К его несказанному удивлению, он не смог пройти конкурс. Однако перспектива возвращения в Жмеринку была для него настолько пугающая, что Виктор, с детства неплохо рисовавший, успел перебросить документы в педагогический институт на художественно-графический факультет, куда и поступил. И даже отучился в этом институте полтора года, после чего все-таки смог осуществить свою мечту и поступить в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК, сейчас Российский государственный институт сценических искусств (РГИСИ)).
Он попал на курс Бориса Вульфовича Зона. Борис Зон был актером старой, еще дореволюционной школы. Он преподавал еще с 1923 года, и при этом сам не стеснялся учиться, например, у Станиславского. И потом передавать свои знания ученикам, среди которых у него были Борис Блинов, Павел Кадочников, Игорь Владимиров, Зинаида Шарко, Наталья Тенякова и еще множество, ставших впоследствии знаменитостями, артистов. Вот у такого педагога посчастливилось учиться и Костецкому. Правда, Виктора Борис Зон хотел выгнать уже после первого курса - за его постоянные опоздания, споры с педагогами, вечное желание огрызнуться. Спас его тогда от исключения из института талант - Зон, славящийся своей нетерпимостью и даже имеющий среди студентов кличку "Зон-громовержец", на экзамене был так поражен исполнением Костецким песни Кабалевского на стихи Шекспира "Бог Купидон дремал в тиши лесной", что не раздумывая поставил будущему актеру оценку "отлично".
После окончания театрального института Виктор Костецкий был приглашен в Ленинградский театр имени Ленинского комсомола. Там он познакомился с режиссером Владимиром Воробьевым, который через несколько лет открыл Костецкого для кинематографа. Костецкий работал с Воробьевым сначала в Ленинградском Ленкоме, потом, в 1972 году, перешел вместе с ним в Ленинградский театр музкомедии.
А когда в 1974 году Воробьев стал подыскивать актерский состав для своего первого опыта в кинорежиссуре - фильма "Свадьба Кречинского" - то на главную роль он без раздумий пригласил Виктора Костецкого. Костецкий до этого уже имел опыт участия в киносъемках. Впервые он появился на киноэкране еще в 1963 году в фильме Иосифа Хейфица "День счастья". Потом было еще несколько кинокартин, но во всех Костецкий играл роли совершенно незначительные, порой лишь мелькая в кадре. Даже его фамилия обычно не обозначалась в титрах. А в "Свадьбе Кречинского" он сыграл главную роль - Михаила Кречинского.
И наутро после выхода фильма на экраны, как говорится, проснулся знаменитым. И буквально сразу после этого его пригласил Владимир Мотыль в фильм "Звезда пленительного счастья" на роль декабриста Петра Каховского. Роль была небольшая, но эпизод казни Каховского, когда рвется веревка и декабрист кричит царю: "Удави нас своими аксельбантами!" - запомнился всем. А знаменитый оператор Дмитрий Месхиев, снимавший эту сцену, по ее окончании пожал актеру руку, выразив тем самым свое восхищение.
Потом у Костецкого была роль Флориндо в "Труффальдино из Бергамо" все у того же Воробьева, доктора Ливси в "Острове сокровищ" все у него же, отца Сергея Лаврова Павла Афанасьевича в драме Николая Лебедева и Эрнеста Ясана "В моей смерти прошу винить Клаву К.", Григория Гапона в "Жизни Клима Самгина" Виктора Титова, оперативника Ивана Важина в криминальной комедии "Гений" режиссера Виктора Сергеева и еще великое множество ролей.
Кстати, в полюбившийся зрителям и критикам фильм "В моей смерти прошу винить Клаву К." (он, к слову, получил множество призов на Всесоюзных и международных кинофестивалях) Костецкий попал случайно. На гастролях в Горьком он повредил голосовой аппарат, заорав на вышедшего на сцену пьяным Олега Даля. Пришлось делать операцию, после которой Костецкий должен был полгода молчать. На сцене молчать невозможно, поэтому и появилась возможность сняться в этом кино.
Но особенно Костецкий полюбился современному зрителю за роль генерал-майора милиции Сан Саныча в сериале "Убойная сила". Он из изначально эпизодической сделал эту роль чуть ли ни затмевающей главных персонажей - настолько ярко он ее сыграл.
Разумеется, снимаясь в кино, он продолжал играть в театре. Шервинский в спектакле "Дни Турбиных" по пьесе Михаила Булгакова, певец в "Dancing в ставке Гитлера", Мерзляев в "О бедном гусаре замолвите слово", Арамис в "Трех мушкетерах", Том-рыбак в "Ордере на убийство" по Роберту Шекли - эти и еще огромное количество театральных ролей становились событиями в жизни Ленинграда.
Кроме того, Виктор Александрович с 1990 года преподавал на отделении музыкальной комедии, был заведующим кафедрой сценического движения и речи в Петербургской консерватории. В 2008 году Виктор Костецкий за роль Евгения Сергеевича Дорна в спектакле "Записные книжки Тригорина" режиссера Михаил Левшина, поставленном в театре "Комедианты", был награжден высшей театральной премией Санкт-Петербурга "Золотой софит" - "Лучшая мужская роль второго плана".
Осенью 2014 года Виктор Александрович готовился к премьере в театре "Комедианты", что на Лиговском, спектакля "Завещание целомудренного бабника", в котором он должен был играть главную роль. Но 6 ноября 2014 года Виктор Александрович Костецкий умер от сердечного приступа. Он похоронен на Смоленском православном кладбище.
Зрители меня всегда любили. Помню, во время спектакля "Вестсайдская история" меня бил актер, исполнявший роль Бернардо. Ударил раз, потом второй, и тут из зала умоляющий женский крик: "Не надо!"
Из интервью с Виктором Костецким
На кладбищах Петербурга похоронено много выдающихся представителей отечественного искусства. Это актеры, писатели, режиссеры, композиторы...
На Южном кладбище похоронены актеры Алексей Смирнов - механик Макарыч из "В бой идут одни "старики"", Николай Годовиков - Петруха из "Белого солнца пустыни" и выдающийся бард Юрий Кукин - автор бессмертного "А я еду за туманом". На Литераторских мостках Волковского православного кладбища упокоились выдающиеся советские и российские актеры: Бруно Фрейндлих, незабываемый Холстомер - Евгений Лебедев, Василий Меркурьев, Николай Трофимов, Владислав Стржельчик, командир счастливой "Щуки" Петр Вельяминов, незабвенный Хоботов - Анатолий Равикович, Андрей и Юрий Толубеевы, Ефим Копелян, Александр Борисов - Кошачий Барин из фильма "Верные друзья", Нина Мамаева, поэтесса, голос блокадного Ленинграда Ольга Берггольц, поэт Александр Блок, композитор Андрей Петров, балерина Алла Шелест. На кладбище в поселке Комарово похоронены актеры Андрей Краско, Алексей Девотченко, Никита Михайловский - Ромка из "Вам и не снилось", мама Ивана Урганта Валерия Киселева, дядя Михаила Боярского артист Николай Боярский, композиторы Вениамин Баснер, Виктор Резников, Олег Каравайчук, Сергей Курехин, писатель Виктор Голявкин, фантаст Иван Ефремов, великая Анна Ахматова. На Смоленском кладбище лежат актриса Анна Самохина, режиссер Алексей Балабанов, эстрадные исполнители Людмила Сенчина и Эдуард Хиль, актер Станислав Ландграф, писатель-маринист Виктор Конецкий. Серафимовское кладбище стало последним пристанищем для актеров Игоря Дмитриева, Михаила Светина, Павла и Петра Кадочниковых, Александра Демьяненко, Гликерии Богдановой-Чесноковой, Александра Хочинского, Николая Крюкова. На Большеохтинском упокоилась клоунесса Ирина Асмус -Ириска из "АБВГДейки", основатель группы "Алиса" Святослав Задерий, писатель, автор "Республики ШКИД" Леонид Пантелеев. А на Северном кладбище Санкт-Петербурга похоронены Павел Луспекаев - таможенник Верещагин из "Белого солнца пустыни" и Сергей Филиппов - незабываемый Киса Воробьянинов из "Двенадцати стульев". Киновеевское кладбище стало последним домом для Александра Кавалерова. На Богословском лежат актеры Кирилл Лавров, Роман Громадский, драматург-сказочник Евгений Шварц, режиссер Александр Рогожкин. Здесь же похоронены лидер группы "Кино" Виктор Цой и его жена Марьяна, рок-музыканты Наталья Пивоварова ("Колибри"), Сергей Богаев ("Облачный край"), Михаил Горшенёв "Горшок" ("Король и шут"), Александр Аксенов "Рикошет" ("Объект насмешек"), великий дирижер Евгений Мравинский. На кладбище Памяти жертв 9-го января недавно похоронили актрису Галину Короткевич, умершую за две недели до своего столетия. На Волковском кладбище нашли свое упокоение режиссер Борис Понизовский, поэтесса Серебряного века Ирина Одоевцева, основатель группы "Зоопарк" Майк Науменко, флейтист группы "Аквариум" Андрей "Дюша" Романов, аккордеонист этой же группы Сергей Щураков. На Казанском кладбище в Пушкине похоронили актера Илью Олейникова, писателя-фантаста Александра Беляева. К слову, все имена, выделенные синим цветом, - это активные ссылки, и вы можете перейти по ним, если будет интересно прочитать об этих великих людях.
Если вам понравился материал - поставьте, пожалуйста, "лайк". Вам это ничего не стоит, а канал вы, тем самым, поддержите. Буду рад, если вы захотите высказать своё мнение о материале, не стесняйтесь - комментируйте, благодарите (если считаете нужным), критикуйте. Возможно, в материале что-то упущено и вы знаете какие-то неизвестные детали - пожалуйста, дополняйте. Каждое ваше слово, каждый отзыв чрезвычайно важен для того, чтобы канал оставался на плаву в наше сложное время.
А лучше всего - подписывайтесь на канал "Вдоль по Питерской". Пишите, о ком вы хотели бы прочитать на этом канале. Буду всем благодарен. И ещё - почему-то на Дзене стала действовать автоматическая ОТПИСКА от каналов. Поэтому проверяйте, пожалуйста, остаётесь ли вы подписаны на канал.
Многие подписчики пишут мне в комментариях, что материала на канале уже хватает на хорошую книгу о великих петербуржцах, что можно даже что-то вроде справочника-путеводителя по питерским кладбищам издать. Но удовольствие это не из дешёвых, в одиночку я просто не потяну. Поэтому решил провести такой вот эксперимент - попытаюсь собрать деньги на такую книгу. Если это действительно востребовано, то мы вместе её сможем напечатать. Если же кто-то считает это не этичным, напишите, пожалуйста - если таковых отзывов будет много, то я завершу этот эксперимент. Буду благодарен за любую обратную связь.