Если бы Александр Сергеевич Пушкин писал свой роман в стихах не в первой половине девятнадцатого века, а в восьмидесятых годах века двадцатого, то, вполне вероятно, что Онегин был бы у него одет не как "денди лондонский", а как "денди петербургский". Ну, разумеется, это если бы "солнце русской поэзии" было знакомо с барабанщиком группы "Кино" Георгием Гурьяновым, больше известным как Густав. Ведь именно "петербургским денди" называли Густава, подчеркивая стильность Гурьянова.
Георгий Гурьянов родился в Ленинграде, в роддоме на улице Льва Толстого на Петроградской стороне, 27 февраля 1961 года. Его родители, Константин Федорович и Маргарита Викентьевна Гурьяновы, были геологами, подолгу находились в экспедициях, что, возможно, и оказало влияние на жизнь сына - ведь в квартире можно было собираться всем друзьям. Его детство прошло на Васильевском острове, с двух лет он жил на 5-й линии, а по соседству от его дома, на углу набережной Смоленки и 4-й линии В.О., в те годы располагался клуб радиозавода имени Козицкого. Именно сюда, в музыкальный кружок, пришёл семилетний Георгий, однажды послушав "Led Zeppelin" и мечтая научиться играть так же.
Но гитару ему почему-то сразу не дали. Предложили поучиться сначала на балалайке. Звуки, извлекаемые им из инструмента, даже отдалённо не были похожи на музыку "Led Zeppelin", но Гурьянов был упорный и вскоре его уже учили играть на домре, фортепиано, а там и до гитары дошло дело. Но к тому времени у Георгия появилось новое увлечение - он полюбил рисовать. И, делая выбор между живописью и музыкой, он всё-таки выбрал живопись. Возможно, на это повлияло замечание его музыкального педагога, который сказал, что для того, чтобы научиться играть рок-н-ролл, его нужно играть минимум восемь часов в сутки. Гурьянов к такому готов не был и пошёл не в музыкальную школу, а в художественную, которую благополучно окончил в 1975 году. После неё он поступил в художественное училище имени Серова (в просторечии "Серовку"), но здесь он отучился лишь год - рисовать по заданным канонам соцреализма он не хотел.
Серовка – жуткое такое советское режимное заведение. Я старше на год Виктора [Цоя], поэтому мы не столкнулись там. Свинья [Андрей Панов] говорил, что это "рассадник пацифизма", это абсолютная правда. Я туда поступил как-то очень легко, а потом не ходил туда вообще. Родителям говорил, что я учиться, а сам совсем в другом направлении. Естественно через полгода я там уже не учился.
А ещё через год Гурьянов встретился с Тимуром Новиковым - художником, который тогда входил в моду.
Новиков был тогда художником очень не стандартным - он занял помещения в недействующей церкви Шестоковской иконы Божией Матери (фактически став первым советским сквотером, позже здесь располагался филиал института "Спецпроектреставрация"), организовал творческие мастерские имени Кирилла и Мефодия, открыл в коммуналке на улице Воинова (сейчас Шпалерная) квартирную галерею "АССА". К слову, в 1987 году Тимур Новиков участвовал в фильме Сергея Соловьёва, который тоже назывался "Асса". А в 1982 году Новиков вместе с Гурьяновым, Евгением Козловым и другими художниками создал группу "Новые художники".
Гурьянов принимал участие во всех проектах Тимура Новикова того времени: "0-революция", "0-объект" и других. Перформансы, на взгляд обывателя, были те ещё: так "0-объект" представлял собой фанерный щит с дырой посередине. Но в начале восьмидесятых это воспринималось как вызов, и публика шла валом. Справедливости ради, выставки "0-объект" фанерными инсталляциями не ограничивались - были здесь и другие произведения искусства. Кстати, работы "Новых художников" вскоре стали известны в Европе и Америке, с Новиковым и его сподвижниками познакомились Энди Уорхол, Джон Кейдж, Роберт Раушенберг.
Практически одновременно со знакомством с Новиковым Георгий знакомится и с Виктором Цоем. Гурьянов уже играл в группах "Дядя Сэм" Сергея Семёнова, "Автоматические удовлетворители" Андрея Панова (Свина), записывался вместе с "Народным ополчением". А в 1984-м Цой пригласил Гурьянова во вновь созданную группу "Кино" - на ударные, а также как бэк-вокалиста.
И с тех пор до самой гибели Цоя Гурьянов играл в группе, хотя одновременно занимался и какими-то своими проектами, в основном, связанными с живописью. Кроме того, Георгий Гурьянов с 1985 года сотрудничал с Сергеем Курёхиным в его проекте "Поп-механика" - также в качестве барабанщика и вокалиста.
Гурьянов даже стал официально работать в "Поп-механике", которая тогда входила в структуру Ленконцерта.
Интересно, что Гурьянов был одним из немногих, кто играл на ударных стоя. Для него даже специально перенастраивали барабаны. Очевидно, это пошло от модных тогда "Duran Duran", барабанщик которых тоже играл стоя. Впрочем, сам Гурьянов рассказывал:
Во-первых, мне хотелось показать себя. А во-вторых, невозможно было сидеть, потому что мне постоянно хотелось танцевать. Да и стоя я играл лучше, ритмичнее, как мне кажется.
Забавно, что, как вспоминал музыкант и звукорежиссёр Алексей Вишня:
На барабанах Гурьянов сначала играть не умел. Цой-то его взял не как барабанщика. Они сначала стали друзьями, а потом Цой разрешил ему играть. Он научился. Он просто поставил "тройку" у себя в квартире и барабанил с утра и до вечера, ведь если барабанить 6 часов каждый день, научишься всяко. Не у каждого была такая возможность, а у него была, особенно когда "Кино" стало популярным. Страх вызова милиции, я думаю, его не особо беспокоил. Он был очень быстр и быстро сообразил, как всё надо делать, и сделал. Ни шага в сторону, именно как надо. Одно время они даже вдвоём с Африкой (Сергеем Бугаевым) стучали. Зачем — непонятно, умножали даже бас-гитары, чтобы ещё Андрея Крисанова поставить на сцену. Ну, это была компания друзей. Вообще это всё, это была дружба, это было больше, чем музыка
Но играя в "Кино", Гурьянов продолжал оставаться художником. Часто он покупал большой белый холст, проецировал на стену слайд, потом обрисовывал, придумывал концепцию всей картины, а потом звал друзей, чтобы они ему, "вены прорисовывали и рисунки кожи на руках людей" - делали проработку. Картины были огромного размера и пользовались большой популярностью. А позже они вообще стали одними из самых дорогих среди работ современных русских художников.
Впрочем, в объединении "Новые художники" участвовали практически все члены "Кино" и "Поп-механики". К слову, из этой компании позже образовалась группировка "Новые музыканты", куда вошли и Гурьянов, и Цой, и Каспарян.
А что касаемо картин Гурьянова, то в 2016 году Гурьянов был признан самым дорогим из сегодняшних российских художников. Его автопортрет на летних русских торгах Sotheby’s был продан за 143 тысячи фунтов стерлингов. А его "Гребцы" в 1998 году стали плакатом гей-олимпиады в Амстердаме.
С конца восьмидесятых Гурьянов много путешествовал по миру. Он побывал в Копенгагене и Амстердаме, Париже и Риме, Будапеште и Нью-Йорке. Он долго жил в Испании - особенно ему нравился любимый город Сальвадора Дали Кадакес. Гурьянов даже начал учить испанский язык. Но любимым своим городом он всегда считал Санкт-Петербург. Здесь, на Литейном проспекте, у него была квартира, одновременно являющаяся мастерской.
Я жил на стрелке Васильевского острова, гулял по Дворцовой набережной, любовался архитектурой. Не помню, сколько раз я был в Эрмитаже, проходил по Аничкову мосту. Петербург – это лучшее место, где можно работать. Город создан для художников и вдохновения, он прекрасен как с фасадов, так и изнутри. Я себя идентифицирую с городом.
Примерно с начала восьмидесятых у Георгия Гурьянова появился псевдоним Густав. И под этим именем его с тех пор и знали. Густав был одновременно и музыкант, и художник. Он работал в "Кино" и "Поп-механике", но продолжал писать картины. И при этом был просто чудовищным перфекционистом. Он мог прийти к покупателю с уже готовой картиной и вдруг начать поправлять её. Его девизом по жизни было:
Совершенство — это мечта. Главное — не потерять к нему стремления.
И вообще, он не уставал повторять, что его лучшее произведение - это он сам. Кстати, он мог просто не продать свою работу даже очень богатому коллекционеру, если тот не нравился ему как человек.
На все концертные турне он продолжал ездить с Виктором Цоем. Всякое бывало в этих турне:
Я помню, как мы в Севастополе от моряков убегали... Это была какая-то прямо всепоглощающая страсть. Аудитория — как во сне. Как на моих картинах. Одни моряки. Широкоплечие. Стадион Краснознамённого Черноморского флота. Огромное футбольное поле, сцена, а вокруг моряки. В общем, мы играем. Где-то середина концерта, какой-то горячий трек, и кольцо моряков вокруг сцены просто начинает сужаться. Постепенно так... Наступает критический момент. И вот в середине песни, я не помню какой, Витя бросает гитару, за ним, как по команде, Игорь, Юрик, и, не говоря ни слова, мы бежим. Из охранников был сделан живой коридор, узкий такой... Это как в какой-то компьютерной игре... Мы бежим, выбегаем, и круг, это кольцо, замыкается. Я всегда думал потом: каково это — умереть в объятиях матросов? На стадионе Черноморского флота... У меня дух захватывает. Героическая смерть. Это круто. Жаль, не было камер никаких, со стороны это очень круто было смотреть, наверняка. Это всё так кинематографично... А вообще я всё принимал с удовольствием. Мы же были на своём месте и занимались своим делом. Ничего такого сверхъестественного. Было всё то, что должно было быть. Но, по-моему, всё было здорово. Мне всегда хотелось на это посмотреть из зала
К слову, именно басовая партия Гурьянова привела к рождению одной из лучших, на мой взгляд, песен "Кино" - "Мама, мы все тяжело больны". Да, Георгий Гурьянов "Густав" всегда оставался в тени Цоя, что, наверное, не совсем справедливо - без Густава не было бы и того "Кино", которое мы знаем.
Зерна упали в землю, зерна просят дождя.
Им нужен дождь.
Разрежь мою грудь, посмотри мне внутрь,
Ты увидишь, там все горит огнём.
Через день будет поздно, через час будет поздно,
Через миг будет уже не встать.
Если к дверям не подходят ключи, вышиби двери плечом.
Помимо концертной деятельности и живописи Гурьянов ещё и в кино снялся. Так, он сыграл самого себя в "Ассе" Сергея Соловьёва, ди-джея в фильме "Игла-ремикс" Рашида Нугманова (того самого, что снял "Иглу" с Виктором Цоем в главной роли) и даже немецкого офицера в "Противостоянии" Семёна Арановича. В общем, не устаю повторять, талантливый человек талантлив во всём. А именно таким талантом и был Георгий "Густав" Гурьянов.
Георгий Гурьянов умер 20 июля 2013 года. В этот же день, ровно сорок лет назад, умер Брюс Ли - кумир Виктора Цоя.
Гурьянова отпевали 25 июля в Николо-Богоявленском морском соборе Санкт-Петербурга. В этот же день он был похоронен на Смоленском православном кладбище. На его могиле лежат барабанные палочки...
На Смоленском кладбище лежит немало знаменитых ленинградцев и петербуржцев. Здесь упокоились актриса Анна Самохина, режиссёры Алексей Балабанов, Валерий Огородников, актёр Виктор Костецкий, эстрадные исполнители Людмила Сенчина, Бен Бенцианов и Эдуард Хиль, актёр Станислав Ландграф, писатель-маринист Виктор Конецкий.
К слову, все имена, выделенные синим цветом, - это активные ссылки, и вы можете перейти по ним, если будет интересно прочитать об этих великих людях.
Если вам понравился материал - поставьте, пожалуйста, "лайк". Вам это ничего не стоит, а канал вы, тем самым, поддержите. Буду рад, если вы захотите высказать своё мнение о материале, не стесняйтесь - комментируйте, благодарите (если считаете нужным), критикуйте. Возможно, в материале что-то упущено и вы знаете какие-то неизвестные детали - пожалуйста, дополняйте. Каждое ваше слово, каждый отзыв чрезвычайно важен для того, чтобы канал оставался на плаву в наше сложное время.
А лучше всего - подписывайтесь на канал "Вдоль по Питерской". Пишите, о ком вы хотели бы прочитать на этом канале. Буду всем благодарен. И ещё - почему-то на Дзене стала действовать автоматическая ОТПИСКА от каналов. Поэтому проверяйте, пожалуйста, остаётесь ли вы подписаны на канал.
Кстати, так как надо шагать в ногу с прогрессом (и не совсем понятно, что дальше будет с Дзеном), я завёл свой Телеграм-канал. Пока буду в нём дублировать материалы Дзена, но в дальнейшем планирую постепенно переходить на Телеграм. Так что, если не хотите меня потерять, подписывайтесь в Телеграме, пройдя по этой ссылке - https://t.me/+BysOkwa6-ksyMjZi
Многие подписчики пишут мне в комментариях, что материала на канале уже хватает на хорошую книгу о великих петербуржцах, что можно даже что-то вроде справочника-путеводителя по питерским кладбищам издать. Но удовольствие это не из дешёвых, в одиночку я просто не потяну. Поэтому решил провести такой вот эксперимент - попытаюсь собрать деньги на такую книгу. Если это действительно востребовано, то мы вместе её сможем напечатать. Если же кто-то считает это не этичным, напишите, пожалуйста - если таковых отзывов будет много, то я завершу этот эксперимент. Буду благодарен за любую обратную связь.