Наверное, все знают эпитафию на могиле Александра Васильевича Суворова - "Здесь лежит Суворов" выбито на могильном камне великого полководца в Благовещенской усыпальнице Александро-Невской лавры. И нет никакого перечисления его титулов, заслуг и даже имени-отчества. Всем и так все понятно. Есть две версии создания этой лаконичной надписи. Согласно первой, автором ее является сам Александр Васильевич. По преданию, когда полководец во главе русской армии возвращался из швейцарского похода (того самого, где пришлось переходить через Альпы по перевалу Сен-Готард), он оказался в австрийском городе Ной-Титшейне (Нейтинген) (сейчас Нови-Йичен, Чехия), где посетил могилу австрийского генералиссимуса Лаудона.
Разглядывая эпитафии на саркофаге, прославлявшие военачальника, Суворов якобы произнес: "К чему такая длинная надпись? Завещаю на моей гробнице написать только три слова "Здесь лежит Суворов"". По другой же версии, Александр Васильевич незадолго до смерти встречался с Гавриилом Державиным и спросил его, что напишет великий поэт на могиле полководца. "Здесь лежит Суворов", - ответил тот, что и одобрил генералиссимус. К слову, академик Якоб Грот включил это одностишие в девятитомное собрание сочинений Державина, что косвенным образом все же подтверждает последнюю версию.
Впрочем воля Суворова все же была нарушена - на его могиле написали: "Генералиссимус, князь Италийский, граф А. В. Суворов-Рымникский, родился в 1729, ноября 13-го, скончался 1800, мая 6 дня". Эта же надпись была сделана на медальоне, размещенном на стене, возле которой похоронили Суворова. И лишь через пятьдесят лет после кончины великого полководца его внук, Александр Аркадьевич Суворов, выполнил волю деда, о которой ему рассказали соратники Суворова, и заменил напольную плиту. И теперь мы можем видеть эту лаконичную и не требующую пояснений надпись.
Кажется, невозможно превзойти гениального поэта и не менее гениального полководца в лаконизме эпитафии. Но если вы побываете на Волковском православном кладбище, то можете найти там могилу известного во второй половине двадцатого века, а сейчас уже несколько подзабытого авангардного режиссера питерского театра "ДаНет" Бориса Понизовского. Найти ее не так просто - могильный памятник невелик, но поискать стоит. Хотя бы ради того, чтобы увидеть сочиненную режиссером эпитафию. И если в случае с Александром Васильевичем есть расхождения в авторстве эпитафии, то на могиле Бориса Юрьевича совершенно однозначно - автор покоится под этой плитой. Более того, идея портрета на памятнике тоже принадлежит эпатажному режиссеру. Давно, еще в эпиграфе к своей автобиографии, он написал: "Давно он их просил: на могильном камне нацарапайте меня спиной к вашим глазам". И просьба его была выполнена - на памятнике он стоит спиной к зрителям. В конце публикации вы будете иметь возможность убедиться в гениальности оной эпитафии.
Борис Понизовский родился в семье ювелира Юрия и Цецилии Понизовских 3 июля 1930 года. Семья была обеспеченной - отец был ювелиром, служил в стекольном тресте, коллекционировал русских импрессионистов, играл на пианино. Мать по образованию была художницей - училась у Юдия Пэна, среди учеников которого были Марк Шагал, Илья Мазель, Семен Школьников Кроме того, Цецилия Захаровна хорошо пела, приглашалась для выступлений на радио. С пяти лет Боря начал учиться живописи, в восемь пошел в первый класс. А после окончания третьего его вместе с другими детьми эвакуировали из Ленинграда в Борисоглебск, а оттуда перевезли в интернат, находящийся в сибирском поселке Голышманово. Из интерната Борис сбежал. Просто невозможно было давать отпор старшеклассникам - в сибирской тайге жить было проще. Он поселился в доме у лесника, потом пошел бродить по Средней Азии. Заболел с голодухи, попал в госпиталь и был возвращен в интернат. Весной 1942-го в блокадном Ленинграде умер его отец, а в августе из города эвакуировали тяжело больную мать. Она с трудом нашла своего сына, забрала из интерната и увезла в небольшой городок Каргат в Новосибирской области. После снятия блокады Борис с матерью вернулся в Ленинград, в свою коммуналку на Герцена. Пятнадцатилетнего Бориса приняли в студию при театре имени Пушкина - Понизовский познакомился с актерами этого театра еще в Новосибирске, где труппа тоже была в эвакуации. А в 1949-м с ним случилась трагедия - сорвался с трамвайной "колбасы", ему ампутировали обе ноги, и он почти два года пролежал в больнице.
Примерно тогда же он начал создавать свою теорию театра. Не имея никакого высшего театрального образования (да что там высшего - он не окончил даже среднюю школу), он сам стал Учителем, обладавшим энциклопедическими знаниями. Вокруг него собрались художники, архитекторы, литераторы, скульпторы - все те, кому нужно было понять "место человека во Вселенной". Кстати, когда он уезжал работать во Львов со своим учеником Михаилом Хусидом, ему все же понадобился аттестат зрелости. К Понизовскому прислали учителей, он должен был писать сочинение о чеховской "Чайке". Борис написал двести страниц текста. Но когда он должен был получить ответ от педагогов, к нему пришла учительница и сказала, что у них нет компетентных людей, которые могли бы проверить это сочинение. Впрочем, аттестат ему все же выдали.
Его квартира в доме 34 на улице Герцена (сейчас Большая Морская) стала культовым местом. Здесь бывали Леонид Аронзон, Иосиф Бродский, Евгений Рейн. Сюда заходили Ольга Берггольц и Анна Ахматова. Здесь бывали Сергей Довлатов, Виктор Голявкин, Андрей Битов, Сергей Вольф.
В 1969 году в Эрмитаже Борис Понизовский создал "театр-спутник иностранных выставок", которым сам и руководил. Но после постановки в этом театре "Гамлета", властями театр был закрыт - за слишком уж авангардный дух. При этом Понизовский успевает несколько раз жениться и развестись - в него постоянно влюблялись студентки и рожали от него детей. Отсутствие ног никого не смущало - на это просто не обращали внимания. В конце концов, им стал интересоваться КГБ - его мысли и теории шли как-то вразрез с официальной идеологией. Как сказал поэт, составитель знаменитой антологии советского авангарда и андеграунда 60–80 годов "Голубая лагуна" Константин Кузьминский про Понизовского: "Человек битком набитый идеями. Редкий организатор. Не посадили только потому, что ног нет. Повторяю, здоровых — сажают. Потому и тянут искусство — слепые, безногие". Питерский поэт Виктор Кривулин однажды заметил - как невозможно представить Венеру Милосскую с руками, так и невозможно представить Понизовского с ногами.
В 1975 году Понизовский уехал в Курган и создал там один из лучших театров страны - "Гулливер". Изначально в театре было пять актеров, художник и режиссер. При этом "Гулливер" брал призы на всех театральных фестивалях, где принимал участие: в Тюмени, Звенигороде, Уфе. Все репетиции проводились на глазах у зрителей - такого не было ни в одном театре страны. "Гулливер" ставил все - от "Ромео и Джульетты" до первой в Советском Союзе постановки по стихам обериута Введенского. Театр просуществовал до 1981 года - и в полном составе переехал в Ленинград.
А в 1987 году возник театр "ДаНет". Театр сначала состоял из двух актрис, располагался в его квартире на Герцена и был первым и единственным в Советском Союзе частным театром. Доходов не приносил, поэтому властями не преследовался. Название сам Понизовский объяснял Евангелием от Марка: "Но да будет слово ваше: "да, да", "нет, нет", а что сверх того, то от лукавого…". Потом состав несколько расширился. Труппа давала представления в ресторане "Невский", на детских праздниках, на улицах и площадях при большом стечении народа, раздавая сладости детям. На студенческом фестивале в Горьком театр получил диплом за новаторство в области театрального языка. А в 1989 году участниками "ДаНет" был создан театр "АХЕ".
Последние годы он жил на Пушкинской, 10. Это сейчас здесь арт-центр, а тогда - неотапливаемые помещения, крысы, бомжи... Да еще и власти делали все, чтобы выжить театр из этих помещений. Театральный режиссер Елена Вензель вспоминала: "На Пушкинской уже настолько стало тяжело жить, что у Бориса немели руки от холода. Его каллиграфический почерк нельзя было разобрать, у него пальцы не писали".
Борис Юрьевич Понизовский скончался в петербургской больнице 3 июня 1995 года. На надгробном камне он изображён, как он сам описал в эпиграфе к вышеприведенной автобиографии, названной им "Естественность". В краткости эпитафии он превзошел Суворова.
— Где Понизовский? — Понизовский здесь. — А я где?
— А я дорожкой мимо иду,
лопуху, чертополоху, волчьей ягоде
робко кланяюсь на ходу.
...
… — Понизовский где? Понизовский здесь? — И даже если
здесь, во всей его подситцевой наготе, —
не скажу — потому что не знаю — весь ли,
но знаю: лучше здесь, чем нигде...
Олег Юрьев
На кладбищах Петербурга похоронено много выдающихся представителей отечественного искусства. Это актеры, режиссеры, композиторы... На Южном кладбище похоронены актеры Алексей Смирнов - Федя из "Операции Ы", Николай Годовиков - Петруха из "Белого солнца пустыни" и выдающийся бард Юрий Кукин - автор бессмертного "А я еду за туманом". На Литераторских мостках Волковского православного кладбища упокоились выдающиеся советские и российские актеры Василий Меркурьев, Николай Трофимов, Владислав Стржельчик, командир счастливой "Щуки" Петр Вельяминов, незабвенный Хоботов - Анатолий Равикович, Андрей и Юрий Толубеевы, Ефим Копелян. На кладбище в поселке Комарово похоронены актеры Андрей Краско, Никита Михайловский - Ромка из "Вам и не снилось", мама Ивана Урганта Валерия Киселева, дядя Михаила Боярского артист Николай Боярский. На Смоленском кладбище лежат Анна Самохина, режиссер Алексей Балабанов, Людмила Сенчина. Серафимовское кладбище стало последним пристанищем для Игоря Дмитриева, Михаила Светина, Павла и Петра Кадочниковых, Александра Демьяненко, Гликерии Богдановой-Чесноковой. На Большеохтинском упокоилась Ириска - Ирина Асмус из "АБВГДейки". А на Северном кладбище Санкт-Петербурга похоронены Павел Луспекаев - таможенник Верещагин из "Белого солнца пустыни" (также сыгравший в "Республике ШКИД") и Сергей Филиппов. Киновеевское кладбище стало последним домом для Александра Кавалерова. На Богословском лежит великий Кирилл Лавров. На кладбище Памяти жертв 9-го января недавно похоронили Галину Короткевич, умершую за две недели до своего столетия.
Если вам понравился материал - поставьте, пожалуйста, "лайк". Вам это ничего не стоит, а канал вы, тем самым, поддержите. Буду рад, если вы захотите высказать своё мнение о материале, не стесняйтесь - комментируйте, благодарите (если считаете нужным), критикуйте. Возможно, в материале что-то упущено и вы знаете какие-то неизвестные детали - пожалуйста, дополняйте. Каждое ваше слово, каждый отзыв чрезвычайно важен для того, чтобы канал оставался на плаву в наше сложное время.
А лучше всего - подписывайтесь на канал "Вдоль по Питерской". Пишите, о ком вы хотели бы прочитать на этом канале. Буду всем благодарен. И ещё - почему-то на Дзене стала действовать автоматическая ОТПИСКА от каналов. Поэтому проверяйте, пожалуйста, остаётесь ли вы подписаны на канал.
Многие подписчики пишут мне в комментариях, что материала на канале уже хватает на хорошую книгу о великих петербуржцах, что можно даже что-то вроде справочника-путеводителя по питерским кладбищам издать. Но удовольствие это не из дешёвых, в одиночку я просто не потяну. Поэтому решил провести такой вот эксперимент - попытаюсь собрать деньги на такую книгу. Если это действительно востребовано, то мы вместе её сможем напечатать. Если же кто-то считает это не этичным, напишите, пожалуйста - если таковых отзывов будет много, то я завершу этот эксперимент. Буду благодарен за любую обратную связь.