Тринадцатого ноября (25-го по новому стилю) 1882 года в Новгороде-Северском Черниговской губернии в семье Татьяны Капитоновны (в девичестве Россинской) и штабс-капитана 38-го резервного пехотного батальона Николая Михайловича Сороки родился первенец, которого назвали Виктором, что значит "победитель". Вскоре после его рождения семья переехала в Брест-Литовск, где тогда служил Николай Михайлович. К слову, Николаю Сороке за личное мужество, проявленное во время войны с турками, было пожаловано дворянское звание. В этом городе Виктор окончил прогимназию. В детстве мальчик хотел стать как отец - военным. Впрочем, вряд ли могло быть иначе:
Я – единственный сын офицера. У меня не было ни братьев, ни сестер, и я изнывал от своего одиночества. Мои родители, видя, как я льнул к нашим денщикам, разрешили мне водиться с солдатами.
Его друзьями, а также няньками и дядьками были солдаты. Они рассказывали ему сказки, пели песни (разумеется, военные) и даже брали его с собой на манёвры. Он рано пристрастился к чтению, любил книги про Петра Великого, Суворова, подвиг Севастополя. Но его мать категорически была против того, чтобы Виктор стал военным. Он был единственным её ребёнком, и она, сама получившая хорошее по тем временам образование, целью своей жизни поставила сделать своему сыну блестящую карьеру. И настояла на том, чтобы он учился в университете. Виктор воле матери противиться не мог и в 1901 году после окончания Новгородской мужской гимназии приехал (в сопровождении матери, кстати) в Петербург и поступил на историко-филологический факультет, который и окончил благополучно через пять лет.
Ещё будучи студентом, Виктор увлёкся психологией. Он даже получил императорскую стипендию и освобождение от платы за обучение, когда учась на втором курсе, поставил под руководством приват-доцента Николая Лосского (позже известного философа, высланного из СССР в 1922 году) удачные опыты в области экспериментальной психологии.
Тогда же Виктор Сорока познакомился с известными психологами академиком Владимиром Бехтеревым и профессором Александром Лазурским. И после окончания университета он решил всё же заняться вопросами психологии. Он два года проработал в психологической лаборатории Лазурского в Военно-медицинской академии.
Параллельно с этой работой и посещением лекций Бехтерева, которые тот читал в этой академии, Сорока сам преподавал в гимназиях Петербурга историю, географию, философию. Тогда же он стал членом редколлегии журнала "Вестник знания". Он начал публиковаться в журналах "Русская школа", "Народный университет". А чтобы не возникало разных вопросов у сокурсников и преподавателей, он решил писать под псевдонимом. И его работы были подписаны немного изменённой девичьей фамилией матери (он убрал из неё одну "с") - В.Росинский. А после революции свои публикации он стал подписывать двойной фамилией, изменив её и в паспорте. С ней - Сорока-Росинский - он и вошёл в историю.
В 1920 году он вместе со своей женой Эллой Люминарской и ещё несколькими близкими им по духу педагогами, с которыми до этого работал в Путиловском училище, организовал и возглавил школу-коммуну имени Достоевского для трудновоспитуемых детей - ту самую ШКИДу. Здесь он внедрял систему, которую сам называл "суворовской педагогикой". Позже он писал:
Учиться, чтобы добыть себе путёвку в жизнь, так сказали бы мы теперь. Учиться, чтобы "выйти в люди", так сказали тогда шкидцы. Это стало их девизом, это звучало в их гимне. Вот для чего понадобилось нам возложить на наших питомцев такое бремя. Вот во имя чего они могли учиться по 10 часов в день. Учёба - вот что у нас было главнейшим оружием перевоспитания.
А бывший воспитанник ШКИД, писатель Алексей Еремеев, известный нам под псевдонимом Л.Пантелеев, рассказывал:
В ШКИДе мы и зимой и летом проводили за партами по десять и больше часов и не чувствовали при этом никакой усталости, ни малейшего переутомления. Наоборот, учёба для нас была высочайшей радостью. А весь день мы находили ещё время и для чтения, и для игры, и для бурной издательской деятельности, и для театральных постановок, и для активной работы в обществе "Старый Петербург — Новый Петроград". И для бузы.
В 1966 году режиссёром Геннадием Полокой на киностудии "Ленфильм" была снята киноповесть "Республика ШКИД" по книге Григория Белых и Алексея Еремеева (Л.Пантелеева). (К слову, об Алексее Еремееве (Л.Пантелееве) вы можете прочитать в материале "От дворянина к "Республике ШКИД"). Викниксора - Виктора Николаевича Сорокина, прототипом которого был Сорока-Росинский, в нём блестяще сыграл Сергей Юрский. Кинозрители, да и сам актёр считали, что это была одна из лучших его ролей.
В 1925 году Сорока-Росинский ушёл из школы имени Достоевского. Сначала он работал методистом отделения социально-правовой охраны несовершеннолетних (СПОН) в Педагогическом институте имени Герцена.
Затем его назначили директором школы № 39, известной сейчас тем, что на её здании находится знаменитая надпись, информирующая о том, что эта сторона улицы опасна при артобстреле.
В эту школу также набирали "трудных" подростков, при этом занятия в школе велись всего по три часа в день. Виктор Николаевич начал и здесь внедрять свою систему, считая, что школа, в первую очередь, должна давать максимум знаний. Но вскоре вышла в свет книга "Республика ШКИД", на беду директора попавшаяся на глаза Надежде Крупской. Вдова Ленина, бывшая одним из организаторов советской системы народного образования, восприняла эту, в общем, по большому счёту, юмористическую художественную повесть как документальный материал, свидетельствовавший о низком уровне постановки педагогического дела в школе имени Достоевского. В своей статье "Воскресшая бурса" она писала:
В детдомах должен в центре всего стоять труд, тесно связанный с учёбой, не тяжёлый физический труд, не труд как наказание, а труд, увлекающий ребят, организующий их. А на деле не в Чухломе какой-нибудь, а в Ленинграде процветает советская бурса. В системе этой школы очень уж много до отвращения знакомых непривлекательных черт с её разрядами, напоминающими синие и желтые билетики воскресной школы, в которой учился Том Сойер, с её "летописью", представляющей собою одну из разновидностей "Кондуита", с изолятором и иными наказаниями во всех видах и степенях.
К ней присоединился и известный педагог Антон Макаренко, также прочитавший книгу как документ:
Метод — запертые двери, карцер и школьная работа. Когда Викниксор вдруг пришел к выводу, что необходимо трудовое воспитание, то он этот вывод оформил так: нужно их послать в какой-нибудь трудовой институт, находящийся за стенами школы. У него у самого никакого трудового воспитания нет, только школа. Лично у самого Викниксора никакого мастерства нет. Вообще эта фигура почти комическая, он строг, заводит летопись и отмечает положительные и отрицательные поступки и, в зависимости от количества их, назначает наказание. Авторитетом, даже уважением Викниксор не пользуется.
Разумеется, критика с таких верхов не могла пройти бесследно. В итоге Виктору Николаевичу вынесли то, что в немецком языке называется "Berufsverbot" - запрет на профессию. В течение почти десяти лет он не имел права учительствовать в средней школе. А ещё в 1935 году умерла его мать, которую он искренне и глубоко любил. Тогда же тяжело заболела приёмная дочь Ксения, скончавшаяся через год. Сорока-Росинский преподавал в классах Торфяного техникума для трудновоспитуемых, а с 1933 года - в школе для психоневротиков при Ленинградском педологическом институте. В этом же институте он работал научным сотрудником.
В 1936 году запрет был снят, Виктор Николаевич вернулся к преподаванию в общеобразовательной школе. А когда началась война, он остался в блокадном Ленинграде. Его жена, та самая Эланблюм, эвакуировалась с Педагогическим институтом имени Покровского, в котором преподавала, на Кавказ - в Ессентуки. Но этот город вскоре был оккупирован немцами. Оккупация продолжалась ровно год - с 11 января 1942 года по 11 января 1943-го. Элла Андреевна, по происхождению немка, покинула город с отступающими немецкими частями. Есть неуточнённые данные, что она погибла в Донецке. Там и похоронена.
А Виктор Сорока-Росинский, дошедший до крайней степени дистрофии, осложнённой целым сонмом болезней - от гипертонии до прогрессирующей глухоты и ухудшения зрения, в 1942 году был всё же эвакуирован на Алтай, в Ойрот-Туру (сейчас Горно-Алтайск). И едва поправив здоровье, он снова полностью окунулся в работу. Он преподавал в школе - у него было 50 часов в неделю, да ещё и читал лекции в педучилище, в спецшколе Военно-воздушных сил и на учительских курсах.
Осенью 1948 года Виктор Николаевич вернулся в Ленинград. Он снова стал преподавать русский язык и литературу, но здоровье его уже не было прежним. И через несколько лет ему пришлось уйти на пенсию - как гласила запись в его трудовой книжке: "отчислен из состава учителей". Впрочем, учителем он быть не перестал, организовав обучение на дому для окрестных детей, которые плохо учились в обычных школах. Он в шутку назвал это "Академией", а своих подопечных звал "академиками". Л.Пантелеев вспоминал:
…и в этом преклонном возрасте жил не по-стариковски деятельно: писал историю своих педагогических взглядов, сотрудничал в газетах и журналах, составлял какие-то методические пособия для школы. И постоянно над кем-то шефствовал, кого-то опекал.
Он жил в маленькой, восьмиметровой комнатке в коммуналке на Садовой. Последней его подопечной была дочка дворничихи Верочка. Ей совершенно не давалась учёба, к тому же она часто болела и много пропускала. Виктор Николаевич очень привязался к ней и пообещал, что когда она получит первую "пятёрку", то он непременно сводит её в кино. И когда она получила "пятёрку", он поехал за билетами, а возвращаясь, из-за своего слабого слуха не услышал звонка вагоновожатого трамвая и не заметил его из-за своего очень плохого зрения в осенних сумерках... Случилось это первого октября 1960 года на углу Садовой и переулка Макаренко. Названного в честь того самого Антона Семёновича.
Виктор Николаевич Сорока-Росинский был похоронен на Серафимовском кладбище Ленинграда. Позже здесь же были упокоены его сын Константин, невестка и мать жены сына . К середине нулевых годов нынешнего столетия могила пришла в запустение.
Сотрудники и студенты Педагогического университета имени Герцена (в котором некогда работал Виктор Николаевич) обратились к депутатам Приморского района Петербурга и совместными с муниципалитетом усилиями на могиле наконец-то появился памятник. Тот, который можно увидеть сейчас. Он был открыт 6 октября 2007 года. На памятнике есть и книга "Республика ШКИД".
Правда уже очень сложно разглядеть слова Виктора Николаевича:
Учёба - вот что у нас было главнейшим оружием перевоспитания.
На кладбищах Петербурга похоронено много наших выдающихся соотечественников. Это актёры, музыканты, писатели, режиссёры, композиторы, художники...
На Южном кладбище похоронены актёры Алексей Смирнов - механик Макарыч из фильма "В бой идут одни "старики"", Николай Годовиков - Петруха из "Белого солнца пустыни" и выдающийся бард Юрий Кукин - автор бессмертного "А я еду за туманом", лучший барабанщик Ленинградского рок-клуба Александр Кондрашкин.
На Литераторских мостках Волковского православного кладбища упокоились выдающиеся советские и российские актёры: Николай Симонов, Бруно Фрейндлих, незабываемый Холстомер - Евгений Лебедев, Василий Меркурьев, Николай Трофимов, Владислав Стржельчик, командир счастливой "Щуки" Пётр Вельяминов, незабвенный Хоботов - Анатолий Равикович, Андрей и Юрий Толубеевы, Ефим Копелян, Людмила Макарова, Александр Борисов - Кошачий Барин из фильма "Верные друзья", Нина Мамаева, Иван Дмитриев, поэтесса, голос блокадного Ленинграда Ольга Берггольц, поэт Александр Блок, композиторы Андрей Петров, Исаак Шварц, оперная певица Галина Ковалёва, певцы Николай Охотников, Борис Штоколов, пианист и шахматный гроссмейстер Марк Тайманов, балерина Алла Шелест, дирижёр Мариинского театра Виктор Федотов, поэт Всеволод Рождественский, режиссёр Рубен Агамирзян, кинорежиссёр, основатель "ленинградской школы кино" Григорий Козинцев. Здесь же похоронены мать и сёстры Владимира Ульянова (Ленина) - Мария Александровна, Ольга и Анна, вдова Сергея Кирова Мария Маркус-Кирова.
На кладбище в поселке Комарово похоронены актёры Аркадий Шалолашвили, Андрей Краско, Алексей Девотченко, Никита Михайловский - Ромка из "Вам и не снилось", мама Ивана Урганта Валерия Киселёва, дядя Михаила Боярского артист Николай Боярский, Аркадий Шалолашвили, композиторы Вениамин Баснер, Виктор Резников, Олег Каравайчук, Сергей Курёхин, писатели Виктор Голявкин, Вера Панова, Тамара Петкевич, Даниил Гранин, фантаст Иван Ефремов, великая Анна Ахматова, драматург и сценарист Александр Володин, кинорежиссёры Иосиф Хейфиц, Виктор Аристов, художник-постановщик Семён Мандель, популярная эстрадная певица Мария Пахоменко, основательница группы "Atlantida Project" певица Саша Соколова, нобелевский лауреат Жорес Алфёров, академик Наталья Бехтерева, продюсер, придумавший "Ментов", Александр Капица, театровед и писатель Евгений Калмановский, балерина Инна Зубковская, театральный режиссёр Арсений Сагальчик.
На Смоленском кладбище лежат актрисы Анна Самохина, Светлана Карпинская, режиссёры Алексей Балабанов, Валерий Огородников, актёр Виктор Костецкий, эстрадные исполнители Людмила Сенчина, Бен Бенцианов и Эдуард Хиль, актёр Станислав Ландграф, писатель-маринист Виктор Конецкий, основоположник российского футбола Георгий Дюперрон, олимпийский чемпион Геннадий Шатков.
Серафимовское кладбище стало последним пристанищем для актёров Игоря Дмитриева, Михаила Светина, Павла и Петра Кадочниковых, Александра Демьяненко, Гликерии Богдановой-Чесноковой, Александра Хочинского, Николая Крюкова, Виктора Смирнова, Константина Адашевского, Валерия Матвеева, Ольги Лебзак. Здесь же лежат великий русский художник Павел Филонов, многолетний настоятель храма Серафима Саровского отец Василий Ермаков, родители нынешнего президента России Владимира Путина. На этом кладбище похоронены кумир питерских футбольных болельщиков Владимир Казачёнок, выдающийся нападающий Лев Бурчалкин, один из лучших советских инсайдов Евгений Елисеев, легендарный игрок сборной СССР по хоккею Геннадий Цыганков, первый российский олимпийский чемпион Николай Панин-Коломенкин, спортивный комментатор Виктор Набутов.
На Большеохтинском упокоилась клоунесса Ирина Асмус - Ириска из "АБВГДейки", основатель группы "Алиса" Святослав Задерий, писатель, автор "Республики ШКИД" Леонид Пантелеев, актёр и режиссёр Игорь Владимиров.
А на Северном кладбище Санкт-Петербурга похоронены Павел Луспекаев - таможенник Верещагин из "Белого солнца пустыни" и Сергей Филиппов - незабываемый Киса Воробьянинов из "Двенадцати стульев", великий баскетбольный тренер Владимир Кондрашин и баскетболист Александр Белов, принесший Советскому Союзу первое олимпийское золото в этом виде спорта.
Киновеевское кладбище стало последним домом для актёра Александра Кавалерова.
На Богословском лежат актёры Кирилл Лавров, Роман Громадский, актриса, жена писателя и поэта Анатолия Мариенгофа Анна Никритина, драматург-сказочник Евгений Шварц, режиссёр Александр Рогожкин, поэт Глеб Горбовский. Здесь же похоронены лидер группы "Кино" Виктор Цой и его жена Марьяна, рок-музыканты Наталья Пивоварова ("Колибри"), Михаил Горшенёв "Горшок" ("Король и шут"), Александр Аксёнов "Рикошет" ("Объект насмешек"), Сергей Богаев ("Облачный край"), великий дирижёр Евгений Мравинский, умершая совсем молодой певица Лидия Клемент, знаменитый пародист Виктор Чистяков, писатель Виталий Бианки, талантливейший хоккейный вратарь Евгений Белошейкин, герой Советского Союза, личный враг Адольфа Гитлера Александр Маринеско, двукратная олимпийская чемпионка Елена Шушунова.
На кладбище Памяти жертв 9-го января похоронили актрису Галину Короткевич, умершую за две недели до своего столетия.
На Волковском православном кладбище нашли своё упокоение режиссёр Борис Понизовский, поэтесса Серебряного века Ирина Одоевцева, основатель группы "Зоопарк" Майк Науменко, флейтист группы "Аквариум" Андрей "Дюша" Романов, аккордеонист этой же группы Сергей Щураков, жена рок-музыканта Юрия Шевчука Эльмира, актёры Сергей Бехтерев, Василий Корзун, Дмитрий Барков, Станислав Соколов.
На Казанском кладбище в Пушкине похоронили актёра Илью Олейникова, писателя-фантаста Александра Беляева, писательницу Ольгу Форш.
На Шуваловском кладбище похоронен выдающийся писатель-постмодернист Андрей Битов.
На Новодевичьем лежат актёр Александр Анисимов, художник Михаил Врубель, родители жены Ленина Надежды Константиновны Крупской - Константин Игнатьевич и Елизавета Васильевна.
На кладбище в Зеленогорске был захоронен прах популярного певца Сергея Захарова.
На кладбище Крематория похоронили Короля подпольной песни СССР Аркадия Северного.
На Никольском кладбище Александро-Невской лавры упокоился художник и скульптор Михаил Микешин - автор памятника "Тысячелетие России" и многих других работ. Здесь же похоронен сын Анны Ахматовой и Николая Гумилёва историк, философ и поэт Лев Гумилёв, выдающаяся эстрадная певица Анастасия Вяльцева, бывший первый вице-премьер, которого прочили в президенты после Ельцина - Николай Аксёненко, один из первых российских лётчиков-испытателей Сергей Уточкин, депутат Госдумы России Галина Старовойтова, первый мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак, выдающийся хирург Фёдор Углов.
К слову, все имена, выделенные цветом, - это активные ссылки, и вы можете перейти по ним, если будет интересно прочитать об этих великих людях.
Если вам понравился материал - поставьте, пожалуйста, "лайк". Вам это ничего не стоит, а канал вы, тем самым, поддержите. Буду рад, если вы захотите высказать своё мнение о материале, не стесняйтесь - комментируйте, благодарите (если считаете нужным), критикуйте. Возможно, в материале что-то упущено и вы знаете какие-то неизвестные детали - пожалуйста, дополняйте. Каждое ваше слово, каждый отзыв чрезвычайно важен для того, чтобы канал оставался на плаву в наше сложное время.