Найти тему
Вдоль по Питерской

Его ценили Шостакович и Рихтер, а Сталин подарил ему рояль. Могила Олега Каравайчука в Комаровском некрополе

Оглавление

Когда будущему великому композитору-авангардисту было семь лет, ему довелось выступить на концерте в Кремле. Среди зрителей находился сам "вождь и учитель" - Иосиф Сталин. Руководителю Советского государства так понравилась блестящая игра юного дарования на фортепиано, что он подошел к мальчику, погладил его по голове и распорядился подарить тому белый рояль.

Олег Каравайчук. Фото autogear.ru
Олег Каравайчук. Фото autogear.ru

Оценить его исполнительское мастерство во времена СССР могли очень немногие слушатели. При советской власти у него практически не было концертов. Первый раз он публично выступил в начале шестидесятых в Ленинградском концертном зале, концерт закончился грандиозным скандалом - Каравайчук переругался со всем руководством Ленконцерта, что привело к тому, что любые публичные выступления пианиста и композитора были просто запрещены. Этот запрет продлился двадцать лет - лишь весной 1984 года состоялось второе выступление Олега Николаевича на публике, когда Каравайчук сыграл на сцене Дома актеров им. Станиславского произведения Мусоргского и Бетховена.

Олег Каравайчук мог играть на рояле лежа. Фото the-village.ru
Олег Каравайчук мог играть на рояле лежа. Фото the-village.ru

Но, наверное, нет в нашей стране человека, не слышавшего сочиненной им музыки. Правда, скорее всего, многие даже не подозревают, что именно он автор музыкального сопровождения во многих отечественных фильмах. А ведь он написал музыку почти к полутора сотням кинокартин, среди которых есть известнейшие и популярнейшие.

Первым кинофильмом, к которому Олег Каравайчук сочинил музыку, была непритязательная комедия "Алеша Птицын вырабатывает характер". Детский фильм был поставлен режиссером Анатолием Граником по сценарию Агнии Барто. И именно классик отечественной детской литературы и порекомендовала Каравайчука в качестве композитора этого фильма. Кстати, он не только писал музыку для фильмов, но и в некоторых из них еще и снимался в небольших ролях. Так, например, он многим запомнился в роли музыканта дядюшки Тимолле в приключенческой сказке "Город мастеров". А ведь в этом фильме сыграли такие известнейшие актеры, как Зиновий Гердт, Роман Филиппов, Савелий Крамаров, Игорь Ясулович...

После "Алеши Птицына..." Каравайчук практически ежегодно выдавал по саундтреку к фильму. А порой он мог написать музыку и к нескольким фильмам за год. В их числе "Два капитана" Владимира Венгерова, "Поднятая целина" Александра Иванова, "Городской романс" Петра Тодоровского, "Короткие встречи" и "Долгие проводы" Киры Муратовой и множество других.

Писал он музыку и к театральным постановкам, но в силу особенностей своей личности, часто нарушал сроки сдачи партитур. Так однажды он не уложился в срок, работая над музыкой к балету "Клоп", который ставил в Ленинградском академическом театре оперы и балета имени С. М. Кирова (ныне Мариинский) балетмейстер Леонид Якобсон. По воспоминания сценографа Бориса Мессерера, по просьбе Якобсона работу над музыкой к балету завершил композитор Георгий Фиртич. И на афише были написаны две фамилии: "О. Каравайчук и Г. Фиртич". Возмущенный Каравайчук решил заменить свою фамилию псевдонимом "Ф. Отказов". И на афишах появилось: "Композиторы Ф. Отказов и Г. Фиртич".

Олег Каравайчук в своем неизменном берете. Фото syl.ru
Олег Каравайчук в своем неизменном берете. Фото syl.ru

Вообще, конечно, скандалов в жизни Олега Каравайчука хватало с избытком. Немало и мифов, до сих пор окутывающих его жизнь. Так, до сих пор считается, что он не окончил Консерваторию, хотя это и не так - диплом он получил. Хотя, говорят, на дипломном выступлении он сыграл свою музыку, выдав ее за произведение Скрябина. Впрочем, есть версия, что выступление было не на дипломе, а на вступительных экзаменах, а свою музыку Каравайчук выдал за музыку Баха, и никто подмены не заметил. А на дипломном концерте он как-будто взял лишь один аккорд и ушел со сцены, так как комиссия ему не понравилась. А одна из легенд связана со знаменитым довоенным фильмом "Волга-Волга". Якобы после того, как мальчик был обласкан Сталиным, он был приглашен на роль юного композитора и пианиста в эту советскую комедию. И хотя во всех справочниках можно прочитать, что играет здесь Анатолий Шалаев, легенда об участие в фильме Каравайчука продолжает жить. И даже режиссер Сергей Соловьев в своем авторском цикле "Те, с которыми я" говорит, что в "Волге-Волге" играет Олег Каравайчук - настолько силен этот миф.

Кадр из фильма "Волга-Волга" (1938 год)
Кадр из фильма "Волга-Волга" (1938 год)

И еще одна легенда - продолжение истории про подаренный Сталиным рояль. Через несколько месяцев после этого события Олега Каравайчука пригласили в дом работников искусств, где присутствовал Сталин. Как рассказывал режиссер документального фильма о Каравайчуке "Олег и редкие искусства" Андрес Дуке, "вождь и учитель" обладал великолепным музыкальным слухом и легко угадывал ноты. Однажды Сталин, послушав звук от удара карандашом по стакану с водой, определил, что это нота "до". Потом поправился: "Нет, это до-диез". Каравайчук, которому было семь лет, встал и произнес: "Товарищ Сталин, Вы были правы, это до. Но Вы ошиблись в другом". Повисла зловещая тишина. И Олег завершил: "Вы ошиблись, отправив моего отца на принудительные работы". И отец Каравайчука, арестованный, когда сыну было лишь два года, вернулся через три месяца из лагеря.

Олег Николаевич жил на 15-й линии Васильевского острова. Соседи называли его "сумасшедшим композитором". Скорее всего, из-за его внешности. Но сумасшедшим он не был. Он дружил со многими выдающимися личностями: Сергеем Параджановым, Иннокентием Смоктуновским, Василием Шукшиным.

Друг Олега Каравайчука режиссер Сергей Параджанов. Фото tvcenter.ru
Друг Олега Каравайчука режиссер Сергей Параджанов. Фото tvcenter.ru

К нему в гости приходил Сергей Курехин, который говорил, что никогда не сможет научиться играть с такой мощью, как это делает Каравайчук. Но для академических критиков он так и не стал понятым - к нему были ближе авангардисты и представители рок-культуры. Кстати, Марьяна Цой долгое время поддерживала его финансово. Сам же Каравайчук никогда не интересовался деньгами и принимал участие в музыкальных проектах, лишь только если они были ему интересны с творческой стороны. Жил он скромно и никакими супергонорарами его нельзя было заманить.

В девяностые, когда открылись границы, Олег Каравайчук при содействии Сергея Курехина побывал в Великобритании, где с успехом выступил на BBC. После чего прозрели и российские власти, до которых стала доходить гениальность композитора и исполнителя. У него появилась масса приглашений на выступления, СМИ начали брать у него интервью, его стали показывать по телевидению. Было издано несколько компакт-дисков с его концертами - "Вальсы и антракты", "Concerto Grosso", "Эрмитаж", "Танго". В 1995 году о нем был снят документальный фильм "Олег Каравайчук. Большой вальс для Колизея". Пришло и официальное признание - в 2002 году Каравайчук получил "Золотого овна" за музыку к фильму "Темная ночь", а в 2009-м - премию Сергея Курехина "За заслуги в развитии современного искусства". Хотя, конечно, многим его выступления были не понятны. Например, наволочка на голове, которую он надевал, по его словам, чтобы абстрагироваться от суеты. С этой же целью он порой играл на рояле...лежа.

Олег Каравайчук. Фото kino.rambler.ru
Олег Каравайчук. Фото kino.rambler.ru

Уже упоминавшийся фильм венесуэльского режиссера Андреса Дуке "Олег и редкие искусства" стал последним эпизодом жизни Олега Каравайчука. Олег Николаевич присутствовал на премьере этого документального фильма в феврале 2016 года в Испании на Международном наваррском фестивале "Точка зрения" в Памплоне, готовился к концертам в Петербурге, планировал наконец-то выступить в Москве. Шестого июня у него должен был состояться сольный концерт в Петербурге, но его перенесли в связи с болезнью Олега Николаевича. Организаторы уверяли, что Каравайчук обязательно поправится...

Кадр из фильма "Олег и редкие искусства"
Кадр из фильма "Олег и редкие искусства"

К сожалению, этого не случилось - 13 июня 2016 года Олег Николаевич Каравайчук скончался в Санкт-Петербурге. Прощание прошло 18 июня 2016 года в Каменностровском театре - на второй сцене БДТ. Олег Каравайчук хотел быть упокоенным на кладбище поселка Репино, но похоронили великого композитора и пианиста недалеко от его друга Сергей Курехина, умершего ровно двадцатью годами ранее, - в Комаровском некрополе. Памятником ему служит огромный валун.

Памятник на могиле Олега Каравайчука на кладбище в Комарово.
Памятник на могиле Олега Каравайчука на кладбище в Комарово.

Если вам понравился материал - поставьте, пожалуйста, "лайк". Вам это ничего не стоит, а канал вы, тем самым, поддержите. Буду рад, если вы захотите высказать своё мнение о материале, не стесняйтесь - комментируйте, благодарите (если считаете нужным), критикуйте. Возможно, в материале что-то упущено и вы знаете какие-то неизвестные детали - пожалуйста, дополняйте. Каждое ваше слово, каждый отзыв чрезвычайно важен для того, чтобы канал оставался на плаву в наше сложное время.

А лучше всего - подписывайтесь на канал "Вдоль по Питерской". Пишите, о ком вы хотели бы прочитать на этом канале. Буду всем благодарен. И ещё - почему-то на Дзене стала действовать автоматическая ОТПИСКА от каналов. Поэтому проверяйте, пожалуйста, остаётесь ли вы подписаны на канал.

Многие подписчики пишут мне в комментариях, что материала на канале уже хватает на хорошую книгу о великих петербуржцах, что можно даже что-то вроде справочника-путеводителя по питерским кладбищам издать. Но удовольствие это не из дешёвых, в одиночку я просто не потяну. Поэтому решил провести такой вот эксперимент - попытаюсь собрать деньги на такую книгу. Если это действительно востребовано, то мы вместе её сможем напечатать. Если же кто-то считает это не этичным, напишите, пожалуйста - если таковых отзывов будет много, то я завершу этот эксперимент. Буду благодарен за любую обратную связь.