Три года назад, в декабре 2018 года, не стало Андрея Георгиевича Битова - писателя, бывшего классиком еще при жизни. Конечно, сейчас, в эпоху интернета любой может назвать себя писателем, а у многих известных личностей, ведущих свои блоги (а, значит, что-то пишущих), читателей (точнее, наверное, все же почитателей) несравненно больше, чем были тиражи книг Битова, но действительно хорошую, интересную прозу пишут считаные единицы. И такой "единицей" был и Андрей Битов.
О Битове в Википедии написано, что он - основатель постмодернизма в русской литературе. Для большинства из нас такая характеристика означает лишь одно - читать его книги, видимо, невозможно. Но, на самом деле, большую часть его книг можно и нужно читать как отличную прозу, не такую, конечно, легко читаемую, как произведения Дарьи Донцовой и иже с ней, но вполне доступную для понимания. И не думая, что написаны они в каком-то загадочном стиле. И даже самый известный роман Андрея Битова - "Пушкинский дом" - мне кажется, можно читать как просто хорошую книгу. Не выискивая в нем признаков постмодернистской литературы. Коих в нем, разумеется, более чем достаточно. В общем, Андрей Битов - это, на самом деле, писатель для всех.
Кстати, писать Андрей Георгиевич начал, когда ему не было еще и двадцати лет. А в двадцать три года он увидел и свои первые опубликованные рассказы. Это были рассказы "Фиг", "Бабушкина пиала" и "Иностранный язык", они появились в литературном альманахе "Молодой Ленинград" за 1960 год. К тому времени Битов уже успел поступить в Ленинградский горный институт (он очень любил горы и даже получил значок "Альпинист СССР"), отслужить в армии и вновь стать студентом ЛГИ. А служил Битов в стройбате, причем жить во время службы ему пришлось в самой настоящей зоне - тогда их много освобождалось. Так вот, это и был настоящий лагерь - бывших зеков-то уже вывезли, но бараки, вышки, колючая проволока - все это осталось. Причем, чтоб не пропадала форма заключенных, именно в нее и обрядили стройбатовцев.
Еще студентом Битов занимался в литературном объединении (ЛИТО) у известного поэта Глеба Семенова. Тогда же несколько стихов Битова попали в издаваемый объединением самодельный сборник. Это был второй выпуск сборника. И он, по решению парткома института был сожжен летом 1957 года. Причиной послужили...венгерские события конца 1956-го.
Вообще Глеб Сергеевич был ответственным секретарем Комиссии по работе с молодыми литераторами при Ленинградском отделении Союза писателей, у него училось множество поэтов, ставших впоследствии популярными - Глеб Горбовский, Александр Кушнер, Римма Маркова и множество других. А Александр Городницкий, автор неофициального гимна Ленинграда/Санкт-Петербурга "Атланты держат небо...", был в этой группе старостой. Битов тоже сначала писал стихи, но прозаик в нем все же взял верх.
Успешно окончив Горный институт и отдав некоторое время своей жизни геологоразведке, Битов все же понял, что его призвание - литература, а не поиск полезных ископаемых, и что работа буровым мастером его, оказывается, не слишком привлекает. И, уехав в Москву, поступил на Высшие курсы сценаристов и режиссеров, в сценарную мастерскую Евгения Габриловича, которые и окончил в 1967 году. На этих курсах он познакомился и подружился с Резо Габриадзе. А пока он учился, Битов успел написать в соавторстве с Эмилем Брагинским сценарий "Маленький беглец", по которому в 1966 году был снят первый совместный советско-японский фильм.
Кстати, Андрей Битов не только писал сценарии, но однажды сам снялся в кино. Его пригласил режиссер Сергей Соловьев в свой фильм "Чужая белая и Рябой" на роль музыканта Петра Старцева.
С первой половины шестидесятых до конца семидесятых у Битова вышло десять книг. Еще в 1965 году он стал членом Союза писателей СССР. А в 1978-м он опубликовал свой "Пушкинский дом" в Соединенных Штатах. И практически сразу Андрей Битов выступил в роли одного из организаторов альманаха "Метрополь". Этот альманах, состоящий из неподцензурных текстов Юза Алешковского, Владимира Высоцкого, Евгения Попова, Виктора Ерофеева и еще двух десятков известных поэтов и писателей, был издан тиражом 12 (двенадцать!) экземпляров, отпечатанных на пишущей машинке.
И, возможно, власть бы и не заметила этот десяток брошюр, но один экземпляр был вывезен в США и там, в Мичигане, альманах был отпечатан издательством "Ардис" значительным тиражом. В альманахе были опубликованы и несколько рассказов Битова - "Прощальные деньки", "Глухая улица", "Похороны доктора". Разумеется, власть, не могла оставить без внимания своеволие своих сограждан - все авторы "Метрополя" в той или иной степени подверглись гонениям. Времена, конечно, были уже не людоедские, поэтому поэтов и писателей просто перестали печатать на родине.
Коснулось это и Андрея Битова. Практически вплоть до второй половины восьмидесятых - до начала "перестройки" - книги писателя не издавались в Советском Союзе. Но с началом новой эры - горбачевской гласности - Андрей Георгиевич стал очень популярен. В СССР практически ежегодно стали выходить его книги. Был напечатан и "Пушкинский дом", сначала в трех последних номерах журнала "Новый мир" за 1987 год, а в 1989-м вышло и книжное издание. Роман, написанный Битовым еще в 1964 году и получил в 1990-м во Франции премию за лучшую иностранную книгу года. Сам Битов в 1987 году был награжден орденом "Знак Почета", в 1992-м получил Государственную премию Российской Федерации за роман "Улетающий Монахов", а в 1997-м - такую же премию за роман "Оглашенные".
В 1988 году Андрей Битов стал одним из организаторов Российского Пен-клуба, а с 1991-го его возглавлял. Он вел активную общественную работу, участвовал во множестве симпозиумов, семинаров, преподавал в Литературном институте имени Максима Горького. А еще именно Андрею Битову принадлежит идея установки памятника Чижику-Пыжику на Фонтанке. Которую он вместе со скульптором Резо Габриадзе и архитектором Вячеславом Бухаевым осуществил в 1994 году.
И сейчас множество туристов и жителей Петербурга загадывают желания, бросая монетки этому созданию.
Кстати, памятник Чижику-пыжику - далеко не единственная идея памятника, придуманного Андреем Битовым. Так, в 2000-м году в Михайловском был установлен памятник зайцу, который, по преданию, перебежал дорогу Александру Пушкину, когда тот, находившийся в декабре 1825 года в ссылке в родовом имении Михайловское, узнал о готовящемся восстании декабристов и выехал в Петербург, чтобы принять в нем участие. Но перебежавший дорогу перед санями заяц был сочтен дурным предзнаменованием, и поэт вернулся домой. Таким образом, заяц спас "солнце русской поэзии" от возможной гибели.
А Сергей Довлатов как-то вспоминал, что однажды Битов подрался с поэтом Андреем Вознесенским. Причем, со слов Довлатова, на товарищеском суде, созванном по этому поводу, Андрей Георгиевич сказал: " - Выслушайте меня и примите объективное решение. Только сначала выслушайте, как было дело.
Я расскажу вам, как это случилось, и тогда вы поймете меня. А следовательно — простите. Ибо я не виноват. И сейчас это всем будет ясно. Главное, выслушайте, как было дело.
— Ну и как было дело? — поинтересовались судьи.
— Дело было так. Захожу я в "Континенталь". Стоит Андрей Вознесенский. А теперь ответьте, — воскликнул Битов, — мог ли я не дать ему по физиономии?!.." Впрочем, Битов утверждал, что Довлатов всю эту историю выдумал.
Андрей Георгиевич Битов скончался 3 декабря 2018 года в Москве. Его прах был захоронен на Шуваловском кладбище Петербурга рядом с его родителями - отцом Георгием Леонидовичем Битовым и матерью Ольгой Алексеевной Кедровой.
Мы привыкли думать, что судьба превратна и мы никогда не имеем того, чего хотим. На самом деле, все мы получаем свое — и в этом самое страшное…
Андрей Битов
На кладбищах Петербурга похоронено много выдающихся представителей отечественного искусства. Это актеры, писатели, режиссеры, композиторы...
На Южном кладбище похоронены актеры Алексей Смирнов - механик Макарыч из "В бой идут одни "старики"", Николай Годовиков - Петруха из "Белого солнца пустыни" и выдающийся бард Юрий Кукин - автор бессмертного "А я еду за туманом". На Литераторских мостках Волковского православного кладбища упокоились выдающиеся советские и российские актеры: Бруно Фрейндлих, незабываемый Холстомер - Евгений Лебедев, Василий Меркурьев, Николай Трофимов, Владислав Стржельчик, командир счастливой "Щуки" Петр Вельяминов, незабвенный Хоботов - Анатолий Равикович, Андрей и Юрий Толубеевы, Ефим Копелян, Александр Борисов - Кошачий Барин из фильма "Верные друзья", Нина Мамаева, поэтесса, голос блокадного Ленинграда Ольга Берггольц, поэт Александр Блок, композитор Андрей Петров, балерина Алла Шелест. На кладбище в поселке Комарово похоронены актеры Андрей Краско, Алексей Девотченко, Никита Михайловский - Ромка из "Вам и не снилось", мама Ивана Урганта Валерия Киселева, дядя Михаила Боярского артист Николай Боярский, композиторы Вениамин Баснер, Виктор Резников, Олег Каравайчук, Сергей Курехин, писатель Виктор Голявкин, фантаст Иван Ефремов, великая Анна Ахматова. На Смоленском кладбище лежат актриса Анна Самохина, режиссер Алексей Балабанов, актер Виктор Костецкий, эстрадные исполнители Людмила Сенчина и Эдуард Хиль, актер Станислав Ландграф, писатель-маринист Виктор Конецкий. Серафимовское кладбище стало последним пристанищем для актеров Игоря Дмитриева, Михаила Светина, Павла и Петра Кадочниковых, Александра Демьяненко, Гликерии Богдановой-Чесноковой, Александра Хочинского, Николая Крюкова. На Большеохтинском упокоилась клоунесса Ирина Асмус -Ириска из "АБВГДейки", основатель группы "Алиса" Святослав Задерий, писатель, автор "Республики ШКИД" Леонид Пантелеев. А на Северном кладбище Санкт-Петербурга похоронены Павел Луспекаев - таможенник Верещагин из "Белого солнца пустыни" и Сергей Филиппов - незабываемый Киса Воробьянинов из "Двенадцати стульев". Киновеевское кладбище стало последним домом для Александра Кавалерова. На Богословском лежат актеры Кирилл Лавров, Роман Громадский, драматург-сказочник Евгений Шварц, режиссер Александр Рогожкин. Здесь же похоронены лидер группы "Кино" Виктор Цой и его жена Марьяна, рок-музыканты Наталья Пивоварова ("Колибри"), Сергей Богаев ("Облачный край"), Михаил Горшенёв "Горшок" ("Король и шут"), Александр Аксенов "Рикошет" ("Объект насмешек"), великий дирижер Евгений Мравинский. На кладбище Памяти жертв 9-го января недавно похоронили актрису Галину Короткевич, умершую за две недели до своего столетия. На Волковском кладбище нашли свое упокоение режиссер Борис Понизовский, поэтесса Серебряного века Ирина Одоевцева, основатель группы "Зоопарк" Майк Науменко, флейтист группы "Аквариум" Андрей "Дюша" Романов, аккордеонист этой же группы Сергей Щураков. На Казанском кладбище в Пушкине похоронили актера Илью Олейникова, писателя-фантаста Александра Беляева. К слову, все имена, выделенные синим цветом, - это активные ссылки, и вы можете перейти по ним, если будет интересно прочитать об этих великих людях.
Если вам понравился материал - поставьте, пожалуйста, "лайк". Вам это ничего не стоит, а канал вы, тем самым, поддержите. Буду рад, если вы захотите высказать своё мнение о материале, не стесняйтесь - комментируйте, благодарите (если считаете нужным), критикуйте. Возможно, в материале что-то упущено и вы знаете какие-то неизвестные детали - пожалуйста, дополняйте. Каждое ваше слово, каждый отзыв чрезвычайно важен для того, чтобы канал оставался на плаву в наше сложное время.
А лучше всего - подписывайтесь на канал "Вдоль по Питерской". Пишите, о ком вы хотели бы прочитать на этом канале. Буду всем благодарен. И ещё - почему-то на Дзене стала действовать автоматическая ОТПИСКА от каналов. Поэтому проверяйте, пожалуйста, остаётесь ли вы подписаны на канал.
Многие подписчики пишут мне в комментариях, что материала на канале уже хватает на хорошую книгу о великих петербуржцах, что можно даже что-то вроде справочника-путеводителя по питерским кладбищам издать. Но удовольствие это не из дешёвых, в одиночку я просто не потяну. Поэтому решил провести такой вот эксперимент - попытаюсь собрать деньги на такую книгу. Если это действительно востребовано, то мы вместе её сможем напечатать. Если же кто-то считает это не этичным, напишите, пожалуйста - если таковых отзывов будет много, то я завершу этот эксперимент. Буду благодарен за любую обратную связь.