Найти тему
Вдоль по Питерской

Его называли "Русский Микеланджело". Михаил Микешин похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры

Оглавление

Наверное, многие обращали внимание на схожесть памятников Екатерине Второй на Невском проспекте Санкт-Петербурга и Тысячелетия России в Великом Новгороде. А когда мне довелось побывать в Краснодаре, то и тамошний памятник Екатерине Великой мне показался чуть ли ни калькой с двух вышеназванных. Разумеется, это не могло меня не заинтересовать, и я выяснил, что все три эти монумента авторства одного и того же скульптора - Михаила Микешина. Ну а когда я узнал, что он похоронен в Санкт-Петербурге - на Никольском кладбище Александро-Невской лавры, то, само собой, я не мог о нём не написать на страницах своего канала.

Илья Репин. Портрет М.О. Микешина. 1888 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Илья Репин. Портрет М.О. Микешина. 1888 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Михаил Микешин родился 9 (21 по новому стилю) февраля 1835 года в деревне Максимково Смоленской губернии. Кстати, деревня до сих пор жива, правда, проживает в ней лишь шестнадцать человек. Здесь даже сохранились руины церкви, в которой крестили маленького Мишу.

Храм Казанской иконы Божьей Матери в деревне Старое Максимково. Когда-то внутренние интерьеры здесь расписывал сам Микешин. Фото galik-123.livejournal.com
Храм Казанской иконы Божьей Матери в деревне Старое Максимково. Когда-то внутренние интерьеры здесь расписывал сам Микешин. Фото galik-123.livejournal.com

Семья Микешиных была не очень богатой. Отец, Осип Егорович, выходец из крестьян, стал помещиком и даже служил соляным приставом. Воспитанием и обучением детей занималась мать Михаила Анна Дмитриевна, знатная полька, одна из первых красавиц Варшавы, выпускница института благородных девиц, в девичестве Бартошевич-Одолянская. Вряд ли Осип Егорович мог предположить, какая слава ждёт его сына. Но образование, по мере своих сил, он ему дал. Михаил в детстве научился играть на фортепьяно, гуслях, гитаре. Уже в четыре года он рисовал всё, что видел вокруг. А местный иконописец Тит Андронович обучал его основам своего мастерства. Как вспоминал Микешин:

этот милый, весёлый и вечно подвыпивший старикашка научил меня самого приготовлять и тереть масляные краски, очищать и варить конопляное масло, грунтовать холст и даже делать деревянные подрамники.
Афанасий Рокачевский. Портрет молодого М.О. Микешина. 1869 г. Рославльский историко-художественный музей
Афанасий Рокачевский. Портрет молодого М.О. Микешина. 1869 г. Рославльский историко-художественный музей

Когда Михаилу исполнилось десять лет, семья переехала в уездный городок Рославль. Здесь Микешин поступил в приходскую школу, а затем - в уездное училище, окончив которое с отличием, продолжил обучаться в Смоленской гимназии. Он продолжал рисовать, причём очень часто рисунки его товарищи выменивали на бабки, орехи, калачи, и, наконец, деньги. Порой ему платили по 10-15 копеек за экземпляр. Надо отметить, что юный Микешин деньги эти откладывал на покупку башмаков из тисненой золотом кожи для крепостной старухи Ганки, бывшей у него в детстве нянькой. Кстати, башмаки, в конце концов, он ей купил.

Михаил Микешин. Фото i.pinimg.com
Михаил Микешин. Фото i.pinimg.com

В гимназии он тоже был в числе первых учеников, но перед самым окончанием с ним произошла драматическая история. Он влюбился, но взаимностью его избранница ему не ответила. И тогда Михаил создал из однокашников и друзей "тайный орден" женоненавистников. Собрания "ордена" проходили у Микешина, а в завершение все участники должны были выпить стакан воды, закусив его посоленным чёрным хлебом. Но однажды один из членов "ордена" подменил воду на водку, после чего все юноши основательно опьянели и серьёзно поколотили шутника. На их беду, он был сыном смоленского губернатора. В итоге отцу Михаила был предложен выбор: или сына публично высекут розгами, или он будет немедленно исключён из гимназии с "волчьим билетом". Осип Егорович выбрал второе и увёз Михаила в Рославль.

Но не бывает худа без добра - Микешин устроился на работу чертёжником на строительство Московско-Варшавского шоссе, которое как раз подошло к этому времени к Рославлю. При этом Михаил продолжал обучаться живописи. Его наставником стал художник Афанасий Рокачевский - впоследствии известный портретист и иконописец, возглавлявший иконописную школу Киево-Печерской лавры. Кстати, Рокачевский затем женился на старшей сестре Михаила.

Подрядчиком строительства 500-вёрстного участка дороги от Малоярославца до Бобруйска был правительственный контрагент Александр Вонлярлярский, которого современники за богатство и страсть к "красивой" жизни называли "русским Монте-Кристо".

Александр Вонлярлярский. Фото ru.m.wikipedia.org
Александр Вонлярлярский. Фото ru.m.wikipedia.org

Вонлярлярский заметил способного юношу и убедил его отца отправить сына в Петербург для дальнейшего обучения в Академии художеств. При этом все расходы на обучение Вонлярлярский брал на себя. Осип Егорович согласился, и в 1852 году Михаил уехал в Петербург и поступил в Академию, в класс батальной живописи, который вёл академик Богдан Виллевальде. И уже к концу первого года обучения Микешин создал полотно "Лейб-гусары у водопоя", приведшее в восторг самого императора Николая I, который сразу же приобрёл его, заплатив 150 рублей. А юного художника - Микешину едва исполнилось восемнадцать лет - пригласили давать уроки рисования членам августейшей фамилии. Кроме того, он был включён в состав свиты сына императора Николая I великого князя Николая Николаевича, который отправился путешествовать по окраинам империи — Польше, Украине, Крыму, Кавказу, Закавказью. Микешин вернулся оттуда со множеством путевых зарисовок.

Михаил Микешин. Лейб-гусары у водопоя. 1853 г. Государственная Третьяковская галерея
Михаил Микешин. Лейб-гусары у водопоя. 1853 г. Государственная Третьяковская галерея

К слову, за эту картину Микешин получил ещё и Малую серебряную медаль, которую на следующий же день отнёс в ломбард - за его учёбу платил Вонлярлярский, но на все остальные свои потребности Микешин должен был зарабатывать сам, и денег ему катастрофически не хватало. каждодневные потребности юноше приходилось обеспечивать самому. Микешин вспоминал:

Не было у меня в Петербурге, в этом омуте суеты, ни родных, ни знакомых. Аппетитом я обладал чудесным, хотя моему деятельному желудку почти постоянно приходилось тосковать от недостатка работы. Эта-то голодная тоска желудка - лично для меня - послужила самым настоящим толчком к изобретательности... изредка приходилось рисовать на дереве этикетки для обёрток чая, папирос и т.п. с гонораром примерно по одному рублю за рисунок. Подобная работа представлялась очень выгодной, потому что рисунок делался в один день, а рубль, полученный за него, мог кормить меня чуть ли не целую неделю.

Вообще за время обучения в Академии Микешин создал множество полотен, хранящихся сейчас в различных галереях России и за рубежом. А за выпускную работу - "Въезд графа Тилли в Магдебург в 1631 г." - он получил Большую золотую медаль и звание классного художника. Кроме того, ему было предоставлено право отправиться за границу за счет Академии в шестилетнюю командировку - совершенствоваться в живописном искусстве.

До отъезда у него оставалось несколько месяцев свободного времени. И как раз тогда был объявлен конкурс на проект памятника в честь тысячелетия российской государственности. Микешин и его друг, начинающий скульптор Иван Шредер, решили принять участие в этом конкурсе. И они так увлеклись этой идеей, что работали над моделью практически круглосуточно. В последнюю ночь Микешин делал аксессуары из воска: мечи, скипетры, державы и другие мелкие вещи. Воск он разминал пальцами, которым уже через три часа требовался отдых - они распухли и не шевелились. Шредер сидел как мёртвый, натурщик Василий заснул. И лишь когда Микешин зарыдал от отчаяния и боли, проснулся Василий и, доведя Михаила до умывальника, вылил тому на голову кувшин холодной воды. Как вспоминал потом Микешин:

В окно уже смотрело утро. Многое в модели не было окончено: приближался роковой момент, и надо тащить модель этажом выше, но оказалось, что она не проходит в дверь… Надо было брать разрешение на ломку двери у академического полицмейстера. Глядя на эту возню, я подумал, как трудно и рискованно поднять эту мягкую и сырую модель по узкой винтовой лестнице. Надо сказать, что это был всемирный конкурс, и иностранцы экспонировали свои проекты — все проекты были уже на месте, кроме нашего. Я сел у стола и говорю Шредеру:
— Ну, Иван Николаевич, я не могу присутствовать при почти верной гибели нашего труда. Не встану с места, пока не скажете мне, что она погибла или доставлена благополучно. Пусть с моделью пойдут Осип и Василий…

А на следующий день в газетах были опубликованы результаты - в ходе тайного голосования совета Академии 25 ноября 1859 года именно проект Михаила Микешина оказался победителем среди пятидесяти трёх, присланных на этот конкурс. Микешин получил первую премию – 4 000 рублей и заказ на сооружение памятника в новгородском кремле. Интересно, что на кремлёвской площади между Софийским собором и зданием Присутственных мест уже стоял памятник - новгородским ополченцам. Но, следуя пожеланию императора, его решено было вынести за пределы Кремля, перенеся на Софийскую площадь, к зданию Дворянского собрания. А при окончательном утверждении списка фигур, олицетворяющих тысячелетнюю историю России, вдруг выяснилось, что на памятнике отсутствовал отец царствующего государя – Николай I. При этом Микешин намеревался прибавить к высочайше утверждённому списку Шевченко и Гоголя и обратился с такой просьбой к самому императору Александру II. Правда, увековечить Шевченко так и не позволили. Что касается отсутствия Николая I, то сам Микешин вспоминал:

Меня приглашали в разные места для объяснений. Мест этих было много, и самое щекотливое мое объяснение было у Чевкина (Константин Чевкин — главноуправляющий путями сообщений и публичными зданиями, в ведении которого находились все дела по сооружению памятников)… Наконец, потребовали к Константину Николаевичу… Он сказал: "Скажешь причины, по которым не помещать покойного батюшку?". "Если Вы ставите этот вопрос на почву родственности, то я не могу говорить". "Ну, как же ты хочешь?" "Я хочу на время разговора забыть, с кем я говорю, чтобы мог говорить без страха и боязни". "Хорошо, говори". Я попросту и говорю: "Ваше высочество, личность покойного государя до того близка к нашему времени, что нельзя к ней беспристрастно отнестись. Есть множество голосов, которые в его правление находили угнетение русской мысли, другие страстно превозносят его. Во всяком монументе, который должен выражать личности, ещё рано его изображать…"
Великий князь сказал: "Но ведь не посмотрят на твоё желание, и ты должен поместить батюшку». Я отказался, сказав, что не могу быть насилуем как исторический художник, не могу делать то, что не желаю, и сил нет, которые бы меня заставили это сделать. Но есть люди и между художниками, для которых ничего не значат исторические взгляды — заплатите им, и они сделают на том же барельефе, что Вы пожелаете, но отсохнут мои руки, если это сделаю я… Заплатили Залеману, и он изобразил фигуру Николая I в казацком мундире рядом с Александром I".

В итоге Николай I сел рядом с Александром I.

Памятник "Тысячелетие России" в Великом Новгороде
Памятник "Тысячелетие России" в Великом Новгороде

Монумент был открыт 8 (21) сентября 1862 года в присутствии императора Александра II, его семьи и многочисленной свиты. На этот день удачно приходились праздник Рождества Богородицы, годовщина Куликовской битвы и день рождения наследника престола великого князя Николая Александровича. Микешин за его создание был награждён орденом Владимира IV степени и пожизненной пенсией в размере 1200 рублей серебром в год. С этого момента Михаил Осипович сделал создание памятников своим главным делом.

После революции монумент должны были снести - в стране шла кампания по борьбе со старорежимными памятниками. Уже были снесены монументы Ермаку в Новочеркасске, Сусанину в Костроме, Козьме Минину в Нижнем Новгороде. Следующим должен был стать новгородский монумент, ведь его изображение было на денежных купюрах, выпущенных правительством генерала Деникина. Даже вышла брошюрка под заглавием "Памятник тысячелетию самодержавного гнёта". Но то ли руки не дошли у новых хозяев жизни, то ли другие проблемы были более важными, но памятник так и остался стоять до начала войны. А вот в годы Великой Отечественной войны немецкий генерал фон Герцог, служивший в штабе немецкой армии, расположенной в Новгороде, приказал всё же разобрать памятник "Тысячелетие России" и вывезти в Германию. Зимой 1943–1944 годов фашисты даже проложили узкоколейку от Новгородского Кремля до железнодорожного вокзала, но успели увезти лишь бронзовую решётку и фонари, окружавшие памятник. Остальные детали памятника остались валяться на площади перед храмом - 20 января 1944 года город был освобождён советскими войсками. И уже в ноябре того же, 1944 года, памятник вновь был открыт, хотя полностью его восстановили лишь к середине девяностых годов.

Постамент и детали памятника "Тысячелетие России", январь 1944 года. Фото pravoslavie.ru
Постамент и детали памятника "Тысячелетие России", январь 1944 года. Фото pravoslavie.ru

А в 1861 году был объявлен конкурс на проект памятника Екатерины II, приуроченный к 100-летию её восшествия на престол. Микешин выиграл и этот конкурс. Сначала предполагалось, что памятник будет установлен у Екатерининского дворца в Царском Селе, но в 1865 году было решено установить его перед Александринским театром в Санкт-Петербурге. И памятник, в который были внесены некоторые дополнения (были добавлены фигуры Бецкого и Безбородко, которых изначально в проекте Микешина не было) был заложен 24 ноября 1869 года. Фактически памятник сооружали более 10 лет — с 1862 по 1873 год. Его освящение прошло 24 ноября (6 декабря) 1873 года.

Памятник Екатерине Великой на площади Островского в Санкт-Петербурге
Памятник Екатерине Великой на площади Островского в Санкт-Петербурге

Наконец, в 1895 году Микешин разработал проект памятника Екатерине Великой для установки в Екатеринодаре - столице казачьего юга России. Памятник был заказан скульптору Краснодарским казачьим обществом в ознаменование столетнего юбилея переселения на Кубань казаков Черноморского войска и, по словам Микешина, должен был стать наглядной историей Кубанского казачьего войска от его начала до конца девятнадцатого века. Микешин не успел завершить свою работу - он скончался в январе1896-го от перенапряжения и вызванного им инфаркта - но сам памятник, заложенный осенью того же года и открытый 6 мая 1907 года, выполнен полностью по его проекту. Памятник стал главной достопримечательностью Екатеринодара - нынешнего Краснодара. Но почти сразу после революции семнадцатого года, в 1920 году, по решению Кубанского чрезвычайного революционного комитета большевики его демонтировали, а в 1931-м все его части были переплавлены. И лишь в сентябре 2006-го восстановленный памятник был снова открыт.

Памятник Екатерине Великой в Краснодаре
Памятник Екатерине Великой в Краснодаре

Можно вспомнить ещё один величественный памятник, созданный Микешиным - украинскому гетману Богдану Хмельницкому в Киеве. Он сохранился до наших дней практически в первозданном виде. Правда, изначально на постаменте было начертано: "Богдану Хмельницкому единая, неделимая Россия", на другой стороне надпись гласила: "Волим под царя восточного, православного". Сейчас упоминание о России с памятника стёрто.

Памятник Богдану Хмельницкому в начале двадцатого века. Фото друзья-сябры.рф
Памятник Богдану Хмельницкому в начале двадцатого века. Фото друзья-сябры.рф

Конечно же, не надо забывать ещё и памятники португальскому королю Педро IV в Лиссабоне, адмиралу Грейгу, "победам черноморского флота" и матросу Шевченко в Николаеве, адмиралам Корнилову, Нахимову и Истомину в Севастополе, Александру II в Ростове-на-Дону. К сожалению, далеко не все они сохранились до наших дней. Были снесены монументы Ермаку в Новочеркасске, Сусанину в Костроме и многие другие.

Памятник Александру II в Ростове-на-Дону на Соборной площади. Открыт в 1890 году. Уничтожен в 1924 году. Фото pastvu.com
Памятник Александру II в Ростове-на-Дону на Соборной площади. Открыт в 1890 году. Уничтожен в 1924 году. Фото pastvu.com

Михаил Микешин известен не только памятниками, которые он создал. Так, несколько лет он редактировал сатирический журнал "Пчела", публиковал в нём свои заметки и очерки, рисовал иллюстрации к произведениям Пушкина, Николая Гоголя и Тараса Шевченко. Не оставлял Микешин и занятий живописью. Его кисти принадлежат портреты Николая Некрасова, Тараса Шевченко, других прославленных современников. Кроме того, он издавал лубки "Жития святых" в цвете и другие первые русские комиксы (хотя тогда и не знали такого слова): "О встрече Ильи Муромца с разбойниками", "О смерти Святогора-богатыря и передаче богатырского духа Илье Муромцу", "Наша Катерина", "О цыгане, мужике и его кобыле" (другое название — "Цыган и Епифан") - это тоже его изобретение. Не зря французский писатель Теофиль Готье называл его "русским Микеланджело" - настолько многогранен был талант Михаила Микешина.

Иллюстрация к комиксу "Цыган и Епифан", изданный Иваном Сытиным. Фото mos.ru
Иллюстрация к комиксу "Цыган и Епифан", изданный Иваном Сытиным. Фото mos.ru

Михаил Микешин известен и иллюстрациями к произведениям Александра Сергеевича Пушкина, и даже эскизами игральных карт, которые, правда, так и не были отпечатаны.

Иллюстрация Михаила Микешина к "Евгению Онегину" Пушкина
Иллюстрация Михаила Микешина к "Евгению Онегину" Пушкина

Михаил Микешин скончался 19 (31) января 1896 года в возрасте 60 лет. Он был упокоен в самом центре Никольского кладбища Александро-Невской лавры. В 1916 году его сын, Борис Михайлович Микешин, завершил строительство на могиле усыпальницы в виде античного портика с фигурой плачущей Музы. К сожалению, фигура Музы не дошла до нашего времени.

Памятник на могиле Михаила Микешина на Никольском кладбище Александро-Невской лавры
Памятник на могиле Михаила Микешина на Никольском кладбище Александро-Невской лавры

На кладбищах Петербурга похоронено много выдающихся представителей отечественного искусства. Это актёры, музыканты, писатели, режиссёры, композиторы, художники...

На Южном кладбище похоронены актёры Алексей Смирнов - механик Макарыч из фильма "В бой идут одни "старики"", Николай Годовиков - Петруха из "Белого солнца пустыни" и выдающийся бард Юрий Кукин - автор бессмертного "А я еду за туманом".

На Литераторских мостках Волковского православного кладбища упокоились выдающиеся советские и российские актёры: Николай СимоновБруно Фрейндлихнезабываемый Холстомер - Евгений ЛебедевВасилий МеркурьевНиколай ТрофимовВладислав Стржельчиккомандир счастливой "Щуки" Пётр Вельяминовнезабвенный Хоботов - Анатолий РавиковичАндрей и Юрий ТолубеевыЕфим КопелянЛюдмила МакароваАлександр Борисов - Кошачий Барин из фильма "Верные друзья"Нина Мамаевапоэтесса, голос блокадного Ленинграда Ольга Берггольцпоэт Александр Блоккомпозитор Андрей Петровбалерина Алла Шелест.

На кладбище в поселке Комарово похоронены актёры Андрей КраскоАлексей ДевотченкоНикита Михайловский - Ромка из "Вам и не снилось", мама Ивана Урганта Валерия Киселёвадядя Михаила Боярского артист Николай Боярский, композиторы Вениамин БаснерВиктор РезниковОлег КаравайчукСергей Курёхин, писатель Виктор Голявкинфантаст Иван Ефремоввеликая Анна Ахматова, драматург и сценарист Александр Володин.

На Смоленском кладбище лежат актриса Анна Самохинарежиссёр Алексей Балабановактёр Виктор Костецкий, эстрадные исполнители  Людмила СенчинаБен Бенцианов  и Эдуард Хильактёр Станислав Ландграфписатель-маринист Виктор Конецкий.

Серафимовское кладбище стало последним пристанищем для актёров Игоря ДмитриеваМихаила Светина, Павла и Петра КадочниковыхАлександра ДемьяненкоГликерии Богдановой-ЧесноковойАлександра ХочинскогоНиколая Крюкова, Виктора Смирнова. Здесь же лежит великий русский художник Павел Филонов.

На Большеохтинском упокоилась клоунесса Ирина Асмус - Ириска из "АБВГДейки"основатель группы "Алиса" Святослав Задерийписатель, автор "Республики ШКИД" Леонид Пантелеев,  актёр и режиссёр Игорь Владимиров.

А на Северном кладбище Санкт-Петербурга похоронены Павел Луспекаев - таможенник Верещагин из "Белого солнца пустыни" и Сергей Филиппов - незабываемый Киса Воробьянинов из "Двенадцати стульев".

Киновеевское кладбище стало последним домом для актёра  Александра Кавалерова.

На Богословском лежат актёры Кирилл ЛавровРоман Громадскийдраматург-сказочник Евгений Шварцрежиссёр Александр Рогожкин. Здесь же похоронены лидер группы "Кино" Виктор Цой и его жена Марьяна, рок-музыканты  Наталья Пивоварова ("Колибри"), Сергей Богаев ("Облачный край"), Михаил Горшенёв "Горшок" ("Король и шут")Александр Аксёнов "Рикошет" ("Объект насмешек")великий дирижёр Евгений Мравинский, умершая совсем молодой певица Лидия Клемент, знаменитый пародист Виктор Чистяков.

На кладбище Памяти жертв 9-го января похоронили актрису Галину Короткевич, умершую за две недели до своего столетия.

На Волковском православном кладбище нашли своё упокоение режиссёр Борис Понизовскийпоэтесса Серебряного века Ирина Одоевцеваоснователь группы "Зоопарк" Майк Науменкофлейтист группы "Аквариум" Андрей "Дюша" Романоваккордеонист этой же группы Сергей Щураков.

На Казанском кладбище в Пушкине похоронили актёра Илью Олейникова,  писателя-фантаста Александра Беляева.

На Шуваловском кладбище похоронен выдающийся писатель-постмодернист Андрей Битов.

На Новодевичьем лежит актёр  Александр Анисимов, художник Михаил Врубель.

На кладбище в Зеленогорске был захоронен прах популярного певца Сергея Захарова.

На кладбище Крематория похоронили Короля подпольной песни СССР Аркадия Северного.

К слову, все имена, выделенные синим цветом, - это активные ссылки, и вы можете перейти по ним, если будет интересно прочитать об этих великих людях.

Если вам понравился материал - поставьте, пожалуйста, "лайк". Вам это ничего не стоит, а канал вы, тем самым, поддержите. Буду рад, если вы захотите высказать своё мнение о материале, не стесняйтесь - комментируйте, благодарите (если считаете нужным), критикуйте. Возможно, в материале что-то упущено и вы знаете какие-то неизвестные детали - пожалуйста, дополняйте. Каждое ваше слово, каждый отзыв чрезвычайно важен для того, чтобы канал оставался на плаву в наше сложное время.

А лучше всего - подписывайтесь на канал "Вдоль по Питерской". Пишите, о ком вы хотели бы прочитать на этом канале. Буду всем благодарен. И ещё - почему-то на Дзене стала действовать автоматическая ОТПИСКА от каналов. Поэтому проверяйте, пожалуйста, остаётесь ли вы подписаны на канал.

Многие подписчики пишут мне в комментариях, что материала на канале уже хватает на хорошую книгу о великих петербуржцах, что можно даже что-то вроде справочника-путеводителя по питерским кладбищам издать. Но удовольствие это не из дешёвых, в одиночку я просто не потяну. Поэтому решил провести такой вот эксперимент - попытаюсь собрать деньги на такую книгу. Если это действительно востребовано, то мы вместе её сможем напечатать. Если же кто-то считает это не этичным, напишите, пожалуйста - если таковых отзывов будет много, то я завершу этот эксперимент. Буду благодарен за любую обратную связь.