Больше ста лет назад русский поэт Серебряного века Саша Черный написал стихотворение "На музыкальной репетиции". Есть в нем такая строфа:
Склонив хребет, галантный дирижер
Талантливо гребет обеими руками -
То сдержит оком бешеный напор,
То вдруг в падучей изойдет толчками…
Очень точное описание физических действий дирижера оркестра. И для многих - тех, кто не связан с музыкой, кто лишь изредка, может быть, видит (именно ВИДИТ) исполнение оркестром произведений - суть этих действий дирижера, как правило, остается непонятной. Стоит себе человек во фраке, размахивает руками - да каждый сможет. К слову, думаю, многие еще помнят знаменитое дирижирование Борисом Ельциным оркестром полиции в Берлине в августе 1994 года.
Слава режиссера не давала покоя и американскому президенту Джорджу Бушу. Однажды он после своего обращения к прессе взял в руки палочку и пару минут дирижировал Главным оркестром морской пехоты США
Толку, конечно, от этих дирижеров для оркестров никакого не было, но зато как эффектно они смотрелись. Ну, по крайней мере, в своих глазах. Я же хочу немного рассказать о настоящем дирижере, человеке, который пятьдесят лет руководил симфоническим оркестром Ленинградской филармонии - о Евгении Мравинском.
Когда в 2010 году британский журнал о классической музыке "BBC Music Magazine" проводил опрос о мировых дирижерах, то Мравинский вошел в двадцатку лучших всех времен и народов. Он был явлением не только российской, но и мировой музыки. Со своим оркестром он объездил всю Европу и во всех странах - от Финляндии до Швейцарии - залы стоя рукоплескали великому дирижеру. Его имя по праву стоит в одном ряду с Гербертом фон Караяном, Артуро Тосканини, Бруно Вальтером, Вильгельмом Фуртвенглером.
Обычно дирижерами становятся исполнители, уже накопившие опыт выступлений и, как правило, они сочетают дирижерскую деятельность с исполнительской. Мравинский же сразу встал за дирижерский пульт. Был он тогда еще студентом консерватории. К слову, первая попытка поступления в консерваторию, в 1923 году, ему не удалась. Пришлось ему еще год работать в труппе миманса в Мариинском театре, одновременно он трудился штатным пианистом в Петроградском хореографическом училище, а также был помощником известной балерины Евгении Снетковой-Вечесловой. Именно она помогла ему не только изучить балетную технику, но и стать виртуозным пианистом. И в следующем, 1924-м, году он легко прошел конкурс и стал студентом Консерватории. Причем, поступил он сразу на два отделения: композиторское и дирижерское. И до третьего курса учился на обоих, но в конце концов сделал выбор в пользу дирижерского.
Но вообще, даже выбор профессии для будущего музыкального гения тоже в какой-то мере был обусловлен случаем. В школе Евгений хоть и увлекался игрой на фортепиано - он освоил инструмент уже в шесть лет - значительно бОльшие способности он проявлял в области естественных наук. И после окончания в 1920 году 2-й Санкт-Петербургской гимназии (тогда это была 1-я Единая Трудовая школа Казанского района) Мравинский легко поступил в Петроградский университет на естественный факультет. Но проучился он там лишь год. Незадолго до окончания Мравинским школы, у него умер отец. Александр Константинович Мравинский до революции был действительным статским советником - 4-й гражданский чин в табели о рангах, соответствующий званию генерала-майора в армии. Семья ни в чем не испытывала нужды, но с приходом к власти большевиков все коренным образом изменилось. Семью Мравинских выселили из многокомнатной квартиры на Средней Подъяческой в комнату в коммуналке, новой власти их знания и умения не были нужны, отец умер (по другим сведениям, был расстрелян), семье катастрофически не хватало денег. Мать Евгения, дворянка, дальняя родственница поэта Игоря Северянина, пошла работать костюмером в Мариинский театр, а Евгений устроился в этот же театр артистом миманса.
Совмещать учебу в университете с работой в театре и хореографическом училище было невозможно. Да и, работая в театре, общаясь с великими певцами и музыкантами - Шаляпиным, Ершовым, Тартаковым, дирижерами Коутсом, Купером - Евгений уже понял, что настоящее его призвание в музыке. И со второй попытки ему все-таки удалось поступить в Консерваторию. Если в первый раз причиной отказа стало его дворянское происхождение, то теперь ему помогла тетка по линии отца. Ей была Александра Коллонтай - первая советская женщина- дипломат, которая поручилась за Мравинского в Консерватории. К слову, еще одна сестра его отца - Евгения Мравина - была известной оперной певицей, солисткой Мариинского театра, скончавшаяся в 1914 году.
Кстати, вместе с Мравинским у его преподавателя Александра Гаука в то время учился другой в будущем крупнейший дирижер - Александр Мелик-Пашаев. Мравинский уже на третьем курсе впервые выступил с оркестром. А через несколько лет после окончания Консерватории он смог получить место второго дирижера в Мариинском театре. И, как это обычно бывает, опять в дело вмешался случай - однажды заболел первый дирижер и Мравинскому поручили его заменить на спектакле. Он справился блестяще и после этого Мравинский стал основным балетным дирижером Мариинки - Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова.
Но постепенно он пришел к пониманию того, что его призвание - не театральное дирижирование, а симфоническое. В 1938 году в СССР проводился Первый Всесоюзный конкурс дирижеров. Мравинский стал его победителем и получил приглашение из Ленинградской филармонии - возглавить оркестр. И он оставался художественным руководителем одного из лучших оркестров Советского Союза практически до своих последних дней.
Евгений Мравинский близко дружил с другим своим великим современником - Дмитрием Шостаковичем. Он первым исполнил Пятую, Шестую, Девятую и Десятую симфонии Шостаковича. А Восьмую симфонию, которую еще один друг Шостаковича Исаак Гликман назвал "самой трагической работой", композитор написал летом 1943 года и посвятил ее самому Мравинскому. И, разумеется, впервые она была исполнена оркестром под управлением Мравинского. А вообще, лишь премьера Седьмой симфонии Шостаковича состоялась без участия оркестра под управлением Мравинского. Просто в то время оркестр находился в эвакуации в Новосибирске, где, к слову, дал более пятисот концертов.
Но не все и не всегда было у него гладко. Иногда деятели ленинградской власти даже угрожали его уволить. Так, например, в 1970 году чиновница из Смольного, тогдашняя секретарь обкома по идеологии заявила, что филармония в нем больше не нуждается. Причем, сделано это было за два дня до отъезда оркестра на гастроли в Европу. Гастроли были сорваны. Причем, никто Мравинского не уволил - власти просто побоялись, что он не вернется с этих гастролей и останется за границей. Впрочем, та же дама через несколько месяцев это "увольнение" отменила - всем стало понятно, что никуда из Советского Союза Мравинский эмигрировать не собирается. А его друг скульптор Гавриил Гликман вспоминал, как ему рассказывал Мравинский однажды о приходе к дирижеру кагебешника: "Уполномоченный Большого дома, некий Николай Иванович, прикрепленный к филармонии, явился без звонка, отменил репетицию и весь день сидел у нас дома. Он уговаривал меня подписать письмо против Солженицына. Я всячески отговаривался, сказал, что никогда не подписываю такие письма… Последовали уговоры. Николай Иванович настойчиво требовал осудить Солженицына, говорил, что необходимо "им помочь". Со своей стороны он обещал помощь мне. Я молчал и отнекивался. Последовали угрозы. Он сказал, что будут отменены гастроли оркестра в Японии. Я молчал. Потом со мною произошла нервная истерика: я начал кричать, что я дворянин и никакие кляузы не подписываю. Так и ушел он ни с чем".
А однажды чиновники отменили юбилейный концерт, подготовленный к столетию оркестра. Причем его отменили, когда по всему городу уже были расклеены афиши и проданы все билеты. Но Мравинский решил все равно концерт этот провести. Его просто не стали называть "юбилейным". И концерт прошел с оглушительным успехом.
Последний раз Евгений Мравинский дирижировал своим оркестром 6 марта 1987 года в Большом зале Ленинградской филармонии. Это был последний концерт великого Мастера.
Он умер 19 января 1988 года. Прощание с маэстро проходило в том же зале филармонии под запись траурного марша из «Гибели богов» Вагнера в исполнении оркестра Мравинского. Похоронен он был на Богословском кладбище.
На Богословском кладбище нашли свое упокоение многие известные ленинградцы и петербуржцы. Здесь похоронен лидер группы "Кино" Виктор Цой и его жена Марьяна и мама Валентина Васильевна. Многие рок-музыканты также упокоились на этом кладбище: Михаил Горшенев - Горшок ("Король и Шут"), Наталья Пивоварова ("Колибри"), Сергей Богаев ("Облачный край"), Александр Аксенов - Рикошет ("Объект насмешек"). Похоронен здесь знаменитый подводник, Герой Советского Союза Александр Маринеско, олимпийский чемпион, вратарь сборной СССР по хоккею Евгений Белошейкин, великий актер Кирилл Лавров и многие другие спортсмены, актеры, ученые, военные...
На многих кладбищах Петербурга упокоились выдающиеся музыканты и композиторы. Композиторы Андрей Петров на "Литераторских мостках" Волковского православного кладбища, Олег Каравайчук и Сергей Курехин - в Комаровском некрополе. Бард Юрий Кукин на Южном, рок-музыкант и основатель группы "Алиса" Святослав Задерий - на Большеохтинском, главный рок-н-ролльщк СССР Майк Науменко - на Волковском, эстрадные исполнители Эдуард Хиль и Людмила Сенчина - на Смоленском, певец Борис Штоколов - на "Литераторских мостках".
Если вам понравился материал - поставьте, пожалуйста, "лайк". Вам это ничего не стоит, а канал вы, тем самым, поддержите. Буду рад, если вы захотите высказать своё мнение о материале, не стесняйтесь - комментируйте, благодарите (если считаете нужным), критикуйте. Возможно, в материале что-то упущено и вы знаете какие-то неизвестные детали - пожалуйста, дополняйте. Каждое ваше слово, каждый отзыв чрезвычайно важен для того, чтобы канал оставался на плаву в наше сложное время.
А лучше всего - подписывайтесь на канал "Вдоль по Питерской". Пишите, о ком вы хотели бы прочитать на этом канале. Буду всем благодарен. И ещё - почему-то на Дзене стала действовать автоматическая ОТПИСКА от каналов. Поэтому проверяйте, пожалуйста, остаётесь ли вы подписаны на канал.
Многие подписчики пишут мне в комментариях, что материала на канале уже хватает на хорошую книгу о великих петербуржцах, что можно даже что-то вроде справочника-путеводителя по питерским кладбищам издать. Но удовольствие это не из дешёвых, в одиночку я просто не потяну. Поэтому решил провести такой вот эксперимент - попытаюсь собрать деньги на такую книгу. Если это действительно востребовано, то мы вместе её сможем напечатать. Если же кто-то считает это не этичным, напишите, пожалуйста - если таковых отзывов будет много, то я завершу этот эксперимент. Буду благодарен за любую обратную связь.