Найти в Дзене
Вдоль по Питерской

Лишиться музыки равносильно утрате счастья. Евгений Мравинский упокоен на Богословском кладбище

Оглавление

Больше ста лет назад русский поэт Серебряного века Саша Черный написал стихотворение "На музыкальной репетиции". Есть в нем такая строфа:

Склонив хребет, галантный дирижер
Талантливо гребет обеими руками -
То сдержит оком бешеный напор,
То вдруг в падучей изойдет толчками…

За дирижерским пультом Евгений Мравинский. Фото theartsdesk.com
За дирижерским пультом Евгений Мравинский. Фото theartsdesk.com

Очень точное описание физических действий дирижера оркестра. И для многих - тех, кто не связан с музыкой, кто лишь изредка, может быть, видит (именно ВИДИТ) исполнение оркестром произведений - суть этих действий дирижера, как правило, остается непонятной. Стоит себе человек во фраке, размахивает руками - да каждый сможет. К слову, думаю, многие еще помнят знаменитое дирижирование Борисом Ельциным оркестром полиции в Берлине в августе 1994 года.

Борис Ельцин дирижирует оркестром полиции Берлина. Фото историк.рф
Борис Ельцин дирижирует оркестром полиции Берлина. Фото историк.рф

Слава режиссера не давала покоя и американскому президенту Джорджу Бушу. Однажды он после своего обращения к прессе взял в руки палочку и пару минут дирижировал Главным оркестром морской пехоты США

Президент США Джордж Буш дирижирует Оркестром морской пехоты. Фото etoday.ru
Президент США Джордж Буш дирижирует Оркестром морской пехоты. Фото etoday.ru

Толку, конечно, от этих дирижеров для оркестров никакого не было, но зато как эффектно они смотрелись. Ну, по крайней мере, в своих глазах. Я же хочу немного рассказать о настоящем дирижере, человеке, который пятьдесят лет руководил симфоническим оркестром Ленинградской филармонии - о Евгении Мравинском.

Когда в 2010 году британский журнал о классической музыке "BBC Music Magazine" проводил опрос о мировых дирижерах, то Мравинский вошел в двадцатку лучших всех времен и народов. Он был явлением не только российской, но и мировой музыки. Со своим оркестром он объездил всю Европу и во всех странах - от Финляндии до Швейцарии - залы стоя рукоплескали великому дирижеру. Его имя по праву стоит в одном ряду с Гербертом фон Караяном, Артуро Тосканини, Бруно Вальтером, Вильгельмом Фуртвенглером.

Лев Русов. Портрет Е.А.Мравинского. 1957 г.
Лев Русов. Портрет Е.А.Мравинского. 1957 г.

Обычно дирижерами становятся исполнители, уже накопившие опыт выступлений и, как правило, они сочетают дирижерскую деятельность с исполнительской. Мравинский же сразу встал за дирижерский пульт. Был он тогда еще студентом консерватории. К слову, первая попытка поступления в консерваторию, в 1923 году, ему не удалась. Пришлось ему еще год работать в труппе миманса в Мариинском театре, одновременно он трудился штатным пианистом в Петроградском хореографическом училище, а также был помощником известной балерины Евгении Снетковой-Вечесловой. Именно она помогла ему не только изучить балетную технику, но и стать виртуозным пианистом. И в следующем, 1924-м, году он легко прошел конкурс и стал студентом Консерватории. Причем, поступил он сразу на два отделения: композиторское и дирижерское. И до третьего курса учился на обоих, но в конце концов сделал выбор в пользу дирижерского.

Дирижирует Евгений Мравинский. Фото library.uspu.ru
Дирижирует Евгений Мравинский. Фото library.uspu.ru

Но вообще, даже выбор профессии для будущего музыкального гения тоже в какой-то мере был обусловлен случаем. В школе Евгений хоть и увлекался игрой на фортепиано - он освоил инструмент уже в шесть лет - значительно бОльшие способности он проявлял в области естественных наук. И после окончания в 1920 году 2-й Санкт-Петербургской гимназии (тогда это была 1-я Единая Трудовая школа Казанского района) Мравинский легко поступил в Петроградский университет на естественный факультет. Но проучился он там лишь год. Незадолго до окончания Мравинским школы, у него умер отец. Александр Константинович Мравинский до революции был действительным статским советником - 4-й гражданский чин в табели о рангах, соответствующий званию генерала-майора в армии. Семья ни в чем не испытывала нужды, но с приходом к власти большевиков все коренным образом изменилось. Семью Мравинских выселили из многокомнатной квартиры на Средней Подъяческой в комнату в коммуналке, новой власти их знания и умения не были нужны, отец умер (по другим сведениям, был расстрелян), семье катастрофически не хватало денег. Мать Евгения, дворянка, дальняя родственница поэта Игоря Северянина, пошла работать костюмером в Мариинский театр, а Евгений устроился в этот же театр артистом миманса.

Евгений Мравинский со своей мамой, Елизаветой Николаевной, 1928 год. Фото lebed.com
Евгений Мравинский со своей мамой, Елизаветой Николаевной, 1928 год. Фото lebed.com

Совмещать учебу в университете с работой в театре и хореографическом училище было невозможно. Да и, работая в театре, общаясь с великими певцами и музыкантами - Шаляпиным, Ершовым, Тартаковым, дирижерами Коутсом, Купером - Евгений уже понял, что настоящее его призвание в музыке. И со второй попытки ему все-таки удалось поступить в Консерваторию. Если в первый раз причиной отказа стало его дворянское происхождение, то теперь ему помогла тетка по линии отца. Ей была Александра Коллонтай - первая советская женщина- дипломат, которая поручилась за Мравинского в Консерватории. К слову, еще одна сестра его отца - Евгения Мравина - была известной оперной певицей, солисткой Мариинского театра, скончавшаяся в 1914 году.

Евгений Мравинский. Фото visualrian.ru
Евгений Мравинский. Фото visualrian.ru

Кстати, вместе с Мравинским у его преподавателя Александра Гаука в то время учился другой в будущем крупнейший дирижер - Александр Мелик-Пашаев. Мравинский уже на третьем курсе впервые выступил с оркестром. А через несколько лет после окончания Консерватории он смог получить место второго дирижера в Мариинском театре. И, как это обычно бывает, опять в дело вмешался случай - однажды заболел первый дирижер и Мравинскому поручили его заменить на спектакле. Он справился блестяще и после этого Мравинский стал основным балетным дирижером Мариинки - Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова.

Но постепенно он пришел к пониманию того, что его призвание - не театральное дирижирование, а симфоническое. В 1938 году в СССР проводился Первый Всесоюзный конкурс дирижеров. Мравинский стал его победителем и получил приглашение из Ленинградской филармонии - возглавить оркестр. И он оставался художественным руководителем одного из лучших оркестров Советского Союза практически до своих последних дней.

Евгений Мравинский близко дружил с другим своим великим современником - Дмитрием Шостаковичем. Он первым исполнил Пятую, Шестую, Девятую и Десятую симфонии Шостаковича. А Восьмую симфонию, которую еще один друг Шостаковича Исаак Гликман назвал "самой трагической работой", композитор написал летом 1943 года и посвятил ее самому Мравинскому. И, разумеется, впервые она была исполнена оркестром под управлением Мравинского. А вообще, лишь премьера Седьмой симфонии Шостаковича состоялась без участия оркестра под управлением Мравинского. Просто в то время оркестр находился в эвакуации в Новосибирске, где, к слову, дал более пятисот концертов.

Мравинский и Шостакович изучают партитуру Двенадцатой симфонии Шостаковича (1961). Фото imgur.com
Мравинский и Шостакович изучают партитуру Двенадцатой симфонии Шостаковича (1961). Фото imgur.com

Но не все и не всегда было у него гладко. Иногда деятели ленинградской власти даже угрожали его уволить. Так, например, в 1970 году чиновница из Смольного, тогдашняя секретарь обкома по идеологии заявила, что филармония в нем больше не нуждается. Причем, сделано это было за два дня до отъезда оркестра на гастроли в Европу. Гастроли были сорваны. Причем, никто Мравинского не уволил - власти просто побоялись, что он не вернется с этих гастролей и останется за границей. Впрочем, та же дама через несколько месяцев это "увольнение" отменила - всем стало понятно, что никуда из Советского Союза Мравинский эмигрировать не собирается. А его друг скульптор Гавриил Гликман вспоминал, как ему рассказывал Мравинский однажды о приходе к дирижеру кагебешника: "Уполномоченный Большого дома, некий Николай Иванович, прикрепленный к филармонии, явился без звонка, отменил репетицию и весь день сидел у нас дома. Он уговаривал меня подписать письмо против Солженицына. Я всячески отговаривался, сказал, что никогда не подписываю такие письма… Последовали уговоры. Николай Иванович настойчиво требовал осудить Солженицына, говорил, что необходимо "им помочь". Со своей стороны он обещал помощь мне. Я молчал и отнекивался. Последовали угрозы. Он сказал, что будут отменены гастроли оркестра в Японии. Я молчал. Потом со мною произошла нервная истерика: я начал кричать, что я дворянин и никакие кляузы не подписываю. Так и ушел он ни с чем".

А однажды чиновники отменили юбилейный концерт, подготовленный к столетию оркестра. Причем его отменили, когда по всему городу уже были расклеены афиши и проданы все билеты. Но Мравинский решил все равно концерт этот провести. Его просто не стали называть "юбилейным". И концерт прошел с оглушительным успехом.

Последний раз Евгений Мравинский дирижировал своим оркестром 6 марта 1987 года в Большом зале Ленинградской филармонии. Это был последний концерт великого Мастера.

Памятная доска на стене Санкт-Петербургской государственной филармонии имени Д.Д. Шостаковича
Памятная доска на стене Санкт-Петербургской государственной филармонии имени Д.Д. Шостаковича

Он умер 19 января 1988 года. Прощание с маэстро проходило в том же зале филармонии под запись траурного марша из «Гибели богов» Вагнера в исполнении оркестра Мравинского. Похоронен он был на Богословском кладбище.

Памятник на могиле Евгения Мравинского на Богословском кладбище Санкт-Петербурга
Памятник на могиле Евгения Мравинского на Богословском кладбище Санкт-Петербурга

На Богословском кладбище нашли свое упокоение многие известные ленинградцы и петербуржцы. Здесь похоронен лидер группы "Кино" Виктор Цой и его жена Марьяна и мама Валентина Васильевна. Многие рок-музыканты также упокоились на этом кладбище: Михаил Горшенев - Горшок ("Король и Шут"), Наталья Пивоварова ("Колибри"), Сергей Богаев ("Облачный край"), Александр Аксенов - Рикошет ("Объект насмешек"). Похоронен здесь знаменитый подводник, Герой Советского Союза Александр Маринеско, олимпийский чемпион, вратарь сборной СССР по хоккею Евгений Белошейкин, великий актер Кирилл Лавров и многие другие спортсмены, актеры, ученые, военные...

На многих кладбищах Петербурга упокоились выдающиеся музыканты и композиторы. Композиторы Андрей Петров на "Литераторских мостках" Волковского православного кладбища, Олег Каравайчук и Сергей Курехин - в Комаровском некрополе. Бард Юрий Кукин на Южном, рок-музыкант и основатель группы "Алиса" Святослав Задерий - на Большеохтинском, главный рок-н-ролльщк СССР Майк Науменко - на Волковском, эстрадные исполнители Эдуард Хиль и Людмила Сенчина - на Смоленском, певец Борис Штоколов - на "Литераторских мостках".

Если вам понравился материал - поставьте, пожалуйста, "лайк". Вам это ничего не стоит, а канал вы, тем самым, поддержите. Буду рад, если вы захотите высказать своё мнение о материале, не стесняйтесь - комментируйте, благодарите (если считаете нужным), критикуйте. Возможно, в материале что-то упущено и вы знаете какие-то неизвестные детали - пожалуйста, дополняйте. Каждое ваше слово, каждый отзыв чрезвычайно важен для того, чтобы канал оставался на плаву в наше сложное время.

А лучше всего - подписывайтесь на канал "Вдоль по Питерской". Пишите, о ком вы хотели бы прочитать на этом канале. Буду всем благодарен. И ещё - почему-то на Дзене стала действовать автоматическая ОТПИСКА от каналов. Поэтому проверяйте, пожалуйста, остаётесь ли вы подписаны на канал.

Многие подписчики пишут мне в комментариях, что материала на канале уже хватает на хорошую книгу о великих петербуржцах, что можно даже что-то вроде справочника-путеводителя по питерским кладбищам издать. Но удовольствие это не из дешёвых, в одиночку я просто не потяну. Поэтому решил провести такой вот эксперимент - попытаюсь собрать деньги на такую книгу. Если это действительно востребовано, то мы вместе её сможем напечатать. Если же кто-то считает это не этичным, напишите, пожалуйста - если таковых отзывов будет много, то я завершу этот эксперимент. Буду благодарен за любую обратную связь.