Актёр Александр Анисимов сейчас не так известен, как многие другие его коллеги, игравшие в театрах Ленинграда/Петербурга во второй половине двадцатого века. Однако и он оставил заметный след в театральной жизни города. Причём не только Северной столицы - Александр Александрович работал ещё и в театрах Норильска и Алма-Аты.
Будущий актёр родился 22 апреля 1938 года. О выборе профессии он даже и не размышлял - ещё школьником он посмотрел индийскую мелодраму "Бродяга" с Раджем Капуром в главной роли и понял, что будет артистом. И другой судьбы он себе, в принципе, не представлял.
Сразу по окончании "десятилетки" Александр без проблем поступил в Ленинградский театральный институт (сейчас Российский государственный институт сценических искусств). Его преподавателем была известная актриса, жена членкорра Академии наук СССР Николая Качалова профессор Елизавета Тиме.
Актёрская карьера Анисимова началась в Театре имени Ленинского Комсомола, где он начал работать по окончании театрального института в 1961 году. Здесь он проработал три года и был задействован как в постановках классического репертуара (роль Винченцо в спектакле "Никто" по пьесе Эдуардо де Филиппо), так и в современных отечественных (Антон в спектакле "Юность отцов" Бориса Горбатова, майор Костенко в "Петровке, 38" по роману Юлиана Семёнова).
В 1964 году режиссер Мар Сулимов пригласил Анисимова в театр имени Веры Комиссаржевской. Зрителям запомнились его Бежан в спектакле "Если бы небо было зеркалом" Нодара Думбадзе, Матти в спектакле "Господин Пунтила и его слуга Матти" Бертольда Брехта, Яичница в гоголевской "Женитьбе". Но в 1969 году актёр вдруг покинул Ленинград и уехал работать в Норильский театр имени Маяковского.
К слову, через этот театр в разное время прошли такие известные актёры как Георгий Жжёнов, Иннокентий Смоктуновский, Евдокия Урусова.
В Норильске Анисимов не только играл на сцене, но и дебютировал в качестве постановщика - он был ассистентом режиссёра спектаклей "Недоросль", "Моё сердце с тобой", "Трое из уголовного розыска". А в 1972 году поставил сказку "Кот в сапогах" Шарля Перро и "Как аукнется..." по пьесе Николая Орехова. Но через два года с Крайнего Севера он всё же уехал работать на юг Советского Союза - его снова пригласил к себе в театр Мар Сулимов, ставший к тому времени главным режиссёром Русского драматического театра имени Лермонтова в тогдашней столице советского Казахстана Алма-Ате.
Наконец, через семь лет отсутствия на берегах Невы, Александр Анисимов вернулся в родной город. Он вошёл в труппу Академического театра драмы имени Пушкина (сейчас Александринский театр), где и проработал более тридцати пяти лет, стал ведущим актёром, сыграв около сорока ролей.
После возвращения Анисимова в Ленинград, его довольно активно стали приглашать кинорежиссёры в свои картины. Впрочем, первое появление Александра Анисимова на большом экране состоялось ещё в 1964 году - он сыграл небольшую роль водителя грузовика в военной драме Юлия Файта "Пока фронт в обороне". Потом было ещё несколько эпизодических ролей, а в 1968 году на экраны Советского Союза вышла спортивная комедия Виктора Садовского "Удар! Ещё удар!", в которой Анисимов исполнил роль иностранного футболиста-провокатора Карла Рамке. Кстати, предваряя возможные вопросы по поводу фразы в заголовке этого материала, "артистом" называет тренер зарубежной команды Карла Рамке после того, как он сымитировал травму.
Специально для съёмок этого фильма на Ленинградском стадионе имени Кирова был организован товарищеский матч между "Зенитом" и московским "Динамо". Причём игроки "Зенита" носили красно-белую форму советской команды "Заря", а динамовцы изображали команду "Рифы" из города Норгафен. Страна в фильме не уточнялась - что-то капиталистическо-европейское, а команды играли за Кубок Северных морей (в реальности не существующий, как, видимо, и город Норгафен).
К слову, по окончании съёмок после премьеры этого фильма всю съёмочную бригаду тренер "Зенита" Аркадий Алов пригласил на футбольный матч. Анисимов взял с собой и двухлетнего сына Костю. А после игры футболисты позвали актёров с собой в автобус. И надо же было такому случиться - "Зенит" игру проиграл, и разъярённые болельщики забросали этот автобус чем ни попадя - в основном, всё же, стаканчиками от мороженого. Костя, ставший впоследствии тоже актёром (он играет в театре-фестивале "Балтийский дом") и диктором, работающим на стадионе во время игр "Зенита", вспоминал:
Вот, наверное, с тех пор и заболел "Зенитом"… В те годы "Зенит" и стал моей большой любовью, а посещение матчей — образом жизни.
Всего Александр Анисимов сыграл в четырёх десятках кинокартин. Правда, роли были, в основном, эпизодические, но многие из его героев хорошо запомнились кинозрителям.
Например, его директор Дворца пионеров Дмитрий Александрович в мелодраме Николая Лебедева и Эрнеста Ясана "В моей смерти прошу винить Клаву К.", заместитель директора фабрики Дмитрук в детективе "Меня это не касается" режиссёра Герберта Раппопорта, выпивоха Сироткин в киноповести "Пропавшие среди живых" Владимира Фетина.
Одновременно с работой на сцене Александринки Анисимов начал вести преподавательскую деятельность. Он был режиссёром-педагогом театра-студии при Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта (сейчас Петербургский университет путей сообщения). В 1976 году этот театр-студия стал лауреатом Международного фестиваля студенческих театров в Люблине (Польша) за спектакль "Сто братьев Бестужевых" по пьесе Бориса Голлера. Кстати, после этого любительский студенческий театр стал профессиональным - такая метаморфоза произошла впервые с 1920-х годов. А с 1997 года Александр Анисимов преподавал режиссуру в Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства. При этом он продолжал выходить и на сцену Александринки. И хотя ролей у него уже было не очень много, играл он практически до своих последних дней. Заметными явлениями стали сыгранные им духовник царевича Алексея Яков Игнатов ("Сказание о царе Петре и убиенном сыне его Алексее" по пьесе Фридриха Горенштейна "Детоубийца", 1997), царедворец Семён Годунов ("Борис Годунов" Пушкина, 1999), квартальный Свистунов ("Ревизор" Николая Гоголя, 2002).
В 1982 году Александру Александровичу Анисимову было присвоено почётное звание "заслуженный артист РСФСР".
Александр Александрович Анисимов скончался 16 июля 2012 года. Ему было 74 года. Прощание с артистом прошло в Церкви Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади - там же, где когда-то отпевали Александра Пушкина. Он был похоронен на Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга.
На кладбищах Петербурга похоронено много выдающихся представителей отечественного искусства. Это актёры, музыканты, писатели, режиссёры, композиторы, художники...
На Южном кладбище похоронены актёры Алексей Смирнов - механик Макарыч из фильма "В бой идут одни "старики"", Николай Годовиков - Петруха из "Белого солнца пустыни" и выдающийся бард Юрий Кукин - автор бессмертного "А я еду за туманом".
На Литераторских мостках Волковского православного кладбища упокоились выдающиеся советские и российские актёры: Николай Симонов, Бруно Фрейндлих, незабываемый Холстомер - Евгений Лебедев, Василий Меркурьев, Николай Трофимов, Владислав Стржельчик, командир счастливой "Щуки" Пётр Вельяминов, незабвенный Хоботов - Анатолий Равикович, Андрей и Юрий Толубеевы, Ефим Копелян, Людмила Макарова, Александр Борисов - Кошачий Барин из фильма "Верные друзья", Нина Мамаева, поэтесса, голос блокадного Ленинграда Ольга Берггольц, поэт Александр Блок, композитор Андрей Петров, балерина Алла Шелест.
На кладбище в поселке Комарово похоронены актёры Андрей Краско, Алексей Девотченко, Никита Михайловский - Ромка из "Вам и не снилось", мама Ивана Урганта Валерия Киселёва, дядя Михаила Боярского артист Николай Боярский, композиторы Вениамин Баснер, Виктор Резников, Олег Каравайчук, Сергей Курёхин, писатель Виктор Голявкин, фантаст Иван Ефремов, великая Анна Ахматова.
На Смоленском кладбище лежат актриса Анна Самохина, режиссёр Алексей Балабанов, актёр Виктор Костецкий, эстрадные исполнители Людмила Сенчина, Бен Бенцианов и Эдуард Хиль, актёр Станислав Ландграф, писатель-маринист Виктор Конецкий.
Серафимовское кладбище стало последним пристанищем для актёров Игоря Дмитриева, Михаила Светина, Павла и Петра Кадочниковых, Александра Демьяненко, Гликерии Богдановой-Чесноковой, Александра Хочинского, Николая Крюкова.
На Большеохтинском упокоилась клоунесса Ирина Асмус - Ириска из "АБВГДейки", основатель группы "Алиса" Святослав Задерий, писатель, автор "Республики ШКИД" Леонид Пантелеев, актёр и режиссёр Игорь Владимиров.
А на Северном кладбище Санкт-Петербурга похоронены Павел Луспекаев - таможенник Верещагин из "Белого солнца пустыни" и Сергей Филиппов - незабываемый Киса Воробьянинов из "Двенадцати стульев".
Киновеевское кладбище стало последним домом для актёра Александра Кавалерова.
На Богословском лежат актёры Кирилл Лавров, Роман Громадский, драматург-сказочник Евгений Шварц, режиссёр Александр Рогожкин. Здесь же похоронены лидер группы "Кино" Виктор Цой и его жена Марьяна, рок-музыканты Наталья Пивоварова ("Колибри"), Сергей Богаев ("Облачный край"), Михаил Горшенёв "Горшок" ("Король и шут"), Александр Аксёнов "Рикошет" ("Объект насмешек"), великий дирижёр Евгений Мравинский, умершая совсем молодой певица Лидия Клемент.
На кладбище Памяти жертв 9-го января похоронили актрису Галину Короткевич, умершую за две недели до своего столетия.
На Волковском православном кладбище нашли своё упокоение режиссёр Борис Понизовский, поэтесса Серебряного века Ирина Одоевцева, основатель группы "Зоопарк" Майк Науменко, флейтист группы "Аквариум" Андрей "Дюша" Романов, аккордеонист этой же группы Сергей Щураков.
На Казанском кладбище в Пушкине похоронили актёра Илью Олейникова, писателя-фантаста Александра Беляева.
На Шуваловском кладбище похоронен выдающийся писатель-постмодернист Андрей Битов.
На кладбище Крематория похоронили Короля подпольной песни СССР Аркадия Северного.
К слову, все имена, выделенные синим цветом, - это активные ссылки, и вы можете перейти по ним, если будет интересно прочитать об этих великих людях.
Если вам понравился материал - поставьте, пожалуйста, "лайк". Вам это ничего не стоит, а канал вы, тем самым, поддержите. Буду рад, если вы захотите высказать своё мнение о материале, не стесняйтесь - комментируйте, благодарите (если считаете нужным), критикуйте. Возможно, в материале что-то упущено и вы знаете какие-то неизвестные детали - пожалуйста, дополняйте. Каждое ваше слово, каждый отзыв чрезвычайно важен для того, чтобы канал оставался на плаву в наше сложное время.
А лучше всего - подписывайтесь на канал "Вдоль по Питерской". Пишите, о ком вы хотели бы прочитать на этом канале. Буду всем благодарен. И ещё - почему-то на Дзене стала действовать автоматическая ОТПИСКА от каналов. Поэтому проверяйте, пожалуйста, остаётесь ли вы подписаны на канал.
Многие подписчики пишут мне в комментариях, что материала на канале уже хватает на хорошую книгу о великих петербуржцах, что можно даже что-то вроде справочника-путеводителя по питерским кладбищам издать. Но удовольствие это не из дешёвых, в одиночку я просто не потяну. Поэтому решил провести такой вот эксперимент - попытаюсь собрать деньги на такую книгу. Если это действительно востребовано, то мы вместе её сможем напечатать. Если же кто-то считает это не этичным, напишите, пожалуйста - если таковых отзывов будет много, то я завершу этот эксперимент. Буду благодарен за любую обратную связь.