Мария Пахоменко пела всегда и везде. Она вспоминала, что ещё когда училась в школе, не проходило недели, чтобы в её дневнике не появилась запись учителя: "Поёт на уроках". Она даже собрала ещё нескольких своих подруг, которые тоже любили петь, и создала настоящий вокальный квартет. Причём, репетировать им было особо негде, так они просто собирались где-нибудь в арке в подворотне - благо таковых в городе на Неве очень много и в те времена они ещё не закрывались на замок. Звонкие голоса молоденьких девчонок привлекали прохожих, те останавливались и просили спеть что-нибудь ещё.
А однажды Маша узнала, что Дом культуры промкооперации (сейчас это ДК имени Ленсовета) проводит отбор девушек в вокальный ансамбль. Ни на что особо не надеясь, девчонки всем своим квартетом пришли в ДК и случилось чудо - их квартет приняли в полном составе, так они понравились руководителю ансамбля Анатолию Бадхену, который в то время как раз возглавил Ленинградскую студию грамзаписи.
Девушки стали выступать с ансамблем, а вскоре произошло ещё одно чудо - приехавший на гастроли в Ленинград знаменитый советский джазмен и дирижёр Олег Лундстрем, носивший неофициальный титул Короля советского джаза, пригласил всех четверых к себе в концертно-эстрадный оркестр.
Однако родители Марии были настроены скептически. И отец Маши, работавший участковым милиционером, просто приказал ей выбросить эту мысль из головы. И вообще, близилось окончание школы и пора было думать о будущей профессии. И хотя Маша продолжала мечтать о том, чтобы петь со сцены, по настоянию отца она поступила в Ленинградский машиностроительный техникум при Кировском заводе. Впрочем, музыкой она продолжала заниматься, причём вскоре её пригласил в ансамбль Валентин Акульшин, который создал женский вокальный квартет в составе: Вера Грозная, Нина Меняева, Мария Пахоменко, Зара Кузнецова. Квартет выступал с инструментальным ансамблем под управлением Виталия Понаровского.
К слову, Акульшин долгое время преподавал музыкальные дисциплины в Педагогическом университете имени Герцена.
А вскоре Маша познакомилась с молодым скрипачом Александром Колкером, который, к тому же, немного сочинял музыку. Александр начал ухаживать за талантливой певицей, провожал её домой, дарил цветы. И Маша не устояла - через два года они поженились.
А в 1963 году Пахоменко впервые услышали радиослушатели. Это была песня "Качает, качает...", написанная Александром Колкером к спектаклю "Иду на грозу" театра имени Комиссаржевской. И совсем скоро Марию пригласил Анатолий Бадхен в эстрадный ансамбль при "Ленконцерте". А уже в следующем, 1964-м, году Мария Пахоменко с песней "Опять плывут куда-то корабли" заняла первое место на конкурсе, проведённом радиостанцией "Юность". Стоит ли говорить, что музыку к ней написал Колкер.
Впрочем, Мария долгое время не хотела выступать с сольными номерами. И лишь настойчивость её мужа, убедившего певицу, что ей с её вокальными и внешними данными бояться на сцене просто нечего. И практически каждая, исполненная Пахоменко, песня становилась шлягером. Ей стали предлагать свои песни и другие композиторы, но она была очень требовательна и брала лишь те, которые нравились ей самой. У неё появилось огромное количество поклонников. Доходило до курьёзов - иногда приходилось даже вызывать милицию, чтобы избавиться, например, от настойчивого, как сказали бы сейчас, фаната, который умудрялся залезать на дерево, растущее во дворе дома, где она жила, и смотреть в окна её квартиры, расположенной, на минуточку, на пятом этаже. А однажды милицией был задержан человек, оказавшийся не совсем нормальным, в кармане которого был найден список того, что ему нужно для счастья. Там перечислялось: золото, чёрная "Волга" и ... Мария Пахоменко.
Вскоре к ней пришло и международное признание. А в 1968 году она удостоилась первого места на Международном конкурсе "MIDEM" (Marché International du Disque et de l’Edition Musicale, Канны, Франция). Она получила приз "Нефритовая пластинка" за рекордное количество выпущенных дисков (около 2,6 млн). Мария Леонидовна вспоминала, что конкурс этот проходил в уже холодное время года и чтобы ей не выглядеть на фоне остальных участников "сиротой казанской", они с Колкером, продав всё. что можно, купили у спекулянтов красивую дублёнку для поездки во Францию.
А через три года новый успех - победа на Международном конкурсе "Золотой Орфей" в болгарском Бургасе. К слову, почему-то часто говоря о первой советской обладательнице Гран-при "Золотого Орфея", называют Аллу Пугачёву, что, разумеется, в корне не верно - Алла Борисовна со своим "Арлекино" взяла Гран-при этого фестиваля через четыре года после Пахоменко.
Между прочим, Пахоменко долго отказывалась ехать на этот конкурс. Главным образом из-за того, что она опасалась, что поражения ей не простят, а побед пока там советские исполнители не одерживали. К тому же советские власти не выпускали вместе с ней её мужа, а без его поддержки она чувствовала себя совсем плохо. Но когда она в очередной раз отказалась, в "Ленконцерте" предложили ей позвонить министру культуры СССР Фурцевой и самой объясниться. Мария выбрала из двух зол меньшее - и согласилась на поездку. Правда, оставалась ещё одна проблема - у неё не было достойного концертного платья. И, как обычно это и происходит - выручил случай. Буквально за пару дней до отъезда ей позвонили из Кировского универмага и спросили, не хочет ли она взглянуть на японские платья, которые сейчас у них в магазине продаются. И платья эти оказались настолько впору и, главное, красивы, что их даже не пришлось ничем дополнять и улучшать - в них она и выступала в Болгарии. Правда, волнение никуда не делось. Как вспоминала сама Пахоменко, перед выходом на сцену она так тряслась, что даже не смогла причесаться. В итоге решила просто распустить волосы - чем окончательно покорила, разумеется, вкупе с песней "Чудо-кони", жюри. Ведь волосы у неё были практически до пола. А с призом Марии Пахоменко произошла тоже довольно курьёзная история. Статуэтка так понравилась тогдашнему министру культуры Екатерине Фурцевой, что та решила оставить его у себя в качестве украшения кабинета. Но тут взбунтовалась Пахоменко и категорически всесильной чиновнице отказала. Впрочем, никаких особых последствий этот поступок для Марии не имел.
Она много гастролировала по СССР и за рубежом - побывала во Франции, Италии, на Кубе, в Югославии, Польше, Германии, Чехословакии, Болгарии, Финляндии. Мария Пахоменко выступала на всех значимых сценах Европы, включая Олимпия Брюно Кокатрикс в Париже. Её песни перепевали другие исполнители и исполнительницы, часто пытаясь копировать манеру пения, стиль, а порой, и сценические платья Марии Леонидовны. Получалось это у других певиц с разной степенью успеха, хотя сходство с Пахоменко, порой, просматривалось. А сама Мария Пахоменко очень жалела, что как-то отказала Татьяне Лиозновой. Та позвонила ей с предложением сняться в новом фильме. Но когда Лиознова сказала, что фильм будет многосерийным, Пахоменко решила, что не сможет уделить много времени съёмкам. И лишь потом она узнала, что предполагался лишь небольшой эпизод с её участием, но было уже поздно. А в эпизоде сыграла Элеонора Шашкова, и этот эпизод стал классикой советского кино. Это была знаменитая сцена встречи Штирлица с женой в кафе "Элефант", и жену должна была играть Пахоменко. Впрочем, в нескольких музыкальных телевизионных фильмах Мария Пахоменко сыграла.
Мария Леонидовна Пахоменко скончалась 8 марта 2013 года. Ей было 75 лет. Похоронили её на Комаровском кладбище. На памятнике, созданном художником Валентином Серафимовичем и скульптором Геннадием Вьюновым, можно увидеть тщательно выкованный металлический куст чертополоха. Дочь Марии Леонидовны Наталья Пахоменко объяснила, что идею памятника подсказало стихотворение Николая Заболоцкого, и что именно чертополох как ничто другое характеризует жизнь её матери, бывшей и колючей, и стойкой, и всегда гордо несущей свою ношу...
Но и я живу, как видно, плохо,
Ибо я помочь не в силах ей.
И встает стена чертополоха
Между мной и радостью моей.
И простерся шип клинообразный
В грудь мою, и уж в последний раз
Светит мне печальный и прекрасный
Взор ее неугасимых глаз.
На кладбищах Петербурга похоронено много выдающихся представителей отечественного искусства. Это актёры, музыканты, писатели, режиссёры, композиторы, художники...
На Южном кладбище похоронены актёры Алексей Смирнов - механик Макарыч из фильма "В бой идут одни "старики"", Николай Годовиков - Петруха из "Белого солнца пустыни" и выдающийся бард Юрий Кукин - автор бессмертного "А я еду за туманом".
На Литераторских мостках Волковского православного кладбища упокоились выдающиеся советские и российские актёры: Николай Симонов, Бруно Фрейндлих, незабываемый Холстомер - Евгений Лебедев, Василий Меркурьев, Николай Трофимов, Владислав Стржельчик, командир счастливой "Щуки" Пётр Вельяминов, незабвенный Хоботов - Анатолий Равикович, Андрей и Юрий Толубеевы, Ефим Копелян, Людмила Макарова, Александр Борисов - Кошачий Барин из фильма "Верные друзья", Нина Мамаева, поэтесса, голос блокадного Ленинграда Ольга Берггольц, поэт Александр Блок, композитор Андрей Петров, балерина Алла Шелест.
На кладбище в поселке Комарово похоронены актёры Андрей Краско, Алексей Девотченко, Никита Михайловский - Ромка из "Вам и не снилось", мама Ивана Урганта Валерия Киселёва, дядя Михаила Боярского артист Николай Боярский, композиторы Вениамин Баснер, Виктор Резников, Олег Каравайчук, Сергей Курёхин, писатель Виктор Голявкин, фантаст Иван Ефремов, великая Анна Ахматова, драматург и сценарист Александр Володин.
На Смоленском кладбище лежат актриса Анна Самохина, режиссёр Алексей Балабанов, актёр Виктор Костецкий, эстрадные исполнители Людмила Сенчина, Бен Бенцианов и Эдуард Хиль, актёр Станислав Ландграф, писатель-маринист Виктор Конецкий.
Серафимовское кладбище стало последним пристанищем для актёров Игоря Дмитриева, Михаила Светина, Павла и Петра Кадочниковых, Александра Демьяненко, Гликерии Богдановой-Чесноковой, Александра Хочинского, Николая Крюкова, Виктора Смирнова. Здесь же лежит великий русский художник Павел Филонов.
На Большеохтинском упокоилась клоунесса Ирина Асмус - Ириска из "АБВГДейки", основатель группы "Алиса" Святослав Задерий, писатель, автор "Республики ШКИД" Леонид Пантелеев, актёр и режиссёр Игорь Владимиров.
А на Северном кладбище Санкт-Петербурга похоронены Павел Луспекаев - таможенник Верещагин из "Белого солнца пустыни" и Сергей Филиппов - незабываемый Киса Воробьянинов из "Двенадцати стульев".
Киновеевское кладбище стало последним домом для актёра Александра Кавалерова.
На Богословском лежат актёры Кирилл Лавров, Роман Громадский, драматург-сказочник Евгений Шварц, режиссёр Александр Рогожкин. Здесь же похоронены лидер группы "Кино" Виктор Цой и его жена Марьяна, рок-музыканты Наталья Пивоварова ("Колибри"), Сергей Богаев ("Облачный край"), Михаил Горшенёв "Горшок" ("Король и шут"), Александр Аксёнов "Рикошет" ("Объект насмешек"), великий дирижёр Евгений Мравинский, умершая совсем молодой певица Лидия Клемент, знаменитый пародист Виктор Чистяков.
На кладбище Памяти жертв 9-го января похоронили актрису Галину Короткевич, умершую за две недели до своего столетия.
На Волковском православном кладбище нашли своё упокоение режиссёр Борис Понизовский, поэтесса Серебряного века Ирина Одоевцева, основатель группы "Зоопарк" Майк Науменко, флейтист группы "Аквариум" Андрей "Дюша" Романов, аккордеонист этой же группы Сергей Щураков.
На Казанском кладбище в Пушкине похоронили актёра Илью Олейникова, писателя-фантаста Александра Беляева.
На Шуваловском кладбище похоронен выдающийся писатель-постмодернист Андрей Битов.
На Новодевичьем лежит актёр Александр Анисимов, художник Михаил Врубель.
На кладбище в Зеленогорске был захоронен прах популярного певца Сергея Захарова.
На кладбище Крематория похоронили Короля подпольной песни СССР Аркадия Северного.
На Никольском кладбище Александро-Невской лавры упокоился художник и скульптор Михаил Микешин - автор памятника "Тысячелетие России" и многих других работ. Здесь же похоронен сын Анны Ахматовой и Николая Гумилёва историк, философ и поэт Лев Гумилёв.
К слову, все имена, выделенные синим цветом, - это активные ссылки, и вы можете перейти по ним, если будет интересно прочитать об этих великих людях.
Если вам понравился материал - поставьте, пожалуйста, "лайк". Вам это ничего не стоит, а канал вы, тем самым, поддержите. Буду рад, если вы захотите высказать своё мнение о материале, не стесняйтесь - комментируйте, благодарите (если считаете нужным), критикуйте. Возможно, в материале что-то упущено и вы знаете какие-то неизвестные детали - пожалуйста, дополняйте. Каждое ваше слово, каждый отзыв чрезвычайно важен для того, чтобы канал оставался на плаву в наше сложное время.
А лучше всего - подписывайтесь на канал "Вдоль по Питерской". Пишите, о ком вы хотели бы прочитать на этом канале. Буду всем благодарен. И ещё - почему-то на Дзене стала действовать автоматическая ОТПИСКА от каналов. Поэтому проверяйте, пожалуйста, остаётесь ли вы подписаны на канал.
Многие подписчики пишут мне в комментариях, что материала на канале уже хватает на хорошую книгу о великих петербуржцах, что можно даже что-то вроде справочника-путеводителя по питерским кладбищам издать. Но удовольствие это не из дешёвых, в одиночку я просто не потяну. Поэтому решил провести такой вот эксперимент - попытаюсь собрать деньги на такую книгу. Если это действительно востребовано, то мы вместе её сможем напечатать. Если же кто-то считает это не этичным, напишите, пожалуйста - если таковых отзывов будет много, то я завершу этот эксперимент. Буду благодарен за любую обратную связь.