Найти в Дзене
Вдоль по Питерской

Борис Штоколов так и не спел с африканским хором. Могила певца на Литераторских мостках

Оглавление

Великий российский бас Борис Штоколов собирался прожить сто лет. И как минимум до девяноста петь на сцене. Но, к сожалению, он уже полтора десятка лет, как упокоился на Волковском кладбище. И не было ему еще и семидесяти пяти...

Борис Штоколов. Фото с сайта starsity.ru
Борис Штоколов. Фото с сайта starsity.ru

К слову, на сцене великий Штоколов исполнял не только оперные арии и романсы, хотя именно ими он и известен, в первую очередь. Но он мечтал спеть джаз, а однажды даже поучаствовал в концерте-спектакле альтернативной музыки, организованном Сергеем Курехиным и его "Поп-Механикой". Как рассказывал Штоколов, ему позвонил сам Курехин и попросил поучаствовать в спектакле. Причем, действо должно было происходить в концертном зале "Октябрьский", вместимостью четыре с половиной тысячи мест. Штоколов встретился с Курехиным, и тот его просто заразил этой идеей - спектакля, в котором соединились бы джаз, классика, рок-н-ролл, народная музыка. Штоколов до встречи с Курехиным лишь понаслышке знал о Гребенщикове, Викторе Цое, самом Курехине, причем в окружении Бориса Тимофеевича их больше ругали, чем хвалили. Но Штоколов решился на этот эксперимент и ни разу о нем не пожалел, хотя поначалу и чувствовал себя не в своей тарелке. Да и то сказать - Штоколов во фраке и рядом с ним на сцене тоже как бы во фраке - Олег Гаркуша. Но Борис Тимофеевич быстро освоился, спел две японские народные песни под аккомпанемент игравшего на рояле Курехина. Публика, пришедшая на "Поп-Механику" с восторгом и овациями встретила и Штоколова. И хотя сам Штоколов несколько иронично отозвался о своем опыте, назвав прошедший спектакль "Поп-Механики" "винегретом из отдельных номеров", но этот эксперимент так понравился Борису Тимофеевичу, что он решил продолжить сотрудничество с Курехиным. Основатель "Поп-Механики" предложил Штоколову спеть его "Ноченьку" с настоя­щим негритянским хором из Африки. Курехин уже работал с этим хором и собирался свести с ним Штоколова. Но, к несчастью, после возвращения с гастролей весной 1996 года, Сергей Курехин тяжело заболел - у него обнаружили саркому сердца - редкое заболевание со стопроцентным летальным исходом. Девятого июля 1996-го Курехин умер в Покровской больнице Санкт-Петербурга. Его похоронили в Комарово.

Могила Сергея Курехина на Комаровском кладбище.
Могила Сергея Курехина на Комаровском кладбище.

Кстати, питерская официальная "классическая" богема - Басилашвили, Боярский, Фрейндлих - по словам Штоколова, его не признавала. Хотя Штоколов с 1959-го (в этот год он стал лауреатом Международного конкурса на VII Всемирном фестивале молодежи и студентов в Вене) по 1990-й годы пел в Мариинке (тогда еще Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова), потом успешно гастролировал как по России, так и по всем континентам. Пел на многих оперных сценах и концертных эстрадах мира: США, Испания, Швеция, Италия, Франция, Швейцария, ГДР, ФРГ, Венгрия, Австралия, Куба, Англия, Канада. В тридцать шесть лет получил звание Народного артиста СССР. А ведь он не собирался становиться оперным певцом. Сам Штоколов так вспоминал о том случае, когда резко изменилась его судьба: "Я был курсантом школы ВВС, это под Свердловском, а Жуков в то время Уральским военным округом командовал. На выпускном вечере вдруг слышу: "Жуков приехал..." У нас у всех поджилки затряслись. Шутка ли, сам маршал Победы! А мне в концерте художественной самодеятельности еще выступать. Пел я тогда блантеровские «Грустные ивы» со словами Жарова. Знаете: "Грустные ивы склонились к пруду, месяц плывет молодой. Там у границы стоял на посту ночью боец молодой..." И "Дороги" Новикова–Ошанина: "Эх, дороги... Пыль да туман, холода, тревоги да степной бурьян..." После концерта говорят: "Тебя Жуков вызывает. Пришел я к нему, представился по-военному, хотя был в концертном костюме, а он мне с ходу: "Слушай, Борис, в авиации и без тебя молодцов хватает. А тебе петь нужно, петь!" И после того, как по окончанию летной школы Бориса направили в Серпухов, Жуков вытребовал его в Свердловск и "приказал" принять в Уральскую государственную консерваторию имени М.П. Мусоргского.

Молодой Борис Штоколов. Фото с сайта tunnel.ru
Молодой Борис Штоколов. Фото с сайта tunnel.ru

С осени 1948 года Штоколов учился на вечернем отделении вокального факультета Уральской консерватории, которую окончил в 1954 году. И кроме учебы в консерватории решил самостоятельно заниматься по методике Энрико Карузо. Упражнения были не из приятных: он набирал речных камешков, заворачивал их в платочек, клал в рот и проговаривал слова песни, которую надо было разучить. Или специально черенком ложки топил язык, чтобы увеличить глотку. Что, в конечном итоге, и дало результат.

А потом была насыщенная и плодотворная творческая жизнь. Борис Штоколов не был обделен наградами. Орден Ленина, орден Октябрьской Революции, орден Отечественной войны 2-й степени, два ордена Трудового Красного Знамени, Государственная премия РСФСР имени М.И. Глинки, Государственная премия СССР, звание почетного гражданина Кемеровской области, но все это мало пригодилось в конце восьмидесятых-начале девяностых. В годы перестройки его талант певца был не слишком востребован театрами. Но Штоколов много ездил с концертами по стране - слушателям-то он был нужен. Как-то композитор Андрей Петров рассказал одному из своих знакомых, что Борис Штоколов вынужден сдавать свою квартиру на набережной Черной Речки и на эти деньги жить в маленькой квартирке где-то на окраине. А потом Борис Штоколов вообще переехал жить на Удельную. Кстати, на том доме, где Борис Тимофеевич прожил последние годы не так давно была установлена мемориальная доска.

Мемориальная доска на доме по адресу ул. Гаврская, 2 в Санкт-Петербурге.
Мемориальная доска на доме по адресу ул. Гаврская, 2 в Санкт-Петербурге.

Солист прославленного Кировского - ныне Мариинского - театра оперы и балета, он пел все басовые партии мировой оперы. Обожал русскую классику. Был лучшим Сусаниным, Мефистофелем, Досифеем в «Хованщине», Кончаком в «Князе Игоре», Кочубеем в «Мазепе». Как о любимой работе, отзывался об опере «Судьба человека». Когда в финале Андрей Соколов с ребёнком на руках уходил со сцены в зал, то зрители плакали.

Борис Штоколов. Фото tass.ru
Борис Штоколов. Фото tass.ru

В декабре 2004-го Борис Штоколов был приглашен в Москву на празднование юбилея певца, актера, художественного руководителя театра "Ромэн" Николая Сличенко. Борис Тимофеевич пожаловался, что, Мариинский театр о нём забыл и что Гергиев, скорее всего, не даст отметить ему в марте наступающего года на сцене Мариинки 75-летие. Там, за кулисами, перед самым выступлением, И присутствовавший тут же Кобзон предложил отметить юбилей Штоколова в Москве. Тогдашний вице-мэр Москвы Людмила Швецова сказала, что мэрия поможет с арендой концертного зала "Россия", а тогдашний гендиректор телеканала "ТВЦ" Олег Попцов обещал, что телевидение бесплатно снимет этот вечер. Иосиф Кобзон добавил, что договорится с оркестром Осипова и ансамблем МВД, которые бесплатно примут участие в юбилейных торжествах.

Этот юбилейный вечер Сличенко, выступление - первое за десять лет в Москве - и возможность отпраздновать юбилей в столице так разволновали его, что он, по дороге в Петербург в поезде не уснул. И практически сразу по приезду домой - первый приступ. Ещё через несколько дней второй приступ и смерть. Борис Тимофеевич умер в обычной районной больнице. И похоронить его должны были бы на обычном кладбище. И лишь вмешательство известного тележурналиста Андрея Караулова, который с трудом нашёл во время зимних праздников губернатора Санкт-Петербурга Валентину Матвиенко, помогло и великого русского певца похоронили на престижнейших Литераторских мостках.

Штоколова провожал весь город, хотя за четыре дня, прошедших после его смерти до похорон, нигде не промелькнуло даже небольшого сообщения о его смерти...

Памятник, который сейчас стоит на могиле Бориса Тимофеевича, имеет удивительную историю. Однажды Штоколов зашел в мастерскую Аникушина и увидел, как тот ваяет памятник для своей будущей могилы. И певец сказал, что тоже хочет, чтоб ему на могилу памятник создал его друг. Аникушин согласился и даже вместе со своей женой Марией приступил к работе. Но сначала умер скульптор, потом его жена, и работа осталась незавершенной. А после смерти уже самого Штоколова его вдова Нина Сергеевна попросила ученика Аникушина - Николая Анциферова - завершить начатое. Памятник представляет собой фигуру певца в полный рост. Он стоит, опираясь на рояль, на котором высечены слова его любимого романса: "Гори, гори, моя звезда, Звезда любви приветная! Ты у меня одна заветная, Другой не будет никогда..." Кстати, в космосе есть звезда, точнее, астероид с названием "Штоколов".

Памятник на могиле Бориса Штоколова.
Памятник на могиле Бориса Штоколова.

Восемнадцатого марта того печального года – в канун его несостоявшегося юбилея – вторая жена певца, Нина Сергеевна, сказала: "Штоколову рукоплескали концертные и оперные залы всего мира, в одном только Париже он бывал больше пятнадцати раз. Неоднократно предлагали остаться за границей, но верность Родине, семье, пению была одним из главных качеств Бориса Тимофеевича. Он очень переживал из-за распада Советского Союза и культурного обнищания страны".

Если вам понравился материал - поставьте, пожалуйста, "лайк". Вам это ничего не стоит, а канал вы, тем самым, поддержите. Буду рад, если вы захотите высказать своё мнение о материале, не стесняйтесь - комментируйте, благодарите (если считаете нужным), критикуйте. Возможно, в материале что-то упущено и вы знаете какие-то неизвестные детали - пожалуйста, дополняйте. Каждое ваше слово, каждый отзыв чрезвычайно важен для того, чтобы канал оставался на плаву в наше сложное время.

А лучше всего - подписывайтесь на канал "Вдоль по Питерской". Пишите, о ком вы хотели бы прочитать на этом канале. Буду всем благодарен. И ещё - почему-то на Дзене стала действовать автоматическая ОТПИСКА от каналов. Поэтому проверяйте, пожалуйста, остаётесь ли вы подписаны на канал.

Многие подписчики пишут мне в комментариях, что материала на канале уже хватает на хорошую книгу о великих петербуржцах, что можно даже что-то вроде справочника-путеводителя по питерским кладбищам издать. Но удовольствие это не из дешёвых, в одиночку я просто не потяну. Поэтому решил провести такой вот эксперимент - попытаюсь собрать деньги на такую книгу. Если это действительно востребовано, то мы вместе её сможем напечатать. Если же кто-то считает это не этичным, напишите, пожалуйста - если таковых отзывов будет много, то я завершу этот эксперимент. Буду благодарен за любую обратную связь.