Великий российский бас Борис Штоколов собирался прожить сто лет. И как минимум до девяноста петь на сцене. Но, к сожалению, он уже полтора десятка лет, как упокоился на Волковском кладбище. И не было ему еще и семидесяти пяти...
К слову, на сцене великий Штоколов исполнял не только оперные арии и романсы, хотя именно ими он и известен, в первую очередь. Но он мечтал спеть джаз, а однажды даже поучаствовал в концерте-спектакле альтернативной музыки, организованном Сергеем Курехиным и его "Поп-Механикой". Как рассказывал Штоколов, ему позвонил сам Курехин и попросил поучаствовать в спектакле. Причем, действо должно было происходить в концертном зале "Октябрьский", вместимостью четыре с половиной тысячи мест. Штоколов встретился с Курехиным, и тот его просто заразил этой идеей - спектакля, в котором соединились бы джаз, классика, рок-н-ролл, народная музыка. Штоколов до встречи с Курехиным лишь понаслышке знал о Гребенщикове, Викторе Цое, самом Курехине, причем в окружении Бориса Тимофеевича их больше ругали, чем хвалили. Но Штоколов решился на этот эксперимент и ни разу о нем не пожалел, хотя поначалу и чувствовал себя не в своей тарелке. Да и то сказать - Штоколов во фраке и рядом с ним на сцене тоже как бы во фраке - Олег Гаркуша. Но Борис Тимофеевич быстро освоился, спел две японские народные песни под аккомпанемент игравшего на рояле Курехина. Публика, пришедшая на "Поп-Механику" с восторгом и овациями встретила и Штоколова. И хотя сам Штоколов несколько иронично отозвался о своем опыте, назвав прошедший спектакль "Поп-Механики" "винегретом из отдельных номеров", но этот эксперимент так понравился Борису Тимофеевичу, что он решил продолжить сотрудничество с Курехиным. Основатель "Поп-Механики" предложил Штоколову спеть его "Ноченьку" с настоящим негритянским хором из Африки. Курехин уже работал с этим хором и собирался свести с ним Штоколова. Но, к несчастью, после возвращения с гастролей весной 1996 года, Сергей Курехин тяжело заболел - у него обнаружили саркому сердца - редкое заболевание со стопроцентным летальным исходом. Девятого июля 1996-го Курехин умер в Покровской больнице Санкт-Петербурга. Его похоронили в Комарово.
Кстати, питерская официальная "классическая" богема - Басилашвили, Боярский, Фрейндлих - по словам Штоколова, его не признавала. Хотя Штоколов с 1959-го (в этот год он стал лауреатом Международного конкурса на VII Всемирном фестивале молодежи и студентов в Вене) по 1990-й годы пел в Мариинке (тогда еще Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова), потом успешно гастролировал как по России, так и по всем континентам. Пел на многих оперных сценах и концертных эстрадах мира: США, Испания, Швеция, Италия, Франция, Швейцария, ГДР, ФРГ, Венгрия, Австралия, Куба, Англия, Канада. В тридцать шесть лет получил звание Народного артиста СССР. А ведь он не собирался становиться оперным певцом. Сам Штоколов так вспоминал о том случае, когда резко изменилась его судьба: "Я был курсантом школы ВВС, это под Свердловском, а Жуков в то время Уральским военным округом командовал. На выпускном вечере вдруг слышу: "Жуков приехал..." У нас у всех поджилки затряслись. Шутка ли, сам маршал Победы! А мне в концерте художественной самодеятельности еще выступать. Пел я тогда блантеровские «Грустные ивы» со словами Жарова. Знаете: "Грустные ивы склонились к пруду, месяц плывет молодой. Там у границы стоял на посту ночью боец молодой..." И "Дороги" Новикова–Ошанина: "Эх, дороги... Пыль да туман, холода, тревоги да степной бурьян..." После концерта говорят: "Тебя Жуков вызывает. Пришел я к нему, представился по-военному, хотя был в концертном костюме, а он мне с ходу: "Слушай, Борис, в авиации и без тебя молодцов хватает. А тебе петь нужно, петь!" И после того, как по окончанию летной школы Бориса направили в Серпухов, Жуков вытребовал его в Свердловск и "приказал" принять в Уральскую государственную консерваторию имени М.П. Мусоргского.
С осени 1948 года Штоколов учился на вечернем отделении вокального факультета Уральской консерватории, которую окончил в 1954 году. И кроме учебы в консерватории решил самостоятельно заниматься по методике Энрико Карузо. Упражнения были не из приятных: он набирал речных камешков, заворачивал их в платочек, клал в рот и проговаривал слова песни, которую надо было разучить. Или специально черенком ложки топил язык, чтобы увеличить глотку. Что, в конечном итоге, и дало результат.
А потом была насыщенная и плодотворная творческая жизнь. Борис Штоколов не был обделен наградами. Орден Ленина, орден Октябрьской Революции, орден Отечественной войны 2-й степени, два ордена Трудового Красного Знамени, Государственная премия РСФСР имени М.И. Глинки, Государственная премия СССР, звание почетного гражданина Кемеровской области, но все это мало пригодилось в конце восьмидесятых-начале девяностых. В годы перестройки его талант певца был не слишком востребован театрами. Но Штоколов много ездил с концертами по стране - слушателям-то он был нужен. Как-то композитор Андрей Петров рассказал одному из своих знакомых, что Борис Штоколов вынужден сдавать свою квартиру на набережной Черной Речки и на эти деньги жить в маленькой квартирке где-то на окраине. А потом Борис Штоколов вообще переехал жить на Удельную. Кстати, на том доме, где Борис Тимофеевич прожил последние годы не так давно была установлена мемориальная доска.
Солист прославленного Кировского - ныне Мариинского - театра оперы и балета, он пел все басовые партии мировой оперы. Обожал русскую классику. Был лучшим Сусаниным, Мефистофелем, Досифеем в «Хованщине», Кончаком в «Князе Игоре», Кочубеем в «Мазепе». Как о любимой работе, отзывался об опере «Судьба человека». Когда в финале Андрей Соколов с ребёнком на руках уходил со сцены в зал, то зрители плакали.
В декабре 2004-го Борис Штоколов был приглашен в Москву на празднование юбилея певца, актера, художественного руководителя театра "Ромэн" Николая Сличенко. Борис Тимофеевич пожаловался, что, Мариинский театр о нём забыл и что Гергиев, скорее всего, не даст отметить ему в марте наступающего года на сцене Мариинки 75-летие. Там, за кулисами, перед самым выступлением, И присутствовавший тут же Кобзон предложил отметить юбилей Штоколова в Москве. Тогдашний вице-мэр Москвы Людмила Швецова сказала, что мэрия поможет с арендой концертного зала "Россия", а тогдашний гендиректор телеканала "ТВЦ" Олег Попцов обещал, что телевидение бесплатно снимет этот вечер. Иосиф Кобзон добавил, что договорится с оркестром Осипова и ансамблем МВД, которые бесплатно примут участие в юбилейных торжествах.
Этот юбилейный вечер Сличенко, выступление - первое за десять лет в Москве - и возможность отпраздновать юбилей в столице так разволновали его, что он, по дороге в Петербург в поезде не уснул. И практически сразу по приезду домой - первый приступ. Ещё через несколько дней второй приступ и смерть. Борис Тимофеевич умер в обычной районной больнице. И похоронить его должны были бы на обычном кладбище. И лишь вмешательство известного тележурналиста Андрея Караулова, который с трудом нашёл во время зимних праздников губернатора Санкт-Петербурга Валентину Матвиенко, помогло и великого русского певца похоронили на престижнейших Литераторских мостках.
Штоколова провожал весь город, хотя за четыре дня, прошедших после его смерти до похорон, нигде не промелькнуло даже небольшого сообщения о его смерти...
Памятник, который сейчас стоит на могиле Бориса Тимофеевича, имеет удивительную историю. Однажды Штоколов зашел в мастерскую Аникушина и увидел, как тот ваяет памятник для своей будущей могилы. И певец сказал, что тоже хочет, чтоб ему на могилу памятник создал его друг. Аникушин согласился и даже вместе со своей женой Марией приступил к работе. Но сначала умер скульптор, потом его жена, и работа осталась незавершенной. А после смерти уже самого Штоколова его вдова Нина Сергеевна попросила ученика Аникушина - Николая Анциферова - завершить начатое. Памятник представляет собой фигуру певца в полный рост. Он стоит, опираясь на рояль, на котором высечены слова его любимого романса: "Гори, гори, моя звезда, Звезда любви приветная! Ты у меня одна заветная, Другой не будет никогда..." Кстати, в космосе есть звезда, точнее, астероид с названием "Штоколов".
Восемнадцатого марта того печального года – в канун его несостоявшегося юбилея – вторая жена певца, Нина Сергеевна, сказала: "Штоколову рукоплескали концертные и оперные залы всего мира, в одном только Париже он бывал больше пятнадцати раз. Неоднократно предлагали остаться за границей, но верность Родине, семье, пению была одним из главных качеств Бориса Тимофеевича. Он очень переживал из-за распада Советского Союза и культурного обнищания страны".
Если вам понравился материал - поставьте, пожалуйста, "лайк". Вам это ничего не стоит, а канал вы, тем самым, поддержите. Буду рад, если вы захотите высказать своё мнение о материале, не стесняйтесь - комментируйте, благодарите (если считаете нужным), критикуйте. Возможно, в материале что-то упущено и вы знаете какие-то неизвестные детали - пожалуйста, дополняйте. Каждое ваше слово, каждый отзыв чрезвычайно важен для того, чтобы канал оставался на плаву в наше сложное время.
А лучше всего - подписывайтесь на канал "Вдоль по Питерской". Пишите, о ком вы хотели бы прочитать на этом канале. Буду всем благодарен. И ещё - почему-то на Дзене стала действовать автоматическая ОТПИСКА от каналов. Поэтому проверяйте, пожалуйста, остаётесь ли вы подписаны на канал.
Многие подписчики пишут мне в комментариях, что материала на канале уже хватает на хорошую книгу о великих петербуржцах, что можно даже что-то вроде справочника-путеводителя по питерским кладбищам издать. Но удовольствие это не из дешёвых, в одиночку я просто не потяну. Поэтому решил провести такой вот эксперимент - попытаюсь собрать деньги на такую книгу. Если это действительно востребовано, то мы вместе её сможем напечатать. Если же кто-то считает это не этичным, напишите, пожалуйста - если таковых отзывов будет много, то я завершу этот эксперимент. Буду благодарен за любую обратную связь.