Найти тему
Вдоль по Питерской

Умрешь - начнешь опять сначала... Могилы Александра Блока на "Литераторских мостках" и Смоленском кладбище

Оглавление

Ровно сто лет назад - седьмого августа 1921 года - скончался великий Александр Блок. Ему было лишь сорок лет. Корней Чуковский в те дни написал в своем дневнике: "Кончилась русская литература..."

И хотя жизнь Александра Блока оказалась очень скоротечна, его современники признали классиком, главным представителем символизма в русской литературе, одним из самых ярких поэтов Серебряного века.

Блок начал писать стихи еще в раннем детстве - в пять лет, а в десять выпустил два номера рукописного журнала "Корабль". Впоследствии, кстати, подросток Саша Блок так увлекся выпуском рукописного журнала, что с четырнадцати до семнадцати лет вместе с братьями выпустил 37 номеров журнала "Вестник".

Александр Блок. Фото rusovok.ru
Александр Блок. Фото rusovok.ru

Летом 1898 года Блок познакомился с Любовью Менделеевой - дочерью великого химика Дмитрия Ивановича Менделеева. Блок каждое лето проводил в имении Шахматово, принадлежащем деду поэта, ректору Петербургского университета Андрею Николаевичу Бекетову. Неподалеку, на вершине Бобловой горы находилась усадьба Боблово, где жил друг Андрея Бекетова Дмитрий Менделеев. Здесь и встретился Блок с Любовью Менделеевой. Блок в то время был увлечен театром и пригласил Любу в спектакль "Гамлет" на роль Офелии. Сам Блок в нем, разумеется, играл Гамлета. И понял, что страстно в нее влюблен. В ноябре 1902 года на студенческом балу в зале Дворянского собрания он сделал предложение и Люба Менделеева его приняла. В августе 1903 года они обвенчались. Венчание прошло в церкви Михаила Архангела в селе Тараканово близ Шахматова. Блок был еще студентом - он сразу после окончания Введенской гимназии поступил в Петербургский университет. Сначала он учился на юридическом факультете, но карьера адвоката его не слишком привлекала и через три года он перевелся на историко-филологический факультет. Он окончил университет в 1906 году, но еще за год до этого Блок стал знаменит - в октябре 1904 года в Москве вышел сборник его стихов "Стихи о Прекрасной Даме", посвященный Любови Дмитриевне.

Обложка первой книги Александра Блока. Фото ru.wikisource.org
Обложка первой книги Александра Блока. Фото ru.wikisource.org

Вхожу я в темные храмы.
Свершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцанье красных лампад.

Александр Блок и Любовь Менделеева. Фото regnum.ru
Александр Блок и Любовь Менделеева. Фото regnum.ru

Правда, порой отношение Блока к жене как к своей Музе, а не как к земной женщине, мешало их отношениям. И даже приводило к конфликтам. Блок не хотел портить возвышенное чувство плотскими отношениями. А Любовь Дмитриевна считала, что Блок над ней издевается, пытаясь создать из нее идеал, каковым она вовсе не являлась. Романтичные отношения обернулись личной трагедией супругов - Блок, продолжая обожествлять свою жену, не скрывал своих многочисленных связей с другими женщинами, а его Прекрасная Дама старалась в этом ему не уступать.

Твое лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола.

Впрочем, супруги продолжали жить вместе, правда часто меняя свои адреса. До окончания поэтом университета они жили в одной квартире с матерью и отчимом Блока на Петербургской набережной в офицерских казармах лейб-гвардии Гренадерского полка, где служил полковник Франц Кублицкий-Пиоттух. После того, как Блок окончил университет, они снимали квартиру на Петроградской стороне на Лахтинской улице, потом три года прожили на Галерной в дворовом флигеле особняка Томсен-Боннара, затем на полтора года вернулись на Петроградку и жили на Большой Монетной улице. Наконец в 1912 году Блок с женой поселились в доходном доме Петровского на Офицерской улице, где Блок прожил до самой своей смерти. Ко времени окончания революционных событий их семейная жизнь стала налаживаться. Блок принял революцию - все помнят его знаменитую поэму "Двенадцать". Он призвал творческую интеллигенцию не саботировать решения большевиков, отказался эмигрировать. Блок не просто сотрудничал с новой властью - он с головой погрузился в работу на ее благо. Он поступает на службу в должности редактора в "Чрезвычайную следственную комиссию для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и прочих высших должностных лиц как гражданских, так и военных и морских ведомств", затем становится госслужащим и работает в учрежденном Максимом Горьким издательстве "Всемирная литература", участвует в митинге на Марсовом поле, посвященном годовщине Октябрьской революции, получает должность в народном комиссариате просвещения. А в 1920 году его назначают председателем Петроградского отделения Союза поэтов.

Канонический Блок. Фото bessmertnybarak.ru
Канонический Блок. Фото bessmertnybarak.ru

Но его физическое и психическое перенапряжение и плохое питание - хлеб нужно было получать по карточкам, а остальные продукты "доставать", чего Блок не умел категорически - не могло не сказаться на его здоровье. К тому же в феврале 1919 года он был арестован Чрезвычайной Комиссией по борьбе с контрреволюцией и спекуляцией при Союзе Коммун Северной области за принадлежность к партии левых эсеров. Одновременно с Блоком в эту ночь были арестованы и привезены на Гороховую, 2 (дом, где располагалась питерская "чрезвычайка") писатели Алексей Ремизов, Евгений Замятин; художник Кузьма Петров-Водкин; историк Михаил Лемке; профессор Петроградского университета Семен Венгеров. За два дня до этого сюда же привезли писателя Иванова-Разумника, которого чекисты "назначили" руководителем заговора левых эсеров. А арестованы были все те, чьи фамилии были обнаружены в записной книжке Иванова-Разумника. Всех их вскоре выпустили, не продержав под арестом и суток. Всех, кроме Блока. Ведь он, как выяснили сотрудники ЧК, действительно сотрудничал с левыми эсерами - его поэма “Двенадцать" появилась в их партийной газете "Знамя Труда", там же был напечатан и цикл статей "Революция и интеллигенция". А в журнале левых эсеров “Наш Путь" были напечатаны "Двенадцать" и "Скифы". Блока перевели на чердак. И лишь хлопоты гражданской жены Максима Горького Марии Андреевой и вмешательство первого наркома просвещения Анатолия Луначарского предотвратило трагедию и 17 февраля Блок был выпущен "за недоказанностью обвинения". Разумеется, эти события не могли не сказаться на его здоровье. Вскоре после возвращения домой с Гороховой в письме к переводчице Надежде Нолле-Коган Блок писал: "...просто какая-то глубокая усталость, доходящая до апатии временами. Чувствуя все время мундштук во рту, обыски, Гороховая... Я не мог бы, если бы и не хотел устать..."

Александр Блок. Фото kickscontest.ru
Александр Блок. Фото kickscontest.ru

Вообще Александр Блок болел довольно часто. Ведь даже его свадьба была отложена на полгода из -за того, что поэт уезжал лечиться на германский курорт Бад-Наухайм. А после смерти отца в 1909 году у Блока впервые начались проблемы с сердцем. Доктора ставят ему диагнозы "неврастения" и "ипохондрия". Он часто простужался, впадал в меланхолию. Весной 1921 года Блок начал уставать, поднимаясь лишь на второй этаж. Он жаловался на боль в ногах, одышку, сердце. Поэт сильно изменился внешне. Корней Чуковский писал о нем: "Передо мною сидел не Блок, а какой-то другой человек, совсем другой, даже отдаленно не похожий на Блока. Жесткий, обглоданный, с пустыми глазами, как будто паутиной покрытый. Даже волосы, даже уши стали другими". Начиная с конца весны 1921 года Блок пытался получить заграничный паспорт, чтобы выехать в Финляндию на лечение. Специально для решения этого вопроса 12 июля собралось Политбюро РКП (б). На нем присутствовали члены Политбюро Ленин, Троцкий, Каменев, Зиновьев, Молотов и член ЦК партии Николай Бухарин. На заседании рассматривалось ходатайство Горького и Луначарского об отпуске в Финляндию Александра Блока Постановили отклонить ходатайство и поручить Наркомпроду позаботиться об улучшении продовольственного положения Блока. Против разрешения дать Блоку загранпаспорт проголосовали Ленин, Зиновьев, Молотов. За были Троцкий и Каменев. Это был приговор. Основанием для него послужила записка начальника Особого отдела ВЧК Вячеслава Менжинского председателю Совнаркома Ленину от 11 июля 1921 года:
"Блок натура поэтическая; произведет на него дурное впечатление какая-нибудь история, и он совершенно естественно будет писать стихи против нас. По-моему, выпускать не стоит, а устроить Блоку хорошие условия где-нибудь в санатории.
С коммунистическим приветом, В.Менжинский".

Человек, фактически решивший судьбу Блока - Вячеслав Менжинский
Человек, фактически решивший судьбу Блока - Вячеслав Менжинский

Каменеву все же удалось уговорить Ленина изменить свою позицию, и 23 июля Политбюро пересмотрело свое решение о запрете выезда за границу Блоку и выезд этот разрешило. Но проблема была в том, что помимо разрешения требовался еще и заграничный паспорт, а также, в связи с тяжелым состоянием здоровья, Блоку в дороге нужен был провожатый. Максим Горький 27 июля посылает Луначарскому телеграмму, в которой просит наркома похлопотать о документах и разрешении на выезд жене Блока. Наконец, 6 августа Горький получил ответ от Луначарского, что все документы и разрешения готовы. "Можно ехать хоть завтра", - написал Луначарский. Назавтра Блок умер.

Александр Бенуа записал в своем дневнике: "Революция его загубила. Он не осилил ее. Как большинство интеллигенции, он считал своим долгом питать культ к ней, к революции an und für sich [по существу. — нем.], и застигнутый врасплох ее реальной сущностью, он опешил, а затем пришел в какое-то уныние отчаяния". Незадолго до своей смерти Блок произнес слова, оказавшиеся пророческими: "Поэт умирает, потому что дышать ему больше нечем". Сказано это было в январе 1921 года, на вечере, посвященном дню смерти Пушкина, и Георгий Иванов, другой великий русский поэт, который был на этом вечере, позже написал, что Блок этими словами поставил единственно правильный диагноз своей болезни.

Памятная табличка на доме № 57 по улице Декабристов (бывшая Офицерская), в котором жил Блок.
Памятная табличка на доме № 57 по улице Декабристов (бывшая Офицерская), в котором жил Блок.

Похороны были назначены на утро 10 августа. В газетах объявление об этом опубликовать не успели, поэтому в театральной типографии на Моховой за четыре часа была напечатана тысяча экземпляров афиш, извещавших о похоронах. К семи часам вечера 9 августа их расклеили на главных улицах Петербурга. И утром 10 августа к дому Блока на бывшей Офицерской улице, за три года до этих печальных событий переименованной в улицу Декабристов, пришло около полутора тысяч человек. Открытый гроб с телом Блока до самого Смоленского кладбища - около шести километров - несли на руках, сменяясь по четверо. Не было ни музыки, ни прощальных речей.

Похороны Блока. Фото med-history.livejournal.com
Похороны Блока. Фото med-history.livejournal.com

В церкви Воскресения Христова, стоявшей близ ворот кладбища, прошло отпевание. Отпевание состоялось не в главном кладбищенском храме иконы Божией Матери Одигитрии Смоленской, а в церкви Воскресения Христова, потому что 10 августа в день похорон Блока в главном храме проходило традиционное ежегодное празднование - прославление Смоленской иконы Божией Матери.

Посмертная маска Блока
Посмертная маска Блока

Провожали Блока в последний путь его друзья и коллеги по поэтическому цеху - Всеволод Рождественский, Андрей Белый, Иванов-Разумник, Ольга Форш, Мариэтта Шагинян, Анна Ахматова... Похоронили великого поэта на Гинтеровской (ныне Блоковской) дорожке Смоленского кладбища возле "бекетовского" клена рядом с могилой его тетки Екатерины Красновой (Бекетовой). На этом же кладбище ранее были похоронены дед поэта Андрей Бекетов, его бабушка Елизавета Бекетова (Карелина). На могиле был установлен простой деревянный крест.

Первый памятник на могиле Блока на Смоленском кладбище. Фото tunnel.ru
Первый памятник на могиле Блока на Смоленском кладбище. Фото tunnel.ru

На двадцатую годовщину со дня смерти Александра Блока власти Ленинграда запланировали перенос его праха на "Литераторские мостки" Волковского православного кладбища. Связано это было с тем, что в начале 1936 года Ленинградский горисполком принял решение о закрытии десяти кладбищ, находящихся в городской черте и организации на их территориях различных парков, скверов, строительстве зданий и т.д. В список десяти уничтожаемых кладбищ попало наряду с Волковским, Никольским, Новодевичьим, Громовским, Большеохтинским и Смоленское. Предполагалось, что наиболее ценные исторические захоронения перенесут на вновь образованный Некрополь мастеров искусств в Александро-Невской лавре, а также на "Литераторские мостки". Остальные могилы предполагалось просто сровнять с землей. К слову, в 1930-1950-е годы прах очень многих петербуржцев был перенесен с мест упокоения на другие кладбища. Но это тема другого рассказа.

Начавшаяся в июне 1941 года Великая Отечественная война помешала переносу праха Блока. Но вскоре после снятия блокады, в сентябре 1944 года - этот план был осуществлен. За время блокады исчезли могильный крест и стоявшая рядом скамейка, а сама могила почти полностью сравнялась с землей. "На могиле Блока мы застали почти ровное место с едва взрыхленным земляным холмиком, украшенным осенними ветками и опавшими листьями. Между листьями виднелась воткнутая в землю узкая железка с грубо написанной надписью "Блок", – писал основатель музея-некрополя Николай Успенский. Утром 28 сентября останки были преданы земле. Никого из Союза писателей при перезахоронении не было. Вместе с прахом поэта были перезахоронены и останки его близких. На новом месте упокоения на "Литераторских мостках" (ранее принадлежавшем семейству Швахгейм) был установлен обелиск из чёрного мрамора с барельефным портретом поэта работы скульптора Николая Дыдыкина. Место упокоения поэта и его родственников окружено фигурной металлической оградкой.

Памятник на могиле Александра Блока на "Литераторских мостках" Волковского православного кладбища.
Памятник на могиле Александра Блока на "Литераторских мостках" Волковского православного кладбища.
Плиты на могилах деда поэта Андрея Бекетова, его бабушки Елизаветы Бекетовой, мамы Александры Кублицкой-Пиоттух, тетки Марии Бекетовой и его жены Любови Дмитриевны.
Плиты на могилах деда поэта Андрея Бекетова, его бабушки Елизаветы Бекетовой, мамы Александры Кублицкой-Пиоттух, тетки Марии Бекетовой и его жены Любови Дмитриевны.

Со временем первоначальному месту упокоения поэта был возвращён его изначальный вид с крестом, скамейкой и дополнительно установленным небольшим памятником-кенотафом.

Кенотаф на месте бывшей могилы Александра Блока на Смоленском кладбище.
Кенотаф на месте бывшей могилы Александра Блока на Смоленском кладбище.
Табличка на месте бывшей могилы Блока.
Табличка на месте бывшей могилы Блока.

И все, кому дорого творчество выдающегося русского поэта-символиста, приходят почтить его память и возложить цветы к обеим могилам.

На "Литераторских мостках" Волковского православного кладбища нашли свое упокоение многие выдающиеся жители Петербурга и Ленинграда. Здесь находятся могилы родственников Владимира Ульянова (Ленина) - его матери Марии Александровны, сестер Ольги и Анны, зятя Ленина Марка Елизарова. На этом кладбище похоронены выдающиеся советские и российские актеры Василий Меркурьев, Ефим Копелян, Николай Трофимов, Владислав Стржельчик, командир счастливой "Щуки" Петр Вельяминов, незабвенный Хоботов - Анатолий Равикович, балерина Алла Шелест, певец Борис Штоколов, выдающийся шахматист и пианист Марк Тайманов, Андрей и Юрий Толубеевы, композитор Андрей Петров и многие другие.

Немало выдающихся ленинградцев/петербуржцев упокоилось и на Смоленском кладбище. Здесь лежат выдающиеся эстрадные исполнители Эдуард Хиль и Людмила Сенчина, писатель-маринист Виктор Конецкий, режиссер культовых российских фильмов Алексей Балабанов, замечательная актриса Анна Самохина. Здесь на этом кладбище похоронена небесная покровительница Петербурга, святая Ксения Блаженная. Могилы многих других выдающихся людей, похороненных на Смоленском кладбище, можно посмотреть здесь и здесь.

Если вам понравился материал - поставьте, пожалуйста, "лайк". Вам это ничего не стоит, а канал вы, тем самым, поддержите. Буду рад, если вы захотите высказать своё мнение о материале, не стесняйтесь - комментируйте, благодарите (если считаете нужным), критикуйте. Возможно, в материале что-то упущено и вы знаете какие-то неизвестные детали - пожалуйста, дополняйте. Каждое ваше слово, каждый отзыв чрезвычайно важен для того, чтобы канал оставался на плаву в наше сложное время.

А лучше всего - подписывайтесь на канал "Вдоль по Питерской". Пишите, о ком вы хотели бы прочитать на этом канале. Буду всем благодарен. И ещё - почему-то на Дзене стала действовать автоматическая ОТПИСКА от каналов. Поэтому проверяйте, пожалуйста, остаётесь ли вы подписаны на канал.

Многие подписчики пишут мне в комментариях, что материала на канале уже хватает на хорошую книгу о великих петербуржцах, что можно даже что-то вроде справочника-путеводителя по питерским кладбищам издать. Но удовольствие это не из дешёвых, в одиночку я просто не потяну. Поэтому решил провести такой вот эксперимент - попытаюсь собрать деньги на такую книгу. Если это действительно востребовано, то мы вместе её сможем напечатать. Если же кто-то считает это не этичным, напишите, пожалуйста - если таковых отзывов будет много, то я завершу этот эксперимент. Буду благодарен за любую обратную связь.