Вы именно та женщина, о которой только может мечтать мужчина, когда он наконец осмеливается осознавать себя мужчиной.
"Скандальное происшествие с мистером Кеттлом и миссис Мун"
(Д. Пристли)
Одной из самых, пожалуй, ярких и, в то же время, недооценённых ленинградских актрис времён Советского Союза была Лидия Штыкан. Возможно, это связано с тем, что у неё было не очень много ролей в кино, а ведь наш зритель, как правило, знает актёра по его киновоплощениям.
Лида Штыкан родилась в семье, где никто не имел никакого отношения к миру искусства. Её родители были рабочими, но любили ходить в театр. А когда Лида стала школьницей, частенько брали дочь на представления. Постепенно она увлеклась, как и большинство тогдашних школьниц, собирала открытки с портретами артистов, но ни отец, ни мать не считали это серьёзным увлечением. А Лида, ближе к выпускному, уже для себя решила, что станет актрисой. И что её портрет тоже появится на открытке.
После окончания школы Лидия поступила в Ленинградский театральный институт имени Островского. В школе она была активной комсомолкой, её любимым поэтом был, разумеется, Владимир Маяковский. Его стихи она и прочитала на экзамене. Но значительно более сильное впечатление на приёмную комиссию она произвела, читая Максима Горького. И, как вспоминала её дочь Екатерина:
Приемная комиссия сдалась, даже жребий кидали — кто её возьмет к себе на курс.
В том же 1940 году в театральный институт поступил и Николай Боярский. Правда, он изначально не собирался становиться актёром, а мечтал стать журналистом или писателем, но у него, сына врага народа, даже документы в университет не приняли. Его отец, Александр Иванович Боярский, архиепископ Ивановский и Кинешемский, был весной 1936 года по доносу арестован, обвинён в антисоветской агитации, а также в том, что объединял вокруг себя высланных из Ленинграда и области "реакционно и фашистски настроенных" представителей духовенства. В июле 1936 года Александра Боярского приговорили к пяти годам заключения, но из тюрьмы он так и не вышел. Так что путь в университет Николаю был заказан. В театральном же к некоторым нюансам биографий своих абитуриентов относились не столь строго, и Николай тоже стал студентом этого института.
Уже в самом начале учёбы Боярский обратил внимание на миниатюрную (она была ростом 158 сантиметров) симпатичную и обаятельную светловолосую сокурсницу. Впрочем, на неё засматривалась практически половина юношей института, и Николай понимал, что он со своей стеснительностью, вряд ли может составить им конкуренцию. Актриса Галина Короткевич, вспоминала:
Такое лицо! Такая кожа! Такая фигурка! Румянец! Персик! А голос! Я тоже хорошенькая была, но мы не могли оторвать взгляд от Лиды! Мы все толпились в аудитории, нас было не выгнать, мы хотели послушать, как эта девочка с ангельской внешностью будет читать!
Но из всех студентов, учившихся в театральном (а туда всё же поступали юноши с артистической внешностью) Лида выбрала именно Николая. Наверное, она почувствовала в нём ту надёжность, которая и отличает настоящих мужчин. Они подружились, иногда гуляли вместе, но Николай ничего о своих чувствах не говорил, а Лида, хоть, наверное, и всё понимала, события не "форсировала". И как знать, сколь долго бы продолжались их исключительно дружеские отношения, но наступил июнь 1941-го. И Николая Боярского одним из первых призвали в армию и он попал на фронт.
Николай Боярский был отважным солдатом. Служил в пехоте, был разведчиком. Он воевал на Ленинградском, Сталинградском, Северо-Западном, 4-м Украинском, 1-м Прибалтийском, 3-м Белорусском фронтах. Был ранен - пуля прошла навылет в двух сантиметрах от сердца, попал в плен, оттуда бежал. Дошёл от Ленинграда до Кёнигсберга, где войну закончил в звании младшего лейтенанта. Его наградили множеством медалей: "За боевые заслуги", "За отвагу", "За взятие Кёнигсберга", "За победу над Германией". Кроме того, Николай Боярский был награждён одним из самых почётных солдатских орденов - Красной Звезды, а также орденом Славы II степени и орденом Славы III степени. А было ему к окончанию войны всего 22 года.
Лидия ждала его все четыре года войны. Первую военную зиму она пережила в блокадном Ленинграде. А в 1942 году, после смерти отца, вместе с младшей сестрой Верой ушла на фронт и до прорыва блокады была санитаркой. Она вынесла на себе из под обстрелов множество раненых, в в госпитале, а порой и на передовой, часто поднимала настроение нашим бойцам - пела им, читала стихи, плясала. А после того, как блокада была прорвана, её по приказу начальника санитарного управления Ленинградского фронта демобилизовали, и тогда же она поступила во вспомогательный состав Ленинградского Большого драматического театра. А как только из эвакуации вернулся театральный институт, она сразу же в нём восстановилась.
В БДТ она играла беспризорника в "Кремлевских курантах" Николая Погодина, Абигайль в "Стакане воды" Эжена Скриба - здесь её партнером был сам Владислав Стржельчик, Аню в "Мужестве" по пьесе Георгия Берёзко, Лидию в спектакле "Джо Келлер и сыновья" по драме Артура Миллера. Роли у Лиды были не очень большие, но она выделялась своим удивительным обаянием и детской непосредственностью. Её Абигайль, продавщица из ювелирной лавки в "Стакане воды", порой затмевала и королеву Анну, которую играла Ольга Казико, и герцогиню Мальборо в исполнении Анны Никритиной. И после выпускного спектакля её руководитель курса, а также худрук Ленинградского театра драмы имени Пушкина Леонид Вивьен пригласил начинающую актрису в свой театр.
Надо сказать, что в те времена драмтеатр имени Пушкина был ведущим театром Ленинграда и собрал у себя самых выдающихся актёров - на его сцене играли Николай Черкасов, Юрий Толубеев, Николай Симонов, Бруно Фрейндлих. Разумеется, Штыкан не стала отказываться от такого заманчивого предложения. И в этом театре она оставалась до конца своей жизни.
В сорок пятом вернулся с фронта Николай. И они сразу же поженились. Боярский тоже восстановился в институте. Они оба учились в мастерской Николая Серебрякова и Василия Меркурьева. Но Николай после окончания института был приглашён в театр имени Комиссаржевской, так что на одной сцене им сыграть не довелось. Кстати, когда Лидия училась у Серебрякова, тот ставил спектакль по пьесе Евгения Петрова "Остров мира", и Лида, игравшая в нём дочь богатого английского коммерсанта, в одной из сцен появилась на сцене в шортах. Но что было нормальным для дочери англичанина, для советского театра стало неслыханным вызовом. В итоге было созвано специальное заседание парткома, и Серебряков, между прочим занимавший тогда пост директора института, получил партийный выговор.
В конце 1945 года в семье появилось пополнение - родился сын Олег. Потом родилась дочь Екатерина, ставшая впоследствии известным театроведом. К слову, так как Николай Боярский - родной брат Сергея Боярского, отца Михаила, то Екатерина, соответственно, двоюродная сестра "мушкетёра Всея Руси", а Олег - его двоюродный брат.
После того, как Лидия восстановилась в театральном институте, её на небольшую роль пригласил в свою кинокартину "Жила-была девочка" кинорежиссёр Виктор Эйсымонт. Лидия сыграла в этом фильме почтальона Тоню Ватрушкину.
Кинодебют у Штыкан получился неплохим. Причём, он был практически двойным - одновременно Лидия сыграла в фильме Александра Файнциммера и Адольфа Минкина "Морской батальон". Потом была роль Ани в "Константине Заслонове" того же Александра Файнциммера. А в 1950 году Лидия Штыкан сыграла близкую знакомую композитора Модеста Мусоргского Александру Пургольд в биографической картине "Мусоргский" режиссёра Григория Рошаля - пожалуй, самую значительную свою роль в кино.
В целом же, в кино она снималась довольно редко - вся её фильмография насчитывает лишь около трёх десятков картин, добрая половина которых - экранизации спектаклей, снятые Ленинградским телевидением.
Наиболее запоминающиеся кинороли Лидии Штыкан, помимо уже названных, - это телеграфистка на почте в комедии Николая Досталя и Андрея Тутышкина "Мы с вами где-то встречались", Люба Вересова в драме "Дорогой мой человек" и Вера Туркина в фильме "В городе С." Иосифа Хейфица, Александра Асенкова в биографической мелодраме Яна Фрида "Зелёная карета". Но большая часть её ролей в кино были эпизодическими. Порой даже фамилии актрисы не было в титрах - настолько мало отводилось экранного времени её персонажам.
Зато в Пушкинском театре она сыграла десятки ролей. Она была одной из лучших актрис в советской истории Александринки. Хотя первую её роль - Луизы Миллер в "Коварстве и любви" Шиллера - критика и зрители приняли весьма скептически. Но неудача, постигшая актрису в начале её творческого пути, не стала определяющей в дальнейшем. Потом был целый сонм блестящих ролей. Она великолепно играла Люсю Ведерникову в спектакле "Годы странствий" по пьесе Алексея Арбузова, Марину Мнишек в пушкинском "Борисе Годунове", Мари Лавинь в "Измене нации" Владимира Соловьёва, Оливию в шекспировской "Двенадцатой ночи", графиню Шаховскую в "Жизни Сент-Экзюпери" по пьесе Леонида Малюгина и множество других, оставивших заметный след в театральной жизни Ленинграда, ролей.
Многим зрителям особо запомнилась её мадемуазель Бланш в "Игроке" по роману Фёдора Достоевского. Однажды великий театральный педагог, профессор Елизавета Ивановна Тиме, увидев Лидию в роли Бланш, сказала ей:
Вы играете, как Мария Гавриловна Савина.
И это была высшая оценка - подобного Тиме никому не говорила. И хотя игры на сцене Марии Савиной Лидия видеть не могла, но, как считал Александр Белинский, она по праву стала наследницей театральной легенды по комедийному мастерству.
Но всё-таки Лидия Штыкан не поднялась до тех вершин популярности, которых, несомненно, была достойна. Я уже предположил, что возможно, причина в малом количестве больших ролей в кино. А ещё, очевидно, в просто невероятном отсутствии у неё актёрского тщеславия.
Летом 1982 года Пушкинский театр был на гастролях в Перми. 11 июня был сыгран очередной спектакль, а после него Лидии Петровне вдруг стало плохо. Она умерла от инсульта, не дожив двух недель до своего шестидесятилетнего юбилея. Народная артистка РСФСР Лидия Штыкан была похоронена на кладбище посёлка Комарово. Через шесть лет рядом с ней упокоился и Николай Боярский.
Режиссёр и сценарист Александр Белинский так сказал об этой замечательной актрисе:
Не только в своём поколении, а во многих поколениях актрис Александринского театра и всего театрального Ленинграда (до Петербурга она не дожила) Лида Штыкан по таланту была первой среди равных. По эмоциональному воздействию (а я впечатлительный зритель) только москвички Юлия Борисова и Марина Неёлова могут стать с ней рядом.
На кладбище в поселке Комарово похоронено немало выдающихся ленинградцев и петербуржцев. Это актёры Андрей Краско, Алексей Девотченко, Никита Михайловский - Ромка из "Вам и не снилось", мама Ивана Урганта Валерия Киселёва, дядя Михаила Боярского артист Николай Боярский, композиторы Вениамин Баснер, Виктор Резников, Олег Каравайчук, Сергей Курёхин, писатель Виктор Голявкин, фантаст Иван Ефремов, великая Анна Ахматова, драматург и сценарист Александр Володин, кинорежиссёр Иосиф Хейфиц, популярная эстрадная певица Мария Пахоменко, основательница группы "Atlantida Project" певица Саша Соколова, нобелевский лауреат Жорес Алфёров, академик Наталья Бехтерева.
К слову, все имена, выделенные синим цветом, - это активные ссылки, и вы можете перейти по ним, если будет интересно прочитать об этих великих людях.
Если вам понравился материал - поставьте, пожалуйста, "лайк". Вам это ничего не стоит, а канал вы, тем самым, поддержите. Буду рад, если вы захотите высказать своё мнение о материале, не стесняйтесь - комментируйте, благодарите (если считаете нужным), критикуйте. Возможно, в материале что-то упущено и вы знаете какие-то неизвестные детали - пожалуйста, дополняйте. Каждое ваше слово, каждый отзыв чрезвычайно важен для того, чтобы канал оставался на плаву в наше сложное время.
А лучше всего - подписывайтесь на канал "Вдоль по Питерской". Пишите, о ком вы хотели бы прочитать на этом канале. Буду всем благодарен. И ещё - почему-то на Дзене стала действовать автоматическая ОТПИСКА от каналов. Поэтому проверяйте, пожалуйста, остаётесь ли вы подписаны на канал.
Многие подписчики пишут мне в комментариях, что материала на канале уже хватает на хорошую книгу о великих петербуржцах, что можно даже что-то вроде справочника-путеводителя по питерским кладбищам издать. Но удовольствие это не из дешёвых, в одиночку я просто не потяну. Поэтому решил провести такой вот эксперимент - попытаюсь собрать деньги на такую книгу. Если это действительно востребовано, то мы вместе её сможем напечатать. Если же кто-то считает это не этичным, напишите, пожалуйста - если таковых отзывов будет много, то я завершу этот эксперимент. Буду благодарен за любую обратную связь.