Одного из самых, пожалуй, непонятых режиссёров, работавших на "Ленфильме" в советские времена, - Виктора Аристова - довольно часто относят к маргинальным личностям. И на это, возможно, есть причины.
Виктор Аристов снял совсем немного фильмов. Как самостоятельный режиссёр - всего полдюжины, из которых один телевизионный и один - короткометражный. Ещё на нескольких он работал в качестве ассистента режиссёра и второго режиссёра. Также он написал несколько сценариев и сам снялся в восьми кинокартинах. То есть, с арифметической точки зрения, он даже больше актёр, чем режиссёр. Но, разумеется, это не так.
Аристов (точнее даже Арестов - именно так звучала настоящая фамилия Виктора Фёдоровича) далеко не сразу осознал себя режиссёром и сценаристом. Он родился 9 июня 1943 года в бедной многодетной семье в забытом богом и Аллахом кишлаке Будённый (сейчас село Чат-Базар) на северо-западе тогдашней Киргизской ССР. У Виктора было два старших брата, вместе они противостояли всем окрестным хулиганам.
Семья была настолько бедная, что даже спали все на земляном полу, а чуть ли ни единственной пищей был горох. Куриное мясо Виктор попробовал впервые, когда ему было уже пятнадцать лет. Вырос и окончил школу Виктор в Джамбуле (сейчас город Тараз). Правда, Джамбул находился уже в другой советской республике - в Казахской, но в те времена особых проблем в пересечении границ между республиками не было. В школе Виктор увлёкся чтением. А ещё полюбил кино. Денег на билеты, разумеется, у него не было, но он не пропускал ни одного фильма - проникал в зрительный зал через лазейку. А к выпускному классу он был покорён театром. Он решил поступить в театральный институт. Понимая, что в Ленинграде поступить в театральный гораздо легче, чем в Москве, Аристов поставил перед собой цель - заработать денег на поездку в Северную столицу. Он устроился на работу в театр механиком сцены. Правда, платили в театре не очень много, поэтому Виктор попутно трудился в местной пожарной команде.
В двадцать лет Аристов уехал из Средней Азии в город своей мечты - Ленинград. Он поступил в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК, сейчас Российский государственный институт сценических искусств) на режиссёрский факультет на курс известного педагога и режиссёра Мара Сулимова. Так как он был приезжим, а помогать материально ему не могли, то ему пришлось учиться заочно и постоянно подрабатывать. Во время учёбы в институте он познакомился со многими, ставшими впоследствии известными, кинематографистами.
В 1968 году Аристов, получив диплом режиссёра, должен был уехать по распределению из Ленинграда, но он смог устроиться на работу на киностудии "Ленфильм" ассистентом режиссёра - там как раз появилась вакансия. Тогда же он познакомился с удивительной девушкой по имени Надя - студенткой Ленинградского библиотечный института имени Крупской, приехавшей в Ленинград из Смоленска. Вскоре Надя стала его женой, у них родилось две дочери.
А Аристов тем временем, в своей должности ассистента, работал у Семёна Арановича на картине "Красный дипломат. Страницы жизни Леонида Красина", у Ильи Авербаха в "Драме из старинной жизни". Причем, работал он не просто ассистентом, но практически становился правой рукой режиссёров. И когда Алексей Герман задумал снимать свою военную драму "Двадцать дней без войны" по повести Константина Симонова, то взял к себе Аристова уже на должность второго режиссёра. По сути, тогда Герман стал главным учителем Аристова в кинематографе. Кстати, так как некоторые сцены фильма снимались в Смоленске, то Аристов предложил Герману снять свою тёщу, считая её яркой и интересной личностью. И эпизод с её участием вошёл в картину.
После съёмок "Двадцати дней..." Аристов решил поступить на Высшие режиссёрские курсы в Москве. Но в приёмной комиссии ему сказали, что учить его нечему - он уже состоявшийся режиссёр. И Комитет по кинематографии предоставил Аристову внеочередное право на кинодебют. И вскоре тот снял свой первый самостоятельный фильм. Это была экранизация рассказа Василия Шукшина "Свояк Сергей Сергеевич".
Правда, специалистами по творчеству Шукшина экранизация была признана неудачной - мол, рассказ Василия Макаровича сведён к анекдоту. По этой ли или ещё по какой-то неведомой причине фильм "Свояки" был отправлен на полку и на большом экране появился лишь почти через десять лет - уже во времена "перестройки".
Следующий фильм Аристова - "Тростинка на ветру" - вышел в 1980 году. В этом фильме дебютировала совсем юная Ольга Мелихова, сыгравшая потом в "Отпуске за свой счёт" Катю Котову и в "Собачьем сердце" - Зину.
Но настоящая известность к режиссёру пришла пятью годами позже - после военного фильма "Порох". Аристов снимал этот фильм с такими подробностями жизни блокадного Ленинграда, что сложно было предположить, что это не его родной город. Помогал ему в качестве второго режиссёра Юрий Мамин, с которым Аристов познакомился ещё будучи студентом театрального (Мамин учился на курс младше), а в 1976 году они вместе работали у режиссёра Сергея Микаэляна на съемках фильма "Вдовы". Картина "Порох", рассказывающая о трёх днях из жизни блокадного города, снималась несколько месяцев. Во время съёмок даже полностью выгорел изнутри до этого заброшенный форт "Император Александр I" ("Чумной"). Но фильм, от которого чиновники ждали юбилейно-парадной реляции, их ожиданий не оправдал.
Возможно поэтому картина прошла "третьим экраном", хотя и получила приз кинофестиваля "Молодое кино Ленинграда" и была высоко оценена зрителями.
Виктор всегда продолжал учиться. И когда Алексей Герман его вновь позвал к себе - на картину "Мой друг Иван Лапшин", Виктор не раздумывая согласился стать у того вторым режиссёром. И от этого выиграли все, ведь именно Аристов, "прошерстив" множество провинциальных театров, привёз в Ленинград новых актёров - Андрея Болтнева и Юрия Кузнецова, ставших позже настоящими звёздами советского кино.
Но кроме режиссёрской деятельности в это же время Аристов писал сценарии к фильмам. Он ещё в школе сочинял рассказы и небольшие инсценировки. А в 1979 году предложил свой сценарий фильма "Жена ушла" Динаре Асановой - молодому, но уже известному тогда кинорежиссёру. Асановой сценарий понравился, и она сняла фильм, пригласив на главные роли Валерия Приёмыхова и Елену Соловей.
Остальные свои сценарии - вышеупомянутый "Порох", а также "Трудно первые сто лет", "Сатана" и "Дожди в океане" - Аристов никому не предлагал и снимал по ним фильмы сам. При этом Аристов не только писал сценарии и снимал кино. Порой его внешность и артистические данные привлекали и других режиссёров, которые приглашали его уже в качестве актёра. Особенно его полюбила снимать Кира Муратова. Она пригласила его в свои картины "Познавая белый свет", "Среди серых камней", "Перемена участи" и, наконец "Астенический синдром", в котором Аристов сыграл директора школы.
В 1990 году Аристов снял по собственному сценарию один из самых мрачных фильмов времён заката Советского Союза - "Сатана" - о своеобразном "антираскольникове", сознательно идущим на убийство и абсолютно не испытывающем никаких мук совести. Кинокритик Наталья Сиривля сказала, что в "Сатане" Аристов показал:
чудовищную картину беспредельного самоутверждения зла и зла как беспредельного самоутверждения.
Несмотря на полное отсутствие в фильме положительных героев, он получил Большую премию жюри "Серебряный медведь" на Берлинском кинофестивале, а исполнительница главной женской роли Светлана Брагарник была удостоена приза на "Кинотавре".
В 1991 году Виктор Аристов снялся в небольшой, но очень ёмкой роли диссидента в фильме Сергея Снежкина "Невозвращенец" по одноимённой повести Александра Кабакова.
Последней картиной в его фильмографии как актёра стала спортивная драма "Иди и не оглядывайся" режиссёра Алексея Меньшикова, в которой он сыграл небольшую эпизодическую роль. А в 1994 году Аристов приступил к съёмкам фильма "Дожди в океане". Сценарий к нему по повести фантаста Александра Беляева "Остров погибших кораблей" он написал в соавторстве со своим другом Юрием Маминым. Мамин был у него на этой картине и вторым режиссёром. Но Аристов завершить этот фильм не успел - он умер во время съёмок. И Мамин довёл до конца работу своего друга и коллеги. Но это, наверное, уже не совсем "аристовское" кино.
Виктора Аристова порой считали странным и даже маргинальным режиссёром. Киновед Сергей Добротворский, называл Аристова одним из
самых физиологичных наших режиссёров, обладавшим редкой для отечественного экрана потребностью проникать глубже психологии и социологии, в сферы низкие, грубые, телесные. Отсюда его пресловутая "странность", отсюда его постоянный и тяжёлый интерес к похоти и убийству как экзальтированным ликам Эроса и Танатоса…
К сожалению, судьба отмерила Виктору Фёдоровичу очень мало времени. Он скончался 2 января 1994 года. Ему было всего пятьдесят лет. Режиссёра похоронили в Комаровском некрополе.
На кладбищах Петербурга похоронено много наших выдающихся соотечественников. Это актёры, музыканты, писатели, режиссёры, композиторы, художники...
На Южном кладбище похоронены актёры Алексей Смирнов - механик Макарыч из фильма "В бой идут одни "старики"", Николай Годовиков - Петруха из "Белого солнца пустыни" и выдающийся бард Юрий Кукин - автор бессмертного "А я еду за туманом".
На Литераторских мостках Волковского православного кладбища упокоились выдающиеся советские и российские актёры: Николай Симонов, Бруно Фрейндлих, незабываемый Холстомер - Евгений Лебедев, Василий Меркурьев, Николай Трофимов, Владислав Стржельчик, командир счастливой "Щуки" Пётр Вельяминов, незабвенный Хоботов - Анатолий Равикович, Андрей и Юрий Толубеевы, Ефим Копелян, Людмила Макарова, Александр Борисов - Кошачий Барин из фильма "Верные друзья", Нина Мамаева, поэтесса, голос блокадного Ленинграда Ольга Берггольц, поэт Александр Блок, композитор Андрей Петров, пианист и композитор Марк Тайманов, балерина Алла Шелест. Здесь же похоронены мать и сёстры Владимира Ульянова (Ленина) - Мария Александровна, Ольга и Анна.
На кладбище в поселке Комарово похоронены актёры Андрей Краско, Алексей Девотченко, Никита Михайловский - Ромка из "Вам и не снилось", мама Ивана Урганта Валерия Киселёва, дядя Михаила Боярского артист Николай Боярский и его жена актриса Лидия Штыкан, композиторы Вениамин Баснер, Виктор Резников, Олег Каравайчук, Сергей Курёхин, писатель Виктор Голявкин, фантаст Иван Ефремов, великая Анна Ахматова, драматург и сценарист Александр Володин, кинорежиссёр Иосиф Хейфиц, популярная эстрадная певица Мария Пахоменко, основательница группы "Atlantida Project" певица Саша Соколова, нобелевский лауреат Жорес Алфёров, академик Наталья Бехтерева.
На Смоленском кладбище лежат актриса Анна Самохина, режиссёры Алексей Балабанов, Валерий Огородников, актёр Виктор Костецкий, эстрадные исполнители Людмила Сенчина, Бен Бенцианов и Эдуард Хиль, актёр Станислав Ландграф, писатель-маринист Виктор Конецкий.
Серафимовское кладбище стало последним пристанищем для актёров Игоря Дмитриева, Михаила Светина, Павла и Петра Кадочниковых, Александра Демьяненко, Гликерии Богдановой-Чесноковой, Александра Хочинского, Николая Крюкова, Виктора Смирнова, Константина Адашевского, Валерия Матвеева. Здесь же лежат великий русский художник Павел Филонов, многолетний настоятель храма Серафима Саровского отец Василий Ермаков, родители нынешнего президента России Владимира Путина. На этом кладбище похоронены кумир питерских футбольных болельщиков Владимир Казачёнок, выдающийся нападающий Лев Бурчалкин, легендарный игрок сборной СССР по хоккею Геннадий Цыганков, первый российский олимпийский чемпион Николай Панин-Коломенкин.
На Большеохтинском упокоилась клоунесса Ирина Асмус - Ириска из "АБВГДейки", основатель группы "Алиса" Святослав Задерий, писатель, автор "Республики ШКИД" Леонид Пантелеев, актёр и режиссёр Игорь Владимиров.
А на Северном кладбище Санкт-Петербурга похоронены Павел Луспекаев - таможенник Верещагин из "Белого солнца пустыни" и Сергей Филиппов - незабываемый Киса Воробьянинов из "Двенадцати стульев", великий баскетбольный тренер Владимир Кондрашин и баскетболист Александр Белов, принесший Советскому Союзу первое олимпийское золото в этом виде спорта.
Киновеевское кладбище стало последним домом для актёра Александра Кавалерова.
На Богословском лежат актёры Кирилл Лавров, Роман Громадский, драматург-сказочник Евгений Шварц, режиссёр Александр Рогожкин. Здесь же похоронены лидер группы "Кино" Виктор Цой и его жена Марьяна, рок-музыканты Наталья Пивоварова ("Колибри"), Сергей Богаев ("Облачный край"), Михаил Горшенёв "Горшок" ("Король и шут"), Александр Аксёнов "Рикошет" ("Объект насмешек"), великий дирижёр Евгений Мравинский, умершая совсем молодой певица Лидия Клемент, знаменитый пародист Виктор Чистяков, писатель Виталий Бианки, поэт Глеб Горбовский - автор бессмертного "Сижу на нарах как король на именинах", талантливейший хоккейный вратарь Евгений Белошейкин, герой Советского Союза, личный враг Адольфа Гитлера Александр Маринеско, двукратная олимпийская чемпионка Елена Шушунова.
На кладбище Памяти жертв 9-го января похоронили актрису Галину Короткевич, умершую за две недели до своего столетия.
На Волковском православном кладбище нашли своё упокоение режиссёр Борис Понизовский, поэтесса Серебряного века Ирина Одоевцева, основатель группы "Зоопарк" Майк Науменко, флейтист группы "Аквариум" Андрей "Дюша" Романов, аккордеонист этой же группы Сергей Щураков, жена рок-музыканта Юрия Шевчука Эльмира, актёры Сергей Бехтерев, Василий Корзун, Дмитрий Барков, Станислав Соколов.
На Казанском кладбище в Пушкине похоронили актёра Илью Олейникова, писателя-фантаста Александра Беляева.
На Шуваловском кладбище похоронен выдающийся писатель-постмодернист Андрей Битов.
На Новодевичьем лежат актёр Александр Анисимов, художник Михаил Врубель, родители жены Ленина Надежды Константиновны Крупской - Константин Игнатьевич и Елизавета Васильевна.
На кладбище в Зеленогорске был захоронен прах популярного певца Сергея Захарова.
На кладбище Крематория похоронили Короля подпольной песни СССР Аркадия Северного.
На Никольском кладбище Александро-Невской лавры упокоился художник и скульптор Михаил Микешин - автор памятника "Тысячелетие России" и многих других работ. Здесь же похоронен сын Анны Ахматовой и Николая Гумилёва историк, философ и поэт Лев Гумилёв, выдающаяся эстрадная певица Анастасия Вяльцева, бывший первый вице-премьер, которого прочили в президенты после Ельцина - Николай Аксёненко, один из первых российских лётчиков-испытателей Сергей Уточкин, депутат Госдумы России Галина Старовойтова, первый мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак, выдающийся хирург Фёдор Углов.
К слову, все имена, выделенные синим цветом, - это активные ссылки, и вы можете перейти по ним, если будет интересно прочитать об этих великих людях.
Если вам понравился материал - поставьте, пожалуйста, "лайк". Вам это ничего не стоит, а канал вы, тем самым, поддержите. Буду рад, если вы захотите высказать своё мнение о материале, не стесняйтесь - комментируйте, благодарите (если считаете нужным), критикуйте. Возможно, в материале что-то упущено и вы знаете какие-то неизвестные детали - пожалуйста, дополняйте. Каждое ваше слово, каждый отзыв чрезвычайно важен для того, чтобы канал оставался на плаву в наше сложное время.
А лучше всего - подписывайтесь на канал "Вдоль по Питерской". Пишите, о ком вы хотели бы прочитать на этом канале. Буду всем благодарен. И ещё - почему-то на Дзене стала действовать автоматическая ОТПИСКА от каналов. Поэтому проверяйте, пожалуйста, остаётесь ли вы подписаны на канал.
Многие подписчики пишут мне в комментариях, что материала на канале уже хватает на хорошую книгу о великих петербуржцах, что можно даже что-то вроде справочника-путеводителя по питерским кладбищам издать. Но удовольствие это не из дешёвых, в одиночку я просто не потяну. Поэтому решил провести такой вот эксперимент - попытаюсь собрать деньги на такую книгу. Если это действительно востребовано, то мы вместе её сможем напечатать. Если же кто-то считает это не этичным, напишите, пожалуйста - если таковых отзывов будет много, то я завершу этот эксперимент. Буду благодарен за любую обратную связь.