Что приходит в голову обычному человеку, когда ему скажут про кого-то, что тот хороший боксёр? Для большинства из нас бокс - вид спорта не для интеллигентов. Хотя, если назвать некоторые имена тех, кто неплохо боксировал, то, возможно, хотя бы этот стереотип будет если не разрушен, то основательно подвергнется сомнению. Боксом занимались такие писатели как Эрнест Хемингуэй, Оскар Уайльд, Владимир Набоков, Эдвард Радзинский, Сергей Довлатов. Да и не только писатели - Иосиф Кобзон был чемпионом Украины среди юношей, а Жан-Поль Бельмондо - чемпионом Парижа. На ринг выходили Фрэнк Синатра, Роберт Де Ниро, Чарли Чаплин, Элвис Пресли и многие другие замечательные и умные люди. В общем, как пел Владимир Высоцкий (тоже, кстати, хороший боксёр): "Ведь бокс - не драка, это спорт отважных и т. д.".
Сегодня я хочу рассказать о замечательном ленинградском боксёре, многократном чемпионе СССР, двукратном чемпионе Европы, олимпийском чемпионе в весовой категории до 75 кг - Геннадии Ивановиче Шаткове.
И сразу, чтоб уже окончательно уничтожить стереотип о боксёрах как людях не очень умных и образованных, скажу, что помимо спортивных достижений, Геннадий Иванович написал несколько книг ("Большой ринг" (1963), "Жестокие раунды" (1979), "Юный боксёр" (1982)), публиковал научные работы по юриспруденции и теории бокса, защитил диссертацию и стал кандидатом юридических наук, доцентом кафедры "Теория и история государства и права" Ленинградского государственного университета, а позже и проректором ЛГУ.
Геннадий Шатков родился 27 мая 1932 года в Ленинграде в интеллигентной семье. Его мама, Серафима Алексеевна, была врачом, отец, Иван Григорьевич, преподавал в строительном институте. Когда началась война, семью эвакуировали в Горьковскую (ныне Нижегородская) область - Геннадий жил в селе с весёлым названием Кулебяки. В 1944 году Шатковы вернулись в Ленинград, и Геннадий стал учеником знаменитой школы "Петришулле" на Невском. Учился он отлично - в семье всегда был культ знаний, книг, культуры. А однажды пойдя в библиотеку, которая находилась во Дворце пионеров на Невском, он заглянул в спортзал и увлёкся боксом. Он смог совмещать отличную учёбу с занятиями спортом - он начал заниматься в Ленинградском Дворце пионеров у будущего знаменитого Ивана Осипова, тогда только начинавшего свою тренерскую карьеру. Осипов затем оставался личным тренером Шаткова всю его спортивную жизнь. Шатков так вспоминал о своём первом и единственном на всю жизнь наставнике:
Вы не представляете, что это был за человек. Воспитатель, наставник, пример для подражания во всём. Чем беднее была семья, из которой приходил к нему на тренировки подросток, тем больше внимания он уделял этому мальчишке. Я научился подражать ему во всём: ходил как он, говорил с той же интонацией и даже научился писать его почерком.
К окончанию школы Шатков уже добился первых спортивных успехов - в 1947 году он стал чемпионом Ленинграда среди юношей, в 1949-м - бронзовым призёром юношеского Первенства СССР, а в 1951-м пришёл успех и на взрослых соревнованиях - девятнадцатилетний Шатков стал чемпионом Ленинграда в первом среднем весе. В этом же году Геннадий поступил на юридический факультет ЛГУ, на вступительных экзаменах набрал 24 балла, получив лишь одну "четвёрку" и четыре "пятёрки".
Став студентом, он продолжал заниматься боксом, участвовал в соревнованиях. Так, в в 1953 году он стал бронзовым призёром Чемпионата СССР, в 1954-м - серебряным и, наконец, в 1955-м он выиграл чемпионат СССР и тогда же получил чемпионский пояс на чемпионате Европы в Берлине, победив в финале чемпиона Европы 1951 года, бронзового призёра летних Олимпийских игр в Хельсинки, шведа Стига Шёлина. После этой победы Геннадия Шаткова назначили капитаном сборной Советского Союза.
К слову, он мог бы встретиться со шведом через год - ещё и на Мельбурнской Олимпиаде, но тот проиграл аргентинцу Виктору Саласару. Впрочем, Шатков своё превосходство в Мельбурне подтвердил и в бое с Саласаром, отправив того в нокаут уже во втором раунде. Вообще, конечно же, Олимпийские игры в Мельбурне стали пиком спортивной карьеры Шаткова. Это была вторая Олимпиада, в которой участвовали советские спортсмены. Но на предыдущей - в Хельсинки в 1952 году - нашим боксёрам не удалось завоевать ни одной золотой медали. Лучшими достижениями стали "серебро" Виктора Меднова (до 63,5 кг) и Сергея Щербакова (до 67 кг). Было ещё четыре "бронзы", но в категории "до 75 кг", в которой выступал Шатков, наши спортсмены до медалей не добрались.
В 1952 году двадцатилетний Шатков ещё не был в составе сборной СССР, но став за год до Мельбурнской олимпиады чемпионом Европы, а накануне Олимпийских игр - чемпионом СССР, он, разумеется поехал в далёкую Австралию. Кстати, незадолго до Олимпиады, Шатков с отличием окончил юрфак ЛГУ и поступил в аспирантуру этого же университета.
Как это ни парадоксально, самым сложным на Олимпиаде для Шаткова стал первый бой. В соперники ему достался неуступчивый канадец Ральф Хосак. Он боксировал примерно в той же манере, что и Шатков, и Геннадий победил его лишь по очкам. В четвертьфинале Шатков должен был драться с итальянцем Джулио Ринальди, но тот не вписался в весовой лимит на утреннем взвешивании и не был допущен к бою. Соперник Шаткова по полуфиналу, француз Жильбер Шапрон также не смог выйти на бой из-за полученных в предыдущем поединке повреждений. Но по тогдашним правилам нельзя было присуждать две подряд победы без боя. И судьи кинули жребий, который определил, что с Шатковым в полуфинале вместо француза будет драться аргентинец Виктор Саласар - тот самый, который выбил из турнира давнего знакомца Шаткова - шведа Шёлина. Но бой с латиноамериканцем не продлился и до конца второго раунда - Шатков в самом начале поединка провёл мощную контратаку и отправил соперника в нокдаун, а во втором раунде - и в нокаут.
Оставался финальный бой, в котором Геннадия ждал другой представитель Южной Америки - чилиец Рамон Тапия. Тапия несколько неожиданно оказался в финале, нокаутировав в ходе турнира олимпийского чемпиона словака Дьюлу Торму. Надо сказать, что к началу финального боя в категории "до 75 кг" в активе советской сборной уже было две медали высшего достоинства - чемпионами стали Владимир Сафронов (до 57 кг) и Владимир Енгибарян (до 63,5 кг). И капитан сборной, каковым являлся Шатков, должен был развить успех команды. И Шатков не подвёл. Хотя вышел он на ринг сразу с двумя травмами - на одной из тренировок Шатков и Лев Мухин, выступавший в категории "свыше 81 кг", решили сыграть для разгрузки в баскетбол, и Шатков, врезавшись в огромного Мухина, получил рассечение брови. А в полуфинале с Саласаром он выбил себе большой палец своей ударной, правой, руки. В общем, бой затягивать было нельзя, ведь в любую секунду чилиец мог попасть в уже травмированные места. И Шатков не стал "растягивать удовольствие", уже на первой минуте проведя два сильнейших удара и отправив латиноамериканца в нокаут. Тапия так и не смог подняться с ринга, и секунданты унесли его на руках в раздевалку.
Французский журналист Жан Морен так описывал свои впечатления от этого боя:
Русский Шатков с внушительной холодностью палача в один раунд казнил чилийца Тапия, которого пришлось приводить в чувство на ринге. Шатков из тех сосредоточенных бойцов, которые не растрачивают своих ударов зря, рассчитывают их и сообщают им всю их беспощадную мощь. Одним ударом он достиг того, чего другие достигают пятьюдесятью
На Родину Шатков, как и вся советская боксёрская дружина, возвращался героем. Наша команда стала победительницей неофициального зачёта, завоевав помимо трёх золотых, ещё и серебряную и две бронзовых медали. От Московского вокзала до дома его в буквальном смысле несли на руках. К слову, за всю историю Олимпийских игр лишь тринадцать советских боксёров становились чемпионами. За свои спортивные успехи Геннадий Шатков через три месяца был удостоен высшей государственной награды СССР - ордена Ленина. И начал готовиться к своей следующей Олимпиаде, которая должна была состояться в 1960 году в Риме.
Геннадий Шатков был безусловным первым номером среди советских боксёров в своём, втором среднем, весе. Но практически перед самой Олимпиадой выяснилось, что в сборной СССР нет хорошего боксёра в полутяжёлом весе. И Шаткову было предложено выступать в другой весовой категории - до 81 кг. Шатков рассказывал:
В нашей команде не оказалось хорошо подготовленных полутяжеловесов, и тренеры сборной предложили мне срочно «потяжелеть» на несколько килограммов. Их аргументы были следующие: "У тебя титулы, имя. Ты чемпион Олимпиады в Мельбурне. Поэтому и в полутяжёлом весе тебя все будут бояться".
Вес-то он сумел набрать, но, разумеется, толком подготовиться и даже просто изучить соперников времени уже не оставалось. И если 1/8 финала Шатков смог пройти, победив по очкам малоизвестного люксембуржца Рэя Силлиена, то в 1/4 финала ему предстоял бой с молодым боксёром из США, которого звали Кассиус Клей.
18-летний Клей считался лучшим боксёром американской команды. Высокий, атлетически сложенный, он легко, как бы танцуя, передвигался по рингу. Он был выше ростом и тяжелее меня. Про мой любимый бой на дистанции не могло быть и речи. Поначалу ход встречи складывался для меня не так уж плохо. Правда, моим попыткам войти в ближний бой Клей противопоставил резкие хлёсткие удары с обеих рук. Но при этом он и сам пропустил их немало.
И всё-таки бой был практически ничейным. Судьи отдали лишь мизерное предпочтение американцу: 60:57, 60:57, 60:57, 60:58, 59:56. И оба спортсмена после этой Олимпиады ушли из любительского бокса. Шатков - в науку, а Клей, став олимпийским чемпионом, - в профессионалы, где сменил имя и стал великим Мохаммедом Али - лучшим боксёром двадцатого века. Кстати, Шатков - единственный советский боксёр, дравшийся в официальном поединке с Мохаммедом Али. Были ещё в конце семидесятых несколько двухраундовых выставочных боёв-тренировок Мохаммеда Али с Петром Заевым, Евгением Горстковым и Игорем Высоцким, когда американец приезжал в Москву для встречи с Брежневым, но, естественно, эти "шесть раундов дружбы", как их назвал Шатков (сидевший на этих поединках за судейским столиком), ни в какое сравнение не могут идти с боем на Олимпиаде. И, разумеется, нет никаких сомнений, что если бы Шатков в Риме выступал в своей весовой категории, то он стал двукратным олимпийским чемпионом, ведь он был гораздо сильнее вышедших в финал Эдварда Крука (США) и поляка Тадеуша Валасека. Того же Валасека, ставшего серебряным призёром Римской Олимпиады, Шатков незадолго до этого легко победил на чемпионате Европы.
После Римской Олимпиады Шатков защитил диссертацию, стал проректором ЛГУ по работе с иностранными студентами. В 1969 году он перенес стволовой инсульт. Но хотя врачи прогнозировали полную потерю речи и, в лучшем случае, лишь восстановление способности двигаться, Шатков сумел победить эту болезнь. В течение пяти лет он заново учился ходить и говорить. Несколько лет по восемь часов в день неслушающимся горлом он выпевал гласные и пытался не подчиняющимся ему языком сказать согласные, составляя звуки в слоги, а из них складывая слова. И вернулся к работе, написал после этого десятки статей и несколько книг. А в 1988 году случилась новая беда - за три дня Геннадий Иванович перенёс два инсульта. И снова смог восстановиться. Правда, из ЛГУ ему пришлось уйти. Он стал преподавателем на кафедре единоборств, где впоследствии выделилась кафедра бокса в институт физической культуры имени Лесгафта. До последних дней своей жизни он работал, вел занятия, консультировал студентов и аспирантов. Его внук, известный российский тележурналист и спортивный комментатор Виктор Набутов как-то рассказывал:
Дедушка однажды "навалял" людям, которые пытались ограбить соседскую дачу. Их было человек десять. Дед пришел, его били кольями от забора, и он их всех десятерых раскидал. Он всегда умел постоять за себя и защитить женщину. Это эталон мужчины.
Геннадий Иванович Шатков скончался 14 января 2009 года в возрасте 76 лет. Он похоронен на Смоленском православном кладбище.
На кладбищах Петербурга похоронено много наших выдающихся соотечественников. Это актёры, музыканты, писатели, режиссёры, композиторы, художники...
На Южном кладбище похоронены актёры Алексей Смирнов - механик Макарыч из фильма "В бой идут одни "старики"", Николай Годовиков - Петруха из "Белого солнца пустыни" и выдающийся бард Юрий Кукин - автор бессмертного "А я еду за туманом", лучший барабанщик Ленинградского рок-клуба Александр Кондрашкин.
На Литераторских мостках Волковского православного кладбища упокоились выдающиеся советские и российские актёры: Николай Симонов, Бруно Фрейндлих, незабываемый Холстомер - Евгений Лебедев, Василий Меркурьев, Николай Трофимов, Владислав Стржельчик, командир счастливой "Щуки" Пётр Вельяминов, незабвенный Хоботов - Анатолий Равикович, Андрей и Юрий Толубеевы, Ефим Копелян, Людмила Макарова, Александр Борисов - Кошачий Барин из фильма "Верные друзья", Нина Мамаева, Иван Дмитриев, поэтесса, голос блокадного Ленинграда Ольга Берггольц, поэт Александр Блок, композиторы Андрей Петров, Исаак Шварц, оперная певица Галина Ковалёва, певцы Николай Охотников, Борис Штоколов, пианист и шахматный гроссмейстер Марк Тайманов, балерина Алла Шелест, дирижёр Мариинского театра Виктор Федотов, поэт Всеволод Рождественский, режиссёр Рубен Агамирзян, кинорежиссёр, основатель "ленинградской школы кино" Григорий Козинцев. Здесь же похоронены мать и сёстры Владимира Ульянова (Ленина) - Мария Александровна, Ольга и Анна, вдова Сергея Кирова Мария Маркукс-Кирова.
На кладбище в поселке Комарово похоронены актёры Аркадий Шалолашвили, Андрей Краско, Алексей Девотченко, Никита Михайловский - Ромка из "Вам и не снилось", мама Ивана Урганта Валерия Киселёва, дядя Михаила Боярского артист Николай Боярский, Аркадий Шалолашвили, композиторы Вениамин Баснер, Виктор Резников, Олег Каравайчук, Сергей Курёхин, писатели Виктор Голявкин, Вера Панова, Тамара Петкевич, Даниил Гранин, фантаст Иван Ефремов, великая Анна Ахматова, драматург и сценарист Александр Володин, кинорежиссёры Иосиф Хейфиц, Виктор Аристов, художник-постановщик Семён Мандель, популярная эстрадная певица Мария Пахоменко, основательница группы "Atlantida Project" певица Саша Соколова, нобелевский лауреат Жорес Алфёров, академик Наталья Бехтерева, продюсер, придумавший "Ментов", Александр Капица, театровед и писатель Евгений Калмановский, балерина Инна Зубковская, театральный режиссёр Арсений Сагальчик.
На Смоленском кладбище лежат актрисы Анна Самохина, Светлана Карпинская, режиссёры Алексей Балабанов, Валерий Огородников, актёр Виктор Костецкий, эстрадные исполнители Людмила Сенчина, Бен Бенцианов и Эдуард Хиль, актёр Станислав Ландграф, писатель-маринист Виктор Конецкий, основоположник российского футбола Георгий Дюперрон.
Серафимовское кладбище стало последним пристанищем для актёров Игоря Дмитриева, Михаила Светина, Павла и Петра Кадочниковых, Александра Демьяненко, Гликерии Богдановой-Чесноковой, Александра Хочинского, Николая Крюкова, Виктора Смирнова, Константина Адашевского, Валерия Матвеева, Ольги Лебзак. Здесь же лежат великий русский художник Павел Филонов, многолетний настоятель храма Серафима Саровского отец Василий Ермаков, родители нынешнего президента России Владимира Путина. На этом кладбище похоронены кумир питерских футбольных болельщиков Владимир Казачёнок, выдающийся нападающий Лев Бурчалкин, один из лучших советских инсайдов Евгений Елисеев, легендарный игрок сборной СССР по хоккею Геннадий Цыганков, первый российский олимпийский чемпион Николай Панин-Коломенкин, спортивный комментатор Виктор Набутов.
На Большеохтинском упокоилась клоунесса Ирина Асмус - Ириска из "АБВГДейки", основатель группы "Алиса" Святослав Задерий, писатель, автор "Республики ШКИД" Леонид Пантелеев, актёр и режиссёр Игорь Владимиров.
А на Северном кладбище Санкт-Петербурга похоронены Павел Луспекаев - таможенник Верещагин из "Белого солнца пустыни" и Сергей Филиппов - незабываемый Киса Воробьянинов из "Двенадцати стульев", великий баскетбольный тренер Владимир Кондрашин и баскетболист Александр Белов, принесший Советскому Союзу первое олимпийское золото в этом виде спорта.
Киновеевское кладбище стало последним домом для актёра Александра Кавалерова.
На Богословском лежат актёры Кирилл Лавров, Роман Громадский, актриса, жена писателя и поэта Анатолия Мариенгофа Анна Никритина, драматург-сказочник Евгений Шварц, режиссёр Александр Рогожкин, поэт Глеб Горбовский. Здесь же похоронены лидер группы "Кино" Виктор Цой и его жена Марьяна, рок-музыканты Наталья Пивоварова ("Колибри"), Михаил Горшенёв "Горшок" ("Король и шут"), Александр Аксёнов "Рикошет" ("Объект насмешек"), Сергей Богаев ("Облачный край"), великий дирижёр Евгений Мравинский, умершая совсем молодой певица Лидия Клемент, знаменитый пародист Виктор Чистяков, писатель Виталий Бианки, талантливейший хоккейный вратарь Евгений Белошейкин, герой Советского Союза, личный враг Адольфа Гитлера Александр Маринеско, двукратная олимпийская чемпионка Елена Шушунова.
На кладбище Памяти жертв 9-го января похоронили актрису Галину Короткевич, умершую за две недели до своего столетия.
На Волковском православном кладбище нашли своё упокоение режиссёр Борис Понизовский, поэтесса Серебряного века Ирина Одоевцева, основатель группы "Зоопарк" Майк Науменко, флейтист группы "Аквариум" Андрей "Дюша" Романов, аккордеонист этой же группы Сергей Щураков, жена рок-музыканта Юрия Шевчука Эльмира, актёры Сергей Бехтерев, Василий Корзун, Дмитрий Барков, Станислав Соколов.
На Казанском кладбище в Пушкине похоронили актёра Илью Олейникова, писателя-фантаста Александра Беляева, писательницу Ольгу Форш.
На Шуваловском кладбище похоронен выдающийся писатель-постмодернист Андрей Битов.
На Новодевичьем лежат актёр Александр Анисимов, художник Михаил Врубель, родители жены Ленина Надежды Константиновны Крупской - Константин Игнатьевич и Елизавета Васильевна.
На кладбище в Зеленогорске был захоронен прах популярного певца Сергея Захарова.
На кладбище Крематория похоронили Короля подпольной песни СССР Аркадия Северного.
На Никольском кладбище Александро-Невской лавры упокоился художник и скульптор Михаил Микешин - автор памятника "Тысячелетие России" и многих других работ. Здесь же похоронен сын Анны Ахматовой и Николая Гумилёва историк, философ и поэт Лев Гумилёв, выдающаяся эстрадная певица Анастасия Вяльцева, бывший первый вице-премьер, которого прочили в президенты после Ельцина - Николай Аксёненко, один из первых российских лётчиков-испытателей Сергей Уточкин, депутат Госдумы России Галина Старовойтова, первый мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак, выдающийся хирург Фёдор Углов.
К слову, все имена, выделенные цветом, - это активные ссылки, и вы можете перейти по ним, если будет интересно прочитать об этих великих людях.
Многие подписчики пишут мне в комментариях, что материала на канале уже хватает на хорошую книгу о великих петербуржцах, что можно даже что-то вроде справочника-путеводителя по питерским кладбищам издать. Но удовольствие это не из дешёвых, в одиночку я просто не потяну. Поэтому решил провести такой вот эксперимент - попытаюсь собрать деньги на издание такой книги.
Если это действительно востребовано, то мы вместе её сможем напечатать. Буду благодарен за любую обратную связь.
Если вам понравился материал - поставьте, пожалуйста, "лайк". Вам это ничего не стоит, а канал вы, тем самым, поддержите. Буду рад, если вы захотите высказать своё мнение о материале, не стесняйтесь - комментируйте, благодарите (если считаете нужным), критикуйте. Возможно, в материале что-то упущено и вы знаете какие-то неизвестные детали - пожалуйста, дополняйте. Каждое ваше слово, каждый отзыв чрезвычайно важен для того, чтобы канал оставался на плаву в наше сложное время.