Сергей Щураков любил слушать Баха, Бетховена и Led Zeppelin. Про последних он говорил, что чувствует с ними "внутреннее родство". Он участвовал в перфомансах Сергея Курехина и его "Поп-механики", а однажды они вдвоем с Курехиным сыграли новогодний бал в Капелле. Он играл в "Трилистнике" "Дюши" Романова и десять лет - с Борисом Гребенщиковым, который как-то назвал его "фантастическим музыкантом, лучшим из тех, с кем приходилось играть". Он был одним из немногих отечественных рок-музыкантов, имеющих музыкальное образование.
Сергей Щураков не только сам окончил сначала музыкальную школу по классу баяна, а затем и музыкальное училище имени Мусоргского, но и был преподавателем в музшколе, музучилище и институте культуры. Именно с его приходом в "Аквариум" в 1987 году в музыке группы появились звуки аккордеона и мандолины. Причем, от альбома к альбому аккордеон все сильнее выдвигался на первый план, и в этом была прелесть тогдашнего "Аквариума".
Тот состав "Аквариума" не зря называли "золотым" - именно тогда были записаны альбомы "Равноденствие", "Пески Петербурга", "Навигатор", "Русский альбом" (группой "БГ-бэнд") и многие другие. Музыку для многих песен в соавторстве с БГ тогда сочинял Щураков. Так, именно им была сочинена музыка для композиций "Черный брахман", "Голубой огонек", "Митин вальс" и других. Правда, Щураков говорил, что он не являлся автором этих песен - автором и вдохновителем являлся Боб, а сам Щураков "лишь придумывал соло и проигрыши".
Щураков часто вспоминал, как он познакомился с БГ. Случилось это в далеком 1985 году. Сергей вместе со своим другом, гитаристом Валерием Сорокиным, собирался пойти на пасхальную службу в Духовную академию. По дороге они зашли к Гребенщикову, а потом до утра простояли вместе на службе.
Щураков за полгода до этого крестился, поэтому для него пасхальная служба была очень важным событием. Вообще, он как-то сказал, что прекратил свои духовные поиски, так как "все нашел в Православии". Ему вообще не были присущи те привычки (назовем это так), которые присущи рок-исполнителям. Даже на сайте "Аквариума" о нем написано: "Не курит, не пьет, в быту тих, морально устойчив".
Сергей Щураков был мягким и кротким, но в то же время очень сильным человеком. И однажды он решил, что слова песен тщетны - и после десяти лет успешной работы в "Аквариуме" ушел из группы, создал свою, исключительно инструментальную - "Vermicelli Orchestra" (Оркестр Вермишель). Название группе придумал Всеволод Гаккель, принимавший участие в записи первого ее альбома - "Анабасис". Название Сергею не очень понравилось, но, как он сказал в одном из интервью, "лучшего не нашлось". Оркестр исполнял музыку, сочиненную своим основателем, активно концертировал, выпустил несколько альбомов, записал саундтреки к художественным фильмам "Город без солнца" режиссера Сергея Потемкина, "Свои" Дмитрия Месхиева и к документальной картине "Марк Аврелий. Последний триумф императора" Максима Ладыгина.
За музыку, написанную к "Городу без солнца" Щураков получил главную премию на международном кинофестивале "Молодёжь и кино" в Кошалине (Польша).
Группу часто приглашали на различные фестивали, а трек "Византия" с одноименного альбома в 2002 году занял первое место в хит-параде радио "Северная столица". Кстати, Щураков даже собирался изменить название на "Византия", но не успел это сделать.
Священник отец Виталий, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы на Малой Охте, вспоминая Сергея Щуракова, сказал: "Он был очень чистым, светлым человеком, вел церковный образ жизни, всегда старательно готовился ко Причастию, жил по заповедям Божиим..."
Сергей Михайлович Щураков скоропостижно скончался в ночь на 7 августа 2007 года в возрасте 47 лет. 9 августа прошло его отпевание в Храме святого праведного Иова Многострадального на Волковском кладбище. На этом же кладбище он и был похоронен - неподалеку от Майка Науменко и Андрея "Дюши" Романова.
Мне не жаль, что я здесь не прижился;
Мне не жаль, что родился и жил;
Попадись мне, кто все так придумал –
Я бы сам его здесь придушил;
Только поздно – мы все на вершине,
И теперь только вниз босиком...
На кладбищах Петербурга похоронено много выдающихся представителей отечественного искусства. Это актеры, писатели, режиссеры, композиторы...
На Южном кладбище похоронены актеры Алексей Смирнов - механик Макарыч из "В бой идут одни "старики"", Николай Годовиков - Петруха из "Белого солнца пустыни" и выдающийся бард Юрий Кукин - автор бессмертного "А я еду за туманом". На Литераторских мостках Волковского православного кладбища упокоились выдающиеся советские и российские актеры: незабываемый Холстомер - Евгений Лебедев, Василий Меркурьев, Николай Трофимов, Владислав Стржельчик, командир счастливой "Щуки" Петр Вельяминов, незабвенный Хоботов - Анатолий Равикович, Андрей и Юрий Толубеевы, Ефим Копелян, Нина Мамаева, поэтесса, голос блокадного Ленинграда Ольга Берггольц, поэт Александр Блок, композитор Андрей Петров, балерина Алла Шелест. На кладбище в поселке Комарово похоронены актеры Андрей Краско, Никита Михайловский - Ромка из "Вам и не снилось", мама Ивана Урганта Валерия Киселева, дядя Михаила Боярского артист Николай Боярский, композиторы Вениамин Баснер, Олег Каравайчук, Сергей Курехин, писатель Виктор Голявкин, фантаст Иван Ефремов. На Смоленском кладбище лежат актриса Анна Самохина, режиссер Алексей Балабанов, эстрадные исполнители Людмила Сенчина и Эдуард Хиль, актер Станислав Ландграф, писатель-маринист Виктор Конецкий. Серафимовское кладбище стало последним пристанищем для актеров Игоря Дмитриева, Михаила Светина, Павла и Петра Кадочниковых, Александра Демьяненко, Гликерии Богдановой-Чесноковой, Александра Хочинского, Николая Крюкова. На Большеохтинском упокоилась клоунесса Ирина Асмус -Ириска из "АБВГДейки", основатель группы "Алиса" Святослав Задерий, писатель, автор "Республики ШКИД" Леонид Пантелеев. А на Северном кладбище Санкт-Петербурга похоронены Павел Луспекаев - таможенник Верещагин из "Белого солнца пустыни" и Сергей Филиппов - незабываемый Киса Воробьянинов из "Двенадцати стульев". Киновеевское кладбище стало последним домом для Александра Кавалерова. На Богословском лежат актеры Кирилл Лавров, Роман Громадский. Здесь же похоронены лидер группы "Кино" Виктор Цой и его жена Марьяна, рок-музыканты Наталья Пивоварова ("Колибри"), Сергей Богаев ("Облачный край"), Михаил Горшенёв "Горшок" ("Король и шут"), Александр Аксенов "Рикошет" ("Объект насмешек"), великий дирижер Евгений Мравинский. На кладбище Памяти жертв 9-го января недавно похоронили актрису Галину Короткевич, умершую за две недели до своего столетия. На Волковском кладбище нашли свое упокоение режиссер Борис Понизовский, поэтесса Серебряного века Ирина Одоевцева, основатель группы "Зоопарк" Майк Науменко, флейтист группы "Аквариум" Андрей "Дюша" Романов. На Казанском кладбище в Пушкине похоронили актера Илью Олейникова, писателя-фантаста Александра Беляева. К слову, все имена, выделенные синим цветом, - это активные ссылки, и вы можете перейти по ним, если будет интересно прочитать об этих великих людях.
Если вам понравился материал - поставьте, пожалуйста, "лайк". Вам это ничего не стоит, а канал вы, тем самым, поддержите. Буду рад, если вы захотите высказать своё мнение о материале, не стесняйтесь - комментируйте, благодарите (если считаете нужным), критикуйте. Возможно, в материале что-то упущено и вы знаете какие-то неизвестные детали - пожалуйста, дополняйте. Каждое ваше слово, каждый отзыв чрезвычайно важен для того, чтобы канал оставался на плаву в наше сложное время.
А лучше всего - подписывайтесь на канал "Вдоль по Питерской". Пишите, о ком вы хотели бы прочитать на этом канале. Буду всем благодарен. И ещё - почему-то на Дзене стала действовать автоматическая ОТПИСКА от каналов. Поэтому проверяйте, пожалуйста, остаётесь ли вы подписаны на канал.
Многие подписчики пишут мне в комментариях, что материала на канале уже хватает на хорошую книгу о великих петербуржцах, что можно даже что-то вроде справочника-путеводителя по питерским кладбищам издать. Но удовольствие это не из дешёвых, в одиночку я просто не потяну. Поэтому решил провести такой вот эксперимент - попытаюсь собрать деньги на такую книгу. Если это действительно востребовано, то мы вместе её сможем напечатать. Если же кто-то считает это не этичным, напишите, пожалуйста - если таковых отзывов будет много, то я завершу этот эксперимент. Буду благодарен за любую обратную связь.