В начале нынешнего года исполнилось сто лет со дня рождения выдающегося театрального и киноактера Владислава Стржельчика. Почти все, что он играл в кино и театре, становилось классикой. Он часто играл генералов, князей, императоров. Кстати, почему-то наиболее часто ему приходилось играть Николая Первого. Самого, пожалуй, неоднозначного императора видели в нем режиссеры Ян Фрид, снявший Стржельчика в "Зеленой карете", Жан Древиль (советско-французская картина "Третья молодость"), Владимир Денисенко ("Сон"), Игорь Таланкин ("Отец Сергий")... А еще - Александр Второй в "Софье Перовской" режиссера Лео Арнштама и польской "Прощальной мазурке" Ванды Якубовской (сам он шутил: "Я переиграл всех Романовых..."), а также - Наполеон в киноэпопее Сергея Бондарчука "Война и мир". А ведь актерскому мастерству Стржельчик начинал учиться еще у знаменитейшего Бориса Бабочкина, сыгравшего легендарного красного командира Чапая. Но сколько бесчисленных генералов, полковников и прочих графов сыграно Стржельчиком - просто великое множество. И даже бригадефюрера СС довелось ему сыграть - в фильме "Генерал Рахимов". Всего же им сыграно более 120 ролей в кино и на телевидении и около 40 - в театре.
В многих фильмах, даже играя роль второстепенную, он неизменно перетягивал внимание зрителя на себя. И роль, сыгранная им, становилась если не главной, то равнозначной главной роли. Так случилось, например, в телевизионном фильме "Адъютант его превосходительства", где Владислав Стржельчик сыграл генерал-лейтенанта Ковалевского. В 1970 году, когда вышел этот фильм, было весьма смело показать белого генерала, военачальника Русской армии, столь далеким от образа "махрового белогвардейца", коими были заполнены тогда экраны. А если еще и вспомнить, что это был год столетнего юбилея вождя мирового пролетариата Владимира Ильича Ленина, то благородный, интеллигентный, порядочный белый генерал, выглядевший эталоном русского офицерства - это был прямой вызов системе.
Самое интересное, что "система" это проглотила. И даже более того - Стржельчик за исполнение роли генерала Ковалевского получил в 1971 году Государственную премию имени братьев Васильевых. Особую пикантность этому придает тот факт, что прототипом Ковалевского был знаменитый командующий Добровольческой армией генерал Владимир Зенонович Май-Маевский, известный, в частности, тем, что пленным большевикам и лицам, заподозренным в сочувствии большевизму выносил смертные приговоры, даже не рассматривая заведённых на них дел. Кстати, именно Май-Маевского Деникин планировал назначить военным и морским министром после того, как Белая армия взяла бы Москву.
Как и Май-Маевского, героя Стржельчика в фильме зовут Владимир Зенонович. А самому Стржельчику практически не пришлось гримироваться - таково было его внешнее сходство с царским генералом.
И хотя его "породистая" внешность нещадно эксплуатировалась режиссерами, Стржельчик играл не только коронованных особ и аристократов. Врачи и банкиры, шкиперы и дипломаты, следователи и авиаконструкторы, композиторы и архитекторы - это все роли, сыгранные более чем за пятьдесят лет работы на сцене и на съемочной площадке. Он играл даже, по сути, самого себя - трагического актера в "Карьере Артура Уи", "Театральных историях", "Провинциальном бенефисе". А еще ему замечательно удавалось играть пьяниц. Причем, не в кино, где можно снять несколько дублей, а на театральной сцене. Все, кто видел в его исполнении обаятельного, верили его торгу: "Чтобы князь Пантиашвили свою честь и свободу за четыре тыщи продал! Никогда! Только за пять". А в спектакле "Варвары" по пьесе Максима Горького аристократичный и утонченный Стржельчик получил роль алкоголика Цыганова. Театральный критик Иосиф Юзовский так писал о его исполнении этой роли: "Он на ваших глазах стареет, и не только гримом, а внутренне, влюбляется и пьет. Пить на сцене умеют весьма разнообразно, но это как-то идет от актера. Здесь он пьет насмерть. Это актер подчеркивает. Это даже страшно, потому что он может тут же умереть..."
Большим ударом для Стржельчика стала смерть главного режиссера БДТ Георгия Товстоногова. Владислав Стржельчик стал получать меньше ролей, но, главное, он потерял друга и мастера, которому безгранично верил. В новом репертуаре театра ролей для актера становилось все меньше. Наконец через шесть лет режиссер Тимур Чхеидзе дал ему главную роль в спектакле "Призраки" и почти тут же предложил ему сыграть роль короля Дункана в постановке "Макбет". Но во время репетиций Стржельчик начал сбиваться и никак не мог выучить текст. А на одном из прогонов, как вспоминает вдова Владислава Стржельчика Людмила Павловна, "неожиданно остановился, помолчал, начал снова, опять умолк, потом громко сказал в зал: "Вот и - приехали. Со мной все!" — и ушел со сцены. Актеры застыли в растерянности, никто не понял, что случилось. А Стржельчик подошел к Чхеидзе и попросил: "Отпусти меня, я ничего не помню! Не знаю, что со мной. Не могу играть". Его стали успокаивать, уговаривали отдохнуть, поехать, наконец, в санаторий. Перед отъездом Владислав Игнатьевич должен был сыграть уже назначенный спектакль "Пылкий влюбленный". В конце первого акта, где у Владислава большой монолог, он вдруг запнулся. Ему подсказывают, он продолжает, потом снова останавливается... Алиса пытается спасти положение, что-то говорит за него, так они с трудом доиграли до конца. Я никогда не видела его в таком состоянии: он стоял на пустой сцене бледный как покойник". И он принял решение уйти со сцены.
Актер умер 11 сентября 1995 года после долгой борьбы с опухолью мозга. Похоронен в Санкт-Петербурге на Артистической дорожке Литераторских мостков Волковского кладбища. В 1996 году на его могиле было установлено надгробие работы скульптора Марии Литовченко и архитектора Тимофея Садовского.
К наградам, которые Стржельчик получил при жизни, в год его смерти добавилась Высшая театральная премия Санкт-Петербурга "Золотой софит" (1995, посмертно). В память о нем в 1998 году в Петербурге учреждена Независимая актерская премия имени В.И. Стржельчика. Ее вручают в день его рождения - 31 января. В жюри этой премии входят вдова актера Людмила Шувалова, а также соратники Владислава Игнатьевича - актеры Алиса Фрейндлих и Олег Басилашвили.
"Ну что еще вам сказать? Наверное, это и есть счастье: всю жизнь работать в любимом городе, в одном театре, иметь таких партнеров, каким был Фимка Копелян, какие есть Кира Лавров, Женя Лебедев, и такого "главного" как Товстоногов".
Владислав Стржельчик
Если вам понравился материал - поставьте, пожалуйста, "лайк". Вам это ничего не стоит, а канал вы, тем самым, поддержите. Буду рад, если вы захотите высказать своё мнение о материале, не стесняйтесь - комментируйте, благодарите (если считаете нужным), критикуйте. Возможно, в материале что-то упущено и вы знаете какие-то неизвестные детали - пожалуйста, дополняйте. Каждое ваше слово, каждый отзыв чрезвычайно важен для того, чтобы канал оставался на плаву в наше сложное время.
А лучше всего - подписывайтесь на канал "Вдоль по Питерской". Пишите, о ком вы хотели бы прочитать на этом канале. Буду всем благодарен. И ещё - почему-то на Дзене стала действовать автоматическая ОТПИСКА от каналов. Поэтому проверяйте, пожалуйста, остаётесь ли вы подписаны на канал.
Многие подписчики пишут мне в комментариях, что материала на канале уже хватает на хорошую книгу о великих петербуржцах, что можно даже что-то вроде справочника-путеводителя по питерским кладбищам издать. Но удовольствие это не из дешёвых, в одиночку я просто не потяну. Поэтому решил провести такой вот эксперимент - попытаюсь собрать деньги на такую книгу. Если это действительно востребовано, то мы вместе её сможем напечатать. Если же кто-то считает это не этичным, напишите, пожалуйста - если таковых отзывов будет много, то я завершу этот эксперимент. Буду благодарен за любую обратную связь.