Через две недели очередная годовщина со дня смерти Виктора Цоя - лидера группы "Кино", кумира молодежи восьмидесятых. Впрочем, кумиром он является не только для своих ровесников, впервые услышавших его песни на закате Советской власти, но и для тех, кто родился уже значительно позже. Да и то сказать - Цоя нет с нами уже больше по времени, чем он сам прожил на этой планете. Его песни поют уже дети и даже внуки тех, кто фанател от "Кино" в те времена, когда в любом тексте находился подтекст, даже если его там не было.
Интересно, что Виктора Цоя считают самым известным корейцем в нашей стране, хотя формально и официально он был русским. Тогда, во времена СССР, в паспорте существовала графа "Национальность". И в паспорте Цоя так и было написано - "русский". Кстати, паспорт Цоя, который у него был украден в 1986 году, не так давно был найден и уже в наше время - осенью 2018 года - был продан с аукциона за 9 миллионов рублей.
А в Южной Корее, по словам Роберта Цоя, его сына и вовсе считают своей собственной народной звездой, несмотря на то, что мать у Виктора русская.Хотя, конечно же, с точки зрения генеалогии, Виктор Робертович Цой - самый настоящий кореец. Как и его отец - Роберт Максимович. А вообще, прадед Виктора - Цой Ён Нам - родился на Корейском полуострове и покинул его еще во времена Российской империи. Его родина была захвачена японскими оккупантами и чтоб не попасть под военный призыв и не отправиться в составе японской армии на войну с Китаем, ему пришлось срочно бежать на север. На некоторое время семья Цоев обосновалась во Владивостоке. Но когда к середине тридцатых годов прошлого века отношения СССР с Японией обострились, всех этнических советских корейцев с Дальнего Востока выслали. Совет Народных Комиссаров совместно с ЦК ВКП (б) издал постановление № 1428-326сс от 21.08.1937 "О выселении корейского населения пограничных районов Дальневосточного края", согласно которому все корейское население выселялось в Южноказахстанскую область, в районы Аральского моря и Балхаша и Узбекскую ССР. Делалось это, как говорилось в постановлении, "в целях пресечения проникновения японского шпионажа". Причем, завершиться все должно было за несколько месяцев - к 1 января 1938 года на территории советского Дальнего Востока не должно было остаться ни одного корейца. Таким образом и оказался дед Виктора Цоя Максим Максимович (впрочем, на самом деле, у него было корейское имя - Сын Дюн Цой, а Максимом его уже стали звать русские друзья и соседи) в Казахстане, в степном городке Кзыл-Орда, где у него и родился сын Роберт (Цой Тон Ер) - будущий отец рок-звезды.
К счастью для Роберта, после смерти Сталина для корейцев наступили послабления - им было разрешено покидать Среднюю Азию, и Роберт Цой уехал в Ленинград, где поступил в Ленинградский ордена Красного Знамени военно-механический институт (нынешний Балтийский государственный технический университет "Военмех" им. Д.Ф. Устинова). И как-то, будучи студентом, он на праздновании Нового года познакомился с симпатичной и веселой девушкой. Звали ее Валя Гусева, она работала учительницей физкультуры в Пушкине. Роберт в нее сразу влюбился и буквально через несколько дней предложил ей выйти за него замуж. Валентине он тоже понравился, так что свадьбу откладывать не стал. А к окончанию Робертом Цоем четвертого курса института, у него уже появился сын Виктор. К слову, мама хотела назвать его Дмитрием, но Роберт настоял на Викторе - "победителе".
Но Роберт практически и не успел понять, что же такое - быть отцом. Сразу после рождения Виктора он уехал на работу во Львов, а Валентина с маленьким Витей осталась в Ленинграде. Роберт вернулся лишь через год, а еще через несколько лет семейные отношения разладились, и Роберт Максимович из семьи ушел. Причем, оформив при этом официально развод. Потом, правда, опять вернулся к Валентине, снова сыграв свадьбу, но с Виктором у него отношения были довольно сложные. Впрочем, Виктор довольно рано отчий дом покинул. Ему едва исполнилось девятнадцать, когда он встретил свою будущую жену Марьяну Ковалеву.
Марьяна не очень понравилась родителям Виктора, и они решили жить отдельно. А в феврале 1984 года Виктор и Марьяна официально поженились. Свадьбу отмечали в маленькой квартирке на Блюхера, народу было под сотню человек, среди которых Борис Гребенщиков, Майк Науменко, весь состав группы "Кино" (Александр Титов, Юрий Каспарян, Георгий Гурьянов) и еще множество творческих личностей. Забавно, что спиртного на этой свадьбе не было - все деньги ушли на торжество с родителями накануне. Поэтому рок-звезды, будущие и настоящие, сидели, пили чай и общались.
Марьяна до знакомства с Цоем работала в цирке, а в группе "Кино" она сначала взяла на себя внешний вид исполнителей - приносила музыкантам эффектные костюмы со стразами. Позже она стала администратором группы, занималась продюсерской деятельностью. В 1985-м у них родился сын Саша. По легенде, будто бы ему Виктор Цой посвятил песню "Саша очень любит книги про героев и про месть". Впрочем, песня была написана за два года до рождения его сына и даже вошла в альбом "Кино" 1983 года "46". Но легенда красивая, поэтому она продолжает жить...
В начале восьмидесятых Виктор Цой впервые появился на телеэкранах СССР - в программе "Монитор" Ленинградского телевидения. Но не как музыкант и лидер рок-группы, а как молодой талантливый резчик фигурок из дерева - нэцкэ. Он незадолго до этого как раз окончил Ленинградское профтехучилище № 61 и изготавливал эти фигурки на профессиональном уровне. Иногда они даже экспонировались на выставках, а сейчас имеются в домашних коллекциях друзей Цоя - он с большим удовольствием их дарил. В качестве своей дипломной работы он выбрал настенное панно, которое назвал "Звезда по имени Солнце". Но все же главным для него была, разумеется, музыка.
Еще в пятом классе у Виктора появилась первая гитара. По одной версии, ему инструмент подарили родители, по другой - уезжая в отпуск на месяц, они оставили Вите 90 рублей на питание (из расчета три рубля в день), а он сразу после их отъезда приобрел гитару и весь месяц питался копеечными беляшами. Как бы то ни было, у него была гитара и вскоре он стал играть в школьном ансамбле. А уже в художественном училище, куда Виктор поступил после школы, он играл в "настоящей" рок-группе, которая называлась "Палата № 6" - Виктор очень любил читать, в том числе и Чехова. Вот и название следующей группы Цоя - "Гарин и гиперболоиды" - также напрямую отсылает к литературе. Группу принимают в Ленинградский рок-клуб, но все-таки "Гарин и гиперболоиды" было слишком громоздким именем для рок-группы, хотя, конечно, и не сравнимым с "Автоматические удовлетворители" Андрея "Свина" Панова, в которой Цой тоже успел поиграть. И через год группа переименовывается в "Кино". И уже под этим названием приобретает признание и славу.
Несмотря на очевидную популярность группы "Кино", в советское время нельзя было выступать на сцене официально без официальной же работы при, например, какой-либо филармонии. Если же официальной работы не было, то можно было легко попасть под уголовное дело по статье 209 УК РСФСР за тунеядство. Считалось, что "лицо уклоняется от общественно полезного труда и проживает на нетрудовые доходы". Если таковое происходило четырех месяцев подряд или в общей сложности в течение года, то виновнику грозило наказание - до трех лет лишения свободы. Поэтому, чтоб не попасть "под раздачу", творческие личности формально устраивались на работу с щадящим графиком. Так поступил и Цой - пошел работать в кочегарку с графиком сутки через трое.
Знаменитая "Камчатка" - это не первая котельная, в которой работала рок-звезда. Первой кочегаркой была небольшая котельная на правом берегу Невы. Как вспоминала Марьяна Цой: "Котельная находилась в жутком месте, которых в Питере пруд пруди. С одной стороны, кладбище, с другой — парк, вокруг какие-то руины, где стаями бегали бродячие собаки. Огромный пустырь был завален деревянными ящиками, в центре стоял сарай, половину которого занимал сторож, карауливший ящики, а половину — кочегар, который топил котел, чтобы сторож не замерз. Причем топил он теми самыми ящиками, которые сторожил сторож. Получался такой нормальный перпетуум-мобиле". А еще там работала бабушка, постоянно игравшая на балалайке и у нее Цой брал уроки игры на этом инструменте. А уже потом была "Камчатка", в которой Цой отработал почти три года - с 1986-го по 1988 год. Там же работали и другие рок-музыканты: Александр Башлачев, Святослав Задерий, туда приходил Борис Гребенщиков.
Сейчас в "Камчатку" может прийти любой - теперь здесь, на улице Блохина на Петроградской стороне небольшой рок-клуб, в котором можно услышать песни группы "Кино" в исполнении разных музыкантов.
В 1987 году Виктор ушел от Марьяны к Наталье Разлоговой, с которой познакомился на съемках фильма "Асса". И хотя формально Марьяна Цой с Виктором не развелась, у них обоих появились новые семьи.
К слову, Виктор Цой довольно много снимался в кино. За три года - с 1986-го по 1988-й - он сыграл в семи кинокартинах.
И даже был признан в 1989 году по опросу журнала "Советский экран" лучшим актером страны - за роль Моро в фильме Рашида Нугманова "Игла". В этом же фильме состоялся актерский дебют Петра Мамонова -лидера группы "Звуки Му".
Группа много гастролировала, побывала за рубежом - в Дании, Италии, Франции. Было записано несколько альбомов, которые моментально разлетались по стране. Продюсером первого альбома был Борис Гребенщиков. Над названием долго не думали - "45". По времени звучания в минутах. Виктором Цоем было написано около трех сотен текстов песен. Из них 120 мы можем сейчас слушать. Всего группой было издано восемь студийных магнитоальбомов. Последний - "Черный альбом" - уже после смерти Виктора Цоя. Помимо альбомов, записанных в студии, существует множество концертных записей.
24 июня 1990 года группа "Кино" дало 45-минутный сет в Лужниках. Это был последний концерт группы.
15 августа того же года Виктор Цой погиб. Похоронен на Богословском кладбище Санкт-Петербурга.
На Богословском кладбище нашли свое упокоение многие известные ленинградцы и петербуржцы. Здесь похоронена и жена Виктора Цоя Марьяна, и его мама Валентина Васильевна. Многие рок-музыканты также упокоились на этом кладбище: Михаил Горшенев - Горшок ("Король и Шут"), Наталья Пивоварова ("Колибри"), Сергей Богаев ("Облачный край"), Александр Аксенов - Рикошет ("Объект насмешек"). Похоронен здесь знаменитый подводник, Герой Советского Союза Александр Маринеско, олимпийский чемпион, вратарь сборной СССР по хоккею Евгений Белошейкин и многие другие спортсмены, актеры, ученые, военные...
Если вам понравился материал - поставьте, пожалуйста, "лайк". Вам это ничего не стоит, а канал вы, тем самым, поддержите. Буду рад, если вы захотите высказать своё мнение о материале, не стесняйтесь - комментируйте, благодарите (если считаете нужным), критикуйте. Возможно, в материале что-то упущено и вы знаете какие-то неизвестные детали - пожалуйста, дополняйте. Каждое ваше слово, каждый отзыв чрезвычайно важен для того, чтобы канал оставался на плаву в наше сложное время.
А лучше всего - подписывайтесь на канал "Вдоль по Питерской". Пишите, о ком вы хотели бы прочитать на этом канале. Буду всем благодарен. И ещё - почему-то на Дзене стала действовать автоматическая ОТПИСКА от каналов. Поэтому проверяйте, пожалуйста, остаётесь ли вы подписаны на канал.
Многие подписчики пишут мне в комментариях, что материала на канале уже хватает на хорошую книгу о великих петербуржцах, что можно даже что-то вроде справочника-путеводителя по питерским кладбищам издать. Но удовольствие это не из дешёвых, в одиночку я просто не потяну. Поэтому решил провести такой вот эксперимент - попытаюсь собрать деньги на такую книгу. Если это действительно востребовано, то мы вместе её сможем напечатать. Если же кто-то считает это не этичным, напишите, пожалуйста - если таковых отзывов будет много, то я завершу этот эксперимент. Буду благодарен за любую обратную связь.