Для абсолютного большинства сегодняшних кино и телезрителей, а также поклонников театра фамилия Фрейндлих однозначно ассоциируется с великолепной Алисой Бруновной. Да и то сказать - за шесть с половиной десятков лет ею было сыграно на сцене и в кино под две сотни ролей, а за работу в искусстве получено около трех дюжин разнообразных "Ник", "Золотых орлов" и "Серебряных ладей". Но ничего бы этого не было, если бы в свое время она сделала выбор в пользу оперной певицы, а не драматической. Ведь у нее было великолепное высокое меццо. Но выбор за нее сделал ее отец - Бруно Артурович Фрейндлих. "Что делать в опере с твоим росточком? Ты же будешь как муха на куличе, сказал он юной Алисе. - А если поступишь в театральный, там твои музыкальные способности и пригодятся".
Бруно Фрейндлих родился в обрусевшей немецкой семье 27 сентября (10 октября по новому стилю) 1909 года в столице Российской империи. К слову, именно сюда были приглашены его предки еще Петром Первым. Они были великолепными стеклодувами у себя на родине, в Мекленбург-Шверине, находившемся тогда под российским протекторатом, а Петру необходимо было начать замену бычьих пузырей и слюдяных окон в России на стеклянные. Возможно, предки Бруно были знакомы с предками его друга и коллеги по театральному цеху Станислава Ландграфа, чей прапрапрадед тоже был стекольным мастером и приехал в Россию чуть ли ни одновременно с Фрейндлихами.
Стекольных дел мастером был в молодости и отец Бруно - Артур Иванович (Христиан). Правда, карьера стеклодува у него не задалась, и он решил организовать собственное дело: купил оборудование, арендовал помещение на Мойке и заказал вывеску для магазина - "Изящная обувь Фрейндлиха". Но происходило это все в 1917 году, изящная обувь никому уже не была нужна, и отец Бруно, не выдержав всех потрясений того времени, скоропостижно скончался. Бруно было всего семь лет.
Еще в школе у юного Бруно обнаружились способности к актерству. Он с удовольствием участвовал в постановках ученического театра, но изначально связывать свою дальнейшую жизнь со сценой он не собирался. По окончании в 1929 году единой трудовой школы № 34 он год отработал лаборантом в механической лаборатории Ленинградского завода "Химпром", а потом поступил на географический факультет университета. Но еще будучи лаборантом, он стал заведующим клубом художественной самодеятельности при Жилищно-арендном кооперативном товариществе (ЖАКТ), сам выступал на сцене и в итоге бросил университет и стал учиться в Ленинградском техникуме сценических искусств (сейчас Российский государственный институт сценических искусств (РГИСИ). Одновременно с учебой в нем он работал в Театре рабочей молодежи (ТРАМ), где познакомился со своей будущей женой Ксенией Федоровой.
Они поженились, и в конце 1934 года у них родилась дочь, которую счастливые родители назвали Алисой. Вообще-то маме нравилось имя Наталья, но на Алисе настоял Бруно. Зато мама была настроена очень решительно, когда девочке записывали национальность, и хотя папа у Алисы был чистокровный немец (все предыдущие поколения Фрейндлихов женились и выходили замуж исключительно за соплеменников), Алису в Свидетельство о рождении записали русской. Возможно, это потом спасло ее от репрессий.
Перед самым началом Великой Отечественной войны Бруно Фрейндлих перешел из Ленинградского театра обкома ВЛКСМ, работавшего в городе Боровичи Новгородской области, в Ленинградский ТЮЗ к режиссеру Александру Брянцеву. В самом начале лета 1941-го ТЮЗ уехал на гастроли в Ташкент, а с 1942-го года театр находился в эвакуации в небольшом уральском городке Березники в Пермской области. Здесь, в Березниках, Бруно познакомился с Клавой Копченовой и связал с ней свою дальнейшую жизнь. В Ленинград они уже вернулись в 1944 году вместе, да еще и с новорожденной дочерью Ириной. А Ксения Федоровна, первая жена Бруно, в 1946 году вышла замуж за флотского офицера и уехала из Ленинграда в Таллин. Но и этот ее брак продлился недолго - через два года Ксения с дочкой вернулась в Ленинград.
Бруно Фрейндлих после войны играл в ТЮЗе, потом в Ленинградском театре эстрады и миниатюр, БДТ, а в 1948 году перешел в Ленинградский театр драмы имени Пушкина (сейчас Александринский театр), где и оставался до своих самых последних дней. Именно в этом театре он сыграл самые значимые свои роли. Это и Хлестаков в гоголевском "Ревизоре", и Гамлет в одноименной пьесе Шекспира, и Барон в "На дне" Максима Горького, и Балясников в "Сказках старого Арбата" Алексея Арбузова, и еще множество ролей первого плана.
Некоторые спектакли игрались им десятилетиями. Так, на протяжении двадцати трех лет Бруно Артурович выходил на сцену в "Элегии", поставленной режиссерам Ильей Ольшвангером по письмам Ивана Тургенева молодой актрисе Марье Савиной. И все эти годы его партнершей в спектакле была Валентина Панина. И когда однажды, перед гастролями в Новосибирске Паниной сказали, что Бруно Артурович не поедет из-за плохого самочувствия и ей надо репетировать с другим актером, для которого уже готовы и грим, и костюм, актриса отказалась. Тогда ей сообщили, что Фрейндлих поедет, если ему будут готовить домашнюю пищу по диете, составленной врачом. И Панина ходила на рынок, готовила ему четыре раза в день диетическую домашнюю пищу, ежедневно в девять утра стояла перед его номером с киселем и была, по ее словам, необыкновенно счастлива, что он поехал и они играют спектакль.
Вообще из своих 70 лет, проведенных на сцене, Пушкинскому театру Бруно Фрейндлих отдал более полувека. Режиссер Александр Белинский вспоминал: "Он был одним из лучших актеров Александринки, в той плеяде, где были Симонов, Черкасов, Меркурьев. Его полюбили в труппе с первого дня. Его обожал худрук Вивьен, он говорил мне – он похож на меня, только лучше". За свое многолетнее талантливое служение он был удостоен звания народного артиста СССР, был награжден многочисленными орденами и медалями, а в 1998 году за творческое долголетие и уникальный вклад в театральную культуру Санкт-Петербурга он получил главную театральную премию Северной столицы - "Золотой софит".
Сразу после войны, в конце сороковых, его стали приглашать сниматься в кино. Его дебют в кино состоялся, если верить Википедии, в 1947 году - он называется исполнителем роли Сергея Кострова в фильме "Возвращение к жизни". К сожалению, никакой информации об этом фильме обнаружить не удалось. Зато следующая роль Фрейндлиха - маркиза Гульельмо Маркони в фильме "Александр Попов" режиссера Генриха Раппапорта - стала для него по-настоящему звездной. За нее он был удостоен Сталинской премии второй степени.
А потом приглашения от кинорежиссеров пошли сплошным потоком. За сорок лет - с 1949-го по 1989-й год он снялся в полусотне кинокартин и телеспектаклей. Многие фильмы и роли, сыгранные в них Фрейндлихом, становились знаковыми. Можно вспомнить Никитского в "Кортике" Михаила Швейцера и Владимира Венгерова, Рощина в "Разных судьбах" Леонида Лукова, Ивана Павловича Кораблева в "Двух капитанах" Венгерова, адмирала Канариса в "Конце "Сатурна"" Виллена Азарова.
Особенно удалась ему небольшая роль барона Врангеля в фильме "Бег", поставленном режиссерами Александром Аловым и Владимиром Наумовым по мотивам произведений Михаила Булгакова.
Правда, с середины семидесятых на главные роли в кинофильмы актера практически перестали приглашать - возраст все же давал о себе знать. В те годы он сыграл небольшую роль Федора Григорьевича Колокольчикова в "Тимуре и его команде", поставленного режиссерами Александром Бланком и Сергеем Линковым на Одесской киностудии, адмирала Патрика Гордона в советской саге "Россия молодая", снятой режиссером Ильей Гуриным и еще несколько небольших ролей.
Интересно, что ему довелось сыграть одного персонажа в двух фильмах. Таковым стал маршал Шапошников, роль которого Фрейндлих исполнил в фильмах Юрия Озерова "Битва за Москву" и "Сталинград". А после "Сталинграда", съемки которого завершились в 1989 году, Бруно Фрейндлих в кино не снимался.
Бруно Артурович Фрейндлих ушел из жизни 9 июля 2002 года в возрасте 92 лет. Он был похоронен на "Литераторских мостках" Волковского православного кладбища.
В одном из интервью Бруно Артурович сказал:
Я должен сказать, что без вас, зрители, я ничто. Без вас я ничего делать не могу. Когда я репетирую при пустом зале, я чувствую себя прескверно – как бездарность. Но только здесь, в театре, со мной что-то происходит, и я оживаю. У меня появляется желание слиться со зрителем, почувствовать его. И меня несет к неведомым просторам. Ради этого я готов повторить жизнь.
На кладбищах Петербурга похоронено много наших выдающихся соотечественников. Это актёры, музыканты, писатели, режиссёры, композиторы, художники...
На Южном кладбище похоронены актёры Алексей Смирнов - механик Макарыч из фильма "В бой идут одни "старики"", Николай Годовиков - Петруха из "Белого солнца пустыни" и выдающийся бард Юрий Кукин - автор бессмертного "А я еду за туманом", лучший барабанщик Ленинградского рок-клуба Александр Кондрашкин.
На Литераторских мостках Волковского православного кладбища упокоились выдающиеся советские и российские актёры: Николай Симонов, Бруно Фрейндлих, незабываемый Холстомер - Евгений Лебедев, Василий Меркурьев, Николай Трофимов, Владислав Стржельчик, командир счастливой "Щуки" Пётр Вельяминов, незабвенный Хоботов - Анатолий Равикович, Андрей и Юрий Толубеевы, Ефим Копелян, Людмила Макарова, Александр Борисов - Кошачий Барин из фильма "Верные друзья", Нина Мамаева, Иван Дмитриев, поэтесса, голос блокадного Ленинграда Ольга Берггольц, поэт Александр Блок, композиторы Андрей Петров, Исаак Шварц, оперная певица Галина Ковалёва, певцы Николай Охотников, Борис Штоколов, пианист и шахматный гроссмейстер Марк Тайманов, балерина Алла Шелест, дирижёр Мариинского театра Виктор Федотов, поэт Всеволод Рождественский, режиссёр Рубен Агамирзян, кинорежиссёр, основатель "ленинградской школы кино" Григорий Козинцев. Здесь же похоронены мать и сёстры Владимира Ульянова (Ленина) - Мария Александровна, Ольга и Анна, а также вдова Сергея Мироновича Кирова Мария Маркус-Кирова.
На кладбище в поселке Комарово похоронены актёры Аркадий Шалолашвили, Андрей Краско, Алексей Девотченко, Никита Михайловский - Ромка из "Вам и не снилось", мама Ивана Урганта Валерия Киселёва, дядя Михаила Боярского артист Николай Боярский, Аркадий Шалолашвили, композиторы Вениамин Баснер, Виктор Резников, Олег Каравайчук, Сергей Курёхин, писатели Виктор Голявкин, Вера Панова, Тамара Петкевич, Даниил Гранин, фантаст Иван Ефремов, великая Анна Ахматова, драматург и сценарист Александр Володин, кинорежиссёры Иосиф Хейфиц, Виктор Аристов, художник-постановщик Семён Мандель, популярная эстрадная певица Мария Пахоменко, основательница группы "Atlantida Project" певица Саша Соколова, нобелевский лауреат Жорес Алфёров, академик Наталья Бехтерева, продюсер, придумавший "Ментов", Александр Капица, театровед и писатель Евгений Калмановский, балерина Инна Зубковская, театральный режиссёр Арсений Сагальчик.
На Смоленском кладбище лежат актрисы Анна Самохина, Светлана Карпинская, режиссёры Алексей Балабанов, Валерий Огородников, актёр Виктор Костецкий, эстрадные исполнители Людмила Сенчина, Бен Бенцианов и Эдуард Хиль, актёр Станислав Ландграф, писатель-маринист Виктор Конецкий, основоположник российского футбола Георгий Дюперрон.
Серафимовское кладбище стало последним пристанищем для актёров Игоря Дмитриева, Михаила Светина, Павла и Петра Кадочниковых, Александра Демьяненко, Гликерии Богдановой-Чесноковой, Александра Хочинского, Николая Крюкова, Виктора Смирнова, Константина Адашевского, Антонины Шурановой, Валерия Матвеева, Ольги Лебзак, Валентины Кибардиной. Здесь же лежат великий русский художник Павел Филонов, многолетний настоятель храма Серафима Саровского отец Василий Ермаков, родители нынешнего президента России Владимира Путина. На этом кладбище похоронены кумир питерских футбольных болельщиков Владимир Казачёнок, выдающийся нападающий Лев Бурчалкин, один из лучших советских инсайдов Евгений Елисеев, легендарный игрок сборной СССР по хоккею Геннадий Цыганков, первый российский олимпийский чемпион Николай Панин-Коломенкин, спортивный комментатор Виктор Набутов, один из лучших артистов советского балета Юрий Соловьёв.
На Большеохтинском упокоилась клоунесса Ирина Асмус - Ириска из "АБВГДейки", основатель группы "Алиса" Святослав Задерий, писатель, автор "Республики ШКИД" Леонид Пантелеев, актёр и режиссёр Игорь Владимиров.
А на Северном кладбище Санкт-Петербурга похоронены Павел Луспекаев - таможенник Верещагин из "Белого солнца пустыни" и Сергей Филиппов - незабываемый Киса Воробьянинов из "Двенадцати стульев", великий баскетбольный тренер Владимир Кондрашин и баскетболист Александр Белов, принесший Советскому Союзу первое олимпийское золото в этом виде спорта.
Киновеевское кладбище стало последним домом для актёра Александра Кавалерова.
На Богословском лежат актёры Кирилл Лавров, Роман Громадский, актриса, жена писателя и поэта Анатолия Мариенгофа Анна Никритина, драматург-сказочник Евгений Шварц, режиссёр Александр Рогожкин, поэт Глеб Горбовский. Здесь же похоронены лидер группы "Кино" Виктор Цой и его жена Марьяна, рок-музыканты Наталья Пивоварова ("Колибри"), Сергей Богаев ("Облачный край"), Михаил Горшенёв "Горшок" ("Король и шут"), Александр Аксёнов "Рикошет" ("Объект насмешек"), великий дирижёр Евгений Мравинский, умершая совсем молодой певица Лидия Клемент, знаменитый пародист Виктор Чистяков, писатель Виталий Бианки, талантливейший хоккейный вратарь Евгений Белошейкин, герой Советского Союза, личный враг Адольфа Гитлера Александр Маринеско, двукратная олимпийская чемпионка Елена Шушунова.
На кладбище Памяти жертв 9-го января похоронили актрису Галину Короткевич, умершую за две недели до своего столетия.
На Волковском православном кладбище нашли своё упокоение режиссёр Борис Понизовский, поэтесса Серебряного века Ирина Одоевцева, основатель группы "Зоопарк" Майк Науменко, флейтист группы "Аквариум" Андрей "Дюша" Романов, аккордеонист этой же группы Сергей Щураков, жена рок-музыканта Юрия Шевчука Эльмира, актёры Сергей Бехтерев, Василий Корзун, Дмитрий Барков, Станислав Соколов.
На Казанском кладбище в Пушкине похоронили актёра Илью Олейникова, писателя-фантаста Александра Беляева, писательницу Ольгу Форш.
На Шуваловском кладбище похоронен выдающийся писатель-постмодернист Андрей Битов.
На Новодевичьем лежат актёр Александр Анисимов, художник Михаил Врубель, родители жены Ленина Надежды Константиновны Крупской - Константин Игнатьевич и Елизавета Васильевна.
На кладбище в Зеленогорске был захоронен прах популярного певца Сергея Захарова.
На кладбище Крематория похоронили Короля подпольной песни СССР Аркадия Северного.
На Никольском кладбище Александро-Невской лавры упокоился художник и скульптор Михаил Микешин - автор памятника "Тысячелетие России" и многих других работ. Здесь же похоронен сын Анны Ахматовой и Николая Гумилёва историк, философ и поэт Лев Гумилёв, выдающаяся эстрадная певица Анастасия Вяльцева, бывший первый вице-премьер, которого прочили в президенты после Ельцина - Николай Аксёненко, один из первых российских лётчиков-испытателей Сергей Уточкин, депутат Госдумы России Галина Старовойтова, первый мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак, выдающийся хирург Фёдор Углов.
К слову, все имена, выделенные цветом, - это активные ссылки, и вы можете перейти по ним, если будет интересно прочитать об этих великих людях.
Многие подписчики пишут мне в комментариях, что материала на канале уже хватает на хорошую книгу о великих петербуржцах, что можно даже что-то вроде справочника-путеводителя по питерским кладбищам издать. Но удовольствие это не из дешёвых, в одиночку я просто не потяну. Поэтому решил провести такой вот эксперимент - попытаюсь собрать деньги на издание такой книги.
Если это действительно востребовано, то мы вместе её сможем напечатать. Буду благодарен за любую обратную связь.
Если вам понравился материал - поставьте, пожалуйста, "лайк". Вам это ничего не стоит, а канал вы, тем самым, поддержите. Буду рад, если вы захотите высказать своё мнение о материале, не стесняйтесь - комментируйте, благодарите (если считаете нужным), критикуйте. Возможно, в материале что-то упущено и вы знаете какие-то неизвестные детали - пожалуйста, дополняйте. Каждое ваше слово, каждый отзыв чрезвычайно важен для того, чтобы канал оставался на плаву в наше сложное время.