"Будем жить, Макарыч!", - именно так всегда приветствовал Алексея Смирнова его лучший друг Леонид Быков. Фраза эта - дословная цитата из лучшего, на мой взгляд, фильма о Великой отечественной войне "В бой идут одни "старики"".
А ведь в этом фильме Смирнов мог и не сняться - против него выступали практически все чиновники от кино, от которых зависели съемки. Собственно, и на сами съемки этого фильма отечественные цензоры долго не давали разрешения. Слишком уж не героическими, какими-то клоунами, по мнению чиновников, прочитавших сценарий, выглядели летчики "поющей эскадрильи". Но однажды этот сценарий попал в руки Ивана Лезжова - полковника, начальника штаба воздушной армии, человека, прошедшего войну от Сталинграда до Берлина и совершившего 238 боевых вылетов. Иван Иванович, прочитав сценарий, тут же написал письмо на киностудию имени Довженко, в котором сказал о сценарии, что это честный рассказ о войне и о людях, которые добыли в ней победу.
И сам Леонид Быков на своих творческих встречах со зрителями - а он к тому времени был уже известным актером и режиссером - часто читал отрывки из "запрещенного" сценария, и зрители выходили из зала, не скрывая своих слез.
Так или иначе, но сценарий в конце концов утвердили, и разрешение на съемку все же было получено. Правда, сразу же возникло огромное количество технических проблем. Например, летчики 5-го Гвардейского истребительного авиационного полка 11-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии 2-го Гвардейского истребительного авиационного корпуса 2-й Воздушной армии, служившие прототипами героев фильма, воевали на истребителях Ла-5 ФН, а их в Советском Союзе к тому времени просто не сохранилось. Не было также немецких истребителей, а ПО-2 был обнаружен лишь в Польше. Выручил маршал авиации Александр Покрышкин, к которому смог пробиться на прием Леонид Быков, передавший Герою войны свой сценарий. Покрышкин прочитал его буквально за одну ночь и на следующий день уже распорядился выдать для съемок пять самолетов: четыре учебно-тренировочных Як-18 и чехословацкий спортивный "Zlin Z-326", внешне похожий на "Мессершмитт-109".
К слову, цветной пленки Быкову для съемок так и не дали, разрешили снимать лишь в черно-белом варианте - мол, все равно, фильм проходной, зритель на него не пойдет, чего лишние деньги тратить. А в итоге только в 1974 году этот фильм собрал больше 44 миллионов зрителей, став одним из лидеров отечественного кинопроката. Причем, его демонстрация на широком экране началась лишь 12 августа.
Сложности возникли и с утверждением актеров на роли. Особенно противилось киношное начальство Алексею Смирнову. Аргумент был один, но мощный - "у него тупое лицо". Да и то сказать - ко времени начала съемок "В бой идут одни "старики"" у Смирнова фильмография хоть и насчитывала более семидесяти больших и, в основном, маленьких, ролей, герои его были как на подбор - недотепистые хулиганы или, пусть и добрые, но несуразно бестолковые. Это и бандит "Сметана" из "Свадьбы в Малиновке", и пират из "Айболита-66", и неудачливый похититель детей Билл Дрисколл из "Вождя краснокожих", и, конечно же, "алкоголик, тунеядец и хулиган" Федя из "Операции "Ы"..."
И перестраховывающихся чиновников даже можно было бы понять - ну как такому доверить сыграть полную драматизма роль техника Макарыча? Но Быков не понял и сказал, что если не будет утвержден на роль Смирнов - фронтовик, кавалер орденов Красной звезды и Славы двух степеней, то он откажется снимать этот фильм. Лишь после этого Алексей Смирнов был утвержден на роль, ставшей для него звездной.
Вообще, Леонид Быков писал сценарий для фильма (в соавторстве с Евгением Оноприенко и Александром Сацким), основываясь на мемуарах участников войны. В основном, это были воспоминания Виталия Попкова (ставшего прототипом капитана Титаренко) и Сергея Луганского, но героя, похожего на Макарыча, в этих воспоминания не было. А роль Макарыча Быков написал специально для Смирнова, поэтому, естественно, никого другого в этой роли не видел. И Алексей Макарович сыграл так, как, пожалуй, никто бы не смог. После съемки финальной сцены, где Макарыч и Маэстро поминают погибших летчиц, Алексея Смирнова на скорой увезли в больницу - так тяжело дался ему этот эпизод. Он не играл в этой сцене, он в ней жил. И слезы у него по щекам катились далеко не киношные... Вернувшись из больницы, он сказал Быкову, что второго дубля этой сцены, если Быков вдруг решит переснимать, он просто не переживет.
И когда в Ярославле на аэродроме "Левцово" решили поставить памятник авиационным техникам, то прототипом скульптуры для автора Елены Пасхиной стал Макарыч. А на открытии этого памятника Ярославский симфонический оркестр сыграл "Смуглянку".
Алексей Смирнов не любил вспоминать войну - слишком тяжелы были для него эти воспоминания. На фронте он был с июня 1941-го. Оборонял Москву, его полк участвовал в Ржевской битве, Орловской наступательной операции. Воевал он отважно, об этом говорят полученные им боевые награды, дослужился до командира огневого взвода. Вот выписки из наградных листов: "9 апреля 1944 года в районе деревни Пилява после мощных артналётов два батальона противника при поддержке 13 танков перешли в атаку. Тов. Смирнов со взводом открыл мощный миномётный огонь по немецкой пехоте. В этом бою огнём взвода было уничтожено: 4 станковых и 2 ручных пулемёта, 110 фашистских солдат и офицеров. Контратака немцев была отбита". "20 июля 1944 года в районе высоты 293 противник силою до 40 гитлеровцев атаковал батарею. Товарищ Смирнов, воодушевляя бойцов бросился в бой и отбил нападение немцев. Сам лично взял в плен 7 гитлеровцев". "27 июля, в районе деревни Журавка, выходя из окружения, взял в плен 5 гитлеровцев. Товарищ Смирнов А.М. достоин правительственной награды – ордена Славы 3 степени". Но до Берлина ему дойти не удалось - в одном из боев за Одерский плацдарм он был тяжело ранен и после лечения его комиссовали. Это ранение полностью перевернуло всю его жизнь, он не мог после него иметь детей и поэтому по возвращении с фронта расстался со своей невестой Лидой - не захотел испортить ей жизнь. Он вернул ей обручальные кольца, но никак не объяснил, почему он это делает. Лида узнала о причине лишь через много лет.
В музыкальном театре, где он работал сразу после войны, а потом в Ленгосэстраде, куда он перешел в начале пятидесятых, даже не знали о его боевом прошлом, пока однажды на гастролях он не встретил маршала Жукова, и тот пригласил его к себе на банкет. Свои боевые ордена и медали - а их было больше десятка - Смирнов хранил в коробочке под кроватью и очень редко их надевал. К слову, даже став известным артистом, он так и продолжал жить с мамой в коммуналке на улице Петра Лаврова (ныне Фурштатская). Он так никогда и не женился. Он любил детей, хотел усыновить ребенка, но сделать этого ему так и не удалось. Актер и режиссер Ролан Быков вспоминал: "Мечты об отцовстве так и не реализовал, а детей любил безумно. В перерывах между съемками его можно было найти только в окружении ребятишек, которые липли к нему, как к Деду Морозу, а он с огромной радостью, самозабвенно вырезал для них деревянные фигурки".
Осенью 1978 года у Смирнова случился сердечный приступ. Он попал в больницу, где пролежал полгода. За это время его навещал лишь Леонид Быков. Последний раз Быков приехал к Алексею Смирнову в конце марта 1979 года. На прощание Быков сказал их любимую фразу: "Будем жить, Макарыч! Будем жить!". А через две недели Леонида Федоровича не стало - он погиб в автокатастрофе. Смирнову об этом не сказали. А перед Днем Победы - 7 мая - Алексея Смирнова выписали из больницы. По одной из версий, на прощание он накрыл стол для врачей и поднял тост за своего друга Леонида Федоровича Быкова. И в этот момент кто-то из врачей сказал, что Быкова больше нет. Смирнов молча поставил рюмку, вернулся в палату и там умер... Актеру не было и шестидесяти лет.
Похоронили Алексея Макаровича на Южном кладбище Ленинграда. Через два года рядом с ним упокоилась его мама. На могиле Алексея Смирнова лежат его наградные листы.
В сентябре 2011 года на стене дома 44 по улице Фурштатской была открыта мемориальная доска.
На кладбищах Петербурга похоронено много выдающихся актеров. Здесь же, на Южном кладбище похоронен Николай Годовиков - Петруха из "Белого солнца пустыни" и выдающийся бард Юрий Кукин - автор бессмертного "А я еду за туманом". На Литераторских мостках Волковского православного кладбища упокоились выдающиеся советские и российские актеры Василий Меркурьев, Николай Трофимов, Владислав Стржельчик, командир счастливой "Щуки" Петр Вельяминов, незабвенный Хоботов - Анатолий Равикович, Андрей и Юрий Толубеевы, Ефим Копелян. На кладбище в поселке Комарово похоронены актеры Андрей Краско, Никита Михайловский - Ромка из "Вам и не снилось", мама Ивана Урганта Валерия Киселева, дядя Михаила Боярского артист Николай Боярский. На Смоленском кладбище лежат Анна Самохина, режиссер Алексей Балабанов, Людмила Сенчина. Серафимовское кладбище стало последним пристанищем для Игоря Дмитриева, Михаила Светина, Павла и Петра Кадочниковых, Александра Демьяненко, Гликерии Богдановой-Чесноковой. На Большеохтинском упокоилась Ириска - Ирина Асмус из "АБВГДейки". А на Северном кладбище Санкт-Петербурга похоронены Павел Луспекаев - таможенник Верещагин из "Белого солнца пустыни" (также сыгравший в "Республике ШКИД") и Сергей Филиппов. Киновеевское кладбище стало последним домом для Александра Кавалерова. На Богословском лежит великий Кирилл Лавров. На кладбище Памяти жертв 9-го января недавно похоронили Галину Короткевич, умершую за две недели до своего столетия.
Если вам понравился материал - поставьте, пожалуйста, "лайк". Вам это ничего не стоит, а канал вы, тем самым, поддержите. Буду рад, если вы захотите высказать своё мнение о материале, не стесняйтесь - комментируйте, благодарите (если считаете нужным), критикуйте. Возможно, в материале что-то упущено и вы знаете какие-то неизвестные детали - пожалуйста, дополняйте. Каждое ваше слово, каждый отзыв чрезвычайно важен для того, чтобы канал оставался на плаву в наше сложное время.
А лучше всего - подписывайтесь на канал "Вдоль по Питерской". Пишите, о ком вы хотели бы прочитать на этом канале. Буду всем благодарен. И ещё - почему-то на Дзене стала действовать автоматическая ОТПИСКА от каналов. Поэтому проверяйте, пожалуйста, остаётесь ли вы подписаны на канал.
Многие подписчики пишут мне в комментариях, что материала на канале уже хватает на хорошую книгу о великих петербуржцах, что можно даже что-то вроде справочника-путеводителя по питерским кладбищам издать. Но удовольствие это не из дешёвых, в одиночку я просто не потяну. Поэтому решил провести такой вот эксперимент - попытаюсь собрать деньги на такую книгу. Если это действительно востребовано, то мы вместе её сможем напечатать. Если же кто-то считает это не этичным, напишите, пожалуйста - если таковых отзывов будет много, то я завершу этот эксперимент. Буду благодарен за любую обратную связь.