Найти тему
Вдоль по Питерской

Все говорят, что я ветрена бываю... Могила Анастасии Вяльцевой на Никольском кладбище Петербурга

Оглавление

На Никольском кладбище Петербурга много старинных захоронений. И хотя кладбище это находится практически в центре города - на территории Александро-Невской лавры - многие такие могилы, к сожалению, давно не знают ухода. Это и понятно, ведь в городе, пережившем несколько революций, блокаду, другие смутные времена, часто просто не оставалось родственников похороненных пятьдесят, сто и более лет назад. И поэтому особенно обращают на себя внимание памятники на могилах, подобные белоснежной часовне у Никольского храма. Это место упокоения певицы Анастасии Вяльцевой.

Анастасия Вяльцева. Фото tunnel.ru
Анастасия Вяльцева. Фото tunnel.ru

Сейчас это имя основательно подзабыто. Хотя в начале прошлого века оно стояло в одном ряду с Фёдором Шаляпиным и Леонидом Собиновым. А знаменитый борец силач Иван Поддубный как-то сказал:

В России есть три знаменитости: я, Горький и Вяльцева...

Но путь её к известности был очень тернист. Собственно, вряд ли могла она предполагать, что слава её выйдет далеко за пределы родной Орловской губернии.

Анастасия Вяльцева. Фото shkolazhizni.ru
Анастасия Вяльцева. Фото shkolazhizni.ru

Родилась будущая знаменитость 1 (13) марта 1871 года в небольшой слободе Алтухово на Орловщине (ныне п. Алтухово Навлинского района Брянской области). Отсюда же родом была и её мать - Мария Тихоновна. Отца Настя не помнила вовсе. Мария вышла замуж за Дмитрия Вяльцева, когда у неё уже было двое детей - Настя и Ананий. Ходили слухи, что старшие дети Марии были от графа Орловского (отсюда и этот будущий аристократизм Анастасии), который впоследствии смог "убедить" Дмитрия Вяльцева взять в жёны женщину с двумя детьми, но ничем это, разумеется, не подтверждается.

Но и отчима Настя лишилась рано - он был лесником и погиб, придавленный лесиной. Мария Тихоновна осталась с тремя детьми на руках - младший брат Анастасии, Яков, родился уже после смерти своего отца. Мать пошла работать прачкой в имение, а на дочери были все домашние дела. Уже когда Анастасия стала знаменитой, одна великосветская дама восхитилась ее красивыми холеными руками - "истой аристократки". На что Вяльцева ответила:

Нет, княгиня. Эти руки принадлежат простой крестьянке Орловской губернии. Много и очень много поработано этими руками по крестьянству. Ухаживали они и за скотом, пололи в огороде. Жали хлеб и чего только не делали.

Дети росли, и однажды мать Анастасии решила, что в селе семья никогда не сможет вырваться из нищеты. Ей посоветовали перебираться в Киев - в большой город с большими возможностями. Но у них не было денег даже на проезд по железной дороге. Хорошо, что соседи помогли соорудить плот, на котором Вяльцевы много дней - более семисот вёрст, сначала по реке Десне, а потом по Днепру - добирались до Киева.

Мать Анастасии Мария Тихоновна Вяльцева. Фото booksite.ru
Мать Анастасии Мария Тихоновна Вяльцева. Фото booksite.ru

Восьмилетнюю Настю мать сразу отдала ученицей в вышивальную мастерскую. А через год Анастасия уже не только училась, но и работала в портняжной мастерской. Причем, и в мастерской она выполняла работу прислуги - выносила помои, убиралась, разжигала утюги, а также доделывала работу портних, если там не требовалось особого мастерства. А ещё ей надо было находить время, чтобы бегом отнести обед матери, которая трудилась на ткацкой фабрике. И при всём этом она почти всегда пела. Пела так, что проходящие мимо мастерской горожане останавливались и забывали, куда они шли.

Через три года её ученичество окончилось, но Мария Тихоновна решила, что дочь достойна большего, чем работать портнихой. Сама она к тому времени из-за болезни ног уже не могла работать на фабрике и была продавцом минеральной воды. Ей часто помогала Анастасия, а основными клиентами были хористки киевских театров. Они-то и предрекли Насте карьеру певицы. Если, конечно, её смогут заметить. И мать приняла нетривиальное решение - она отправила Анастасию, которой к тому времени уже исполнилось 15 лет, работать в гостиницу Гладынюка на Крещатике "подгорничной". То есть, помощницей горничной. Цель была понятна - гастролирующие в Киеве артисты театров, музыканты, певцы, как правило, останавливались в этой гостинице. Там же у них собиралась и местная, как бы сейчас сказали, богема. И Мария Тихоновна надеялась, что кто-то из мира искусств обратит на Настю внимание и определит её судьбу.

Сколь это ни удивительно, но план сработал. Однажды Вяльцева убиралась в номере артистки оперетты Серафимы Вельской и та услышала её пение. Она и отвела Настю к антрепренёру Ленчевскому. И та после просмотра и прослушивания была принята статисткой в балетную труппу. Чуть позже из балетных статисток она перешла в статистки опереточные. А в 1888 году, когда ей едва исполнилось семнадцать, в Киев приехал известный режиссёр и антрепренёр Иосиф Сетов - ставить классические оперетты в городском театре. Настя, видевшая афиши, которые были расклеены по всему городу, решилась на отчаянный шаг - она пришла к Сетову и попросила того принять её в труппу, сказав при этом, что "как говорят другие", у неё хороший голос.

Иосиф Сетов. Фото snappygoat.com
Иосиф Сетов. Фото snappygoat.com

Заинтригованный антрепренёр согласился её прослушать. Вяльцева запела свою любимую песню: "...Взяли меня, травушку, скосили" и так поразила Сетова, что тот сразу же предложил ей место, но... опять в балете. Ведь в опереточной труппе просто не было мест. При этом Вяльцева и не скрывала, что танцует она из рук вон плохо, порой на сцене она совершенно не попадала в такт музыке, чем немало веселила публику. Сетов, правда, начал сам её обучать танцам, но тут, к счастью, всё-таки освободилось место в опереточной труппе. Впрочем, и в качестве опереточной певицы не обошлось без накладок. В оперетте же надо не только петь, но и играть на сцене и вообще - вести себя весело и расковано. А Вяльцевой поначалу это просто не давалось. И от публики она порой получала не овации, а огрызки яблок и тухлые яйца.

Анастасия Вяльцева. Фото miloserdie.ru
Анастасия Вяльцева. Фото miloserdie.ru

К сожалению, труппа Сетова через полтора года распалась. Вяльцева поступила в хор Киевского товарищества опереточных артистов Здановича-Борейко. Тогда же она подружилась с Александром Блюменталь-Тамариным, ставшим позднее известным русским комиком и режиссёром. Он-то и предложил ей сыграть главную роль в поставленной им антрепризе. К несчастью, эта затея провалилась, и артистка снова осталась практически без средств к существованию.

Анастасия Вяльцева. Фото poembook.ru
Анастасия Вяльцева. Фото poembook.ru

Но ей опять повезло - её пение услышал купец Незлобин, бывший хозяином театра в Вильно (ныне Вильнюс). Вяльцева уехала в Прибалтику. Театр много гастролировал, в основном, по Белоруссии и Латвии. Но однажды театр оказался в Москве и Вяльцеву пригласили работать в театр "Аквариум". Она согласилась, но быстро об этом пожалела - главным мерилом таланта артистки здесь было умение заставить слушателя раскошелиться на максимальную сумму в ресторане "Аквариума". И Вяльцева практически сбежала из Москвы в Петербург. Произошло это как раз в то время, когда Питер был повально увлечён цыганскими песнями. Вяльцева старалась не пропускать цыганских концертов, которые проходили на сценах театров, внимательно слушала, училась. И когда Сергей Пальм, в опереточном театре которого она работала, решил поставить оперетту-обозрение "Цыганские песни в лицах", она была готова исполнить любую роль.

На следующий день после дебюта Вяльцева записала в своём дневнике:

Мне дают роль Кати в «Цыганских песнях в лицах», и я выступаю вместе со знаменитой Раисовой и знаменитым Давыдовым. Признаться, я немножко оробела при мысли, что конкурирую с такими любимцами публики. Но вера в свою счастливую звезду меня поддержала, и, действительно, я выдержала экзамен. Раздались аплодисменты, крики: "бис!", – полетели на сцену студенческие фуражки. Из галёрки кричали: "Ты каждый день меня пытаешь?", "Захочу – полюблю"... Когда я выходила из театра, на подъезде меня окружили курсистки, схватили мои руки и стали целовать.

Вяльцева стала знаменитостью. О ней писали столичные газеты. Пальм стал давать ей главные роли в своих постановках. Но через три года Вяльцева ушла из этого театра - уж слишком откровенно он начал скатываться к халтуре. Её пригласил меценат и театральный предприниматель Яков Щукин, который организовал театр "Эрмитаж" в Москве. Там-то, в 1897 году и состоялся первый сольный концерт Анастасии Вяльцевой. Успех был ошеломительный. Сразу после этого концерта посыпались гастрольные предложения. Но сначала певица выступала лишь в Москве и Петербурге. Первая гастрольная поездка по России состоялась в 1902 году. Она охватила четырнадцать городов империи, и в каждом её ждал триумф. Её вызывали на бис порой по 50-60 раз. Так было, например, когда Вяльцева выступала на Сокольническом кругу Москвы в августе 1912 года - ей пришлось дополнительно, на бис, спеть 60 романсов! И каждый концерт проходил с аншлагом. А концерты её длились порой по четыре-пять часов. Она стала настоящей примадонной. Кстати, для того, чтобы передвигаться по стране во время своих гастролей, по заказу Вяльцевой в Бельгии построили спецвагон - с внутренней отделкой карельской берёзой и голубым шёлком. В вагоне находились апартаменты Вяльцевой, купе аккомпаниатора и других сопровождающих, репетиционный зал, помещения для прислуги, удобства. Похожий вагон был лишь у ещё одной женщины в России - у императрицы Александры Фёдоровны. К слову, после революции этот вагон стал штаб-квартирой адмирала Колчака, а потом в качестве трофея перешел к "красному маршалу" Блюхеру.

Анастасия Вяльцева в своём вагоне в гастрольной поездке. Из собрания Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства. Фото wikipedia.org
Анастасия Вяльцева в своём вагоне в гастрольной поездке. Из собрания Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства. Фото wikipedia.org

При этом сама Анастасия Вяльцева была чужда роскоши, неприхотлива в еде, много тратила на благотворительность, участвовала в концертах, доходы от которых пошли на снаряжение экспедиции Георгия Седова к Северному полюсу. А во время русско-японской войны сборы от концертов направляла в помощь раненым. Очень много Вяльцева жертвовала и приютам для незаконнорожденных детей - видимо, вспоминая собственное происхождение. У самой Вяльцевой своих детей не было, но в семье воспитывались приёмные мальчик и девочка. Мальчика, к слову, подбросили на концерте в большой корзине с цветами.

В те же годы она полюбила гвардейского кавалериста Василия Бискупского. И в 1905 году они тайно обвенчались. Причем, сохранить этот брак в тайне хотел именно Бискупский - в офицерской среде крайне негативно относились к женитьбе на "певичках". Кроме того, Бискупский был младше своей избранницы на семь лет, что тоже категорически не приветствовалось. Бискупский был отважный офицер, во время войны он был награждён шестью боевыми орденами, в том числе Святого Станислава, Святой Анны, Святого Владимира, Георгиевским крестом, но при этом опасался общественного осуждения этого брака. Возможно, венчание произошло как раз тогда, когда Вяльцева, на время оставив сцену, поехала к своему жениху в качестве сестры милосердия на Дальний Восток, где тот принимал участие в русско-японской войне и был тяжело ранен. При этом даже во фронтовом госпитале она часто выступала с концертами.

Василий Бискупский. Фото krimoved-library.ru
Василий Бискупский. Фото krimoved-library.ru

На сцене театра "Эрмитаж" Вяльцева проработала 12 лет. А в 1909-м она вернулась в Петербург - её пригласил к себе в театр "Буфф" "король петербургской оперетты" Петр Тумпаков. В этом театре она оставалась до конца своей жизни, хотя далеко не всё в нём ей нравилось. Она даже сама начала восстанавливать старые классические оперетты, так как то, что ставилось в театре, она категорически не принимала. Так, она восстановила оперетту Жака Оффенбаха "Синяя борода", Флоримонда Эрве "Малабарская вдова", "Весёлую вдову" Легара и множество других. К 1912 году репертуар театра полностью состоял из старых оперетт. Ну а Вяльцева продолжала, помимо игры в театре, успешно гастролировать по стране. Вообще, за свою недолгую жизнь, Вяльцева побывала с гастролями в Одессе и Калуге, Варшаве и Харбине, Иркутске и Воронеже, Харькове и Казани и ещё великом множестве городов Российской империи. К слову, когда в мае 1909 года театральное агентство Англии пригласило её выступить с гастрольными концертами в Лондоне, Вяльцева от предложения отказалась.

Анастасия Вяльцева в своём знаменитом платье с ласточками. Фото rusovok.ru
Анастасия Вяльцева в своём знаменитом платье с ласточками. Фото rusovok.ru

Осенью 1912 года, когда Вяльцева была на гастролях в Курске, она внезапно почувствовала себя плохо. И хотя доктор потребовал прекратить гастроли, Вяльцева дала ещё 14 концертов. Но уже в следующем городе - Воронеже - она смогла спеть лишь первое отделение и, извинившись перед публикой, ушла со сцены. Были отменены уже анонсированные концерты в Уфе. Она вернулась в Петербург, где врачи диагностировали у неё плеврит и белокровие. Больше она не выступала. Великая певица скончалась 4 (18) февраля 1913 года. Несравненной не исполнилось и 42 лет. Практически всё своё имущество, в том числе два доходных дома на набережной реки Карповки в Петербурге, она завещала городу. Попрощаться с ней пришло более ста пятидесяти тысяч человек. Она была похоронена 7 (21) февраля на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. В июле того же года рядом с Анастасией Дмитриевной была похоронена её мать Мария Тихоновна.

В 1915 году на могиле великой певицы был открыт памятник в виде склепа-часовни. Авторы: архитектор Лев Ильин, скульптор Серафим Судьбинин. Впрочем, хотя Судьбинин и завершил работу над скульптурой, изображающей Вяльцеву, она так и не была установлена, и склеп так и стоит без неё.

Памятник на могиле Анастасии Вяльцевой на Никольском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге. Является объектом культурного наследия федерального значения
Памятник на могиле Анастасии Вяльцевой на Никольском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге. Является объектом культурного наследия федерального значения

В 1995 году на доме по адресу набережная реки Мойки, 84 была открыта памятная доска в честь Анастасии Вяльцевой.

Памятная доска на доме, где жила Анастасия Вяльцева. Автор Татьяна Милорадович
Памятная доска на доме, где жила Анастасия Вяльцева. Автор Татьяна Милорадович

В 1993 году был снят биографический фильм об Анастасии Дмитриевне Вяльцевой, который, к сожалению, остался практически незамеченным. А ведь в нём звучат подлинные голоса Федора Шаляпина, Варвары Паниной и самой Анастасии Вяльцевой.

В лунном сиянье снег серебрится;
Вдоль по дороге троечка мчится.

"Динь-динь-динь, динь-динь-динь!" -
Колокольчик звенит…
Этот звон, этот звон
О любви говорит...

На кладбищах Петербурга похоронено много выдающихся представителей отечественного искусства. Это актёры, музыканты, писатели, режиссёры, композиторы, художники...

На Южном кладбище похоронены актёры Алексей Смирнов - механик Макарыч из фильма "В бой идут одни "старики"", Николай Годовиков - Петруха из "Белого солнца пустыни" и выдающийся бард Юрий Кукин - автор бессмертного "А я еду за туманом".

На Литераторских мостках Волковского православного кладбища упокоились выдающиеся советские и российские актёры: Николай СимоновБруно Фрейндлихнезабываемый Холстомер - Евгений ЛебедевВасилий МеркурьевНиколай ТрофимовВладислав Стржельчиккомандир счастливой "Щуки" Пётр Вельяминовнезабвенный Хоботов - Анатолий РавиковичАндрей и Юрий ТолубеевыЕфим КопелянЛюдмила МакароваАлександр Борисов - Кошачий Барин из фильма "Верные друзья"Нина Мамаевапоэтесса, голос блокадного Ленинграда Ольга Берггольцпоэт Александр Блоккомпозитор Андрей Петровбалерина Алла Шелест.

На кладбище в поселке Комарово похоронены актёры Андрей КраскоАлексей ДевотченкоНикита Михайловский - Ромка из "Вам и не снилось", мама Ивана Урганта Валерия Киселёвадядя Михаила Боярского артист Николай Боярский, композиторы Вениамин БаснерВиктор РезниковОлег КаравайчукСергей Курёхин, писатель Виктор Голявкинфантаст Иван Ефремоввеликая Анна Ахматова, драматург и сценарист Александр Володин, популярная эстрадная певица Мария Пахоменко.

На Смоленском кладбище лежат актриса Анна Самохинарежиссёры Алексей БалабановВалерий Огородников, актёр Виктор Костецкий, эстрадные исполнители  Людмила СенчинаБен Бенцианов  и Эдуард Хильактёр Станислав Ландграфписатель-маринист Виктор Конецкий.

Серафимовское кладбище стало последним пристанищем для актёров Игоря ДмитриеваМихаила Светина, Павла и Петра КадочниковыхАлександра ДемьяненкоГликерии Богдановой-ЧесноковойАлександра ХочинскогоНиколая Крюкова, Виктора Смирнова, Константина Адашевского. Здесь же лежит великий русский художник Павел Филонов.

На Большеохтинском упокоилась клоунесса Ирина Асмус - Ириска из "АБВГДейки"основатель группы "Алиса" Святослав Задерийписатель, автор "Республики ШКИД" Леонид Пантелеев,  актёр и режиссёр Игорь Владимиров.

А на Северном кладбище Санкт-Петербурга похоронены Павел Луспекаев - таможенник Верещагин из "Белого солнца пустыни" и Сергей Филиппов - незабываемый Киса Воробьянинов из "Двенадцати стульев".

Киновеевское кладбище стало последним домом для актёра  Александра Кавалерова.

На Богословском лежат актёры Кирилл ЛавровРоман Громадскийдраматург-сказочник Евгений Шварцрежиссёр Александр Рогожкин. Здесь же похоронены лидер группы "Кино" Виктор Цой и его жена Марьяна, рок-музыканты  Наталья Пивоварова ("Колибри"), Сергей Богаев ("Облачный край"), Михаил Горшенёв "Горшок" ("Король и шут")Александр Аксёнов "Рикошет" ("Объект насмешек")великий дирижёр Евгений Мравинский, умершая совсем молодой певица Лидия Клемент, знаменитый пародист Виктор Чистяков.

На кладбище Памяти жертв 9-го января похоронили актрису Галину Короткевич, умершую за две недели до своего столетия.

На Волковском православном кладбище нашли своё упокоение режиссёр Борис Понизовскийпоэтесса Серебряного века Ирина Одоевцеваоснователь группы "Зоопарк" Майк Науменкофлейтист группы "Аквариум" Андрей "Дюша" Романоваккордеонист этой же группы Сергей Щураков.

На Казанском кладбище в Пушкине похоронили актёра Илью Олейникова,  писателя-фантаста Александра Беляева.

На Шуваловском кладбище похоронен выдающийся писатель-постмодернист Андрей Битов.

На Новодевичьем лежит актёр  Александр Анисимов, художник Михаил Врубель.

На кладбище в Зеленогорске был захоронен прах популярного певца Сергея Захарова.

На кладбище Крематория похоронили Короля подпольной песни СССР Аркадия Северного.

На Никольском кладбище Александро-Невской лавры упокоился художник и скульптор Михаил Микешин - автор памятника "Тысячелетие России" и многих других работ. Здесь же похоронен сын Анны Ахматовой и Николая Гумилёва историк, философ и поэт Лев Гумилёв.

К слову, все имена, выделенные синим цветом, - это активные ссылки, и вы можете перейти по ним, если будет интересно прочитать об этих великих людях.

Если вам понравился материал - поставьте, пожалуйста, "лайк". Вам это ничего не стоит, а канал вы, тем самым, поддержите. Буду рад, если вы захотите высказать своё мнение о материале, не стесняйтесь - комментируйте, благодарите (если считаете нужным), критикуйте. Возможно, в материале что-то упущено и вы знаете какие-то неизвестные детали - пожалуйста, дополняйте. Каждое ваше слово, каждый отзыв чрезвычайно важен для того, чтобы канал оставался на плаву в наше сложное время.

А лучше всего - подписывайтесь на канал "Вдоль по Питерской". Пишите, о ком вы хотели бы прочитать на этом канале. Буду всем благодарен. И ещё - почему-то на Дзене стала действовать автоматическая ОТПИСКА от каналов. Поэтому проверяйте, пожалуйста, остаётесь ли вы подписаны на канал.

Многие подписчики пишут мне в комментариях, что материала на канале уже хватает на хорошую книгу о великих петербуржцах, что можно даже что-то вроде справочника-путеводителя по питерским кладбищам издать. Но удовольствие это не из дешёвых, в одиночку я просто не потяну. Поэтому решил провести такой вот эксперимент - попытаюсь собрать деньги на такую книгу. Если это действительно востребовано, то мы вместе её сможем напечатать. Если же кто-то считает это не этичным, напишите, пожалуйста - если таковых отзывов будет много, то я завершу этот эксперимент. Буду благодарен за любую обратную связь.