В своём последнем интервью Игорь Горбачёв сказал:
Да, вот такие мы, русские. И великодушные. И милосердные. И добрые. И лживые. И подлые. И мерзкие. И все это — в одном человеке нераздельно.
И, вполне возможно, что именно себя имел в виду этот талантливый актёр и не менее талантливый режиссёр. В нём все эти качества и сочетались, и уживались. А режиссёр и сценарист Александр Белинский в своей книге "Семьдесят лет в партере: заметки об Александринском театре" отвёл Горбачёву целую главу. В который очень откровенно и нелицеприятно высказался о своём коллеге и, в чём-то, протеже. Ведь именно Белинский в своё время дал Горбачёву роль Остапа Бендера в телепостановке, снятой Ленинградским телевидением, когда режиссёром там был Белинский. Таким образом, Бендер Игоря Горбачёва стал первым воплощением весёлого авантюриста на экране - задолго до Сергея Юрского, Андрея Миронова и Арчила Гомиашвили.
Родился будущий актёр и режиссёр 20 октября 1927 года в дворянской семье - его отец, Олег Борисович, был сыном есаула лейб-гвардии Казачьего полка, а мать, Вера Андреевна, до революции окончила Смольный институт благородных девиц, знала несколько языков, преподавала французский и немецкий. Двух старших братьев отца в 1917 году расстреляли на глазах матери и Олега. Поэтому он, когда у него родились сыновья, назвал их в честь своих братьев - Игорем и Борисом.
После окончания средней школы в 1945 году Горбачёв поступил в Ленинградский государственный университет на психологическое отделение философского факультета. Но до выпускного курса он здесь не доучился. Он увлёкся сценой, благо этому очень способствовали занятия в кружке любителей драматического искусства, который в ЛГУ вела актриса Евгения Карпова.
К слову, в этом же кружке, позже ставшем Студенческим театром ЛГУ, своё первое театральное образование получили такие, впоследствии ставшие знаменитыми, актёры как Сергей Юрский, Леонид Харитонов, Иван Краско, Елизавета Акуличева... В 1948 году в кружке начали репетировать спектакль "Ревизор" по пьесе Николая Гоголя. Премьера его состоялась 26 марта 1950 года на сцене Актового зала ЛГУ. Но исполнитель главной роли - Ивана Александровича Хлестакова - уже в ЛГУ к тому времени не учился. Любовь к сцене всё же взяла верх, да и все вокруг говорили о несомненном таланте - и в итоге страна лишилась философа Горбачёва, но приобрела великолепного актёра. Игорь бросил ЛГУ и поступил в Ленинградский государственный театральный институт имени Островского (класс Леонида Макарьева).
При этом он продолжал играть на сцене театрального кружка ЛГУ и даже руководил им. И в 1951 году "Ревизор" с Горбачёвым в главной роли получил первую премию на Всесоюзном смотре художественной самодеятельности рабочих и служащих. Этот смотр снимала кинохроника, был выпущен документальный фильм "Народные таланты", в который попал и эпизод из "Ревизора". Игру Горбачёва заметил режиссёр Владимир Петров и пригласил тогда ещё студента, не имеющего полноценного актёрского образования, на главную роль в свой фильм. Горбачёв к тому времени уже имел небольшой опыт участия в киносъёмках - он сыграл годом ранее в байопике Григория Козинцева "Белинский". Правда, там роль была крошечная, и даже имени Горбачёва в титрах не было. Разумеется, на предложение Петрова Горбачёв сразу ответил согласием, и первого декабря 1952 года состоялась премьера бессмертной гоголевской комедии в постановке Петрова. К слову, многие критики и просто зрители до сих пор считают эту экранизацию лучшей. И я, пожалуй, с ними соглашусь. Хлестаков, сыгранный Горбачёвым, в этом фильме бесподобен. Молодой актёр совершенно не потерялся на фоне маститых Алексея Грибова (Осип), Юрия Толубеева (Городничий), Михаила Яншина (Земляника) и множества других, очень известных и знаменитых тогда актёров.
Но за этот успех в кино Горбачёву пришлось заплатить тем, что его...отчислили из театрального института. Пока шли съёмки, у него накопилась масса академических задолженностей, и он просто не был допущен к Государственным экзаменам. Первого июня 1952 года ректор института подписал приказ об отчислении студента Горбачёва. Впрочем, к тому времени он уже был приглашён в Ленинградский Большой драматический театр имени Горького и играл там в нескольких спектаклях. Так, зрителям особо запомнились в его исполнении матрос Швандя в "Любови Яровой" по пьесе Константина Тренёва, Дон Сезар де Базан в спектакле "Рюи Блаз" по Виктору Гюго.
А в 1954 году Игорь Олегович перешёл в Пушкинский театр, ставший ему домом практически на сорок лет. Здесь он сыграл в десятках спектаклей. Наиболее значимыми были роли в спектаклях "Годы странствий" по пьесе Алексея Арбузова (Ведерников), "На дне" Максима Горького (Васька Пепел), "Похождения Чичикова или Мёртвые души" по Николаю Гоголю (Чичиков), "Сирано де Бержерак" Эдмона Ростана (Сирано)... Кстати (или совсем некстати) в театре через несколько лет вдруг вспомнили, что у Горбачёва так и нет профильного образования и зарплату, как актёр, он получать не имеет права. Забавно, что к тому времени Игорь Олегович уже сам преподавал актёрское мастерство. В общем, помогло вмешательство Управления Учебных заведений Министерства культуры РСФСР, которое в виде исключения разрешило ему в течение 1958-59 учебного года сдать все задолженности, а также госэкзамен. И решением Государственной Экзаменационной Комиссии от 30 июня 1959 года он наконец-то, через одиннадцать лет после поступления, окончил институт с присвоением квалификации актёра.
Через десять лет после этого события Игорь Горбачёв стал председателем художественной коллегии театра, а с 1975-го по 1991-й годах являлся художественным руководителем и главным режиссёром Ленинградского государственного академического театр драмы имени А. С. Пушкина.
При этом он ещё и продолжал преподавать в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии. В 1984 году он стал профессором по кафедре основ актёрского мастерства - среди его учеников такие известные сейчас актёры как Николай Фоменко, Сергей Селин, Андрей Толубеев, Игорь Ливанов.
Всё это время он не переставал сниматься в кино. Всего в фильмографии Горбачёва около семи десятков кинокартин. Во многих он играл главные роли, хотя не отказывался и от совсем небольших. Картины эти самых разных жанров - от мелодрам до комедий. Фильмы с участием Горбачёва выходили на большой экран с середины пятидесятых практически ежегодно, порой по две-три кинокартины. Причем, он одновременно мог сниматься и в мелодраме, и в комедии, как было, например, в в 1956 году, когда он сыграл в комедии Андрея Тутышкина "Безумный день" и в драме "Искатели", поставленной Михаилом Шапиро.
В 1964 году его пригласил на небольшую роль в свой дебютный фильм "Зайчик" Леонид Быков.
Но настоящее признание и всесоюзная слава пришла к Горбачёву после исполнения им главной роли в фильме "Операция "Трест"", снятом в 1967 году режиссёром Сергеем Колосовым. Шпионский детектив, о ликвидации на территории СССР контрреволюционного и монархического подполья, пользовался большой популярностью у зрителей, а исполнитель главной роли - бывшего дворянина Александра Якушева - был чрезвычайно органичен. В этой роли в полной мере чувствовалось дворянское происхождение не только героя, но и актёра.
Потом была небольшая, но запоминающаяся роль главы Коллегии иностранных дел Никиты Панина в драме "Емельян Пугачёв".
В спортивной киноповести "Одиннадцать надежд" Горбачёв сыграл руководителя федерации футбола СССР. Часть этого фильма, кстати, снималась на базе "Зенита" в Удельной.
Опять же небольшая, но довольно яркая роль была у Горбачёва в трагикомедии "Прохиндиада, или Бег на месте", где он снова играл большого начальника. К слову, наверное половина его ролей - это в той или иной степени руководящие работники.
Ну а самый главный "руководитель" был сыгран им в эпизоде фильма "Серебряные струны". Это был последний фильм, снятый режиссёром Павлом Кадочниковым. Игорь Горбачёв исполнил в нём роль императора Александра Третьего.
Последней ролью в кино Игоря Горбачёва был дедушка-чревовещатель в детской драме Владимира Быченкова "Я тебя первый увидел", вышедшей в 1998 году.
Игорь Горбачёв руководил Пушкинским театром до начала девяностых. Но в 1991 году труппа провела собрание и настояла на том, что бы он покинул должность художественного руководителя и главного режиссёра театра. Да, такие вот были времена - можно было подчинённым уволить неугодного начальника. Но, очевидно, причины для такого решения труппы были. Уже упоминавшийся мною Александр Белинский так охарактеризовал Горбачёва:
Он загубил во многом свое светлое дарование, а, главное, он предал профессию. А профессия актёра не выносит предательства...
Он много пил, его перестали снимать, болел, совершенно потерял внешнюю привлекательность, а, главное - предал всех своих друзей и разорил, именно разорил труппу Александринского театра...
Умнейший, интеллигентный человек, русский дворянин по стати, манерам, владению словом (какой был оратор!) он всё предал ради вхождения во власть, удержания этой власти и мечты о политической карьере.
А когда в декабре 1979 года умер Юрий Толубеев, и Игорь Горбачёв приехав на прощание, хотел подойти к гробу, то Галина - жена Толубеева - встала перед ним и сказала, что покойный просил не пускать к гробу Горбачёва. И на глазах десятков людей Горбачёв развернулся и пошёл к выходу. А ведь они долгое время были друзьями...
Впрочем, наверное далеко не все согласятся с такой оценкой жизни Игоря Горбачёва. В конце концов, он за свой труд получил множество наград. В 1972 году ему было присвоено звание Народного артиста СССР, а в 1987-м - Героя Социалистического труда. Он был удостоен пяти орденов и награждён множеством медалей, в 1973 году получил Государственную премию РСФСР имени Станиславского - с формулировкой "за создание образа нашего современника в спектаклях последних лет".
20 октября 2006 года на фасаде дома по адресу переулок Джамбула, 15 была открыта мемориальная доска в память об Игоре Горбачёве авторства скульптора Юрия Евграфова. А в 2011 году, после смерти его жены Людмилы Ивановны, по её завещанию их бывшая квартир стала музеем-гостиницей при Александринском театре.
Игорь Олегович Горбачёв скончался 19 февраля 2003 года в возрасте 75 лет. Он похоронен на Литераторских мостках Волковского православного кладбища. В 2004 году на могиле была установлена гранитная стела с горельефным бюстом. Автор скульптуры Юрий Евграфов. В 2010 году здесь же упокоилась и его жена.
Из всех могикан Александринского театра он - артист самой трагически незавершённой судьбы. И, смело это говорю, великого таланта.
Александр Белинский
На кладбищах Петербурга похоронено много наших выдающихся соотечественников. Это актёры, музыканты, писатели, режиссёры, композиторы, художники...
На Южном кладбище похоронены актёры Алексей Смирнов - механик Макарыч из фильма "В бой идут одни "старики"", Николай Годовиков - Петруха из "Белого солнца пустыни" и выдающийся бард Юрий Кукин - автор бессмертного "А я еду за туманом", лучший барабанщик Ленинградского рок-клуба Александр Кондрашкин.
На Литераторских мостках Волковского православного кладбища упокоились выдающиеся советские и российские актёры: Николай Симонов, Бруно Фрейндлих, незабываемый Холстомер - Евгений Лебедев, Василий Меркурьев, Николай Трофимов, Владислав Стржельчик, командир счастливой "Щуки" Пётр Вельяминов, незабвенный Хоботов - Анатолий Равикович, Андрей и Юрий Толубеевы, Ефим Копелян, Людмила Макарова, Александр Борисов - Кошачий Барин из фильма "Верные друзья", Нина Мамаева, Иван Дмитриев, Константин Скоробогатов, поэтесса, голос блокадного Ленинграда Ольга Берггольц, поэт Александр Блок, композиторы Андрей Петров, Исаак Шварц, оперная певица Галина Ковалёва, певцы Николай Охотников, Борис Штоколов, пианист и шахматный гроссмейстер Марк Тайманов, балерина Алла Шелест, дирижёр Мариинского театра Виктор Федотов, поэт Всеволод Рождественский, режиссёр Рубен Агамирзян, кинорежиссёр, основатель "ленинградской школы кино" Григорий Козинцев. Здесь же похоронены мать и сёстры Владимира Ульянова (Ленина) - Мария Александровна, Ольга и Анна, вдова Сергея Кирова Мария Маркус-Кирова.
На кладбище в поселке Комарово похоронены актёры Аркадий Шалолашвили, Андрей Краско, Алексей Девотченко, Никита Михайловский - Ромка из "Вам и не снилось", мама Ивана Урганта Валерия Киселёва, дядя Михаила Боярского артист Николай Боярский, Аркадий Шалолашвили, Нина Ургант, композиторы Вениамин Баснер, Виктор Резников, Олег Каравайчук, Сергей Курёхин, писатели Виктор Голявкин, Вера Панова, Тамара Петкевич, Даниил Гранин, фантаст Иван Ефремов, великая Анна Ахматова, драматург и сценарист Александр Володин, кинорежиссёры Иосиф Хейфиц, Виктор Аристов, Аян Шахмалиева, художник-постановщик Семён Мандель, популярная эстрадная певица Мария Пахоменко, основательница группы "Atlantida Project" певица Саша Соколова, нобелевский лауреат Жорес Алфёров, академик Наталья Бехтерева, продюсер, придумавший "Ментов", Александр Капица, театровед и писатель Евгений Калмановский, балерина Инна Зубковская, театральный режиссёр Арсений Сагальчик.
На Смоленском кладбище лежат актрисы Анна Самохина, Светлана Карпинская, режиссёры Алексей Балабанов, Валерий Огородников, актёр Виктор Костецкий, эстрадные исполнители Людмила Сенчина, Бен Бенцианов и Эдуард Хиль, актёр Станислав Ландграф, писатель-маринист Виктор Конецкий, основоположник российского футбола Георгий Дюперрон, олимпийский чемпион Геннадий Шатков, художник Владислав Мамышев-Монро, герой программы "Контрольная для взрослых" Илья Кочоров.
Серафимовское кладбище стало последним пристанищем для актёров Игоря Дмитриева, Михаила Светина, Павла и Петра Кадочниковых, Александра Демьяненко, Гликерии Богдановой-Чесноковой, Александра Хочинского, Николая Крюкова, Виктора Смирнова, Константина Адашевского, Валерия Матвеева, Ольги Лебзак. Здесь же лежат великий русский художник Павел Филонов, многолетний настоятель храма Серафима Саровского отец Василий Ермаков, родители нынешнего президента России Владимира Путина. На этом кладбище похоронены кумир питерских футбольных болельщиков Владимир Казачёнок, выдающийся нападающий Лев Бурчалкин, один из лучших советских инсайдов Евгений Елисеев, легендарный игрок сборной СССР по хоккею Геннадий Цыганков, первый российский олимпийский чемпион Николай Панин-Коломенкин, спортивный комментатор Виктор Набутов.
На Большеохтинском упокоилась клоунесса Ирина Асмус - Ириска из "АБВГДейки", основатель группы "Алиса" Святослав Задерий, писатель, автор "Республики ШКИД" Леонид Пантелеев, актёр и режиссёр Игорь Владимиров.
А на Северном кладбище Санкт-Петербурга похоронены Павел Луспекаев - таможенник Верещагин из "Белого солнца пустыни" и Сергей Филиппов - незабываемый Киса Воробьянинов из "Двенадцати стульев", великий баскетбольный тренер Владимир Кондрашин и баскетболист Александр Белов, принесший Советскому Союзу первое олимпийское золото в этом виде спорта.
Киновеевское кладбище стало последним домом для актёра Александра Кавалерова.
На Богословском лежат актёры Кирилл Лавров, Роман Громадский, актриса, жена писателя и поэта Анатолия Мариенгофа Анна Никритина, драматург-сказочник Евгений Шварц, режиссёр Александр Рогожкин, поэт Глеб Горбовский. Здесь же похоронены лидер группы "Кино" Виктор Цой и его жена Марьяна, рок-музыканты Наталья Пивоварова ("Колибри"), Михаил Горшенёв "Горшок" ("Король и шут"), Александр Аксёнов "Рикошет" ("Объект насмешек"), Сергей Богаев ("Облачный край"), великий дирижёр Евгений Мравинский, умершая совсем молодой певица Лидия Клемент, знаменитый пародист Виктор Чистяков, писатель Виталий Бианки, талантливейший хоккейный вратарь Евгений Белошейкин, герой Советского Союза, личный враг Адольфа Гитлера Александр Маринеско, двукратная олимпийская чемпионка Елена Шушунова.
На кладбище Памяти жертв 9-го января похоронили актрису Галину Короткевич, умершую за две недели до своего столетия.
На Волковском православном кладбище нашли своё упокоение режиссёр Борис Понизовский, поэтесса Серебряного века Ирина Одоевцева, основатель группы "Зоопарк" Майк Науменко, флейтист группы "Аквариум" Андрей "Дюша" Романов, аккордеонист этой же группы Сергей Щураков, жена рок-музыканта Юрия Шевчука Эльмира, актёры Сергей Бехтерев, Василий Корзун, Дмитрий Барков, Станислав Соколов.
На Казанском кладбище в Пушкине похоронили актёра Илью Олейникова, писателя-фантаста Александра Беляева, писательницу Ольгу Форш.
На Шуваловском кладбище похоронен выдающийся писатель-постмодернист Андрей Битов.
На Новодевичьем лежат актёр Александр Анисимов, художник Михаил Врубель, родители жены Ленина Надежды Константиновны Крупской - Константин Игнатьевич и Елизавета Васильевна.
На кладбище в Зеленогорске был захоронен прах популярного певца Сергея Захарова.
На кладбище Крематория похоронили Короля подпольной песни СССР Аркадия Северного.
На Никольском кладбище Александро-Невской лавры упокоился художник и скульптор Михаил Микешин - автор памятника "Тысячелетие России" и многих других работ. Здесь же похоронен сын Анны Ахматовой и Николая Гумилёва историк, философ и поэт Лев Гумилёв, выдающаяся эстрадная певица Анастасия Вяльцева, бывший первый вице-премьер, которого прочили в президенты после Ельцина - Николай Аксёненко, один из первых российских лётчиков-испытателей Сергей Уточкин, депутат Госдумы России Галина Старовойтова, первый мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак, выдающийся хирург Фёдор Углов.
К слову, все имена, выделенные цветом, - это активные ссылки, и вы можете перейти по ним, если будет интересно прочитать об этих великих людях.
Если вам понравился материал - поставьте, пожалуйста, "лайк". Вам это ничего не стоит, а канал вы, тем самым, поддержите. Буду рад, если вы захотите высказать своё мнение о материале, не стесняйтесь - комментируйте, благодарите (если считаете нужным), критикуйте. Возможно, в материале что-то упущено и вы знаете какие-то неизвестные детали - пожалуйста, дополняйте. Каждое ваше слово, каждый отзыв чрезвычайно важен для того, чтобы канал оставался на плаву в наше сложное время.