Взгляни, вон там над головой простёрлось небо, как шатёр.
Как дивно бог соткал его, соткал его, что ровно бархат синий.
В краях чужих, в чужих землях такое ль небо, как у нас?
Гляди: вон там, вон там, что злат венец, есть облачко высоко.
Венцы такие ж, милый мой, на нас наденут завтра...
Галину Ковалёву музыкальные критики называли "кубанским соловьём" - она родилась в небольшом курортном посёлке Горячий Ключ неподалёку от Краснодара в тогдашнем Северо-Кавказском крае РСФСР. Обычно про ставших знаменитыми певцах говорят, что ещё в детстве они поняли, что будут петь со сцены. Но Галина не собиралась покорять сценические площадки - она мечтала стать, как её мама, учительницей. Правда, петь она всегда любила - на слух могла повторить любую арию, услышанную ею по радио. И часто исполняла их на семейных торжествах - к восторгу собравшихся гостей. Кстати, по мнению врачей, именно практически постоянное пение в юности помогло ей победить туберкулёз, которым она тогда вдруг заболела.
В Горячем Ключе была лишь школа-восьмилетка, поэтому завершать среднее образование, необходимое для получения профессии учителя, она уехала в Саратов, где жили дальние родственники. Её мечта исполнилась - она стала учительницей начальных классов. Но продолжала петь в самодеятельности, где однажды её услышал кто-то из преподавателей местной консерватории и убедил прийти на прослушивание.
Ковалёва на прослушивании исполнила одну из сложнейших арий для колоратурного сопрано - Царевны Лебедь из оперы "Сказка о царе Салтане" Римского-Корсакова и абсолютно покорила комиссию. Позже она часто исполняла эту партию, но в тот момент Ковалёва даже не знала нот и пела исключительно на слух.
Она была принята в Саратовскую консерваторию, за несколько месяцев освоила всю музыкально-теоретическую часть (на которую у большинства уходят годы учёбы в музыкальной школе) и даже стала Собиновской стипендианткой - консерватория носила имя великого тенора.
Ещё учась на четвёртом курсе Консерватории она выступила на VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве и тогда же была приглашена в Саратовский театр оперы и балета.
В 1960 году, когда театр был на гастролях в Кисловодске, на его представлении случайно оказался отдыхавший на курорте один из членов художественного совета Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова (ЛАТОБ). И Ковалёва получила приглашение на Ленинградскую сцену, где дебютировала в 1961 году в опере Россини "Севильский цирюльник", исполнив партию Розины. Произошло это 31 декабря, дома зрителей ждали накрытые новогодние столы, но после исполнения Ковалёвой своей партии, все забыли про праздничные застолья, и долго не утихали аплодисменты. Успех был феноменальный, и всем стало ясно, что в театре взошла новая звезда
В том же 1961-м Галина участвовала в вокальном конкурсе в Болгарии и одержала победу. А на следующий год её пригласили на ещё более престижное состязание - во французскую Тулузу, где одним из условий было исполнение арий из опер на языке оригинала. А ведь в Советском Союзе тогда, как правило, оперы пели в переводе. Но Ковалёва исполнила арии не только по-русски, но и по-итальянски, по-французски и по-немецки. Вопреки правилам конкурса, публика устроила ей овацию, а домой она вернулась обладательницей Гран-при.
Потом её приглашали в московский Большой театр и в миланскую Ла Скала, но Кировский театр стал её домом на многие годы. Она выступала в дуэтах с таким известнейшими исполнителями как Николай Гяуров, Георг Отс, Елена Образцова и множеством других. Галина Ковалёва исполняла практически весь классический репертуар театра - от партий Аиды в одноимённой опере Верди и Царицы Ночи в "Волшебной флейте" Моцарта до Людмилы в "Руслане и Людмиле" Глинки и Марфы в "Царской невесте" Римского-Корсакова. А вообще, Глинка был её любимым композитором:
Пожалуй, тщательнее всего я готовлю свой голос тогда, когда вечером предстоит петь Глинку - его романсы, Антониду в "Сусанине" или мою любимую Людмилу. Очень люблю петь Глинку. Хочется, чтобы голос звучал особенно чисто, крепко и по-русски распевно и широко.
Кстати, за исполнение партии Марфы Галина Ковалёва в 1978 году была удостоена Государственной премии РСФСР имени Глинки. А четырьмя годами ранее, в 1974-м, она стала народной артисткой СССР.
Правда, были и партии, которые Ковалёва мечтала спеть в театре, но в Кировском эти оперы не ставились. Впрочем, как-то она решилась и попросила руководство Кировского поставить трагическую оперу "Лючия ди Ламмермур" итальянского композитора Гаэтано Доницетти - и мечта её исполнилась. Она пела партию Лючии в этом спектакле с особым волнением:
Лючия - это вершина виртуозной колоратуры, вершина очень опасная и коварная. Легко увлечься внешне виртуозным блеском, а саму Лючию, любящую, страдающую - потерять...
А ещё множество арий из опер, которые не ставились в театре - "Дон Паскуале" Доницетти, "Мадам Баттерфляй" Пуччини, "Так поступают все женщины" Моцарта, "Адриана Лекувлёр" Чилеа - она исполняла на камерных площадках.
Исполняла она и партии в операх композиторов-современников: Суок в "Трёх толстяках" Владимира Рубина, Дочь рабочего в "Октябре" Вано Мурадели, Анастасия в "Петре Первом" Андрея Петрова.
Галина Ковалёва также работала и в кинематографе. Так, в 1964 году она снялась в музыкальном фильме-ревю режиссёра Романа Тихомирова "Когда песня не кончается", где исполнила вторую часть Концерта для колоратурного сопрано с оркестром Рейнгольда Глиэра. После выхода картины на экраны о Ковалёвой узнала вся страна. Именно тогда о ней стали говорить как о "третьем соловье русского вокала" - первыми двумя были Антонина Нежданова и Валерия Барсова.
Ну а через три года её голос услышали даже те, кто был далёк от музыки. Им запела Яринка - дочь командира отряда красных кавалеристов в музыкальной комедии Андрея Тутышкина "Свадьба в Малиновке". Фильм был на втором месте в советском прокате 1967 года, совсем немного уступив по числу зрителей гайдаевской "Кавказской пленнице". К слову, в списке самых популярных фильмов СССР "Свадьба в Малиновке" находится на более чем почётной пятой позиции - выше только "Пираты ХХ века", "Москва слезам не верит", "Бриллиантовая рука" и всё та же "Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика". И немалая роль в такой популярности фильма принадлежала Галине Ковалёвой, исполнившей женские вокальные партии. Правда, далеко не все знают об этом.
Последним фильмом, в котором снялась Галина Ковалёва, была музыкальная картина режиссёра Александра Белинского "Карамболина-Карамболетта", вышедшая в 1983 году. В ней Ковалёва исполнила Песенку цветочницы Виолетты из оперетты Имре Кальмана "Фиалка Монмартра".
Галина Ковалёва дважды была замужем. С первым мужем, тромбонистом оркестра ЛАТОБ Анатолием Катковым, брак был не очень долгим. А когда Галина уже была разведена, в театр однажды пришёл архитектор Вениамин Фабрицкий - ему для подготовки фотоальбома по архитектуре Ленинграда нужно было сделать фотографии Кировского театра. Причём, не только фасадов и интерьеров, но и ведущих артистов.
Ковалёва уже была примой, оперной звездой, поэтому, разумеется, без её фото обойтись было нельзя. А Фабрицкий был давним поклонником певицы. В общем, вскоре их холостая жизнь закончилась. Они были разными, но прекрасно друг друга дополняли. Он - сдержанный и невозмутимый еврей, она - потомственная казачка, взрывная и непредсказуемая. У неё было множество поклонников, но она же, в основном, и ревновала Фабрицкого. Доходило до того, что Фабрицкому, когда он занимался проектированием Всесоюзного пионерского лагеря "Орлёнок", пришлось отказаться от командировок на черноморское побережье. "Опять поехал к своим вожатым!" - этого он не мог слышать (в скобках замечу, что в 1977 году за разработку проекта "Орлёнка" группа архитекторов, в которую входил и Фабрицкий, получила Государственную премию РСФСР). Зато на письмо, адресованное Ковалёвой, в котором некий украинский ювелир предлагал певице руку и сердце, она попросила ответить мужа.
В середине восьмидесятых Галина Ковалёва ушла из театра. И возраст ещё не был критическим, и силы были, но она решила, что пора. Она полностью переключилась на преподавательскую работу в Ленинградской консерватории, где с 1981 года была профессором, с азартом следила за политическими изменениями в стране. Как-то на занятиях одна её студентка вдруг сказала, что симпатизирует Жириновскому. Галина Александровна тут же ей ответила, что если ещё раз услышит эту фамилию, то тут же прекратит занятия.
И была у нее ещё одна отдушина - дача. Участок сознательно был приобретён в Лебяжьем - подальше от традиционных Репино, Комарово и Грузино, где были дачи театральных деятелей Ленинграда-Петербурга. К осени 1994-го обустройство было завершено. Но пожить им здесь вдвоём не пришлось - у Галины было обнаружено онкологическое заболевание...
Однажды Вениамина Фабрицкого спросили, может ли он как-то объяснить себе её уход. Он ответил:
Мне кажется, что там, на небе, есть множество ангельских голосов, но нет божественного. Понадобился ЕЁ божественный голос...
Народная артистка СССР Галина Александровна Ковалёва скончалась 7 января 1995 года. Ей было 62 года. Она была похоронена на Литераторских мостках Волковского православного кладбища. На её памятнике фрагмент занавеса театра, в котором она прослужила тридцать пять лет. В 2019 году здесь же был захоронен прах Вениамина Фабрицкого.
В апреле 2008-го на стене дома, где певица жила с 1987-го по 1995-й годы, была установлена мемориальная доска.
Не лебёдка белоснежная
По волнам Днепра широкого,
По волнам Днепра широкого
Отплывает на чужбинушку, –
Покидает нас красавица,
Наших теремов сокровище,
Гордость Киева родимого,
Гордость Киева родимого.
На кладбищах Петербурга похоронено много наших выдающихся соотечественников. Это актёры, музыканты, писатели, режиссёры, композиторы, художники...
На Южном кладбище похоронены актёры Алексей Смирнов - механик Макарыч из фильма "В бой идут одни "старики"", Николай Годовиков - Петруха из "Белого солнца пустыни" и выдающийся бард Юрий Кукин - автор бессмертного "А я еду за туманом", лучший барабанщик Ленинградского рок-клуба Александр Кондрашкин.
На Литераторских мостках Волковского православного кладбища упокоились выдающиеся советские и российские актёры: Николай Симонов, Бруно Фрейндлих, незабываемый Холстомер - Евгений Лебедев, Василий Меркурьев, Николай Трофимов, Владислав Стржельчик, командир счастливой "Щуки" Пётр Вельяминов, незабвенный Хоботов - Анатолий Равикович, Андрей и Юрий Толубеевы, Ефим Копелян, Людмила Макарова, Александр Борисов - Кошачий Барин из фильма "Верные друзья", Нина Мамаева, поэтесса, голос блокадного Ленинграда Ольга Берггольц, поэт Александр Блок, композитор Андрей Петров, певцы Николай Охотников, Борис Штоколов, пианист и шахматный гроссмейстер Марк Тайманов, балерина Алла Шелест, дирижёр Мариинского театра Виктор Федотов, поэт Всеволод Рождественский, режиссёр Рубен Агамирзян. Здесь же похоронены мать и сёстры Владимира Ульянова (Ленина) - Мария Александровна, Ольга и Анна.
На кладбище в поселке Комарово похоронены актёры Андрей Краско, Алексей Девотченко, Никита Михайловский - Ромка из "Вам и не снилось", мама Ивана Урганта Валерия Киселёва, дядя Михаила Боярского артист Николай Боярский, композиторы Вениамин Баснер, Виктор Резников, Олег Каравайчук, Сергей Курёхин, писатели Виктор Голявкин, Вера Панова, фантаст Иван Ефремов, великая Анна Ахматова, драматург и сценарист Александр Володин, кинорежиссёр Иосиф Хейфиц, художник-постановщик Семён Мандель, популярная эстрадная певица Мария Пахоменко, основательница группы "Atlantida Project" певица Саша Соколова, нобелевский лауреат Жорес Алфёров, академик Наталья Бехтерева, продюсер, придумавший "Ментов", Александр Капица, театровед и писатель Евгений Калмановский, балерина Инна Зубковская.
На Смоленском кладбище лежат актриса Анна Самохина, режиссёры Алексей Балабанов, Валерий Огородников, актёр Виктор Костецкий, эстрадные исполнители Людмила Сенчина, Бен Бенцианов и Эдуард Хиль, актёр Станислав Ландграф, писатель-маринист Виктор Конецкий, основоположник российского футбола Георгий Дюперрон.
Серафимовское кладбище стало последним пристанищем для актёров Игоря Дмитриева, Михаила Светина, Павла и Петра Кадочниковых, Александра Демьяненко, Гликерии Богдановой-Чесноковой, Александра Хочинского, Николая Крюкова, Виктора Смирнова, Константина Адашевского, Валерия Матвеева. Здесь же лежат великий русский художник Павел Филонов, многолетний настоятель храма Серафима Саровского отец Василий Ермаков, родители нынешнего президента России Владимира Путина. На этом кладбище похоронены кумир питерских футбольных болельщиков Владимир Казачёнок, выдающийся нападающий Лев Бурчалкин, один из лучших советских инсайдов Евгений Елисеев, легендарный игрок сборной СССР по хоккею Геннадий Цыганков, первый российский олимпийский чемпион Николай Панин-Коломенкин, спортивный комментатор Виктор Набутов.
На Большеохтинском упокоилась клоунесса Ирина Асмус - Ириска из "АБВГДейки", основатель группы "Алиса" Святослав Задерий, писатель, автор "Республики ШКИД" Леонид Пантелеев, актёр и режиссёр Игорь Владимиров.
А на Северном кладбище Санкт-Петербурга похоронены Павел Луспекаев - таможенник Верещагин из "Белого солнца пустыни" и Сергей Филиппов - незабываемый Киса Воробьянинов из "Двенадцати стульев", великий баскетбольный тренер Владимир Кондрашин и баскетболист Александр Белов, принесший Советскому Союзу первое олимпийское золото в этом виде спорта.
Киновеевское кладбище стало последним домом для актёра Александра Кавалерова.
На Богословском лежат актёры Кирилл Лавров, Роман Громадский, актриса, жена писателя и поэта Анатолия Мариенгофа Анна Никритина, драматург-сказочник Евгений Шварц, режиссёр Александр Рогожкин. Здесь же похоронены лидер группы "Кино" Виктор Цой и его жена Марьяна, рок-музыканты Наталья Пивоварова ("Колибри"), Сергей Богаев ("Облачный край"), Михаил Горшенёв "Горшок" ("Король и шут"), Александр Аксёнов "Рикошет" ("Объект насмешек"), великий дирижёр Евгений Мравинский, умершая совсем молодой певица Лидия Клемент, знаменитый пародист Виктор Чистяков, писатель Виталий Бианки, талантливейший хоккейный вратарь Евгений Белошейкин, герой Советского Союза, личный враг Адольфа Гитлера Александр Маринеско, двукратная олимпийская чемпионка Елена Шушунова.
На кладбище Памяти жертв 9-го января похоронили актрису Галину Короткевич, умершую за две недели до своего столетия.
На Волковском православном кладбище нашли своё упокоение режиссёр Борис Понизовский, поэтесса Серебряного века Ирина Одоевцева, основатель группы "Зоопарк" Майк Науменко, флейтист группы "Аквариум" Андрей "Дюша" Романов, аккордеонист этой же группы Сергей Щураков, жена рок-музыканта Юрия Шевчука Эльмира, актёры Сергей Бехтерев, Василий Корзун, Дмитрий Барков.
На Казанском кладбище в Пушкине похоронили актёра Илью Олейникова, писателя-фантаста Александра Беляева.
На Шуваловском кладбище похоронен выдающийся писатель-постмодернист Андрей Битов.
На Новодевичьем лежат актёр Александр Анисимов, художник Михаил Врубель, родители жены Ленина Надежды Константиновны Крупской - Константин Игнатьевич и Елизавета Васильевна.
На кладбище в Зеленогорске был захоронен прах популярного певца Сергея Захарова.
На кладбище Крематория похоронили Короля подпольной песни СССР Аркадия Северного.
На Никольском кладбище Александро-Невской лавры упокоился художник и скульптор Михаил Микешин - автор памятника "Тысячелетие России" и многих других работ. Здесь же похоронен сын Анны Ахматовой и Николая Гумилёва историк, философ и поэт Лев Гумилёв, выдающаяся эстрадная певица Анастасия Вяльцева, бывший первый вице-премьер, которого прочили в президенты после Ельцина - Николай Аксёненко, один из первых российских лётчиков-испытателей Сергей Уточкин, депутат Госдумы России Галина Старовойтова, первый мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак, выдающийся хирург Фёдор Углов.
К слову, все имена, выделенные синим цветом, - это активные ссылки, и вы можете перейти по ним, если будет интересно прочитать об этих великих людях.
Многие подписчики пишут мне в комментариях, что материала на канале уже хватает на хорошую книгу о великих петербуржцах, что можно даже что-то вроде справочника-путеводителя по питерским кладбищам издать. Но удовольствие это не из дешёвых, в одиночку я просто не потяну. Поэтому решил провести такой вот эксперимент - попытаюсь собрать деньги на издание такой книги. Если это действительно востребовано, то мы вместе её сможем напечатать. Если же кто-то считает это не этичным, напишите, пожалуйста - если таковых отзывов будет много, то я завершу этот эксперимент. Буду благодарен за любую обратную связь.