Найти тему
Музло, бухло и котики

ИНУИТСКИЕ "БИТЛЗ" и индейская ФЛЕЙТА: музыка КОРЕННЫХ. Часть 3.

Продолжаем серию материалов Сергея Беляева от музыке коренных жителей Северной Америки.

Добрый день, дорогие друзья!

Мы продолжаем рассказ о музыке коренного населения США и Канады, the Indigenous.

Неслучайно в прошлой серии вам была показана обложка пластинки под названием "Native North America, Vol.1: Aboriginal Folk, Rock, and Country 1966-1985" известного лейбла "Light In The Attic", что в переводе - для тех, кто знает другие иностранные языки, не английский - означает "Свет На Чердаке". Оговоримся: в слэнге словом "чердак" (как, впрочем, и в русском просторечии/арго) часто обозначают голову, разум, "мозги".

Этот свет от составителей сборника проливает... свет (!) на лучшие образцы музыки коренных тех двух, знаковых для традиционной музыки, декад.

Сегодня мы "полистаем" эту компиляцию далее...

Среди записавшихся на этой пластинке есть, к примеру, услышанный вами сейчас Вилли ТРЭШЕР, уличный (!) музыкант, выросший среди инуитов. Улица, скорее, помогла, нежели помешала, получить контракт на запись и выпустить несколько собственных лонгплеев.

Здесь же и аляскинский эскимосский певец Джон АНГАИАК с трогательной АРКТИЧЕСКОЙ балладой "Под ритм океана я тебя... покачаю".

В прошлой Серии с песней "Мне жаль страну" ко всем неравнодушным обращался уже, к сожалению, ушедший Вилли ДАНН, сонграйтер, кинорежиссер и политик. Монреалец, он был смешанных кровей: наполовину - из народа Ми'кмак, наполовину - кельт, предки со стороны матери были шотландцами и ирландцами.

Несколько песен с диска звучит в исполнении наполовину ирокеза, наполовину - алгонкина Вилли МИТЧЕЛЛА.

Однажды под Рождество Митчелл получил ПУЛЮ в голову от полицейского, якобы "за кражу праздничных гирлянд".

Мужик не только выжил, но и смог ОТСУДИТЬ энную сумму денег, купил гитару и собрал ГРУППУ...

Как видите, и группа - с романтическим названием, "Группа с Речки из Глухомани", и сама песня романтично называется - "Письмо на Бересте"...

А вот вам группа "Sugluk", "инуитские БИТЛЗ!", как их называют на родине, в Канаде.

Ребята воочию наблюдали, как их родные ИГЛУ постепенно вытесняются техногенной цивилизацией.

Но в один прекрасный день взяли в руки музыкальные инструменты, НАРЕПЕТИРОВАЛИ себе репертуар и начали играть.

В переводе с инуитского название вещи, которую вы сейчас послушаете - "Ajuinnarasuarsunga" (язык синтетичен и сложен!) - переводится очень коротко: "Я УСТАЛ".

Вторая часть этой компиляции до сих пор, по-моему, не выпущена. А первую релизили не так уж и давно: в 2014-м году. И в ней - только певцы и певицы Канады и Аляски.

Среди лирики от малоизвестных, по понятным причинам, исполнителей попадаются подлинные шедевры! Ну а про музыку я вообще молчу. Что-то понравится всем или большинству, а что-то - лишь этнографам и музыковедам. Quique suum.

Движемся далее, друзья...

ФЛЕЙТА. "Это вам не "Jethro Tull".." (c)

" - Это вам не Андерсон - влюбленный во флейту выходец из Шотландии. У нас подревнее традиции будут".

Так году в '88-м мне сказала индианка из народа Кри, коллега-журналист из Нью-Йорка, когда мы говорили с ней о роли духовых в рок-музыке и музыке в целом.

Действительно, флейтовая музыка - это интегральная часть культуры Indigenous. Мало того - САКРАЛЬНАЯ.

Тембр "этнических индейских" флейт и мелодические ОБОРОТЫ, используемые в импровизациях - а это всегда так! - характерны и узнаваемы.

Одним из главных МЭТРОВ индейской флейты стал в свое время Рэй Карлос НАКАИ.

В юности он мечтал поступить в головной Оркестр Вооружённых Сил США, прошел конкурсные прослушивания, но... попал в автокатастрофу. И, по злой насмешке судьбы, - ПОВРЕДИЛ РОТ!

Повредил настолько сильно, что это поставило крест на его карьере в сфере медных духовых инструментов.

Однако, вскоре после несчастного случая ему подарили традиционную КЕДРОВУЮ флейту.

Это стало началом его большой ФЛЕЙТОВОЙ ЛЮБВИ...

Кроме широкой концертной деятельности и популяризации флейтовой музыки, музыкант разработал систему обозначений, широко известную как "табуляция Накаи". Ее можно использовать для разных ключей и настроек флейты.

Помимо этого, Накаи стал соавтором фундаментального труда "Искусство Индейской Флейты".

Флейтист известен также своими экспериментальными коллаборациями с музыкантами других КУЛЬТУР. Он сотрудничал с японским фольклорным ансамблем "Wind Travelin' Band", израильским виолончелистом Филадельфийского Оркестра Уди Бар-Давидом, знаменитым Филипом ГЛАССОМ, тибетским флейтистом Навангом Хечогом и флейтистом Полом Хорном, пианистом Питером КЕЙТЕРОМ.

Совместный альбом Картера и Накаи принес его авторам и исполнителям в 2015-м году "Grammy".

Вот такая ВОЛШЕБНАЯ ФЛЕЙТА...

Если вы, друзья, помните эпизод из мультфильма про Покахонтас - представлять эту ИСТОРИЧЕСКУЮ фигуру я не буду - где дочь Вождя показывает белому другу (тоже, как вы понимаете, личность реальная - Капитан Смит), насколько прекрасен и красочен ДИКИЙ мир Северной Америки, то, наверняка, помните и звучащую в этом эпизоде песню "Colors of the Wind", "Цвета Ветра".

В 1995-м году эта вещь получила "Оскар", "Грэмми" и, даже, "Золотой Глобус".

Так вот, ФЛЕЙТОВОЕ соло в этой композиции сыграл настоящий МОГИКАНИН (!) Билл МИЛЛЕР, не только музыкант, но и художник!

Он родился в резервации Стокбридж-Мунзее - Фенимор ошибался! не был Чингачгук ПОСЛЕДНИМ! - в 1955-м году.

Билл Миллер имеет и официальное могиканское имя - Фуш-Я Хей Ака, что означает "ПТИЧЬЯ ПЕСНЯ"...

Вот так на 17 языках Indigenous звучит "Цвета ветра".

А это уже профессиональный музыкант, из КОРЕННЫХ...

На большую сцену Миллер прорвался благодаря знаменитой рыжеволосой диве Тори ЭЙМОС, которая восхитилась его альбомом "Red Road", "Красная Дорога". (Кстати, забавно, но, как вы прекрасно знаете, "рыжий" - тоже "red"!)

Эймос тогда пригласила музыканта выступать у нее на разогреве в рамках тура "Under The Pink".

В 2008-м с большим размахом прошла премьера СИМФОНИИ Миллера "The Last Stand", "Последнее Противостояние", при участии симфонического оркестра "La Crosse", а также многочисленных музыкантов и танцоров из числа КОРЕННЫХ.

Симфония посвящена знаковой для индейцев битве при Литл Бигхорн 1876-го года, в которой совместный отряд нескольких племен народа Лакота разгромил пять рот армии США.

Когда Миллеру было девять лет, он посетил место сражения и преисполнился смешанных чувств - ГОРДОСТИ и БОЛИ.

С тех пор музыкант размышлял о том, что подлинного примирения бывших противников так и не случилось. "Но оно должно произойти однажды!" (С)

И Миллер верит, что его симфония (сам музыкант назвал ее "Симфонией Надежды") - "один из трансцедентных шагов" к этому примирению.

В своем творчестве Миллер соединяет звучание традиционных индейских инструментов и ФОЛК в стиле Боба ДИЛАНА.

Музыкант работает просто и со вкусом. Это позволило ему выиграть три премии "Grammy", а также бесчисленное количество премий, предназначенных для КОРЕННЫХ американцев...

В следующей серии, друзья: "Звуковой Титан" пост-модерна по-индейски и ПЕЙОТНЫЕ ПЕСНИ...

Stay tuned!!!

(C) 2022

Другие интересные публикации: