Мало кто задумывался о том, что есть альбомы, которые звучали в момент своего выхода совсем по-другому, чем мы их слышим сейчас. И основная причина почему так происходит - это мастеринг, а также частично новые миксы.
Первым шагом к таким изменениям стало появление компакт-дисков. И если сначала к их мастерингу относились с некоторой осторожностью, и звучание ранних экземпляров могло не так и сильно отличаться от винила, то спустя уже десять лет подход поменялся полностью. К этому времени начали производиться не самые качественные аппараты для воспроизведение компактов (музыкальные центры, бумбоксы, магнитолы в автомобилях).
Для них динамический диапазон, одно из главных, в теории, преимуществ CD, был не так важен - из-за их «конструкции» и комплектующих на некоторых можно было просто не расслышать тихие фрагменты композиций. Во многом именно из-за таких устройств динамику многих записей стали "поджимать", чтобы даже на самом дешевом устройстве можно было что-то услышать. Есть такая музыкальная легенда, что даже в лучших студиях звукозаписи всегда был бумбокс, чтобы на нем проверять финальный результат мастеринга.
Еще одним фактором было радио - лейблы и музыканты хотели, чтобы их треки звучали громче, привлекая больше внимание слушателей. Поэтому даже признанные специалисты по мастерингу были вынуждены использовать «компрессию», проще говоря, сжимать динамический диапазон настолько, что разница между громкими и тихими фрагментами в музыке была практические не заметна.
Причем со временем и сами музыканты захотели, чтобы их старые записи звучали еще мощнее и громче. Некоторые известные мастеринг-инженеры заявляли в ответ на критику их работ, что таким было желание именно артистов, а не их профессиональное решение.
Для примера возьмем пару альбомов (их на самом деле гораздо больше), которые, думаю, многие слышали в текущих версия, но с оригиналами точно знакомы не все.
Начнем с Piece Of Mind британцев Iron Maiden. Оригинальный английский вариант пластинки звучит отлично - есть "воздух", тихие и громкие части действительно отличаются по громкости, но и вся мощь команды слышна отчетливо. Современные ремастеринги делают звучание Мэйденов еще тяжелее, как будто группа записывалась не в 80-х, а, скажем, уже в 90-х. Исчезает "сцена", звучат гитары менее "изящно", но мощнее, динамика в записи совсем не так хорошо слышна. Одним словом, "тяжесть" в 80-х была совсем другой!
Еще более радикальный пример - Raw Power американцев Игги Попа и The Stooges. Альбом вышел в 1973 году в, так называемом, "миксе Боуи" (да-да, того самого Дэвида), кроме первого трека "Search And Destroy" он был издан в "авторском" миксе Игги Попа. Саму запись, конечно же, нельзя назвать чудом студийной звукозаписи, но на ней присутствует динамика. Да, у американского оригинала гитары и грязные и "перегруженные", но глубину и интонации вокала слышно. В 1996 году Поп выпустил свой собственный микс, звук на котором заходил в "красную" зону, и считался в свое время самым громким в истории. Может он и был бы интересным вариантом, но отсутствие динамики и дичайшая мастеринговая работа превращало его в малоприятное времяпрепровождение. И снова, в новой версии Raw Power звучал в стиле 90-х, а не 70-х, и не только из-за пересведения, но из-за мастеринга. То есть поколения, выросшие на пластинке 70-х, слушали совсем другое, чем мы сейчас! Хотя в середине 2010-х и выпустили улучшенный ремастер "микса Игги", однако, пару десятилетий диск продавался в совсем малопригодном для нормального прослушивания варианте.
Другие интересные публикации:
Какой альбом не позволил Powerslave группы Iron Maiden занять первое место в Великобритании
Игги Попа и The Stooges выпускали на советской Мелодии? - Конечно, нет!
Record Store Day 2020 - RSD Drops - самые интересные релизы