Найти в Дзене
Музло, Бухло и Котики

Get Back - история неизданного альбома The Beatles

Let It Be - последний по счету студийный альбом The Beatles, но не по порядку записи, в своем оригинальном виде он назывался Get Back и планировался к выпуску с совершенно другим треклистом. В один из вечеров декабря 1968 года Пол Маккартни позвонил звукорежиссеру Глину Джонсу и предложил записать концерт The Beatles, его предполагалось издать на альбоме и показать по телевидению. Как объяснял музыкант, для выступления будет написан новый материал, а на само мероприятие планировалось пригласить фанатов группы. Конечно же, от такого предложения вряд ли кто-то бы отказался, хотя оно и было полной неожиданностью, с Полом лично он познакомился на записи трека The Rolling Stones "We Love You", бэк-вокал для него записывали Леннон и Маккартни. Первая из репетиций состоялась 2-го января 1969 года в Twickenham Film Studios, комплексе из нескольких съемочных павильонов в Лондоне. До этого Битлы снимали там два своих фильма - "Вечер трудного дня" ("A Hard Day's Night") (1964) и "На помощь!" ("He

Let It Be - последний по счету студийный альбом The Beatles, но не по порядку записи, в своем оригинальном виде он назывался Get Back и планировался к выпуску с совершенно другим треклистом.

В один из вечеров декабря 1968 года Пол Маккартни позвонил звукорежиссеру Глину Джонсу и предложил записать концерт The Beatles, его предполагалось издать на альбоме и показать по телевидению. Как объяснял музыкант, для выступления будет написан новый материал, а на само мероприятие планировалось пригласить фанатов группы. Конечно же, от такого предложения вряд ли кто-то бы отказался, хотя оно и было полной неожиданностью, с Полом лично он познакомился на записи трека The Rolling Stones "We Love You", бэк-вокал для него записывали Леннон и Маккартни.

Глин Джонс во время записи Get Back
Глин Джонс во время записи Get Back

Первая из репетиций состоялась 2-го января 1969 года в Twickenham Film Studios, комплексе из нескольких съемочных павильонов в Лондоне. До этого Битлы снимали там два своих фильма - "Вечер трудного дня" ("A Hard Day's Night") (1964) и "На помощь!" ("Help!") (1965). Съемками руководил американец Майкл Линдсей-Хогг, работавший над клипами группы на песни "Paperback Writer", "Rain", "Hey Jude", "Revolution".

Репетиции полностью записывались, как на кинокамеры, так и на профессиональные катушечные магнитофоны швейцарской компании Nagra, но только в моно.

10-го января Джордж Харрисон из-за критики и не самого "позитивного" отношения к своим песням со стороны Пола Маккартни и Джона Леннона решил уйти из группы, это событие повлияло и на запись альбома. Музыканты все же смогли договориться друг с другом и вернулись к совместной работе, правда, пару дней порепетировав втроем, в итоге гитарист поставил два основных условия - репетиции должны проводиться не в Twickenham Film Studios, а в подвале офиса Apple Corp на улице Сэвил-Роу в Лондоне, а живое выступления отменяется (он был чуть ли не главным противником этой идеи).

Смена локации изменила и формат записи - вместо моно-аппаратуры сначала предполагалось использовать технику, специально разработанную греком Алексисом Мардасом по прозвищу "Magic Alex" ("Волшебный Алекс"), главой Apple Electronics, но обещанная 72-дорожечная студия так никогда и не появилась, ему удалось лишь установить некое подобие пульта, который выбросили после первого же использования. Ситуацию исправил Джордж Мартин, которой смог очень быстро привезти недостающие "приборы" с Эбби-роуд, и эти сессии записывались уже на восьмидорожечном оборудовании, но все с тем же Глином Джонсом. Общие убытки Битлов от деятельности греческого изобретателя буквально за пару лет составили более 300 000 британских фунтов, сейчас с учетом инфляции это около 5 300 000 фунтов или 547 437 000 рублей. Настоящий "волшебник"!

Magic Alex
Magic Alex

Работа в Apple Studios, где к Битлам присоединился еще и американец Билли Престон, началась 21-го и продолжилась до 31-го января, на следующий день Глин Джонс улетел в США, чтобы продюсировать пластинку Brave New World команды Steve Miller Band. Но он успел в один из дней он сделать черновой микс Get Back в лондонской Olympic Sound Studios, который передал музыкантам, а 30-го января в день концерта на крыше офиса Apple Corp он даже успел смикшировать его запись в стерео, правда, судьба этой версии до сих пор не известна.

Музыкантам понравился подход Джонса к звучанию и в феврале они планировали выпустить "доработанную" пластинку уже в апреле-мае 1969-го, но чуть позже в газете NME появилось сообщение, что для альбома нужны еще четыре песни. Звукорежиссера в феврале вызвали из США, он все еще записывал Steve Miller Band, расходы которых на время его отсутствия англичанина взяли на себя Битлы. В итоге он провел с The Beatles всего одну студийную сессию в Trident Studios, записав с продюсером Джорджем Мартином "I Want You (She's So Heavy)", а затем снова отправился в Штаты, где пробыл до самого конца марта. Пока он был в "командировке" Мартин занимался сведением материала к Get Back.

Джонс продолжал работу над пластинкой в апреле и мае, сделав новый микс альбома, использовав более качественные записи из Apple Studios. Концепцией стало "возвращение" группы к тому, с чего они начинали, поэтому треклист начинался с композиции "One After 909", написанной Ленноном с участием Маккартни еще в конце 50-х.

12-го апреля вышел первый сингл с песнями с предстоящего релиза - "Get Back" / "Don't Let Me Down", сведенный Джонсом вместе с Полом Маккартни.

В мае прошла фотосессия для обложки, в том же самом здании, лондонском офисе EMI на Манчестер-сквер, где снималось фото и для дебюта Битлов, фотографом был тот же самый Ангус Макбин. Позднее одно из изображений 1969 года использовалось для конверта сборника 1967-1970 ("Синего альбома"). Полное название релиза выглядело как, Get Back, Don't Let Me Down and 12 Other Songs - еще одна отсылка к первой пластинке - Please Please Me with Love Me Do and 12 Other Songs. Еще большее сходство добавлял и дизайн оборотной стороны, также повторявший задник Please Please Me, причем текст для него написал тот же самый автор - Тони Барроу.

Задник издания 2021 года, основанный на макетах 1969-го.
Задник издания 2021 года, основанный на макетах 1969-го.
Задник дебюта The Beatles - Please Please Me
Задник дебюта The Beatles - Please Please Me

В июне 1969-го сообщалось, что Get Back выйдет в середине июля, затем дату релиза отложили, в этот раз до августа, а затем с выпуском "притормозили" до завершения монтажа фильма, выход пластинки ожидался в конце ноябре. К этому времени группа решила сначала выпустить Abbey Road, результат недавних студийных сессий. Однако в сентябре неизданный альбом "просочился" на радиостанции в США, считается, что Джон Леннон во время своей поездки в Канаду дал кому-то копию, которая и оказалась у диджеев на радио. Позднее на Get Back даже стали выходить рецензии в американской прессе.

3-го января 1970-го, чтобы треклист пластинки соответствовал песням, попавшим в финальную версию фильма, Пол Маккартни, Джордж Харрисон и Ринго Старр собрались в студии для записи "I Me Mine" (это последняя совместная работа музыкантов под именем The Beatles), а через пару дней Глин Джонс сделал новый микс "Across The Universe", записанной еще в 1968-м.

Также в январе вышел один из первых бутлегов в музыкальном бизнесе - Kum Back, материал которого повторял то, что ставили в эфире, его оформление было примитивным - белый конверт с названием, нанесенным с помощью резиновой печати.

-6

В марте 1970-го Джордж Харрисон упомянул в интервью для радиостанции BBC другое название альбома - Let It Be, а это уже совсем другая история с новыми героями.

Официальная версия Get Back появилась лишь в 2021 году в составе бокса Let It Be.

Какая песня не позволила "Let It Be" The Beatles занять первое место в Великобритании

The Beatles - Get Back Sessions - неизданные песни №1, №2, №3, №4, №5, №6, №7, №8, №9, №10, №11

Открываем и слушаем бокс The Beatles с переизданием альбома Let It Be