"Возвращаемся" в 60-е и в очередной раз вспоминаем лучшие альбомы того времени.
The Beatles - White Album (1968)
Единственный полноформатный двойной студийный "номерник" Битлов был первым "двойником" в Великобритании, возглавившим местный чарт. Дизайн конверта оказался полной противоположностью яркой и дорогой обложке "Сержанта", однако, концепция вышла не менее запоминающейся - лишь имя группы и индивидуальный номер на белом фоне (отсюда и его неофициальное название - "Белый альбом"). Большой объем материала музыканты написали во время поездки в Индию, позднее часть композиций была записана как демо-версии в доме Джорджа Харрисона. Окончательный же результат ждал всемирный успех - он стал №1 во множестве стран от Австралии до Канады, на данный момент только в США общие продажи превысили 12 миллионов копий.
Jefferson Airplaine - Surrealistic Pillow (1967)
Эта пластинка - один из символов психоделических 60-х. Состав группы поменялся со времени выхода предыдущей работы - Спенсер Драйден сменил Скипа Спенса (ушедшего в Moby Grape) за ударной установкой, а новой вокалисткой стала Грейс Слик (автор знакомой всем песни "White Rabbit"). Название альбома взяли из комментария Джерри Гарсии, участника The Grateful Dead, о музыке Jefferson Airplaine - "as surrealistic as a pillow is soft" ("настолько же сюрреалистичная, насколько подушка мягкая"), музыкант не только сыграл несколько гитарных партий, но по сути был одним из продюсеров записи, на конверте Surrealistic Pillow его отметили как "музыкального и духовного советника". В чарте американского журнала Billboard диск добрался до третьего места, в США у него платиновый статус.
Spirit - The Family That Plays Together (1968)
Второй альбом американцев, которые сейчас, пожалуй, более известны судебными разбирательствами с Led Zeppelin по авторству "Stairway To Heaven". Название ("Семья, которая играет вместе") обыгрывает то, что в группе играли Рэнди Калифорния и его приемный отец, ударник Эд Кэссиди. На пластинке слышны джазовые влияния, появившиеся как раз благодаря Кэссиди, успевшему поработать с известными джазовыми музыкантами. Диск стал самым успешным у Spirit, заняв 22-е место в США, а сингл с него "I Got A Line On You" - 25-е.
(Turn On) The Music Machine (1966)
Дебют американцев The Music Machine относят к классике гаражной музыки. Кроме песен, написанных вокалистом Шоном Бониуэллом, на пластинку включили несколько кавер-версий (в том числе битловскую "Taxman"), хотя это и было решение продюсеров, а не самой команды. Дебютный сингл группы "Talk Talk" пробился на 15-е место хит-парада Billboard на родине музыкантов, а сам диск - на 76-е. В 1980-м свою версию "Talk Talk" выпустил Элис Купер.
The Nice - The Thoughts Of Emerlist Davjack (1968)
Дебютная пластинка британцев, чей музыкальный стиль можно назвать ранним прог-роком, имя Emerlist Davjack в ее названии составлено из частей фамилий участников: Эмерсон, О'Лист, Дэвисон и Джексон. На обложке музыканты сфотографированы, замотанными в полиэтиленовую пленку. Группа собралась как аккомпаниаторы американской исполнительницы Пи Пи Арнольд, но с условием, что у них будет свое сольное отделение на концертах. После отъезда певицы на родину The Nice стали полностью самостоятельной командой, в числе их роуди был легендарный Лемми. The Thoughts Of Emerlist Davjack вышел на лейбле Immediate Records, основанном Эндрю Лугом Олдемом, бывший менеджером The Rolling Stones.
Creedence Clearwater Revival - Green River (1969)
Второй из трех альбомов, выпущенных Криденсами в 1969-м. В отличие от многих музыкантов того времени участники команды не употребляли психоделических наркотиков, ее лидер, Джон Фогерти, позднее сказал, что ему не нравилась концепция эйсид-рока с очень длинными соло. Музыка на Green River была прямой его противоположностью - простые, но запоминающиеся мелодии. Пластинка оказалась одной из наиболее успешных в дискографии группы - первая строчка чарта и трехкратный платиновый статус в США, а в Великобритании она дошла до 20-го места.
The Move - Move (1968)
Дебют британцев планировалось выпустить в 1967 году, но пленки с записями украли в Лондоне из машины, воры выкинули их в мусор, но, к сожалению, они были настолько повреждены, что альбом пришлось перезаписывать заново. Большую часть треков написал Рой Вуд (позднее ставший одним из основателей Electric Light Orchestra), но в состав пластинки вошли и три кавера, в том числе даже на песню Moby Grape "Hey Grandma". В британском чарте Move занял 15-е место, но два сингла вышедших еще до его релиза поднялись значительно выше - "Flowers In The Rain" - второе, а "Fire Brigade" - третье.
The Guess Who - Canned Wheat (1969)
Канадцы The Guess Who по требованию своей звукозаписывающей компании RCA Records могли записываться только в ее студии, но в тайне от лейбла записали два трека ("Laughing" и "Undun") в A&R Studios, которую считали более качественной по звуку, в ней еще до подписания контракта с RCA был записан предыдущий "номерник" Wheatfield Soul. Сингл "Laughing" стал хитом (№1 в Канаде и 10-я строчка в США), но из-за нехватки времени группа не смогла перезаписать весь материал в A&R, поэтому большая часть композиций на Canned Wheat так и осталась в версии RCA - пластинка добралась до 23-го места на родине музыкантов. и лишь до 91-го в Штатах.
Traffic (1968)
Одноименная работа англичан из Бирмингема, записанная в Лондоне и Нью-Йорке, ставшая второй в их дискографии. После выхода дебютного диска из группы ушел гитарист Дэйв Мэйсон, но через несколько месяцев по просьбе других участников вернулся обратно, он же стал автором половины материала на альбоме, но затем снова покинул команду. В британском чарте пластинка дошла до девятого места, а в США - до 17-го.
The Velvet Underground (1969)
Третий альбом американцев, на место Джон Кейла пришел Дуг Юл. Все композиции на диске были написаны Лу Ридом, сменившим стиль группы по сравнению с предыдущим White Light/White Heat. У пластинки было два варианта микса - штатного звукорежиссера лейбла MGM Вэла Вэлентайна и самого Рида (известный как "Closet Mix"), на котором он увеличил громкость своих вокальных и гитарных партий, а также в них использовались разные дубли песни "Some Kinda Love". Наивысшей позиции в чарте The Velvet Underground достиг только в 1985-м (из-за выхода сборника VU), добравшись до 197-й строчки в Штатах.