Музыку Led Zeppelin уже давно преследуют обвинения в плагиате и копировании, судебные процессы о нарушении авторского права в их истории не редкость - как раз недавно закончился очередной. Конечно же такие процессы преследуют Led Zeppelin в том числе из-за их известности или богатства, и на самом деле во многих случаях авторы песен указывались сразу.
А теперь давайте послушаем те песни, которые могли лечь или легли в основу произведений Led Zeppelin.
Babe I'm Gonna Leave You
Эта песня был первым треком на концертном альбоме Джоан Баэз Joan Baez in Concert 1962 года, на нем ее и услышали Джимми Пейдж и Роберт Плант. Настоящий ее автор - Энн Брендон, однако, на ранних тиражах концертника было указано "народная песня, аранжировка Джоан Баэз", но уже в 1964 в нотах к песням певицы появилось имя реального автора - Энн Брендон. Хотя другие музыканты в 60-е года ХХ века продолжали выпускать эту песню с разными именами тех, кто ее написал.
На дебютном альбоме Led Zeppelin авторство тоже было указано как "народная песня", но аранжировка значилась уже Пейджа, также нужно отметить, что у Планта еще не закончился контракт с другим лейблом.
В 80-е годы ХХ века Энн Брендон узнала о существовании версии рок-группы, и с 1990 года авторами композиции уже значатся: Брендон, Пейдж и Плант. Также ей были выплачены авторские вознаграждения за предыдущий период. Это вполне честно, если учесть, что рок-аранжировка радикально отличается от оригинальной фолк-версии.
You Shook Me
Автором этой песни всегда значился ее оригинальный автор - Вилли Диксон (в некоторых вариантах также указывается второй автор - Дж. Б. Ленуа), но вот аранжировка во многом похожа на версию Джеффа Бека, с которым Пейдж не только играл в одной группа Yardbirds, но и дружил.
Версия Бека вышла на альбоме Truth 1968 года, который был записан и выпущен еще до того, как Led Zeppelin поехали в свой первый тур по Скандинавии. Пейдж в одном из интервью объяснил это тем, что у обоих музыкантов был одинаковый вкус. В 1977 году гитарист также говорил, что версию Бека он услышал уже после записи дебютной пластинки.
Также в цеппелиновской версии можно услышать строчку "I have a bird that whistles and I have birds that sings" из композиции Роберта Джонсона "Stones In My Passway"
Jeff Beck - You Shook Me
Считается, что вдохновением для Led Zeppelin послужила версия одного из величайших блюзменов в истории - Мадди Вотерса.
А вот студийная авторская версия Вилли Диксона.
Dazed and Confused
У этой композиции очень интересная история.
Песня с названием "Dazed and Confused" принадлежит американскому фолк-исполнителю Джейку Холмсу и вышла на его дебютном альбоме в 1967 году. Музыкант играл на разогреве The Yardbirds на концерте в Нью-Йорке 25 августа того же года, чей ударник Джим Маккарти, был единственным из группы, кто послушал выступление Холмса. "Dazed and Confused" настолько ему понравилась, что на следующий день он купил этот альбом, а через некоторое время The Yardbirds, все еще продолжая американский тур, начали исполнять песню на своих концертах, но в своей аранжировке и с измененным текстом вокалиста Кита Релфа.
На дебютном альбоме Led Zeppelin единственным автором значился только Джимми Пейдж, хотя Роберт Плант написал новый текст, но как мы уже знаем у него был другой действующий контракт. Но, конечно же, на этом история не заканчивается.
В 80-е годы Джейк Холмс написал группе письмо, в котором указал, что понимает, что это совместное творчество, но попросил указать его авторство и заплатить компенсацию, ответа от так и не получил. Почти 30 лет спустя в 2010 году Холмс подает в суд на Пейджа за нарушение авторских прав, утверждая, что именно он написал "Dazed and Confused" еще за два года до Led Zeppelin. В конце 2011 обе стороны договариваются во внесудебном порядке, после чего на следующий год судебное разбирательство было прекращено. Теперь авторство этой песни указывается как "Джимми Пейдж - вдохновлено Джейком Холмсом" или более точно "Джимми Пейдж - основано на композиции Джейка Холмса".
Другие части этого материала:
Вторая часть, Третья, Четвертая, Пятая, Шестая, Седьмая
Неизданные концертные записи Led Zeppelin: Первая часть, Вторая, Третья, Четвертая, Пятая, Шестая, Седьмая
The Rolling Stones и Led Zeppelin: чьи альбомы были круче в британских чартах - 1969-1979 годы
Какие альбомы не позволили Led Zeppelin IV занять первое место в США