Продолжаем серию публикаций Сергея Беляева.
Добрый день, друзья!
В рамках ЦИКЛА "ROCK vs. ..." мы решили коснуться животрепещущей для любого американиста - а я им являюсь - темы: "История коренных народов США и Канады в музыке".
Против кого рок- - и не только - -музыка будет здесь выступать?
Решите сами. Мы не будем навешивать ярлыков. А возможно, "все будут ЗА всех". Не "ПРОТИВ". В конце концов, у нас тут не Суд...
И стартуем мы с ТРЁХ музыкальных сюжетов, которые пришли лично мне на ум, как только я написал ЗАГОЛОВОК. А далее - посмотрим.
Как видите, я не оригинален...
Фейковая версия создания песни "Индейская Резервация" Джоном Ди ЛАУДЕРМИЛКОМ, - якобы по заказу Совета Вождей Чероки, - многим, возможно, известна. Но то, что у нас прозвучал не Фардон, не Пол Ревир со своими "Рейдерами", а коренной Лакота Уорфилд РИЧАРДЗ "Красный Лук" (1948-93), родившийся не где-нибудь, а в резервации Пайн-Ридж, о событиях в которой в 1973-м году пел "красный" "белый" Дин РИД и о которых мы еще расскажем подробнее, говорит о непреходящих интересе к теме Indigenous и значении этой темы для самого коренного населения США.
Ну а версия "Баллады об Айре Хэйсе" пера Питера Ла Фарга в исполнении культового - к сожалению, тоже ушедшего уже, - Таунса Вэн ЗЭНДТА, мне кажется не менее проникновенной - а возможно, и более! - нежели "каноническая", Джонни КЭША.
Ну а теперь, - от МУЗЫКИ к ФАКТАМ. На основании ЛИЧНОГО опыта работы в США, коий измеряется у меня 15-ю годами...
Ролик делался для учащихся среднего школьного возраста. Зато короткий.
А рассказ наш долгий...
Поэтому приступим-ка мы к собственно МУЗЫКЕ.
А ИСТОРИЯ никуда от нас не денется. Тем более, у РОК- - в частности - -музыки есть история своя. Собственная.
"... Тела истекающих кровью индейцев разбросаны на шоссе в час рассвета. Призраки толпятся вокруг хрупкой скорлупы детского разума..." (с)
Именно так Джим МОРРИСОН в композиции "PEACE FROG" описал одно из самых ярких впечатлений собственного детства.
Когда Джиму было четыре года, он стал свидетелем аварии на одном из Interstate в Нью-Мексико. Он ехал с родителями. На пути они увидели перевернутый грузовик. Рядом с ним на асфальте лежали окровавленные индейцы народа ПУЭБЛО...
Позже Моррисон назвал это событие "самым важным моментом в жизни".
Он верил, что душа "умершего индейца" проникла в его тело: "... Я впервые познал страх... Я думаю, в тот момент души тех мертвых индейцев - может, одного или двух из них - носились вокруг, корчась, и вселились в мою душу. Я был, как губка, с готовностью впитавшая их..." (с)
Это событие стало решающим в формировании мировосприятия и ТВОРЧЕСКОГО МЕТОДА Моррисона: "... пишу то, что духовно вижу..." (с)
Так NATIVES случайно (?) повлияли на развитие РОК-музыки.
... Всё это было лишь присказкой. Сказка - "Песнь о ...", хоть и не Лонгфелло! - будет впереди, друзья!
Это была, конечно же, музыкальная шутка, друзья.
Если говорить серьёзно, то на протяжении, практически, всего периода существования США и Канады - а то мы что-то о ней забыли! - как независимых государств музыка коренного населения Северной Америки была ОТТЕСНЕНА и ЗАКОНСЕРВИРОВАНА.
Об Indigenous пели "белые". В соответствующем духе.
Широким массам были доступны преимущественно ТИПИЗИРОВАННЫЕ ФЛЕЙТОВЫЕ МОТИВЧИКИ из OST к фильмам "про индейцев и Дикий Запад". Антураж - и на экранах, и при прослушивании ОСТ - был соответствующий: вигвамы с типи, головные уборы из перьев, томагавки.
Изредка, СТИЛИЗАЦИЯ была успешной, еще реже - талантливой, а то и ГЕНИАЛЬНОЙ...
Кстати, то же происходило и с искусством жителей Анд, не только Кордильер и Скалистых гор.
Но вся музыка "ПЕРВЫХ НАЦИЙ", как называют КОРЕННЫХ в той же Канаде, - это совсем ДРУГОЕ.
Некоторые видные представители современной Indigenous культуры признаются: долгие десятилетия резерваций, истребления и притеснений всех мастей в свое время успели взрастить в их РАСЕ разнообразные комплексы.
"Мы, как ГОЛЛУМ из толкиеновского "Властелина Колец", то чувствуем себя бессильными лузерами, задыхаясь от неистребимой вины перед своей землёй - мы не сумели отстоять ее перед белыми колонизаторами! - то яростно обвиняем тех самых колонизаторов во всех своих бедах, то, напротив, пытаемся донести до окружающего мира, что мы - несмотря ни на что - САМОДОСТАТОЧНЫ, ВЕСОМЫ и ГАРМОНИЧНЫ..." - написал мне в свое время мой коллега из Финикса, профессор, Ph.D, Джереми П.
Еще со времени окончания ВМВ коренные жители Северной Америки активно занялись изучением СОБСТВЕННОГО влияния на музыку, культуру и историю континента.
И в творчестве современных артистов из числа КОРЕННЫХ повсеместно звучат призывы помнить о своих корнях. И ПРИЗЫВЫ эти выражены как в ТЕКСТАХ, так и в использовании местных ТРАДИЦИЙ музицирования...
Посему мы отправляемся НА ПЕРВОЕ у нас с вами МЕСТО, друзья. И это будет, как раз, КАНАДА.
Южное побережье полярного острова ВИКТОРИЯ.
Мы решили не оригинальничать и ЗАКОЛЬЦЕВАТЬ наш муз.ряд.
Но.
По выбору ХОЗЯЕВ двух КАНАЛОВ Дзена. Этого. И еще одного.
Кстати, друзья: ПИШИТЕ, что на "индейскую" тему вы хотели бы послушать/посмотреть в следующих ЧАСТЯХ.
Адрес:
А в следующей серии, как вы уже поняли, наш рассказ о Тане ТАГАК, мастерице ГОРЛОВОГО ПЕНИЯ из народа ИНУИТОВ, будет at full swing.
И не только о ней...
ПОКА, ВОЖДИ!!!
(С) 2022