Найти тему

ПАУ-ВАУ и не только: от ИНУИТОВ до КРИ и ИРОКЕЗОВ. Музыка КОРЕННЫХ. Часть 2.

Сегодня на канале новый текст Сергея Беляева, продолжение темы о коренных жителях Северной Америки.

Добрый день, дорогие друзья!

Мы продолжаем рассказывать вам о Тане ТАГАК, инуитке, мастере ГОРЛОВОГО ПЕНИЯ с острова Виктория, Нунавут, Канада.

Мы уже упоминали альбом "Retribution", но пока не говорили о том, что он посвящен "пропавшим без вести и убитым женщинам Indigenous", а если проще - несчастным аборигенкам, не выжившим в конфликтах как с природой, так и с "белым человеком".

Вторая тема того альбома - разрушение окружающей среды. Инуиты проживают в эпицентре климатических изменений в Северном полушарии.

Третья - исторический ущерб, нанесенный культурам коренных обитателей Северной Америки.

Таню уважают и с ней сотрудничают многие другие, - явно не относящиеся к "привычному", classic, року - музыканты с МИРОВЫМИ именами...

Ни Бьорк, ни "Кронос Квартет" в представлениях не нуждаются. И эта музыка - в историческом аспекте - даже доступнее, чем осознание всех сакральных глубин музыки коренных американцев, развивавшейся ТЫСЯЧЕЛЕТИЯМИ.

Происхождение традиции инуитского горлового пения довольно своеобразно и не совсем укладывается в голове белого человека. Это ни что иное как ИМПРОВИЗАЦИЯ в процессе... ИГРЫ!

Именно, "взрослой" игры!

Как правило, в игре участвовало две женщины. Они садились лицом к лицу, почти соприкасаясь лбами, и старались издать как можно более СТРАННЫЕ и смешные ЗВУКИ. Побеждала в этой игре та, которая заставляла свою vis a vis РАССМЕЯТЬСЯ.

Именно отсюда - странно-потустороннее, порой ДИКОЕ и будоражущее звукоизвлечение.

Таня ТАГАК демонстрирует эту вокальную игру, расширяя зону ее бытования ГЕОГРАФИЧЕСКИ и СМЫСЛОВО. А также превращает ее в современный ИНСТРУМЕНТ музыкального искусства...

Таня ТАГАК также, в свое время, "засветилась" в американской, канадской и европейской прессе своим радикальнейшим заявлением: "Fuск PETA!" Первое слово - простое, россиянам знакомо и понятно. Что за аббревиатура?

"People for the Ethical Treatment of Animals". "Люди за Этичное Обращение с Животными".

Американская некоммерческая организация. Штаб-квартира: Норфолк, Вирджиния.

Слоган: "Animals are not ours to eat, wear, experiment on, or use for entertainment". = "Животные - это не еда, одежда, эксперименты или развлечения".

Инуиты не спорят с тем, что животные способны страдать.

Инуиты также не возражают против тезиса "Животные имеют права!", поддерживают Дю Солей в отсутствии цирковых номеров с ними и не поощряют ношение женских и мужских (еще более дорогих) шуб в отдельных странах мира, где это все еще модно. (Кстати, подсказка: энтузиасты могут проверить по тексту оригинала, в какой одежде предстал Сэр Баскервиль перед англичанами по приезде из Америки...)

Но "... учитывать основные интересы животных независимо от того, приносят ли они пользу людям..." (с) и процентов на 50 минимум ЗАВИСЕТЬ от того, добудет ли сегодня отец инуитского семейства ЗВЕРЯ или не добудет - а это по сей день в Диком Севере Канады, Аляски и Гренландии ТАК - две большие разницы...

"Охота на тюленей?! Да!!!" - таким был главный КОНТР-тезис певицы и общественного деятеля.

Любой северянин - инуит он или англо-сакс - знает: без мяса тюленей среднестатистическая семья, живущая буквально в паре сотен миль от Северного Полюса, не прокормится. Что в 21-м веке, что в 11-м.

На рубеже тысячелетий Тагак всколыхнула общественность, опубликовав фото, на котором ее ребенок был снят рядом с мёртвым тюленем.

"Я сделала это потому, что оба они - это ПЛОТЬ. Людям противна эта идея. Они покупают бескостные куриные грудки в магазине и РАДОСТНО их едят. Но они никогда не могли УБИТЬ курицу САМОСТОЯТЕЛЬНО. Люди должны знать свой ИСТОЧНИК ПИЩИ..." (С)

Пожелаем инуитам "Больших тюленей!" - помните: "Большой вам пшеницы, труженики полей!"? - и отправимся далее. Уже южнее...

КОЕ-ЧТО О ПАУ-ВАУ

"Pow Wow" - САКРАЛЬНО. Это первое, что должен знать любой из НЕ Indigenous.

Это одновременно: древнейшая межплеменная ТРАДИЦИЯ и крупнейшие ФЕСТИВАЛИ традиций в современной Америке = Канаде, США.

Это, наконец, один из самых узнаваемых ЖАНРОВ в фольклоре КОРЕННЫХ.

Вы уже поняли: в центре действия - БАРАБАН.

Вокруг - СБОРИЩЕ (этимологически, "pow wow" это и обозначает, в сухом остатке) БЕЗУДЕРЖНЫХ певцов - это важно! - и танцоров (это ПРИЛАГАЕТСЯ).

ДЕЙСТВО пау-вау может продолжаться от нескольких минут до нескольких НЕДЕЛЬ. Все зависит от ГЛУБИНЫ требуемой сакрализации. (Эти древние, ЗАКРЫТЫЕ для непосвященных, знания и умения, бывало, останавливали межплеменные войны. А может, и МЕНЕЕ локальные... Письменно никто не фиксировал: табу.)

Фестивали, понятное дело, несут минимум сакрального. Зато максимум драйва для туристов. Это минус. Более, чем плюс. (Мнение Indigenous. Но не продюсеров-коренных-по-принадлежности-и-зову-крови.)

Чероки, сиу, навахо... Развенчиваются многие мифы mass culture. Пау-вау занимаются научные учреждения и энтузиасты.

"Высокие орлиные голоса взлетают над головой, как РАКЕТА..." (С)

Так, поэтично, охарактеризовал пау-вау один из моих друзей, Indigenous, еще в далеком 1985-м.

Тогда мне не резануло слух слово "rocket". Теперь задаюсь вопросом: а что в сознании коренных ассоциировалось со звуками пау-вау ранее того, как в английском появилось это слово?

Установление дружественных связей между "бледнолицыми братьями" и "братьями с Великих Озер/Равнин/Гор", чему, безусловно, исторически способствовали пау-вау (англо-саксы были "тихими" зрителями, по большей части), - это прекрасно! Насколько меньше крови, в результате, было пролито с обеих сторон!

Но необходимо также подчеркнуть, что изначально "белые братья" пытались ЗАПРЕЩАТЬ "красным братьям и сёстрам" заниматься традиционными искусствами.

Не далее, как всего 100 лет назад, в 1923-м году, Чарльз БЁРК, "Комиссар по делам индейцев" (так дословно звучала его должность), ПРОТОЛКНУЛ в Конгресс Закон, ограничивающий время года, когда "индейцы" имели право заниматься традиционными танцами и песнями: в наследовании местных древних традиций усмотрели "угрозу Христианству".

Ответ был адекватным: многие коренные общины продолжили собираться ВТАЙНЕ.

"Театрально! Нарочито! Халтура!" Такие отзывы также можно встретить. Но исключительно от "бледнолицых братьев". И в крупнейших мегаполисах. Где связь времен - вопреки магии пау-вау! - нарушилась НАВСЕГДА...

Если не быть большим знатоком ТОНКОСТЕЙ пау-вау, все происходящее в этом ритуале быстро надоедает. Но это плюс: остаются "ВЕРНЫЕ".

"Хейя! Хейя!" - это далеко не показатель СМЫСЛОВ.

А вот если в ритуале участвуешь как КОРЕННОЙ - различишь большое разнообразие СМЫСЛОВ на реальных кри, пикуни, лушуцид, ниимипуу, лакота, сахпатин, сэлиш, пирахан, оджибве и многих других языках Северной Америки.

"Единение Наций" - один из смыслов слова "powwow".

Современные исполнители в Духе Пау-Вау ворвались в 21-й век "без страха и упрека". КОНСЕРВАТИВНОЕ звучание компенсируется АКТУАЛЬНЫМИ текстами.

Пример - колоритный трек "Facebook Drama" от канадской группы "Northern Cree". (Мы уже "подкованы", чтобы понять, что народ кри живет на широкой территории.)

Автор, Шэйн Дион, в полном смысле этого слова, ВЕЩАЕТ: "Я прочитал твой СТАТУС прошлой ночью. Ты написала, что "кто-то другой крепко обнимает" тебя. И ты поделилась этим ПОСТОМ со всеми нашими друзьями. Я не желаю принимать участие в этой Фэйсбук-драме. Поэтому я нажал "DELETE"..." (C)

В следующей СЕРИИ: мы в гостях у ирокезов, эскимосов, снова - чероки и кри...

Услышимся, ВОЖДИ!!!

(С)   2022