В истории музыки было множество легендарных инструментов, но таких же известных предметов мебели почти не вспомнить, если не считать диваны, появлявшиеся на обложках, или студийные пульты.
Но если углубиться в историю, то существует стул, который не только был у всех на виду ни одно десятилетие, и чьи звуки попадали на записи, но и позднее ставший темой диссертаций, подкастов и документальных фильмов. Этот легендарный предмет мебели принадлежал канадскому пианисту Гленну Гульду.
Стул, сделанный в Канаде в 30-х годах ХХ века, был ровесником самого музыканта, причем предназначался не для пианистов, а был частью гарнитуры складной мебели для карточных игр. Он стал продолжением эксцентричной личности Гульда, который, например, мог который мог от лица выдуманного человека написать негативную рецензию на собственный альбом. Что особенно примечательно, он с легкостью артиста мог изобразить таких персонажей на экране.
В 1953 году отец музыканта (с помощью своего друга) модифицировал стул, подрезав ему ножки, но одновременно и добавил индивидуальную регулировку высоты каждой них. Посадка Гульда за роялем была абсолютно не канонической - он находился низко над полом, на уровне 36 сантиметров (примерно на треть ниже традиционных стандартов), причем это расстояние никогда не менялось. В итоге пианист выглядел больше похожим на безумного ученого из голливудских фильмов, чем на классического исполнителя. С технической точки зрения в таком положении пианист не ударял по клавишам сверху, а тянул их вниз. А если рояль стоял слишком низко, то для этого случая у Гульда были специальные подставки под инструмент.
Стул всегда оставался вместе с Гленном Гульдом - он путешествовал с ним по миру, даже побывав с концертами в СССР в 1957 году. Со временем на нем появились не только заметные потертости, но и полностью исчезла обивка, остался лишь деревянный каркас, несмотря на это, отказавшийся от концертной деятельности в 1964 году канадец продолжал им пользоваться в студии, где к знаменитому пению пианиста (студийным звукорежиссерам не удавалось полностью он него избавится) добавлялся скрип его легендарной мебели. Гульд мог назвать стул "членом семьи", как в видео ниже.
На случай если стул окончательно развалится, у Гленна Гульда был второй, также сделанный его отцом. Одно время музыкант брал на записи оба, но затем все же решил оставлять запасной дома, а затем подарил его звукорежиссеру Лорну Талку, с которым долго работал.
После смерти Гульда в 1982 году стул стал одним из главных символов наследия музыканта, как и перчатки, которые он постоянно носил, и если некоторые музыканты выкручивали громкость на максимум, то Гульд в студии включал на максимум отопление, настолько не терпел холод и комфортно чувствовал себя в тепле.
Стул удостоился отдельного места - он экспонируется в собственной отдельной витрине в Национальном центре искусств в Оттаве, столице Канады.
Главный британский охотник за музыкальными знаменитостями 60-х: полицейский Норман Пилчер
Самая безумная выходка Кита Муна, которую он повторял не один раз